Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 5 классе Тема урока: И. А. Бунин «густой зеленый ельник у дороги »




Скачать 45.05 Kb.
Дата03.07.2017
Размер45.05 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 5 классе Тема урока: И.А. БУНИН «ГУСТОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЕЛЬНИК У ДОРОГИ...» Цели урока: Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. 2.Выявление художественной идеи стихотворения. Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, вы­разительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями. 3.Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть. ХОД УРОКА Сообщение учителя и учащихся о жизни И.А.Бунина по плану с опорой на презентацию: Слово учителя о И.А.Бунине (Отрывок из «Автобиографических заметках») Сообщение учащихся : Описание герба Буниных О семье Буниных Яркие впечатления детства Книга в жизни Бунина Слово учителя: Учеба в гимназии в Ельце Усадьба «Озерки» Первые произведения Бунина Слово учителя В философическом этюде «Книга моей жизни» И.А. Бунин писал: «Рождение никак не есть мое начало. Мое начало и в той непостижимой для меня тьме, в которой я был от зачатия до рождения, и в моем отце, в матери, в дедах, прадедах, пращурах, ибо ведь они тоже я, только в не­сколько иной форме, где, однако, многое повторилось почти до тожде­ственности». «Не раз чувствовал я себя не только прежним собою, — ре­бенком, отроком, юношей, — но и своим отцом, дедом, прадедом, пращуром; в свой срок кто-то должен и будет чувствовать себя — мною». Этот мотив собственной неразрывной связи с предками, с прошлым, мотив памяти очень важен для понимания произведений И.А. Бунина. • Что формировало будущего писателя II. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у до­роги...». Слово учителя Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски. Выразительное чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения: - Что такое тема Как определить тему стихотворения Самый правильный способ-по имени существительному (Тема - олень в лесу). Первая строфа задает тему. Как же она раскрывается Найдите слова, которые передают признаки и предметы. Выпишите их. Вспомните определение кульминации. Определите кульминацию в стихотворении. (Олень почувствовал опасность). Удивительным образом передает это состояние поэт. Меняется ритм, конструкция фразы, пунктуация..О чем говорит слово вдруг(О неожиданности). Передана динамика. При помощи чего Молодость и сила победили. Что победили Определите основную мысль стихотворения (О победе красоты над смертью) Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу. III Исследовательская работа с текстом Повторное чтение стихотворения. Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега; олень, могучий, тонконогий; тяжкие рога; уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, стремительности радостно-звериной. Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, порыв к жизни. Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают создать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак. Слово учителя Третье четверостишие заканчивается многоточием. Многоточие имеет две главные функции — выражение неопределенно-, недосказанности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству — к совместному определению смысла текста. С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию — словом, сигнализирует читателю: — задержись на предыдущем слове; — обрати особое внимание на следующее слово; — написанное здесь значит больше, чем просто слова; — я очень взволнован; — я не могу подобрать нужного слова; — имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление. • Какова роль многоточия в данном случае Деталь «ветки, обитые рогами на бегу» является напоминай смерти, которая была близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особо важную информацию — словом, сигнализирует читателю: «Я очень взволнован». • Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал Образ оленя для поэта — нечто большее, чем образ животного. Олень это красота. • В каком значении употреблено слово красота в стихотворении Красота — все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. • Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Сеет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительно грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество... • Обращение к учебнику. Чтение статьи «Поразмышляем о прочитанном». 3. Итоги урока. • Напишите 2—3 предложения-ответа на вопрос: «О чем меня заставил задуматься стихотворение И.А. Бунина Домашнее задание. Выразительное чтение текста

  • ХОД УРОКА Сообщение учителя и учащихся о жизни И.А.Бунина по плану с опорой на презентацию
  • II. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у до­роги...».
  • III Исследовательская работа с текстом
  • 3. Итоги урока.