Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 9 классе А. А. Блок. Краткие биографические сведения. Чтение и анализ стихотворений




Дата06.01.2017
Размер73.7 Kb.
ТипУрок

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 9 классе



А. А. Блок. Краткие биографические сведения.

Чтение и анализ стихотворений

«Родина», «Да, так велит мне вдохновенье…».
Цели урока. 1.Когнитивная:

- обучающиеся должны знать, что лирика –

барометр эпохи;


  • знают понятие «ЛИРИКА»;

  • знают литературные роды;

  • знают жанровую систему, жанры лирики;

  • умеют находить выразительные средства языка и определять их роль в произведении;

  • умеют анализировать стихотворения;

  • умеют выразительно читать лирические произведения.

2.Развивающая:



  • развивать образное и логическое мышление, творческое воображение.

3.Аффективная:

  • формировать духовно развитую личность,

гражданское сознание, чувство патриотизма;

  • воспитывать уважение к литературе, ценностям отечественной культуры.

Оборудование: портрет А. А. Блока, выставка произведений поэта,

таблица «Схема анализа стихотворения»,

карточки по теории литературы.


Методы обучения: диалогический.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – практическая работа.
На уроке работают 3 творческие группы: Архивариусы, Историки,

Текстологи.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы и цели урока.

- Мы продолжаем изучать литературу хх века. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока, проанализируем его стихотворение «Россия».

Сегодня на уроке работают 3 творческие группы : Архивариусы, Историки, Текстологи.

Напомним , что Архивариусы – это сотрудники архива, хранители.

Текстологи – специалисты, занимающиеся установлением точного текста литературных памятников и исторических документов.

Историки – хранители прошлого.




  1. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы проверим домашнее задание, оно поможет нам в работе по нашей теме.

Диктант по терминам, (Я читаю определение выразительного средства, а вы записываете название этого выразительного средства)

Проверка диктанта. Оценка
Фронтальная беседа (7-10 минут).

-Зачем мы читаем?

-Зачем изучаем литературу?

-Что значит «интерпретировать»?

-Назовите литературные роды.

-В каждом литературном роде слово играет определённую роль. В эпосе слово изображает предметный мир, в драме – воспроизводит процесс речевого общения.

А что вы можете сказать о роли слова в лирике?

(Оно выражает чувства).

-Чем отличается лирическое произведение от произведений других литературных родов?

(-Ослабленность сюжета.

-Сосредоточенность на изображении переживаний в настоящий момент.

-Особое внимание объекту высказывания, отражение внутреннего мира человека, его состояния, смена впечатлений, настроений.

-Воплощение лирического переживания преимущественно в стихотворной, поэтической форме (наличие рифмы, ритма, размера).

-У каждого литературного рода есть свои жанры, т.е. формы, в которых проявляется и исторически складывается тип произведения.

Перечислите лирические жанры.

(Дифирамб, элегия, мадригал, эпиграмма, ода, песня, послание, дума, сонет, стихотворение, эпитафия).


-На прошлом уроке мы познакомились с произведениями А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского.

  • Скажите, пожалуйста, к какому жанру относится произведение Блока «Гамаюн, птица вещая»? (Лир. ст-е).

Произведение С. Есенина «Гой ты. Русь моя родная»? (Лир. ст.)

Произведение В. Маяковского «А вы могли бы?»? (лир. ст.)

-Какие темы существуют в лирике? ( Тема – это основа сюжета).

(-любовная, интимная -поэта и поэзии

-пейзажная -философская

-дружбы -патриотическая, гражданская)


-Назовите темы прозведений С. Есенина. (Патриотическая лирика).
-У каждого стихотворения есть свой мотив. Например, мотив борьбы, возмездия, тоски, бегства, одиночества, разочарования.

Назовите мотив стихотворения Блока «Поэт в изгнаньи и сомненьи»

(Мотив тоски, одиночества).

Мотив стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность»

(Мотив разочарования, тоски).

Мотив стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»

(Мотив размышления).

ИТОГ проверки домашнего задания.

-Всё, что мы вспомнили сейчас пригодится в нашей работе.


  1. Изучение нового материала.

  • На прошлом уроке, знакомясь с тремя великими русскими поэтами, мы записали:

А. А. Блок – голос уходящей изысканно – аристократической России и её ценностей.

Сегодня мы поближе познакомимся с этим великим поэтом и интересным человеком. Слово Архивариусам. ( Ребята кратко рассказывают о биографии поэта Целобёнок Лена, Моисеев Павел, Сивцова Анастасия.)


- На прошлом уроке мы говорили о том, что Первая мировая война и Октябрьская революция положили начало нескончаемой череде подобных катастроф в хх веке . Причём катастроф не природных, а созданных человеком.

-Какие исторические события произошли в России в первую четверть хх века? Слово историкам. (Маша Василевская и Диля Мингазова).



  • Как реагирует А. А. Блок на происходящие в России события?

(Сивцова Настя:

-В годы политической и общественной реакции после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, - в это тяжёлое время А. А. Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. Он был вместе с Родиной и народом.


-Итак, тема Родины в творчестве А.А. Блока.

Родина – это огромное, родное, дышащее

существо, подобное человеку.

А. А. Блок.

-Слово текстологам. Шитиков А.

А. Блок тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувства будущего, временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предрекал наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой в творчестве Блока становится Россия.

Самсонова А.

В стихах Блока облик России живой, очеловеченный. Он как бы сливается с женским образом ( « И плат узорный до бровей»).

Любовь поэта к России – кровное, глубоко личное чувство, неотделимое от него , от вечной его любви и «.

единственной на свете жены».


-А теперь поработаем над стихотворением А. А. Блока «Россия».

-Словарная работа. Дынга Д.

ШЛЕЯ – часть конской упряжи.

Острожной – тюремной.

-Стихотворение написано 18 октября 1908 года. Читает Павел Лаутеншлегер.

-Перед чтением вопрос:

О чём пишет поэт в данном произведении?

Определите жанр этого произведения.


БЕСЕДА О СТИХОТВОРЕНИИ И ЕГО АНАЛИЗ.

- Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?

(Лирическое стихотворение, элегия).

-О чём это стихотворение? О чём пишет поэт? В работу включаются все 3 группы.

(О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию.
-Обратимся к схеме анализа стихотворения (висит на доске).
- Это программное (главное) стихотворение Блока.

ТЕМА его – тема России, любовь к России такой, какая она есть.

Это пример гражданской лирики.

-Каков мотив стихотворения? (Мотив страдания)


-Идея стихотворения? (Вера в светлое будущее).

-Какие выразительные средства использует автор, признаваясь в своей любви Родине?

(-инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты).

-Какими средствами поэт показывает нищету России?

(-эпитеты «стёртые шлеи», «расхлябанные колеи», «нищая Россия»

-инверсия «избы серые», «песни ветровые».

-Как построено стихотворение? Стихотворение поделено на строфы, с какой целью?

1 строфа – картина жуткой нищеты

2,3 строфы – признание лирического героя в любви к России

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу».

4 строфа – Вера в светлое будущее России

« Не пропадёшь, не сгинешь ты».

5 строфа – Автор сравнивает образ России с образом женщины, для него любовь к России так же нежна, как и к женщине.

«Одной заботой боле – одной слезой река шумней, (параллелизм)

А ты всё та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…»

6 строфа – Вера в светлое будущее России

«И невозможное возможно,

Дорога долгая легка…».


-Обратимся к поэтическому синтаксису.

-Какие синтаксические конструкции использует автор стихотворения?

(1 строфа – сложносочинённое предложение,

2 строфа – простое предложение с обращением и однородными членами предложения,

3 строфа – два простых предложения, причём, первое с многоточием , второе – восклицательное.

4 строфа –сложносочинённое предложение. Где первая часть – сложноподчинённое предложение ,

5 строфа – Простое вопросительное предложение и сложносочинённое предложение.

6 строфа – сложноподчинённое предложение.

А.А. Блок использует различные синтаксические конструкции, для того, чтобы рассказать о России, о своей любви к ней, о своей вере в Отчизну, о надежде на её светлое будущее. Разнообразие синтаксических конструкций объясняется тем, что это стихотворение – размышление.

Автор использует приёмы звукописи

Аллитерации «три, треплются, расхлябанные, серые, ветровые, первые, крест, разбойную».

-Докажите, что это стихотворное произведение.

(Строгий ритм, наличие рифмы.)

-Какая рифма: мужская или женская?

(мужская – ударение падает на последний слог: шлеи, колеи.

Женская – ударение падает на последний слог: золотые, росписные).

-Какая рифмовка? (Перекрёстная).

-Стихотворный размер? (Ямб).

-Каким предстал перед нами лирический герой стихотворения А. Блока? (Это настоящий патриот, че ловек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее.)


  1. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения А. А. Блока «Да, так велит вдохновенье…». Вы должны помнить, что ваш анализ - это творческая работа, это сочинение, а не анкета. Помните о том, что можно начать работу с любого пункта схемы анализа стихотворения, но переходы должны быть плавными.

6.Итог урока.

- Что мы отрабатывали на этом уроке?

Навыки анализа стихотворения, проводили параллель между исторической обстановкой и творчеством поэта.



-Что понравилось и что не понравилось на уроке. Почему? Что хотели бы изменить , сделать по – другому?
7 Оценки. Комментарий оценок (Правильность, самостоятельность, оригинальность). Выставление оценок в дневники.