Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 7-м классе. Ф. А. Абрамов. "О чем плачут лошади"




Скачать 80.98 Kb.
Дата19.03.2020
Размер80.98 Kb.
ТипУрок

Учитель высшей категории Короткова Татьяна Васильевна

Урок литературы в 7-м классе. Ф.А. Абрамов.

"О чем плачут лошади"


Цели и задачи урока:

Задачи:

1)Обучающие:

  • Знакомство с отдельными фактами биографии Ф.А. Абрамова.

  • Подробное рассмотрение рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

2)Развивающие:

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

  • Развитие навыков сопоставительного анализа художественных текстов (на уровне общих проблем, затронутых в произведениях).

  • Повторение особенностей изобразительно-выразительных средств на примере использования их в тексте рассматриваемого рассказа (антитеза).

  • Развитие нравственных качеств учащихся (любовь к Родине, уважение и благодарность к братьям нашим меньшим).

  • Развитие чувств, эмоций учащихся.

3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед братьями нашими меньшими.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учит. Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся друг с другом, сначала с партнером по плечу, потом с партнером по лицу. У нас сегодня много гостей. Посмотрите, пожалуйста, на них, поприветствуйте.

Ребята, обратите внимание на фотографии, помещенные на слайде. Узнаете эти события? Праздник Наурыз и квест-игра «дворик по-земляновски». Кто запечатлен на этих фото. Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).Помогите мне сформулировать тему.

(Тема появляется на слайде. Сегодня мы с вами поговорим о взаимоотношениях между человеком и лошадьми.

Сформулируйте задачи, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте озвучим и разместим их на «зеленом поле». Цель урока – ответить на вопрос, заданный писателем в заглавии рассказа - о чем плачут лошади?

Проверка домашнего задания. (3мин)

- Ребята, дома вы в тетрадях составили вопросы по биографии писателя Ф.Абрамова. Пришло время задать их одноклассникам. Посмотрите на своего партнёра по лицу. Все Партнёры Б, пожалуйста, встаньте и разойдитесь по комнате и образуйте круг. Теперь Партнёры А подойдите, найдите своего партнёра по лицу и встаньте лицом к нему. Поприветствуйте. Внутренний круг задаёт свой вопрос, внешний отвечает. Если ответ правильный, то похвалите партнёра, а если неправильный, то подскажите и помогите правильно ответить.

-Спасибо, садитесь на свои места.
П. Ф. А. Абрамов - русский писатель (1920-1983 гг.). Главное его произведение - тетралогия "Пряслины", но было им написано еще много рассказов и повестей. В основном, он писал о проблемах деревни, о человеке - труженике. Сегодня мы работаем над его рассказом "О чем плачут лошади».

О чём этот рассказ?

Чтобы вспомнить содержание рассказа поработаем в команде РАУНД ТЭЙБЛ обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Составить план. Зачитает участник под номером 2
План
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.
Следующий прием позволит нам проверить, как внимательно вы читали рассказ микс-фриз-груп

-Перемешиваемся под музыку. Музыка останавливается, замираете. Задаю вопрос, вы формируете группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос. Если в группе не будет хватать участников, можно пригласить учителя или гостей.

1. Сколько лошадей – любимиц выделяет герой рассказа, называя их клички Клара и Рыжуха? (1)

2.Во сколько (четыре-пять) лет у Рыжухи уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.

3. Сколько разных чувств у автора вызывали лошади (5) волновали, радовали, придавали красоту, вызывали жалость и вину)

4..Сколько недель была Рыжуха на дальнем покосе? (2)

5. Сколько животных были особенно дороги рассказчику? (2) Рыжуха и Карька

6. Сколько героев из других произведений упоминается в рассказе? (1) Вещий Олег


Перейдем к анализу произведения АЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

Работаем с партнером по лицу по 30 секунд

1. Кто является главными героями данного рассказа? ( Рассказчик, Рыжуха.)

2. Как ощущает себя рассказчик в мире природы?

( Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей. )

34. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними»).

4. Почему рассказчику было жалко лошадей? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

5. Чем Рыжуха отличалась от других лошадей на лугу? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).

6.Как меняется настроение Рыжухи после ее возвращения с дальнего сенокоса и почему это происходит? (Забава рассказала Рыжухе о прежней жизни лошадей, и рассказчик об этом знает.) Спасибо всем, нам было интересно ваше мнение.



Расскажите, как жилось лошадям раньше. СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stir the Class)

(В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем.

Теперь вам нужно больше подобрать цитат в ходе обсуждения с ребятами другого стола - передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.)

После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. Вы, слушая ответы, добавлете те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.



- Только ли для работы нужна была лошадь?

Где и в чём лошадь помогала человеку?

Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.

- Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться?

Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза).

Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).

В чем смысл использования фантастики ( разговор с лошадью) в рассказе?

( « Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жесткость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознает трагичность происходящих потерь.)

Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи?

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно вспомнить что характерно для понятия дружбы Модель ФРЕЙЕР

Обязательные характеристики Необязательные характеристики

Помощь возраст

Доверие положение в обществе

честность

Примеры Антипримеры

Три мушкетера дубровский

Тихое утро морозко

Тимур и его команда

Лис и маленький принц

А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).

Почему же тогда друг Рыжухи не захотел честно обо всем рассказать?

Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):



Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…

Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Вывод: рассказчик чувствует свою вину перед лошадьми и в то же время понимает, что нечего ему сказать в оправдание, он чувствует свою беспомощность; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь). Почему автор чувствует себя «существом из той же лошадиной породы»? Как это характеризует его отношение к проблеме, затронутой в рассказе? (Он искренне переживал за Русь деревенскую, уходящую и грустил о ней, считая себя ее частью).

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) - «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

Почему обманул ожидание лошади? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей). (Выскажите свое мнение в команде по кругу, начиная с №1)

- Легко ли дается герою это молчание? (Выскажите свое мнение в команде по кругу, начиная №2) Ответы стол №1 участник 3, стол №2 участник 3

Так о чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).

Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек на крышах домов?

Конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье (учитель показывает подкову, каждой группе дает подкову, в знак удачи).

9.Рефлексия. СЛАЙД 10



- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Рефлексия .

Слово учителя: Сегодня на уроке мы успели поговорить о многом. Я надеюсь, что вы полюбите творчество нашего северного писателя, наверное, кому, как не нам, жителям сельской местности, близки такие проблемы. А для того, чтобы подвести итоги, я попрошу вас заполнить последнюю строку в таблице, ответив на вопрос: о чем заставил меня задуматься рассказ? Выскажите свое мнение по кругу. Ответ.
Каталог: assets -> files
files -> Справочник по фондам личного происхождения архивов Республики Бурятия (на 1 января 2015 г.) г. Улан-Удэ 2015 г
files -> Н. М. Макарова Перевод с английского и редакция
files -> Рабочая учебная программа дисциплины в. Д
files -> Книга «Аборт или Рождение? Две чаши весов»
files -> Программа дисциплины «История зарубежной литературы 20 века»
files -> Стихи северных поэтов
files -> Диплом по специальности «юриспруденция». В 2006 году работал в Межрайонной инспекции фнс №8 по Республике Бурятия в должности инспектора отдела выездных налоговых проверок
files -> Биография барабанов Сергей Борисович
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины химия Специальность: 260901 «Технология швейных изделий» пгпу 2008