Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературного чтения И. А. Крылов. Слон и Моська. Мораль басни 13 Мар by Бабкина Наталья Викторовна, учитель начальных классов Цель урока: знакомство с произведением И. А. Крылова «Слон и Моська»




Скачать 77.41 Kb.
Дата05.07.2017
Размер77.41 Kb.
ТипУрок
Skip to content MENU Биографии Геоинформационные системы Глобалистика и геополитика Гуманитарный Рунет Беллетристика и филология Бизнес Астрономия Библеистика и богословие Биология Артефакты Альтернативная наука Архитектура и строительство Астрология Иностранные языки Атеизм Виртуальные библиотеки Библиотековедение Архитектура и города Вычислительная техника География Диссертанты и диссертации Биотопливо Биотехнологии Все Академии Генеалогия Гносеология Вакансии и резюме Естествознание Демография Урок литературного чтения И.А. Крылов. Слон и Моська. Мораль басни 13 Мар by Бабкина Наталья Викторовна, учитель начальных классов Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение морали басни. Задачи урока: Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра. Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения» Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни). Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен. Воспитывать положительные моральные качества. Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская «Литературное чтение 3 класс» (Перспектива); компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран, презентация; иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы; аудиозапись басни в исполнении И.Ильинского. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Послушайте отрывок стихотворения П.Вяземского и скажите, кому оно посвящено. Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. - О ком пишет поэт - Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями. 1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца. - Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. Нам поможет 1 группа (Приложение 1). - Есть ли интересные дополнения о баснописце 2) Викторина по изученным басням. - Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их, а помогут в этом ребята второй группы. Они проведут викторину «Угадай!» Назовите имя первого баснописца. Где он жил А кто из современных писателей сочинял басни Героиня какой басни так и не нашла нужное применение очкам (рисунок к басне) Напомните нам мораль этой басни. Из какой басни эти строки: «До того ль, голубчик было В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило…» (рисунок). Что посоветовал Муравей Стрекозе В какой басне герой пятился назад (рисунок) А почему воз остался на месте Прочитайте отрывок к этому рисунку (из басни «Ворона и Лисица»). Какова мораль басни «Ворона и Лисица» - Молодцы, ребята! Спасибо за интересную викторину и за знание басен. 3) Повторение о басенном жанре. - К какому литературному жанру мы относим произведения Крылова - Напомните, что такое басня - Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ». - Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила - Что такое мораль басни (это вывод или поучение, это главная мысль басни) - И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы живём в 21 веке, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни (Людские пороки, как ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, есть и в настоящее время и в наши дни высмеиваются; а такие качества, как доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие одобряются. Высмеиваются и одобряются качества и характеры людей.) - А в баснях образы людей каким образом созданы Как называется такой приём в литературе (Иносказание.) III. Физкультурная минутка (фоновая музыка). По классу развешаны рисунки героев басен Крылова. По заданию учителя ищут глазами названного персонажа. - Тихонько встаньте. Внимательно слушайте меня. - Повернитесь направо и отыщите глазами изображение героини, любившей очки. - Станьте прямо и найдите, не поворачивая головы, в верхнем правом углу лисицу. - Повернитесь налево и отыщите глазками героев, которые так и не сумели сдвинуть воз. - Станьте прямо и найдите глазами героиню, потерявшую по своей глупости сыр. - А сейчас отыщите глазками героев басни «Стрекоза и муравей» Молодцы, были очень внимательны. Я думаю, что вы готовы к восприятию нового произведения Ивана Андреевича. IV. Постановка проблемной задачи урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни V. Работа над басней. 1) Прогнозирование содержания. - Как вы думаете, о ком эта басня - Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона) - А кто по-вашему Моська Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи) - Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.) - Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська. 2) Самостоятельное чтение басни. - Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения. - Оправдались ли ваши предположения о героях басни. 3) Словарная работа. - Встретились ли вам незнакомые слова - Объясните значения данных слов (Приложение 2). Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда. Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. Диковинка – странная, удивительная вещь или явление. 4) Работа над содержанием басни. - Повторное чтение басни отдельными учениками. а) Беседа. - Каким художник рисует Слона Найдите в тексте слова, которые позволяют понять характер Слона. - Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню - Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи Как понимаете выражение «ну на него метаться» - Заметил ли Слон, что у его ног какая-то собачонка - Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу Какими качествами обладает каждый их них - Выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам. Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя. Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный. Задание: первый вариант подчёркивает слова, которые характеризуют Слона, второй – Моську. Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка по таблице на доске. - Как называются такие слова б) Работа над образными выражениями. - Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям (Приложение 3): 1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.) 2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.) 3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.) 4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.) 5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.) 6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.) в) Выборочное чтение. - Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации прикреплены на обратной стороне доски вразнобой). - Восстановите последовательность событий басни. - Что Моське посоветовала Шавка За что она осуждает Моську - Прочитайте, для чего Моська напала на Слона. - Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки - Как автор относится к героине Найдите слова, в которых звучит явная насмешка. - А как вы относитесь к Моське - Что Крылов высмеивает в басне (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.) - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание. - В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев - А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни 5) Чтение мастером художественного слова. - Сядьте поудобнее, закройте глазки и внимательно послушайте басню в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром. (Звучит запись басни.) - Заметили разницу при чтении своём и мастером слова 6) Чтение по ролям. - Давайте и мы попробуем прочитать басню по ролям. Я предлагаю вам варианты чтения: один ученик читает в лицах или группа чтецов по ролям. - Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию. (Слушание детей. Оценивание.) VI. Итог урока. - Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни Почему так думаете - Какова же мораль басни - Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) VII. Рефлексия. - У вас на столах лежат домики двух цветов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку (жёлтый – радостное, весёлое, синий – грустное, печальное) и напишите на нём, какой нравственный урок извлекли для себя из басни. Затем прикрепите на динамической картине. - Что вам напоминает получившийся рисунок - Все ли соответствует содержанию басни (добавить Шавку, убрать Тигра) VIII. Домашнее задание. - Выберите для себя задание: а) выучить басню, нарисовать иллюстрацию; б) выразительно читать басню; составить вопросы к басне; в) выразительно читать, составить кроссворд по басне. Posted in Архитектура и строительство Навигация по записям Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области Музыка Урок русского языка по теме Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. 2-й класс Добавить комментарий Отменить ответ Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены Комментарий Имя E-mail Сайт Найти: jQuery(document).ready(function(){ jQuery(#tab-container).easytabs(); });

  • Урок литературного чтения И.А. Крылов. Слон и Моська. Мораль басни
  • Ход урока I. Организационный момент.
  • III. Физкультурная минутка (фоновая музыка).
  • IV. Постановка проблемной задачи урока.
  • Добавить комментарий Отменить ответ