Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: М. М. Пришвин




Скачать 79.74 Kb.
Дата04.07.2017
Размер79.74 Kb.
ТипУрок
Урок литературного чтения в

4 классе.

Тема: М. М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока:

1. Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой биографией писателя;

2. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное;

3. Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Оборудование:

  • портрет писателя

  • выставка книг М.М.Пришвина

  • тестовые карточки

  • компьютер и проектор

  • экран


Ход урока

I. Организационный момент

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Думаю, что наш урок пройдёт так же весело и занимательно.

II. Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ рассказа «Барбос и Жулька» А.И.Куприна. Чему учит нас этот рассказ? (Дружбе, верности, преданности)

III. Подготовка к восприятию.

Мы с вами читаем произведения из раздела «Природа и мы».

Как приятно оказаться в летний день в лесу!

- Предлагаю вам прочитать внимательно слова:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

- Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).

IV. Слово об авторе.

-Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

Учитель:

- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Выставка книг.

«Ребята и утята»

«Лисичкин хлеб»

«Кладовая солнца»

«Медведь»

«Вася Веселкин»

«Золотой луг»

V. Знакомство с произведением.

Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау

– Испания

уаф – уаф

– Франция

уон – уон

- Япония

бау – бау

- Англия

гау – гау

- Вьетнам

гав – гав

- Россия

Учитель:

- Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

- А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? (это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

- Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам.

VI. Первичное чтение (учитель подготовленные ученики).

- Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа?

Перед чтением лексическая работа:

поленокусок распиленного бревна для растопки; (слайд 10)

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (слайд 10)

срам – подберите синонимы: стыд, позор;

бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость; (Слайд 11)

- Вопросы на первичное восприятие:

- Понравился вам рассказ?

_ Кто действующие герои этого произведения? (собака Вьюшка, сорока Выскочка, сороки).

- Какой эпизод понравился больше всего?

- Кто рассказал эту историю?

- Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик). Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?

- Какие особенности жанра вы выделите? (описываются реальные события из жизни героев)

- А к какому типу рассказа отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не сообщает сведения, информацию).

- Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню). Заглавием является имя героя.

VII. Вторичное чтение.

Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана.

- Читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища, так как после чтения вам надо будет выполнить тест.

Тест напечатан на карточках.

- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

2. Откуда приехала Вьюшка?

А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал

3. Какую службу несла Вьюшка?

А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина

4. От какого слова произошла кличка собаки?

А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»

Проверка теста. Оцените себя.

Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка - Вьюшка

- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки.

-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).

- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).

- Как озаглавим эту часть? ( Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).

Физкультминутка

Дальше вы прочитаете про себя до страницы 93.

После чтения вам нужно будет ответить на вопрос

- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

- Как вы думаете, почему она так поступила? (хотела показать себя храброй).

- Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки (говорят, что в семье не без урода и далее на с.93)

- Как вы понимаете это выражение.

- Почему автор выбрал именно эти слова? (Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково? (Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией. Такие произведения называются юмористическими).

Работа над выразительностью.

- Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? ( Выскочка поскакала дуром).

- Как понимаете выражение «дуром»? (по-глупому, бестолково).

- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам?

- Попробуем прочитать и показать это настроение голосом? Что покажем при чтении? (недовольство, возмущение, досаду)

- А как ответила им сорока?

С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо)

- Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?

Кто может зачитать? (что Вьюшка бросится на неё, выбросит кость).

- Как проявила Вьюшка себя в этой ситуации? Что про неё можно сказать? (умная).

- Как можем озаглавить эту часть?

2. Выскочка

Чтение текста «цепочкой» до конца.

- Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.

( Улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить крыльями, поднять пыль).

- Какой частью речи являются эти слова? Что они передают? (действие)

- Если рассматривать сюжетно-композиционный треугольник, где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)? С. 94 ( со слов ..Только бы ещё одно мгновение..).

- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Зачитать этот отрывок.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания)

- Что такое сострадание?

Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нубудь.

- Как вы думаете, кому сострадает автор?

Учитель: Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость.

- Как можем озаглавить эту часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

У нас появился план рассказа «Выскочка»

План:

  • Весёлая собачка Вьюшка.

  • Выскочка

  • Сорока осталась без хвоста.

Дадим характеристику героям.

- Внимательно прочитайте пословицы:

  • «Поспешишь – людей насмешишь»,

  • «Богатством ума не купишь»,

  • «Один якал, якал, да и заплакал» и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.

- Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается?

- Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?

- М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Рефлексия:

Понравился ли вам урок?

Что понравилось больше всего?

Почему история, которую рассказал нам Пришвин, закончилась таким образом?

Домашнее задание:

  • Выразительное чтение 2 или 3 части

  • Подробный пересказ

  • Характеристика героев


Литература:

  • Л.Ф. Климанова «Уроки литературного чтения»

методическое пособие к учебнику «Родная речь 4 класс»

Москва, «Просвещение» 2008 г.

А. Н. Варламов. Пришвин. М., Молодая гвардия, 2008.

  • Оборудование
  • Ход урока I. Организационный момент
  • II. Проверка домашнего задания.
  • III. Подготовка к восприятию.
  • IV. Слово об авторе.
  • V. Знакомство с произведением.
  • VI . Первичное чтение
  • Вопросы на первичное восприятие
  • VII. Вторичное чтение.
  • Тест напечатан на карточках.
  • Физкультминутка
  • Работа над выразительностью.
  • Чтение текста «цепочкой» до конца.
  • Домашнее задание