Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 9-м классе Тема: "Чацкий и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"




Скачать 101.02 Kb.
Дата27.06.2017
Размер101.02 Kb.
ТипУрок

Урок литературы в 9-м классе

Тема: "Чацкий и Молчалин» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"


Цель урока: продолжить работу по раскрытию идейного содержания комедии, показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным.

Задачи урока:

- формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;

- развивать умение сопоставительного анализа, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;

- воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Наглядность:


  • портрет А.С. Грибоедова,

  • иллюстрации к комедии,

  • список критической литературы,

  • тексты комедии “Горе от ума” (учебник)

Оборудование:

  • компьютер,

  • презентация ученика,

  • карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, о Чацком.

Предварительное домашнее задание:

  • в тексте комедии найти афоризмы (всем),

  • подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).

План урока

  1. Организационный момент урока. Постановка целей урока.

  2. Проверка домашнего задания:

    1. викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;

    2. презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;

    3. характеристика Чацкого и Фамусова.

По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.

  1. Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.

  2. Изучение новой темы:

    1. вступительное слово учителя;

    2. беседа по теме урока. Выводы;

    3. практическая работа с карточками ( критические высказывания о герое комедии, Чацком);

    4. анализ высказываний о Молчалине;

    5. работа класса с таблицей;

    6. обобщение по теме урока ( дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).

  1. Итоги урока рефлексия.

По ходу урока делать записи в тетради.

  1. Домашнее задание:

А) анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно (всем);

Б) подготовить тест по пройденной теме (по желанию).



Ход урока

I. Организационный момент урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, вы уже знаете, что такое иногда случается. Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.



Проблемный вопрос:

Молодые люди все очень разные. А какими хочет видеть их фамусовское общество?

А вы можете назвать произведение, в котором мы уже рассматривали этот вопрос? («Недоросль»)

II. Проверка домашнего задания.

Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

Вопросы викторины:


  1. Чего не наблюдают счастливые? (часов)

  2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова? (московского с нижегородским)

  3. Где хорошо нам? (где нас нет)

  4. Какими словами заканчивается комедия? (карету мне, карету!)

  5. Закончите афоризмы:

    1. Свежо преданье… (а верится с трудом)

    2. И дым отечества… (нам сладок и приятен)

    3. Ах! Боже мой! Что станет (говорить княгиня Марья Алексеевна)

Презентация ученика на тему “Фамусовское общество”, отражение взглядов и позиций представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Картунова Юлия.

III. Беседа по ранее изученному материалу

Вопросы:


  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? (Вспомните –3 единства, говорящие фамилии)

  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?

  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?

  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации?

  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

Фамусов – главный представитель высшего общества, олицетворяет старую Москву, а дом Фамусова – это и есть Москва. Здесь господствует старый уклад – старые обычаи и старые нравы. 1. Фамусов неглупый человек, важный чиновник, но легковерный отец. В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В своих речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое впечатление: 2. Фамусов умен, его речь метка и афористична. Почему умный человек выглядит глупцом и кажется таким? Да потому, что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль. 3. Причина фамусовской «глупости» – в упрямой косности и открытом неприятии всяких изменений, которые отрицаются заранее и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. 4. Фамусов отвергает реальность. А человек, оторванный от реальности, поневоле выглядит смешным и глуповатым.

(Записать в тетрадь выделенное)

IV. Изучение новой темы

1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек. У него есть все, чтобы стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один герой Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Кто из них нужнее обществу?? Поэтому тема урока «Чацкий и Молчалин»



2. Беседа по теме урока (работа с привлечением текста комедии)

Вопросы:


  • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?

  • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?

  • Что говорят герои друг другу при встрече?

  • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?

  • Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

3. Практическая работа

Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.



Карточка № 1

Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”



Карточка № 2

Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.



Карточка № 3

Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”



Карточка № 4

Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.



Карточка № 5

Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, идеальный шут. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это … мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.



Карточка № 6

Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.



Физминутка (проводит учитель)
Теперь о Молчалине: (см. заготовка 1) его высказывания

Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Чацкого в том, что не он, а Молчалин — избранник её сердца?

Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?

Какие черты Молчалина раскрываются в разговоре с Софьей?

И почему Чацкий делает вывод: «Шалит, она его не любит»?

По каким жизненным принципам живет Молчалин?

Какие свойства натуры этого персонажа позволяют причислить

Его к людям «века минувшего»?

Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?

Высказывание действующих лиц

Софья:

«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив и умен, но робок…»



«Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других забыть себя готов,

Враг дерзости,— всегда застенчиво, несмело…»

Чацкий:


«…Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвие печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных»

Лиза:

«Скажите лучше, почему



Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»

Чацкий:


«Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее создание!»

Софья:


«а он?.. смолчит и голову повесит»

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел: При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит…»

«…Он, наконец, уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства…»

Чацкий:


«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами…»

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! так моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…»



Уточняющие вопросы

Y Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?

Y Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? а может быть, это только увлечение?

Y Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?

Y Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?

Y Может ли Молчалин стать другим?

В) Литературно-критический материал
Вот как писал выдающийся русский писатель И. Гончаров о Молчалине:

«…Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живет в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишен в манере и тоне известных приличий. Он «вкрадчив, тих», говорится о нем в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»

(Из статьи И. Гончарова «Мильон терзаний»)

Y Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, которую дает Гончаров?

y Чем особенно опасны «Молчалины»?

Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?


Теперь давайте посмотрим, что и кому говорит сам Молчалин:

«В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь»

«Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного»,

«Пойдем любовь делить Плачевной нашей крали»,

«Без свадьбы время проволочим…»,

«Есть у меня вещицы три…», «прехитрая работа», «Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри»


«По мере я трудов и сил…»,

«Нет-с, свой талант у всех…», «Два-с: Умеренность и аккуратность»,

«Вам не дались чины, по службе неуспех?»,

«Не смею моего сужденья произнесть»


«Веселое созданье ты! живое!»,

«Какое личико твое!»,

«Подушечка, из бисера узор…»,

«Игольничек и ножнички, как милы!»,

«С духами сткляночки: резеда и жасмин»,

«Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл!»,

«Мой ангельчик, желал бы в половину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну»,

«Дай обниму тебя от сердца полноты», «Зачем она не ты!»



4. Работа класса с таблицей.

Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина”



Сопоставительные признаки

Чацкий

Молчалин

Происхождение

 Известная Москве дворянская семья

 Неизвестный бедный служащий

Поведение

Свободное, независимое

Прислуживает, угождает всем

Жизненные ценности

 Служить бы рад. Прислуживаться тошно!

“ И награжденья брать и весело пожить”

Отношение к Софье

 Любит и не скрывает своих чувств от Софьи и ее отца

“ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

Отношение к фамусовскому обществу

Не приемлет мораль фамусовского общества

Очень дорожит тем, что попал в это общество и желает закрепиться в нем. Особенно в этом надеется на Фамусова

  1. Обобщение по всей теме

Кого обычно уважают люди? К кому испытывают симпатию? К тому кто трудится или к тому, кто живет за счет других? Молчалин трудится, а Чацкий нет. А мы можем сказать, что нам симпатичен Молчалин? Почему?

Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо: (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать,заискивать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

А какими хочет видеть фамусовское общество молодых людей? (Такими, как Молчалин)



V. Итоги урока. Из уроков литературы и истории вы знаете, что попасть в высшее общество необычайно сложно. Высшее общество ищет сближения с представителями только своего круга. НО:

  • Почему же представители фамусовского общества не принимают Чацкого? И охотно общаются с Молчалиным?

  • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?

  • Кто из героев вам ближе?

  • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?

Рефлексия:

Чем запомнился вам сегодняшний урок?

О чем вы задумались, работая над анализом этих персонажей?

Актуален ли этот вопрос (тема урока) для наших дней?



Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке в жизни?

VI. Домашнее задание:

  1. Анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно( всем);

  2. Подготовить тест по пройденной теме (по желанию).