Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 8-м классе «Герои-романтики в рассказе М. Горького Макар Чудра»




Скачать 95.67 Kb.
Дата05.07.2017
Размер95.67 Kb.
ТипУрок


Menu Skip to content

  • all


Урок литературы в 8-м классе «Герои–романтики в рассказе М.Горького Макар Чудра»


13.04.2017 -

  • Терехова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  • формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;

  • развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;

  • воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

Тип урока: урок художественного восприятия.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

— Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

Обратимся к эпиграфу. В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.


  1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

  2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

  3. Вообще – отсутствие, каких – нибудь ограничений, стеснений в чём – нибудь. С.Ожегов. «Толковый словарь русского языка»

— Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

— Действительно слово свобода начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.



3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

— Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

— Давайте вспомним, когда в русской литературе появился романтизм?

(XVIII в. → В.А.Жуковский)



III. Усвоение новых знаний.

Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу.

В записи звучит шум моря, учитель читает текст.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенный желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…

— Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)

— Сегодня мы продолжим разговор о романтизме, правда, о романтизме особом. Нам предстоит встреча с писателем, о героях которого говорят как о людях «с солнцем в крови», настолько они не похожи на других литературных персонажей, хотя писатель всегда делает так, что живут они рядом с нами.

Вспомните, романтический герой, как правило, не искал счастья, в этом мире, противопоставлял реальный мир идеальному. Познакомимся с биографией писателя, рассказ которого вы читали дома.

Биография

Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде.

Отец его, Максим Саватеевич Пешков, был столяром – краснодеревщиком, в 1872 году он умер от холеры. В 1878 году Пешков потерял и мать – Варвару Васильевну Каширину.

Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения. Почти единственным светлым явлением в раннем детстве Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна, человек редкой душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Она познакомила Алешу с чудесными творениями народной поэзии.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, дед сказал ему: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

С этого времени началась жизнь Алексея Максимовича «в людях». Он был мальчиком в обувном магазине, потом прислуживал у чертежника, а от него сбежал на Волгу и нанялся младшим посудником на пароход. Здесь Алеша был под началом у пароходного повара Михаила Акимовича Смурого. Он пробудил в мальчике интерес к литературе. Кем только не был Пешков в последующие годы: и учеником в иконописной мастерской, и десятником на нижегородской ярмарке, и статистом в театре, и торговцем квасом, и пекарем, и грузчиком, и садовником, и хористом. Обилие горестных впечатлений с одной стороны, а с другой – влияние хороших людей и знакомство с произведениями великих писателей – вот что определяло настроение мальчика и подростка Алеши Пешкова.

В 1884 году Алексей уехал в Казань. Он надеялся подготовиться и поступить в университет. Но его надежды рухнули. Жизнь заставила юношу пройти совсем иной курс обучения, неизмеримо более трудный и тяжёлый.

Конец 80-х годов Пешков провёл в странствиях. Скитания эти были вызваны, как вспоминал Алексей Максимович, «не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня». Он побывал в Нижнем Поволжье и на Украине, в Бессарабии и Крыму, на Кубани и Кавказе.

В 1891 году он снова предпринял путешествия по Руси. Странствия дали ему богатейшие запасы жизненных впечатлений, которые позднее отразились в его творчестве. Посмотрите, как испещрена карта странствий Горького. Какой огромный маршрут он проделал пешком. (Работаем с картой)

В ноябре этого же года Горький пришёл в Тифлис. А год спустя, 24 сентября 1892 года в газете «Кавказ» был опубликован рассказ «Макар Чудра».

Это первое печатное произведение автора. Подписано оно было псевдонимом – М. Горький, который остался за ним на всю жизнь.

— А герой Горького готов обойти весь мир в поисках счастья, он вечно следует за его ускользающей тенью. Писатель находит счастливого человека там, где небо почти сливается с морской стихией и степью; в том мире, который создаёт самые необычные романтические характеры. Литературоведы это направление называют неоромантизмом, т.е. новым романтизмом.

Запишите определение понятия в тетрадь.

— Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?



Анализ текста.

Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра — романтический герой? (Ответы учащихся).

— Почему портрет старого Чудры практически сливается со степью и морем, которым автор даёт такие схожие эпитеты «бесконечная», «безграничное»?

— Кто ещё из действующих лиц является романтическим героем? (К уроку профессиональным художником нарисованы портреты Рады и Лойко)

— Назовите основные черты их характера. (Лойко — свобода и независимость; Радда — гордость).

— Как в иллюстрации к рассказу художнику удалось подчеркнуть основные черты романтических героев?

— А в тексте мы найдем подробное описание портрета героев. (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; Радда – скрипка).

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

— Итак, вспомните фабулу рассказа — перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С.Ожегова.



ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

— А теперь давайте вернемся к эпиграфу:



СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

— Кто из героев: Лойко или Радда, оказался в выборе между любовью и свободой сильнее?

Познакомимся с ней поближе. (Монолог может прочитать заранее подготовленная ученица. Я исполняла его сама, накинув цветной платок).

Радда, дочь Данилы солдата.

Говорят, красива я очень. И словами–то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому.

Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил — моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно–то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю–то, Лойко, я люблю больше. А без него мне не жить, как и ему без меня…

— Итак, друг без друга герои не могут, но и покоряться друг другу не хотят. Какой же выход они нашли?



Монолог Лойко (звучит в аудиозаписи)

— Подумайте, идя ночью навстречу с Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

— А Лойко предчувствовал собственную смерть?

— Что же отличает героев Горького от других романтических героев?



Вывод: Неоромантический герой – стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем и даже любовью. Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

— Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода? (Ученики пишут сочинение-миниатюру).

Чтение нескольких сочинений.

IV. Подведение итогов

Задача: систематизировать новые для учащихся знания.

— Что такое неоромантизм?

— Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

— А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».



  1. Урок литературы по теме Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда Кентервильское привидение

  2. Урок литературы в 8-м классе по произведению М.Горького Песня о Соколе

  3. Урок литературы: Рассказ М. Горького Челкаш. 8-й класс

  4. Урок литературы в 7-м классе по теме Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева Кусака

  5. Где находится Парк Горького в Москве — станция метро какая?

Posted in Биотопливо

Навигация по записям


Тест по биологии в 6-м классе на тему: Бактерии, водоросли, грибы, лишайники

План урока математики во 2-м классе Час. Минута. Определение времени по часам





Добавить комментарий Отменить ответ


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарий

Имя *

E-mail *

Сайт








Каталог: biznes
biznes -> Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале
biznes -> Руководство богатого папы по инвестированию
biznes -> Брайан Трейси 100 железных законов успешного бизнеса
biznes -> Кто такая Валентина Рубцова? Какой рост и вес у Валентины Рубцовой?
biznes -> А. М. Пидодня т. М. Керова «бизнес профессионально»
biznes -> Туристическая фирма
biznes -> Учебно-методический комплекс (электронный учебно-методический комплекс) по учебной дисциплине
biznes -> Мужчина без квартиры в 40 лет не достоин внимания?

  • Навигация по записям
  • Добавить комментарий Отменить ответ