Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 9-м классе "Изображение народного характера войны (по произведению М. А. Шолохова "Судьба человека") Интегрированный урок литературы и русского языка




Скачать 111.83 Kb.
Дата08.07.2017
Размер111.83 Kb.
ТипУрок

№4 Урок литературы в 9-м классе "Изображение народного характера войны»

(по произведению М.А. Шолохова "Судьба человека")


Интегрированный урок литературы и русского языка.

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Сегодня мы посмотрим на войну глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.



III . Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. Инсценирование встречи автора с героями.

2 .Слово учителя.

- Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? Каков его сюжет? О чём он? - От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе). - А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося

(ответы учащихся из учебника литературы и дополнительных источников).

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания. В «Судьбе человека» два рассказчика. Один из них не говорит о себе ничего конкретного, занимает подчиненное положение. Можно предположить, что в лице этого повествователя перед нами предстает писатель. Шолохов создал художественный мир, в котором выступает автор, на наших глазах, изображающий весну, себя и героя, - героя, который, в свою очередь, повествует о своей судьбе. Образ автора сложен: он развивается, изменяется на протяжении повествования. Рассказ в рассказе – так мы могли бы сказать о композиции произведения. При работе над ним автор опирался на действительную встречу с прототипом Соколова. Позиция автора-рассказчика не позволяет в избранной ситуации глубоко раскрыть внутренний мир и судьбу Соколова без его обстоятельного монолога. Оба рассказчика играют активную роль в произведении, взаимно дополняют друг друга и вместе с тем ведут относительно самостоятельные «партии». Автор – повествователь помогает нам не только пережить, но и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи. Увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл. Все изображенные события пропущены через сознание рассказчика. Автор, столь близко соприкоснувшийся с трагическими страданиями героя, почувствовал, как «вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала» ему сердце. Столь же много перенес Соколов, если его рассказ так сильно подействовал на автора. «Пожилые, поседевшие за годы войны мужчины» «плачут… и наяву». «Тут главное – уметь вовремя отвернуться», отвести горе от сердца Ванюши, которое и так уже сильно придавило ребенка, внести в его жизнь больше света и радости. «Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…» - заключительная фраза.

4 О сказовой форме повествования в рассказе М. Шолохова.

(ответы учащихся из учебника литературы и дополнительных источников).

Повествование Соколова – это, по сути, сказ. При использовании такой формы вес субъективного начала в произведении повышается, так как своеобычность рассказчика ощущается рельефно, его мысли, чувства пронизывают всё повествование. Шолохов сумел преодолеть негативные моменты сказовой формы, введя второго повествователя, избрав сказителя из гущи народной, включив его в борьбу мировых общественных сил. “Судьба человека” – это, в сущности, эпос, только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существенного, до самого важного – до одной человеческой судьбы, вобравшей в себя суть и смысл великого подвига народа. Название рассказа точно отображает основную проблематику произведения, то главное, о чем пойдет речь.

5. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.

(выразительное чтение эпизода подготовленным учеником)

-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

- Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

- Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”, давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

6.Слово учителя.

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

- Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

7. Анализ эпизода в церкви.

-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

8.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода по ролям).

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

- Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, «выдюжить» становиться жизненным кредо Соколова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».)

9.Слово учителя.

- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы»; «Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: «Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит». Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: «За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение («...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.»)

- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

10. Фрагмент кинофильма эпизода встречи Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки — как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло» «Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл».

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).



11. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

( Да, справится. Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.)

Представьте себе, что вы автор и встретились с героем через 15 – 20 лет. Что бы вы рассказали читателям о новой встрече?



IV. Подведение итогов.

В рассказе “Судьба человека” поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера. Шолохов неоднократно обращался к мысли о цене великой победы, о тех страшных потерях, которые принесла Родина во время Великой Отечественной войны: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать все сызнова». Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.



V. Домашнее задание. Рассказ о сказовой форме повествования в рассказе Шолохова. По выбору учащихся: Написать отзыв на прочитанную книгу или ответить на вопрос письменно: «Можно считать личность Соколова героической?»

Урок русского языка

Цель:


  • выявить черты индивидуально – языкового стиля писателя;

  • совершенствовать связную устную и письменную речь;

  • обогащать словарный запас и грамматический строй речи;

  • обучать комплексному анализу текста

Оформление урока:

  • план комплексного анализа текста;

  • текст для комплексного анализа текста;



Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. Мы продолжим тему, начатую на уроке литературы, и поработаем с текстом М. Шолохова «Судьба человека».

  2. Проверка домашнего задания. 1. Озвучить задание на дом. 2. Синтаксический разбор предложения. Запишем предложение на доске. (В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.) – Простое или сложное предложение дано вам было для синтаксического разбора? - Сколько простых предложений входит в состав сложного предложения? Назовите их. – Какие виды сложных предложений вы знаете? – Охарактеризуйте предложение. – Чем осложнено предложение? – Выпишите основы предложений (подули ветры, оголились пески, вспыхнули лога и балки, взыграли речки, дороги стали непроездны). – Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. – Какие союзы использованы в этом предложении? Что они соединяют? – Проверим схему предложения (схема построена учеником на доске). – Объясните орфограммы в словах взломав, вспухли .

III. Комплексный анализ текста. 1. Художественное чтение текста учителем. 2. Знакомство с планом комплексной работы текста. План комплексного анализа текста.

1.Прочитайте отрывок из «Судьбы человека» Шолохова. Подготовьтесь к пересказу. 2. Какова тема, основная мысль текста? Докажите, что это текст. 3. Озаглавьте текст. 4. Найдите в тексте сравнения. Объясните их использование. 5. Подберите синоним к слову «закипела». 6. Объясните лексическое значение слова порознь. 7. Запишите первое предложение. К предложению с прямой речью подберите его грамматический синоним – предложение с косвенной речью. Сравните синонимические конструкции. 8. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? 9. Найдите стилистические фигуры (обращения, неполные предложения, вводные слова), объясните знаки препинания. 10. Для морфологического разбора слов используйте глаголы предложения. 11. Приготовьтесь к выразительному чтению текста.

IV. Итог урока. (Анализ выполненной работы, связи с уроками литературы; комментирование оценок) V. Домашнее задание: Выписать предложения с прямой речью, подберите их грамматические синонимы – предложения с косвенной речью. Составьте схемы предложений. Составьте словарный диктант на встретившиеся орфограммы, объясните их правописание. Одно из предложений выберите для синтаксического разбора.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М.:дрофа, 2001. 2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006. З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.