Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 9 классе «Война в моей памяти»




Скачать 201.95 Kb.
Дата04.07.2017
Размер201.95 Kb.
ТипУрок
«Война в моей памяти»

урок литературы в 9 классе
Подготовила:

Шаповалова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы


Урок литературы в 9 классе «Война в моей памяти», посвящённый творчеству писателя-фронтовика Бориса Васильева.
Цели и задачи:

1.Дать обзор творчества писателя-фронтовика Бориса Васильева.

2.Развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.

3.Воспитывать патриотические чувства: любовь  к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.

 

Ожидаемые результаты:

1.Вызвать эмоциональный отклик в сердцах девятиклассников.

2.Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы.

3.Желание  выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.

4.Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.


Основные умения и навыки:

Развивать навыки  работы с текстом,

навыки связной речи,

умение слушать,

делать записи, выводы.

 

Оборудование:

Выставка книг Бориса Васильева.

Видеозапись отрывка из фильма « Русский солдат»

Видеозапись отрывка из фильма «Аты – баты шли солдаты».
ТСО:   

Компьютер.

Мультимедиапроектор.   

Видеомагнитофон



На фоне музыки звучат слова:
Учитель. Старые фотографии. Всего-то доля секунды, когда перед объективом замирает время. В фотоснимках – память поколений и конкретных судеб. И оказывается, что в судьбе одного человека отражается судьба поколения, о котором современники скажут:

« Нам было тогда по двадцать и сорок лет одновременно. Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй каждый день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти, быть зелёной; фонари – для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний, пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими, все ненаписанные стихи должны быть легко написаны. Весь мир, тёплый, мягкий, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, - там, позади, не было ожесточённой непримиримости и ненависти; везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок.

За долгие четыре года войны, каждый час, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и мнилось прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

Мы узнали, что мир прочен и зыбок…

Мы узнали мир вместе с человеческим подвигом и страданиями…Наш душевный опыт был переполнен до предела…

Наше поколение – те, что остались в живых, - вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру и надежду. Но мы стали непримеримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена большой кровью»

А имя человека, в чьей судьбе отражена судьба поколения – Борис Васильев.
Музыка завершается
Сообщение ученика 1. Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Лев Александрович – кадровый офицер царской, впоследствии – Красной и Советской армии. Мать – Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века. Детство Васильева прошло в Смоленске.
/Выходит ученик, выступающий в роли Бориса Васильева/
Ученик-Б.Васильев. «Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен - есть множество городов и красивее, и древнее его,- повезло потому, что Смоленск моего детства еще оставался городом-плотом. Город превращали в плот история с географией. Географически Смоленск -
в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей -
расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. И все это разноязыкое, разнобожье и разноукладное население лепилось подле крепости, возведенной Федором Конем еще при царе Борисе, и объединялось в единой формуле: ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
...Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты - колыбель детства моего. И детство, и город были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра - детство или Смоленск.»

Учитель. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе «с детства переплелись в его сознании».

Впоследствии, учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.



Ученик-Б.Васильев. «В воскресенье 22 июня 1941 года я с Колей и еще с двумя ребятами из нашего класса бежали купаться на реку Воронеж. На углу Комиссаржевской и Энгельса нас застигла гроза; ближе всего оказался навес над подъездом бывшей нашей — она была неполной, то есть семилеткой, а мы уже учились в девятом — школы № 54. Мы спрятались под ним и громко вопили от восторга перед ливнем, громом и молниями. А потом открылась дверь, и вышел директор Николай Григорьевич, которого мы когда-то так боялись. Лицо его было серым. «Мальчики,— сказал он.— Война, мальчики». А мы заорали «ура!».

Из четырех семнадцатилетних парнишек, глупо оравших «ура!» в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один.»



Сообщение ученицы 2. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.



Ученик-Б.Васильев: «...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

Сообщение ученицы 3.Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина, где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни:

Ученик-Б.Васильев. «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.

– Мины.


– Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.

– Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.

– Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.

Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг»



Сообщение ученика 4. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Учитель.Тема войны становится главной в творчестве писателя. «Военная проза» бывших рядовых и лейтенантов Великой Отечественной войны силой таланта и нравственной своей чистотой заставила считаться с той правдой, которую она была призвана сказать от лица своего поколения. От лица тех, кто ушёл на фронт совсем молодым…

Ученик-Б.Васильев...Я не стал историком. Порой я с густой горечью думаю, кем мы не стали. Мы не стали Пушкиными и Толстыми, Суриковыми и Репиными, Мусоргскими и Чайковскими, Баженовыми и Казаковыми. Мы не стали учеными, инженерами, рабочими, колхозниками. Мы не стали мужьями, отцами, дедами. Мы стали ничем и всем: ЗЕМЛЕЙ.

Потому что мы стали солдатами.

Мы взрывали, вместо того чтобы строить; ломали, вместо того чтобы чинить; калечили, вместо того чтобы помогать, и убивали, вместо того чтобы в счастье и нежности зачинать новые жизни. Говорю «МЫ» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда еще не был освобожден Смоленск. Война переехала и через меня и если не запахала, не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она — во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще — особый долг за то, что целым и невредимым оставили именно меня…

Учитель. Тему войны и судьбу поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев отразил в повести «Завтра была война». Судьба 9 «Б» класса трагична. А начинается повесть историей дружбы мальчишек и девчонок 7 класса. Впрочем вы знаете о чём эта повесть.Я предлагаю вам поработать над тестом на знание текста.
Ученикам раздаются тесты / Приложение 1/
Учитель. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие...» знакома многим. Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Васильева притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.

Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния пятерых девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности – женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины.

Учитель.Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повести «В списках не значился»

Повесть основана на документальном материале – обороне Брестской крепости. Главному герою автор дал имя своего погибшего друга. Мне необходимо было положить свой венок на могилу самого близкого друга моего... - скажет он впоследствии.



Сообщение ученика 5. Название произведения – «В списках не значился». Так и было на самом деле. Списки всех служивших в Брестской крепости были отправлены в центр в мае 41-го. А все, кто прибыл позже, в этих списках не значились. Но в 4 часа утра 22 июня 41 известные и неизвестные защитники отразили удар противника на первом рубеже нашей страны и последнем рубеже своей жизни.

Сложный фронтовой путь главного героя лейтенанта Плужникова - путь преодоления лишений, страха смерти, голода – путь подвига. Герои крепости умирали непобеждёнными. Главный герой скажет «Человека нельзя победить, если он этого не захочет. Убить можно, а победить нельзя». Эти слова могли бы сказать все защитники Брестской крепости.


Демонстрация отрывка из фильма « Русский солдат»
Учитель. Русский солдат. Это его потом и кровью добыта победа в самой страшной войне века 20. Да нельзя писать о победе 45-го не держа в памяти оборону крепости Бреста в 41-м.

Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя, его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру.

О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам.

Сообщение ученика 6. По сценариям и книгам Б.Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Офицеры» и слова главного героя фильма «Есть такая профессия Родину защищать» - стали смыслом жизни уже послевоенных поколений, «Очередной рейс», «Длинный день», «На пути в Берлин» «А зори здесь тихие», « Завтра была война» , «Я – русский солдат» . А 1976 году на экраны выходит фильм «Аты – баты шли солдаты», который нельзя до сих пор смотреть без слёз.
Демонстрация отрывка из фильма «Аты – баты шли солдаты».
Сообщение ученика 7. Павшим в боях за Родину посвящено всё творчество Бориса Львовича Васильева - лауреата Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова «Апрель», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Члена Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академика Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Человека, награжденного орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.



Учитель. Сегодня историю, память нельзя понимать как нечто минувшее, ушедшее в небытие. История преподнесла нам святой урок - мы, воевавшие с фашизмом, поняли, что, кроме боевой техники, наше Отечество обладало и ещё одним грозным оружием – героическим прошлым. В войну мы выстояли ещё и потому, что нам в удел достался дух наших предков. Память – это сильнейшее оружие. Давайте помнить, что, живя и работая сегодня, мы живём в Истории и для Истории. И надо делать всё для того, чтобы потомки наши – через сто, двести, триста лет – не стыдились нас, а гордились нами, нашей великой страной, великой Победой.

На дом/по выбору/: 1)сочинение «Становление предвоенного поколения по роману Б.Л. Васильева «Завтра была война»; 2) эссе «Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?». Над следующими заданиями ученики работали в течение месяца /по желанию/: исследовательская работа «Что я узнал(а) о Великой Отечественной войне из произведений Б.Васильева?»/ ; защита проектов: «Моя семья в трудную годину».

«Военные реликвии в моей семье».



«Моё отношение к войне».
Приложение 1
1. Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

а) Лена Бокова,

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

г) Вика Люберецкая.



2. Кто это?

Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.



а) Зина,

б) Лена,

в) Искра,

г) Вика.


3. Кто это?

...часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.



а) Тов. Полякова,

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.



4. Кто это?

В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

а) Лена,

б) Искра,

в) Вика,

г) здесь нет нужной героини.

5. Кого из девочек в классе “...не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) ...всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) Бокова.



6. Закончите фразу:

Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала...”

а) конверт,

б) цветы,

в) обёртку бандероли,

г) ремень.

7. Чего не терпел директор школы?

...и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел... и, если ловил лично, действовал сурово”.



а) Наушничья,

б) воровства,

в) хулиганства,

г) здесь нет нужного слова.



8. Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

а) Артём Шефер,



б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

г) Вовик Храмов.

9. Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

а) Искра

б) Лена

в) Зиночка



г) Вика

д) Пушкина,

е) Багрицкого,

ж) Есенина,

з) Светлова.



10. Вставьте во фразу нужное слово.

Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали...”

а) бояться,

б) ненавидеть,



в) не любить,

г) презирать.



11. Кто это?

...рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив...”

а) Валька,

б) Артем,

в) Жорка,

г) Серёга.

12. Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) здесь нет нужной героини.



13. Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знамени за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

а) Леонид Сергеевич,

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.



14. Кто из девочек “...по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила... в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

а) Лена,



б) Искра,

в) Вика,


г) Зина.

15. У кого из героинь “была такая тяга к странному — ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато... всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

а) Искра,

б) Вика,

в) Лена,


г) Зина.
Приложение 2
Инсценировка отрывка «А зори здесь тихие»

Сержант Кирьянова. Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта

Васков.— Та-ак.. Нашли, значит, непьющих... Из расположения без моего слова ни ногой

Комелькова. Даже за ягодами?/смеётся/

Васков. Ягод ещё нет.

Комелькова. А за щавелем? А то отощаем!

Осянина. Прекрати, Женька.

Сержант Кирьянова Люда, Вера, Катенька — в караул! Катя — разводящая.

Васков. Разве это команда? Развод караулов полагается по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка полная, это надо порушить! Разойдись.

Сержант Кирьянова. /к хозяйке/А что это командир такой хмурый? Вы ведь жена его?

Хозяйка. Нет. А хмурый он не от хорошей жизни. Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать, да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали. Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер, и с той поры Васков никогда не улыбается… А ваша рыжая больно наглая…

Сержант Кирьянова. Комелькова? Несчастная баба! Такую фигуру в обмундирование паковать — это ж сдохнуть легче.

Хозяйка. Красивая.. Красивые редко счастливыми бывают.

Сержант Кирьянова. Да. Одна она на этом свете осталась. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили.

Хозяйка. Обстрел был?

Сержант Кирьянова. Расстрел. Семьи комсостава захватили и — под пулемет. А её эстонка спрятала в доме напротив, и она видела все. Все..

А потом с одним из штабных командиров — семейным, между прочим, любовь закрутила. Вот её к нам на исправление. Но она никого не слушает, дружит с Ритой Осяниной и Галкой Четвертак.



Хозяйка. Осянина- эта та строгая , совсем юная девчушка?

Сержант Эта девчушка вдова.. Её муж, пограничник, старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. И сынок у неё есть, да, кстати, она из этих мест, где-то недалеко её родители живут. Ну заговорились мы тут, спать пора. Пойду я../Уходит.Свет гаснет/

Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..

Васков.Что?

Осянина. Немцы в лесу!

Васков. Так... Откуда известно?

Осянина. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...

Васков.Команду — в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!

Девушка. «Сосна»! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо поломка... «Сосна»!.. «Сосна»!..

Васков. Васков говорит, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня младшим сержантом Осяниной в количестве двух... в маскхалатах, с автоматами. Разведка... Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать... Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли. /Кирьяновой/Вас спрашивает..

Кирьянова «Слушаю» .Есть!/Кладёт трубку/Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.

Васков. Ты мне ту давай, которая видела.

Кирьянова Осянина пойдет старшей.

Васков. Ну, так. Стройте людей.

Кирьянова Построены, товарищ старшина.

Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года... Вольно!

Осянина Женя, Галя, Лиза...

Васков. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Осянина Умеют.

Васков. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Гурвич Я знаю.

Васков. Что — я? Что такое я? Докладывать надо!

Гурвич Боец Гурвич.

Васков. Ох-хо-хо! Как по-ихнему — руки вверх?

Гурвич Хенде хох.

Васков. Точно. Ну, давай, Гурвич... Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все — сорок минут. Р-разойдись!..

Васков Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, — значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть — одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Комелькова.Знаем. Одна — справа, другая — слева.

Васков Скрытно. Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры... Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.



Гурвич. Я умею,.По ослиному: и-а, и-а!

Васков Ослы здесь не водятся, Ладно, давайте крякать учиться. Как утки. /Крякают/Головной дозор, шагом марш! Двинулись. /Идут по парам/

/К Гурвич/Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?



Гурвич. Сиротствую?.. Пожалуй, знаете, сиротствую.

Васков Сама, что ль, не уверена?

Гурвич. А кто теперь в этом уверен, товарищ старшина?

Васков Резон...

Гурвич. В Минске мои родители. — Она подергала тощим плечом, поправляя винтовку. — Я в Москве училась, готовилась к сессии, а тут...

Васков Известия имеешь?

Гурвич. Ну, что вы...

Васков Да... Родители еврейской нации?

Гурвич. Естественно.

Васков Естественно... Было бы естественно, так и не спрашивал бы.

Гурвич. Может, уйти успели...

Васков А ну, боец Гурвич, крякни три раза!

Гурвич. Зачем это?

Васков Для проверки боевой готовности. Ну? Забыла, как учил?

Гурвич. Нет, не забыла! /Крякает/

Осянина.Что случилось?

Васков Коли б что случилось, так вас бы уже архангелы на том свете встречали.— Растопалась, понимаешь, как телушка. И хвост трубой. Устали?

Осянина. Еще чего!

Васков. Привал. Что в пути заметили? По порядку: младший сержант Осянина.

Осянина Вроде ничего... Ветка на повороте сломана была.

Васков. Молодец, верно. Ну, замыкающие. Боец Комелькова.

Комелькова. Ничего не заметила, все в порядке.

Лиза Бричкина. С кустов роса сбита.Справа еще держится, а слева от дороги сбита.

Васков. Вот глаз! Молодец, красноармеец Бричкина. А еще было на дороге два следа. От немецкого резинового ботинка, что ихние десантники носят. По носкам ежели судить, то держат они вокруг болота. И пусть себе держат, потому что мы болото это возьмем напрямки. Сейчас пятнадцать минут покурить можно, оправиться... /Хихикнули/Не реготать! И не разбегаться. Все!.. Ну что, товарищи бойцы, умаялись?

Осянина Нам бы помыться.

Васков. На той стороне протока чистая, песчаный берег. Хоть купайтесь. Ну, а сушиться, конечно, на ходу придется.

Четвертак. А мог сапог в болоте застрял, мне как же без сапога?

Васков. А тебе чуню сообразим.

Комелькова. Растрепа ты, Галка.Надо было пальцы вверх загибать, когда ногу вытаскиваешь.

Четвертак. Я загибала, а он все равно слез.

Комелькова. Холодно, девочки. /Идет Васков к Осяниной/

Васков. Как там у тебя, Осянина?

Осянина Никого, товарищ старшина.

Васков. Продолжай наблюдение!

Гурвич

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в лицах есть...

Васков. Кому читаешь-то?

Гурвич Никому. Себе.

Васков. А чего же в голос?

Гурвич Так ведь стихи.

Васков. А-а... Глаза портишь. .. И вот что, ты на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.

Гурвич Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.

Васков. А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич. / Подошёл к Бричкиной/

Васков. Откуда будешь, Бричкина?

Бричкина С Брянщины, товарищ старшина.

Васков. В колхозе работала?

Бричкина Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, на кордоне мы жили.

Васков. То-то крякаешь хорошо.

Васков. Ничего не заметила?

Бричкина Пока тихо.

Васков. Ты все примечай, Бричкина. Кусты не качаются ли, птицы не шебаршатся ли. Человек ты лесной, все понимаешь.

Бричкина Понимаю.

Васков. Вот-вот... Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета, что ж ты дроле не поешь, аль твой дроля не пригож, — с ходу, казенным голосом отбарабанил комендант и пояснил: — Это припевка в наших краях такая.

Бричкина А у нас...

Васков. После споем с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Бричкина Честное слово? — улыбнулась Лиза.

Васков. Ну, сказал ведь.

Бричкина Ну, глядите, товарищ старшина! Обещались!..

/ Васков подошёл к Четвертак /



Васков. Ты чего скукожилась, товарищ боец?

Четвертак Холодно...

Васков. Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну?..

Васков. Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь? /Наливает спирт/Так примешь или разбавить?

Четвертак А что это?

Васков. Микстура. Ну, спирт, ну?

Замахала руками, отодвинулась:



Четвертак Ой, что вы, что вы...

Васков. Приказываю принять!.. — Старшина подумал маленько, разбавил чуть водой. — Пей. И воды сразу.

Четвертак Нет, что вы...

Васков. Пей, без разговору!..

Четвертак Ну, что вы в самом деле! У меня мама — медицинский работник...

Васков. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Четвертак Голова у меня... побежала!..

Васков. Завтра догонишь.

Васков. Отдыхай, товарищ боец.

Четвертак А вы как же без шинели-то?

Васков. Я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтрему. Очень тебя прошу, выздоровей.

Осянина. Может, зря сидим?

Васков. Может, и зря. Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.

Осянина. Вы бы поспали пока, товарищ старшина. На зорьке разбужу...

Васков. Погоди ты со сном, Осянина. Будет мне, понимаешь ли, вечный сон, ежели фрицев проворонил.

Осянина. А может, они спят сейчас, Федот Евграфыч?

Васков. Спят?

Осянина. Ну да. Люди же они. Сами говорили, что Синюхина гряда — единственный удобный проход к железной дороге. А до нее им...

Васков. Погоди, Осянина, погоди! Полста верст, это точно, даже больше. Да по незнакомой местности. Да каждого куста пугаясь... А?.. Так мыслю?

Осянина. Так, товарищ старшина.

Васков. А так, то могли они, свободное дело, и отдыхать завалиться. В буреломе где-нито. И спать будут до солнышка. А с солнышком... А?..

Рита улыбнулась. И опять посмотрела длинно, как бабы на ребятню смотрят.



Осянина. Вот и вы до солнышка отдохните. Я разбужу.

Васков. Нету мне сна, товарищ Осянина... Маргарита, как по батюшке?

Осянина. Зовите просто Ритой, Федот Евграфыч.

Васков. Закурим, товарищ Рита?

Осянина. Я не курю.

Васков. Да, насчет того, что и они тоже люди, это я как-то недопонял. Правильно подсказала: отдыхать должны. И ты ступай, Рита. Ступай.

Осянина. Я не хочу спать.

Васков. Ну, так приляг пока, ноги вытяни. Гудят с непривычки небось?

Осянина. Ну, у меня как раз хорошая привычка, Федот Евграфыч..

Птицы кричат...



Васков. Сороки!.. Сороки-белобоки шебаршат, Рита. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе — гости. Крой, Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!.,

Гурвич Здравствуйте, товарищ старшина.

Васков. Здорово. Как там Четвертак эта?

Гурвич Спит. Будить не стали.

Васков. Правильно решили. Будь рядом, для связи. Только не высовывайся.

Гурвич Не высунусь . Смотрите,немцы.. Три... пять... восемь... десять... Двенадцать... четырнадцать... пятнадцать, шестнадцать... Шестнадцать, товарищ старшина...

Васков. Вижу. Давай в цепь, Гурвич. Осяниной скажешь, чтоб немедля бойцов на запасную позицию отводила. Скрытно чтоб, скрытно!... Стой, куда ты? Бричкину ко мне пришлешь. Ползком, товарищ переводчик. Теперь, покуда что, ползком жить будем.
Каталог: file
file -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
file -> Краткая биография Пушкина
file -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
file -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
file -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
file -> Обзор электронных образовательных ресурсов
file -> -