Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 8 классе Мастерство Н. В. Гоголя драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина




Скачать 31.68 Kb.
Дата06.07.2018
Размер31.68 Kb.
ТипУрок
Открытый урок литературы в 8 классе Мастерство Н. В. Гоголя – драматурга в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина. Он добрая душа, по – своему мечтатель и наделен обаянием, изяществом повесы… В. В. Набоков. Ход урока Слово учителя: На прошлом уроке мы рассмотрели, как чиновники во главе с городничим, узнав о приезде ревизора, пытаются узнать его поближе. Миражная интрига заключается в превращении Хлестакова в значительное лицо, в государственного чиновника, т. е. в наполнении полной пустоты, вымышленным содержанием, отвергнув предложение Земляники и Ляпкина – Тяпкина встретить ревизора парадом, Городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», неофициально, для прогулки. - Почему ( проверка д.з. Ответ: потому что торжественная встреча означала быть узнанным, а это вряд ли понравиться петербургскому гостю. Появляется городничий как заботливый хозяин города, чтобы узнать « не терпят ли проезжающие неприятности, городничий предстает перед ревизором при самых выгодных обстоятельствах, в заботах об удобствах и благополучии города, чтобы разнюхать и приручить ревизора. - Итак, городничий отправляется в гостиницу, чтобы разнюхать и приручить ревизора. Но особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. - Так ли это ( да) - Сначала давайте познакомимся с главным действующим лицом – Хлестаковым Прошу прочитать 2 действие явление 1-2 по ролям 1 группу. - Что из этого следует Кто такой Хлестаков ( из монолога Осипа его барин никакого отношения к ревизии не имеет, едет в деревню, усадьбу своего отца, профинтил все деньги, занимает самую низкую ступеньку чиновников_ елистратушку). -Кто такой елистратушка ( самая низкая ступень чиновника – коллежский регистратор) -Как Хлестаков обращается со слугой (грубо, просторечные слова характеризуют как необразованного человека) -Как относится Осип к хозяину ( ведет себя соответственно хозяину) - Опишите внешний портрет Хлестакова.( показ нескольких портретов) - Сейчас 2 группа зачитает нам справку из сценической истории « Ревизора»( « Читаем, думаем, спорим») Каким видел героя сам автор комедии «… Есть еще труднейшая роль во всей пьесе- роль Хлестакова. Боже сохрани, если ее будут играть с обыкновенными фарсами, как играют хвастунов. Он просто глуп: болтает потому только, что видит, что его расположены слушать, врет потому. Что плотно позавтракал и выпил вина; вертляв он только тогда, когда подъезжает к дамам – в итоге – и лгунишка, и подляшка, и трусишка, шелкопер во всех отношениях». По мнению критиков, Чехов лучший актер в роли Хлестакова. - Возвращаемся в гостиницу. Вроде обед принесли, но осознает ли Хлестаков свое бедственное положение ( нет, едва уломали хозяина принести скверный обед, как он капризничает). - Найдите в 6 явлении реплику Хлестакова, которая дает возможность принять его за ревизора. (« в столовой сегодня поутру 2 каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего») -Итак, Добчинский и Бобчинский подтверждают, что ревизор уже в гостинице. Городничий прибывает туда. Что происходит в гостинице 3группа прочтет по ролям встречу героев.(8 явл) А мы ответим на вопрос: как ведут себя оба действующих лица (естественно, оправданно в соответствии с положением, но каждое слово, сказанное одним героем в одном смысле, воспринимается другим героем в другом смысле) -Предлагаю 1 и 2 группам представить героев: 1 гр.- дать хар-ку городничему, 2 гр.-Хлестакову, а 3 гр. Прочитав эпиграф к уроку, даст свое согласие или отрицание. Как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях -В 6 явл. Хлестаков сильно преувеличивает свое положение (зачитайте) Эта сцена становится кульминацией миражной интриги. - Почему городничий понимает « ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда – продолжает принимать его за ревизора( страх разоблачения) - Слово Учителя: в 3 д. характер Хлестакова раскрыт глубоко. Отчего это происходит, отчего перед ним стоят все на вытяжку – ему до этого нет дела. Чтобы понять, надо подумать, думать он не умеет. Он идеально глуп. - Какую оценку дают чиновники Хлестакову( « вот оно,что значит человек») -Значит, по мнению чиновников, Хлестаков - идеал А по вашему идеальный человек Вывод: Таким образом, в комедии Гоголь смеется не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала. Сколько над тем, что пустышку приняли за идеального человека. Мы рассмотрели образ Хлестакова, вам предстоит разобраться с таким понятием как « хлестоковщина», создать письменный ответ на вопрос.