Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 11-м классе по творчеству М. Горького "Знаете ли вы творчество Горького"




Дата17.06.2017
Размер49.1 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Горького Знаете ли вы творчество Горького Цели: систематизация и обобщение знания учащихся по творчеству М Горького; проверка читательской наблюдательности учащихся, подготовка к письменной работе по творчеству М Горького; воспитание гуманизма, чувства доброты и сострадания, уважения к личности, к человеку; интереса к творчеству Горького. ХОД УРОКА I. Сообщение темы и цели  урока II. Слово учителя Итак, у нас сегодня необычный урок – урок-соревнование. Представляю команды: 1 команда – Данко; 2 команда – Вопросы будут представлены: а) на наблюдательность б) аналитические. Успешно справившиеся с игрой получают титул «Знатока творчества Горького», освобождаются от сочинения по творчеству Горького. Проигравшие будут писать домашнее сочинение по творчеству Горького. МОГУТ ИГРАТЬ: а) прочитавшие только внимательным образом программные произведения Горького б) имеющие чувство времени (буквальное и относительное) ОБЛАДАЮЩИЕ: а) сверхнаблюдательностью б) сверхоперативностью. УМЕЮЩИЕ: перевоплощаться в образы литературных героев. III. Итак, Внимание! Игра! Раунд первый. «Блиц-разминка» (по биографии писателя). Каждый из команды тянет билет с вопросом. Раунд второй. «Знаешь ли ты произведения Горького» Каждая команда по очереди получает вопрос, на который надо ответить. Раунд третий. «Цифровой» Назвать число, месяц и год рождения Горького (16 марта 1868) Сколько лет было Алеше, когда дед отправил его в люди (с 1879 (11 лет)) и сколько он находился в «людях» (1879-1884 5 лет) Когда Горький совершает первое путешествие по Руси (1891, маршрут Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ) Когда и по какому поводу Николай 2 напишет на одном из докладов, касающихся Горького следующее: Более чем оригинально (1902 25 декабря Академия наук избирает Горького почетным академиком, но в марте был издан указ об отмене избрания Горького в почетные академики в виду того, что он привлечен по политической статье.) После Октябрьской революции непросто сложились отношения М. Горького с новой властью (Горький отрицательно оценивает победу ВОСР, но заключает договор с большевиками об образовании издательства «Всемирная литература» избран в Совет Народных депутатов. Но тем не менее вынужден покинуть страну по совету Ленина.) Сколько лет живет Горький за границей. Когда возвращается в Россию Советскую (октябрь 1921 – 9 мая 1933  (12 лет)). Когда умер Горький (27 мая 1936 – заболевает гриппом, 6 июня появляется первый бюллетень о состоянии здоровья Горького, 8 июня – посещ. Молотов и Сталин, 18 июня – в 11:10 Горький умирает,20 июня – траурный митинг .Урна с прахом замурована в Кремлевской стене.) Раунд IV. «Ретроспективный» (на воспроизведение) 1. Воспроизвести содержание легенды о Ларре 2. Легенда о Данко Как 2 концепции жизни: легенда о Ларре – утверждение, в котором развенчивается эгоизм и индивидуализм. Легенда о Данко – герой отдает всего себя людям. В жизни всегда есть место подвигам Раунд V. «Блиц» Знание драматургии Горького. Кто из персонажей пьесы «На дне»: не хочет примиряться с жизнью на дне: «Я рабочий человек и смалых лет работаю… вылезу, кожу сдеру, а вылезу» (слесарь Клещ). Мечтал о такой жизни, чтобы самому себя можно было уважать (вор Васька Пепел) Верит, что на том свете будет лучше, и все же хочет хотя бы еще немного на свете пожить (Анна, жена Клеща) Живет мечтами о большой, настоящей человеческой любви (Настя) Лег среди улицы, играет на гармошке и орет: «Ничего не хочу, ничего не желаю» (сапожник Алешка) Говорит человеку, который предлагал ей выйти замуж: «замуж выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть» (Квашня, торговка пельменями) Возмущается… «и зачем людей разнимают, когда они дерутся Давать бы бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои – то помнили бы дольше» (полицейский Медведев). Всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту исчез от полицейских «яко дым от огня». Раунд VI. «Мозговая атака» Из каких произведений эти строки «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (песня о Соколе) «Пусть сильнее грянет буря» (Песня о Буревестнике) Чей это портрет, какое произведение Волосатый, угрюмый, с маленькими глазками; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, но с нехорошей усмешкой. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке. (Михаил Власов, «Мать») Была она высокая, немного сутулая, ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком , точно она всегда боялась задеть что-то.» (Ниловна, «Мать») Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были грустны и слезились. Ее сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями» Старый затравленный волк, хорошо знакомый обитателям гавани, заядлый пьяница, ловкий смелый вор. («Челкаш») Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко, ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же как этот ласковый зверь» (бабушка Алеши, «Детство») Шел на казнь и трубку курил: «Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился» (Гуцул-разбойник, «Старуха Изергиль»). Раунд VII. «Хронологический» Вопрос общий для обеих команд. Биография Горького дана не только фрагментарно, но и с полным нарушением хронологии. Попытайтесь восстановить последовательность. Умер  В.В. Каширин (дед) – Алеша П. в «людях» – написан рассказ «Макар Чудра» – знакомство с А. Калюжным – знакомство с Короленко – первое путешествие по Руси. (Алеша в «людях» – умер дед – знакомство с Короленко – «Макар Чудра» за подписью Горький). Раунд VIII. «Героический» Выбрать любой персонаж ранних романтических произведений Горького и представить его (не только внешность, но и манеры, отношение к окружающим.) Раунд IX. «Литературный герб» Каким, по-вашему, мог быть литературный герб Горького Представить эскиз герба, дать  краткое описание. Какие слова взяты в качестве девиза Раунд X. «Заключительный» (тезисы и план к сочинению). «Что я понимаю и с чем спорю в произведениях Горького» Раунд XI. «Чей вопрос лучше» Придумать вопрос и задать противнику. IV. Домашнее задание – В сегодняшний век мы разучились писать письма. Более того – мы не хотим писать письма. Наш век разрушил эту традицию – обмениваться посланиями, письмами. Нам же надо доказать обратное. Нам с вами на уроках литературы разрешено читать чужие письма, дневники (Ахматова, Цветаева о любви). Итак, письма нам нужны! Напишите письмо Максиму Горькому.

  • I. Сообщение темы и цели урока II. Слово учителя
  • III. Итак, Внимание! Игра! Раунд первый. «Блиц-разминка»
  • Знаешь ли ты произведения Горького»
  • Раунд IV. «Ретроспективный»
  • Раунд VI. «Мозговая атака»
  • Раунд VII. «Хронологический»
  • Раунд VIII. «Героический»
  • Раунд IX. «Литературный герб»
  • Раунд X. «Заключительный»