Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"




Скачать 46.83 Kb.
Дата26.06.2017
Размер46.83 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 8-м классе по теме Стихи и песни о Великой Отечественной войне Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи урока: Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст. Способствовать развитию литературных способностей учащихся: - эмоциональной чуткости к слову; - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма. Оборудование: мультимедиа. Ход урока. I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока. Эпиграф к уроку: Кто сказал, что надо бросить Песню на войне После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач III. Вводное слово учеников. Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь. Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь. Ученик 1. Тогда ещё не знали вы, Со школьных вечеров шагая,   Что завтра будет первый день войны… (слайд: голос Левитана о начале войны) V. Вступительное слово учителя. Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне. А) Гимн сражающегося народа. Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война» Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война» Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»: -Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война» Б) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня» - О чём стихотворение - Каков, на ваш взгляд, жанр данного стихотворного произведения Почему именно так определили жанр стихотворения -Какое слово является ключевым Г) Поэт – песенник М.Исаковский Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского. Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша» Знаменитая, родная, и близкая миллионам людей «Катюша» Фронтальная беседа по материалам домашнего задания. - Какова фронтовая судьба песни «Катюша» Сообщение ученика о памятнике песне «Катюша» – Каким настроением проникнута песня (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство) Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату» Работа над содержанием стихотворения. - Почему стихотворение можно назвать повестью - В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату» (солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…») Д) Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте» - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава - Почему стихотворение можно назвать трагедией Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим». Прослушивание песни - Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному - Какие краски при этом использовали бы Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги» Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни. – Почему песню называют исповедью - О чём она Ж) Песня сердца и души. А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни. – О каком периоде войны здесь идёт речь – Почему песню «Соловьи» называют народной VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек VII. Заключительное слово учителя. Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». VIII. Итог урока Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли» И озвучиваются статистические данные: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла. Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.

  • Ход урока.
  • III. Вводное слово учеников .
  • V. Вступительное слово учителя.
  • VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.
  • VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
  • VII. Заключительное слово учителя.
  • VIII. Итог урока