Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 9-м классе. Н. М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме Цели урока: Образовательные




Скачать 73.78 Kb.
Дата01.07.2017
Размер73.78 Kb.
ТипУрок
http://uchebilka.ru/literatura/110897/index.html


Урок литературы в 9-м классе.

Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме




Цели урока:

Образовательные: Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма

Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

^ Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»

^ Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

(В.Г.Белинский)

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.



II. Запись темы, эпиграфа .

III. Изучение нового материала.

1).Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара - Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

^ 2). Учитель. На сегодняшний урок вы приготовили литературные визитки о жизни и творчестве Н.М. Карамзина. Пожалуйста, дополните мое сообщение о писателе. (Учащиеся дополняют рассказ учителя, опираясь на дополнительный материал)

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе .

- Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

3). Введение понятия “сентиментализм” .

- Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.



Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление(Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как“изящное изображение основного и повседневного”.



^ Учитель. 1.Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

2. Чего вы ждёте от произведений сентиментализма(Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

3. ^ Запишите в литературоведческий словарь термин «Сентиментализм»

- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. На уроках художественной культуры мы с вами изучали такой вид искусства, как живопись, а также рассматривали разные живописные жанры. Один из жанров живописи – это портрет. Посмотрите на два портрета Екатерины II . Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики определяют, что портрет, выполненный Ф. Рокотовым, классицистический, а произведение В. Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).



^ Учитель. Что вы знаете о художнике В. Боровиковском? (рассказ учащегося об этом художнике и его творчестве)

- А вот еще три картины XVIII века. Только одна из них принадлежит перу

В. Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор(На слайде картины В. Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф. Рокотова “Портрет А.П. Струйской”).

4). Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление сводной таблицы .

Учитель. Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Перед вами образцы таблицы. Заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Время для выполнения этого задания – 3 минуты. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с таблицей ).



^ 5. Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома.

Учитель. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.

1). О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

^ 2).От какого лица ведётся повествование?

3). Какова роль пейзажа в произведении?

4). Какими вы увидели главных героев? (обращение внимания на таблицу со сравнительными чертами классицизма и сентиментализма, а также учащиеся показывают свои иллюстрации к повести, комментируя свой выбор)

^ 5). Как к ним относится автор? (работа по иллюстрациям к повести)

6). Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?(Учащиеся называют отличия, используя свои таблицы)

V. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Прием «Свободный Микрофон»

o Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?

o Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

^ Оценивание учащихся.

У. Домашнее задание.

1. Учебник, стр. 120-128

2. Подготовить ответ на вопрос: «Интересна ли повесть «Бедная Лиза» современному читателю? Чем?

Приложение № 1

Откроем словарь литературоведческих терминов. «Сентиментализм – непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувства». Само название «сентиментализм» (от англ. SENTIMENTAL – чувствительный, фр. SENTIMENT – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Сентименталисты, в отличие от классицистов, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства.

Автор сочувствует своим героям, его задача – заставить читателя сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления. Отсюда и эмоциональный характер повествования в этих произведениях.

Для сентименталистов характерно стремление представить человеческую личность изнутри, в движениях души, изменениях чувств и настроений. Они не делят, как классицисты, героев на положительных и отрицательных; важно, что герой осознаёт свои недостатки и старается их исправить, страдает от своих дурных поступков. В обрисовке характеров героев и их оценке нет прямолинейности, однозначности.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение мирной жизни простого человека на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж, который выступает как средство психологической характеристики героев, отражения их душевного состояния.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, - во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца. Основная тема таких произведений – любовь и связанные с ней чувства.



Приложение № 2


Классицизм


Линия сравнения


Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума




^ Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души


Гражданская , общественная




^ Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность



Герои и

характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям


Вспомогательная, условная




Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев


Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира




Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия







  • Образовательные
  • Воспитательные
  • Оборудование
  • Ход урока 1 . Организационный момент. П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
  • II. Запись темы, эпиграфа . III. Изучение нового материала. 1).Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.
  • 3). Введение понятия “сентиментализм” .
  • ^ Учитель. 1.Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное” 2. Чего вы ждёте от произведений сентиментализма
  • ^ Запишите в литературоведческий словарь термин «Сентиментализм»
  • ^ Учитель. Что вы знаете о художнике В. Боровиковском
  • 4). Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление сводной таблицы . Учитель.
  • 3). Какова роль пейзажа в произведении 4). Какими вы увидели главных героев
  • ^ 5). Как к ним относится автор
  • V. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Прием «Свободный Микрофон»
  • ^ Оценивание учащихся . У. Домашнее задание.
  • Приложение № 2 Классицизм
  • ^ Основная тематика
  • Герои и характеры