Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературного чтения. С. А. Клычков. Стихотворение «Весна в лесу». Составитель




Скачать 102.8 Kb.
Дата02.07.2017
Размер102.8 Kb.
ТипУрок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Урок литературного чтения.

С. А. Клычков. Стихотворение «Весна в лесу».


Составитель:

Стороженко Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ НОШ с. Ленинское



Класс

4 Б

Продолжительность урока

45 минут

Тема и номер урока в данной теме


С. А. Клычков. Стихотворение «Весна в лесу». (1 час)


Цели и задачи урока:

Цель: создание условий для анализа стихотворения, развитие навыков анализа лирического произведения; развитие творческого воображения, творческой активности учащихся; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи:

1) учить анализировать лирическое стихотворение, определять тему, настроение;

2) учить описывать картину;

3) учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему.



Тип урока

Изучение нового материала.

Форма и методы работы на уроке

Работа в парах, в группах, дифференцированное домашнее задание, фронтальная работа.

Оборудование


Презентация; аудиоприложение к учебнику; карточка «Соедини слово и его значение», выставка книг, аудиозапись: П.И.Чайковский “Времена года».

Ожидаемый результат


Предметные:

- находить в стихотворении языковые средства, помогающие представить картины природы, услышать звуки;

- читать стихотворение, отражая чувства лирического героя;

- описывать картину художника.

Метапредметные:

- анализировать стихотворение с точки зрения использования языковых средств;

- описывать созданную поэтом картину, выделять фрагменты, озаглавливать их, объединять части в целое;

- сравнивать произведения литературы и живописи.

Личностные:

- эмоционально воспринимать лирические произведения;

- проявлять интерес к живописи;

- получать эстетическое удовольствие от знакомства с произведениями поэзии и живописи.





Этап урока.

Цель.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Цель: настрой на работу, повысить познавательную активность.



1. Организация эмоционального настроя.

- Сегодня на уроке нам понадобится ваше внимание, сосредоточенность, наблюдательность, активность, хорошее настроение.




Самоконтроль готовности.


Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель: проверка домашнего задания и понятия сюжета сказки, подготовка к дальнейшей работе над произведением.



1) Разминка.

- Гимнастика для глаз. (слайд)

- Жужжащее чтение.

2) Проверка д.з.

- С каким разделом мы начали работать?

- С каким поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

- Какое домашнее задание вам было задано?



(2-3 учащихся выразительно читают стихотворение)
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Как поэту удается показать, что осень скоро наступит?
- О чем просит поэт бабье лето? Почему?
- Оценить !!!Кто из читающих выразительно прочитал стихотворение?

Поэтическая тетрадь.

Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
Выразительное чтение стихотворения.
Грусть, радость, тревога.
Паутинки серебристые, зябкий денек, бабье лето.
Сжалиться.

Высказывают свое мнение.



Познавательные: умение обосновывать суждения.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество.



3. Постановка учебной задачи.
Цель: сформулировать основные учебные задачи урока.


- (доска) Рассмотрите репродукции художников и определите тему стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.
- Сегодня мы будем говорить о весне, познакомимся с новым стихотворением раздела «Поэтическая тетрадь». (слайд)
- Какие учебные задачи мы поставим на сегодняшний урок? (слайд)



Высказывают свое мнение.

1. Анализировать стихотворение.

2. Находить средства выразительности.

3. Сравнивать стихотворение и репродукции.




Регулятивные: определять задачи усвоения новых знаний, в сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи.

Познавательные: умение обосновывать свои суждения.





4. Организация познавательной деятельности.
Цель: осмысление системы образов произведения.

1) Биография С.А.Клычкова.

- Что вы знаете о Сергее Анатольевиче Клычкове? Послушайте его биографию. (слайд)

Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) — русский поэт, прозаик и переводчик. Родился 1 июля 1889 в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Было выпущено несколько сборников со стихами поэта: «Дубравна», «Домашние песни», «Гость чудесный», «В гостях у журавлей».

Поэт был хорошо знаком с С. А. Есениным, Максимом Горьким.

В настоящее время на родине поэта, в селе Дубровки Московской области, действует мемориальный музей Клычкова С. А.


2) Словарная работа.

В стихотворении встречается устаревшая лексика.

- Вам необходимо соединить слово с его значением. (работа в парах)


(проверка у доски - слайд)

- В толковом словаре учебника прочитайте значение слов яр и свирелка. с. 218



3) Чтение стихотворения «Весна в лесу»
- Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (слайд)

- Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение в аудиозаписи.


- Какие вы увидели картины, слушая стихотворение?
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?


4) Первичное чтение стихотворения про себя. с. 116-117

- Прочитайте стихотворение.


- Найти и прочитать, как поэту удается показать, что наступает весна и природа оживает?
- В толковом словаре учебника прочитайте значение слов яр и свирелка. с. 218

5) Повторное чтение.

Прочитайте первую строфу.

- О каком времени суток говорится в строфе?

- Найдите олицетворение.

Прочитайте вторую строфу.

- Кого мы встречаем в лесу? 

- Почему зайцы собираются грудой? Докажите! (из 1 ст.)

 

- Какие звуки леса мы слышим? 

- Прочитайте, какой ствол выбирает дятел? 

- У какого дерева ствол рыжий? 

- Какие эпитеты использует поэт в этой строфе?

Прочитайте третью строфу. 

- Какой хребет. Почему?.

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки.

- Какие эпитеты использует поэт в этой строфе?



Прочитайте четвертую строфу.

- Почему автор хочет уйти в бор?

 

- Прочитайте , что делают глухари?



Почему?

Последнюю строфу прочитайте.

- Попробуйте определить, кого описывает автор? Кто может быть этим странником?

- Какие эпитеты использует поэт в этой строфе?
- Для чего поэт в стихотворении использует эпитеты?
6) Работа над выразительным чтением стихотворения. (в парах)

- Подготовьте выразительное чтение в парах, выделяя в стихотворении паузы.


- С какой интонацией будете читать стихотворение? Почему?

- Мы прочитали стихотворение “Весна в лесу” 


Рассмотрите репродукции картин художников – мастеров. Все они о весне. Чья картина ближе всех весне Клычкова? Докажите строчками из стихотворения. (на доске и учеб. с. 116-117)

7. Творческая работа в группах.

- А сейчас, ребята, вы можете создать свой шедевр о весне (на выбор).

1) Подобрать рифмы:

Весна –


Капель –

2) Придумать двустишие по рифмам:

Капель –

апрель.


Весною –

сосною-


3) Придумать стихотворение на тему «Весна».

- Поможет вам музыка Чайковского “Времена года. Март”.

- Проверка заданий.


Высказывания учащихся.

Работают в парах.
Утренник- начало дня.

Груда- большая куча чего-нибудь.

Рудый- вымерший, грубый.

Дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.

Никнуть- опускаться, пригибаться.

Истома-чувство приятной расслабленности.

Лома- ощущение ломаты.

Нарукавник – украшенная манжета женского платья.

О весне, пробуждении природы.


Высказывают свое мнение.

Радость, веселье, оптимизм, т.к. природа пробуждается.

Снег обтаял под сосною, капель.

Об утре.

Тепло, мягкий мох.


Звезды гаснут.


Зайцы, дятел.

Снега нет под сосною, тепло на мягком мху.

Капель, звук дятла.


Рыжий, сухой.

Может быть сосна.


Красногрудый, сухой, рудый.
Багровый хребет, отсвет зари.

Встанет, щуряся в лому…

Багровый, тягучий.

Наблюдать за пробуждением весны.


Глухари кружатся. 

танцуют друг перед другом, распустив крылья.

Чудный странник (чем-то необычный).

Может быть другой былинный герой. А может быть ему виделся Сергей Есенин в золотых кудрях? Мы знаем, что Клычкову было близко творчество Есенина.

Чудный, золотых.

Лучше представить картину весны.

Плавно, неторопливо, спокойно.

Выразительно читают в парах.

Сходство - тема ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны.


Работа в группах.


Весна – красна, …

Капель – апрель, …




Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме, владение монологической формы речи.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по результату, сохранению заданной цели.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, эмоциональный отклик.



5. Итог урока.
Цель: развивать умение делать выводы, оценивать работу одноклассников.

- Наш урок подходит к концу.

Какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

- Что у вас сегодня на уроке получилось? Что вызвало затруднение?

- Какое настроение у вас осталось после работы на уроке?



1. Анализировать стихотворение.

2. Находить средства выразительности.

3. Сравнивать стихотворение и репродукции.
Высказывают свое мнение.


Коммуникативные: умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме.

Познавательные: строить собственные рассуждения на тему высказывания.

Регулятивные: сохранение заданной цели, умение видеть ошибку и исправлять ее.


6. Домашнее задание.

1)Выразительное чтение (наизусть).

2) Найти другие стихотворения

С. А. Клычкова и прочитать.



Высказывания учащихся.

Регулятивные: способность преодолевать трудности, понимать перспективы

дальнейшей работы.



  • 1) Разминка.
  • (2-3 учащихся выразительно читают стихотворение)
  • (слайд) - Какие учебные задачи мы поставим на сегодняшний урок (слайд)
  • 1) Биография С.А.Клычкова.
  • 2) Словарная работа.
  • (проверка у доски - слайд)
  • 4) Первичное чтение стихотворения про себя. с. 116-117
  • 6) Работа над выразительным чтением стихотворения. (в парах)
  • (на доске и учеб. с. 116-117)
  • Утренник
  • Никнуть