Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы в 10 классе Учитель: Гетманская Н. В. 2016г. Цели: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества поэтов




Скачать 202.37 Kb.
Дата06.01.2017
Размер202.37 Kb.
ТипУрок


Муниципальное казенное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

с. Кочубеевское

Поэтический мир Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Урок литературы в 10 классе

Учитель: Гетманская Н.В.

2016г.


Цели: - познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества поэтов,

своеобразием их творчества;

- раскрыть основные темы и мотивы творчества поэтов;

- развивать навыки выразительного чтения.


Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

- Слово учителя.

Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, проникновенных выразителей человеческих чувств, вдохновенных певцов природы всё возрастает. Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами.

- Портреты и высказывания о поэтах (на доске).

2. Сообщение учителя по биографии поэтов.
Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева.
Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

1819 г. – первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату».

1819-1821гг. – учёба и досрочное окончание словесного отделения Московского университета.

1821 г. – поступление на службу в Коллегию иностранных дел.

1822-1839гг. – дипломатическая служба в Мюнхене и в Турине.

1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон.

1836 г. – публикация в журнале «Современник» «Стихотворений, присланных из Германии».

1838 г. – смерть жены и женитьба на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

1844 г. – возвращение в Россию, служба в ведомстве иностранных дел.

1850 г. – публикация в виде приложения к журналу «Современник» 92 стихотворений Тютчева. Сближение в Еленой Александровной Денисьевой.

1854 г. – первый поэтический сборник Тютчева

1858 г. – председатель комитета иностранной цензуры.

1864г. – смерть Е.А.Денисьевой.

1868 г. – второй поэтический сборник Тютчева.

Умер 15 (27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.
Этапы биографии и творчества А.А.Фета.
Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября).

1834г. – духовная консистория узнаёт о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учёба в частном пансионе.

1834-1844гг. – учёба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией.

1840г. – первый сборник стихов «Лирический пантеон».

1843г. - публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришёл к тебе с приветом…»

1845г. – поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства.

1850г. (изменения в 1856г.) – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич.

1853г. – начало сотрудничества с журналом «Современник».

1856г. выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И.С.Тургеневым.

1857г. – женитьба на М.П.Боткиной.

1858г. – выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания.

1859г. – разрыв с журналом «Современник».Осложнение отношений с редакциями других журналов.

1860г. – приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством.

1863г. – двухтомное собрание стихотворений – итог 25-летней творческой деятельности.

1873г. – поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остаётся в качестве псевдонима.

1877г. – приобретение старинной усадьбы Воробьёвка.

80-е гг. – четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891).

1886г. – член Петербургской академии наук.

1889г. – звание придворного камергера.

1892г. – умер.




  1. Сообщение основных тем и мотивов творчества Тютчева и Фета (учащиеся коротко записывают в тетради).

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева.

Фрагмент – ведущий жанр лирики Тютчева. Нет поэм и больших произведений.



  1. Поэт и поэзия. Поэт должен помочь другим найти ответы на вопросы о свободе, любви, месте человека в природе, об их единстве; показать все прекрасные стороны единения с природой.

  2. Духовный кризис современного поколения. Человек перестаёт осознавать своё единство с природой, перестаёт понимать природу, видя в ней лишь объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. В современный, слишком материалистичный век люди стали сомневаться в законах божественных тайн, и душа природы закрылась перед ними.

  3. Россия. Стихи Тютчева наполнены трепетной и нежной любовью к Родине и затаённой болью за неё. Поэт не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия нищая, страдающая, прекрасная и любимая. С Россией Тютчев связывает надежды на единение всех славянских народов, подчеркивая неповторимость и необъяснимость во многом своей родной страны. Главенствующую роль он отводил России на основании следования христианским заповедям, смирении, продолжении роли добродетели. Тема Родины тесно связана с христианскими темами в творчестве Тютчева.

  4. Природа. Сущность природы в том, что недоступно, что лежит за поверхностью явления, в заповедной темноте, на которую набросил яркие краски светлый день. Природа – это не пейзаж, населённый растениями, животными и людьми, это космос, в котором живут и действуют стихии. Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями. С помощью этих наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной.

  5. Любовь. Это одна из центральных тем в зрелой лирике Тютчева. Здесь отразилась его личная жизнь, полная страстей, трагедий, разочарований. Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой. Тютчев увидел и высоко ценил в женщине силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершающая подвиг. Поэт утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности.

  6. Христианские мотивы. Обострённый индивидуализм означает, что человек теряет опору, лишается веры. Это преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям, - духовная болезнь века. Её необходимо смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов, установленных Богом. Образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ


Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.

Главное в поэзии Фета – изображение мгновения, прекрасного и невозвратного.



  1. Поэт и поэзия. Поэзия чужда всякой пользе и всякому смыслу: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». На первое место в поэзии ставится ощущение, чувство, наитие, откровение, но не отвергает разум. «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота». Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит её в область «высочайшего блаженства». В лирике Фет обращен к изначальной гармонии и красоте, единству с целым миром. Долг художника в том, чтобы увидеть всё это в самых простых, обычных явлениях природы и воспроизвести. Сверхзадача поэта – уловить и передать мечты и сны, неуловимые, рождённые полубезумным сознанием поэта.

  2. Природа. Тайна природы заключена в зримой поверхности, которая в любое время всегда обворожительна. Нет тайны за пределами дня или ночи. Они и есть сущность природы. Именно видимость, непосредственно представшая нашим глазам, нашему слуху, нашему обонянию, нашим чувствам, есть тайна природы, её сущность, её глубина. Его пейзажные зарисовки обнаруживают много общего с картинами импрессионистов: то же стремление показать обыкновенное необыкновенно, та же субъективность мировосприятия и формы выражения.

  3. Любовь. Отсутствие индивидуализированного образа любимой девушки. Передаётся радостное состояние влюблённости, когда окрылённый человек ощущает единство со всем мирозданием, а стихия природы как всегда слита с душевными переживаниями.

Тютчев и Фет от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, апеллируя к возвышенным чувствам, красоте. Для поэтов красота разлита во всём – в окружающей действительности, в природе, в женщине как высшем воплощении красоты. Способность заметить красоту среди случайного и поверхностного характеризует эстетическое начало, безупречное поэтическое чутьё «певцов жизни». Фет и Тютчев, как утверждают исследователи, в момент творчества отдают стихотворению лучшее, что есть в мире, они растворяются в своём творчестве.


4. Таблица (проецируется, отпечатанные таблицы раздаются учащимся).

Особенности поэтического мира

ТЮТЧЕВА

ФЕТА

- Бытие воспринимал как катастрофу.

- Поэт-философ, поэт-психолог.

- Последний русский романтик.
- Природа – живой, одухотворённый,

многоликий мир.

- Человек часто одинок и бессилен в

сравнении с могуществом природы.


- Для стихов характерна богатейшая

метафоричность.


- В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту.

- Крупнейший поэт «чистого искусства».

- В историю поэзии вошёл как пейзажист.


- Природа – прекрасное живое существо.

- Любил изображать «переходные состояния» природы.


- Человек – частица природы, существо, равноправное ей.
- Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом.

- Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен).


- В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.




  1. Работа с классом. Учащиеся читают наизусть стихотворения Тютчева и Фета, во время чтения проекция подборки картин, учитель даёт комментарии. Каждое стихотворение соотносится с темой или мотивом.

(тема поэта и поэзии)

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью – и молчи!..


Особую значимость приобретает тема творчества, высшего назначения поэта-мыслителя, - Муза, говорящая среди «всемирного молчанья», равна в своём величии олимпийским богам. Молчание становится единственным средством, чтобы спасти внутренний мир от суетной и глумливой толпы, «убийственных забот».

Также развивается любимая мысль романтиков о невыразимости души, о невозможности во внешней речи передать внутреннюю, которая при своём языковом выражении утрачивает глубину и богатство чувств. Тем самым противоречие между душой и словом, выражающим её, становится всеобщим. Оно касается и человека, и его отношений с другими людьми.


(любовь и природа)

***


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..


Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Это настроение – результат строгого отбора прекрасных и непреходящих в своём значении впечатлений. Нет никаких намёков на реальность: чувство, в нём выраженное, вне конкретных категорий. Можно выделить два мотива – любовь и природа, они здесь не просто взаимообусловлены и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное – сопредельность чувства неуловимому природному целому. Важнейшим структурным элементом здесь является мелодика.
(природа)

***


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле…
Это одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева. Поэт действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ – «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льётся чистая и тёплая лазурь».

(природа)

***

Пришла, - и тает всё вокруг,



Всё жаждет жизни отдаваться,

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томило немо,

И вздохи неба принесло

Из растворённых врат эдема.

Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозной деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.


Поет сверкающий ручей,

И с неба песня, как бывало;

Как будто говорится в ней:

Всё, что ковало – миновало.


Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться,

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.


Стихийная жизнь природы вселяет в душу восторг. Духовные силы человека расцветают, к нему слетает вдохновение. Вена – это состояние воздуха и состояние души. Чувства и мысли человека улавливают состояние воздуха через запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тонкие изменения в ней с трепетом, радостью и восторгом. Так человек и природа составляют единое целое.


(любовь)

***


Я очи знал, - о, эти очи! Дышал он грустный, углубленный

Как я любил их, - знает бог! В тени ресниц её густой,

От их волшебной, страстной ночи Как наслажденье, утомленный

Я душу оторвать не мог. И, как страданье, роковой.


В непостижимом этом взоре, И в эти чудные мгновенья

Жизнь обнажающем до дна, Ни разу мне не довелось

Такое слышалося горе, С ним повстречаться без волненья

Такая страсти глубина! И любоваться им без слёз!


В этом стихотворении любимая предстаёт не как «неземное создание», а как человек, которому присуще всё человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихотворение пронизано мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.


(любовь)

***


Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.


Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветёт.


И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.




По-пушкински возвышенными и мудрыми являются стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых рождает в душе человека целую гамму чувств. И это стихотворение, как и многие другие, написано от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви.


(философское осмысление природы и жизни человека)

***
Не то, что мните вы, природа: Лучи к ним в душу не сходили,

Не слепок, не бездушный лик – Весна в груди их не цвела,

В ней есть душа, в ней есть свобода, При них леса не говорили

В ней есть любовь, в ней есть язык… И ночь в звездах нема была!

………………………………. И языками неземными,

Вы зрите лист и цвет на древе: Волнуя реки и леса,

Иль их садовник приклеил? В ночи не совещалась с ними

Иль зреет плод в родимом чреве В беседе дружеской гроза!

Игрою внешних, чуждых сил?..

Не их вина: пойми, коль может,

……………………………….. Органа жизнь глухонемой!

Увы, души в нём не встревожит

Они не видят и не слышат, И голос матери самой!

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.
Здесь проявляется одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого. Это ощущение избавляет поэта от раздвоения между мыслью и чувством: поэзия его полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение.

Мир, как таковой, и все его проявления представляют собой целостный единый организм. Эти целостность и единство создаются благодаря противоречиям, благодаря борьбе стихийных сил. Тютчев стремился понять мир как целое, но не в виде механического сочетания или совокупности различных признаков, а как живой, подвижный и внутренне противоречивый организм. По мнению Тютчева, между человеком и природой нет непроницаемой стены. Напротив, человек и природа духовны. Они изначально наделены душой, чувствами и языками. Эти чувства и языки родственны. Они заложены в природу и человека свыше. Непонимание этого человеком ведёт к трагедии, и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.


В стихотворении нарастают обличительные, дидактические интонации, направленные в адрес тех, кто отторгнут от всемирной жизни, от бытия. Такими людей сделал нынешний век, и потому вина с них снимается, но не исчезает горечь: как голос матери не может встревожить глухонемого, так душа матери-природы не волнует бестрепетные и бездушные сердца.


(любовь)
***


На заре ты её не буди, И чем ярче светила луна,

На заре она крепко так спит; И чем громче свистал соловей,

Утро дышит у ней на груди, Всё бледней становилась она,

Ярко пышет на ямках ланит. Сердце билось больней и больней.


И подушка её горяча, Оттого-то на юной груди,

И горяч утомительный сон, На ланитах так утро горит.

И, чернея, бегут на плеча Не буди ж ты её, не буди…

Косы лентой с обеих сторон. На заре она сладко так спит!


А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна

В этом стихотворении поэт точно уловил и передал состояние молодости с её тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. И, как всегда, стихия природы слита с душевными переживаниями. «Утро дышит у ней на груди» - «переносный смысл утра-молодости пропадает, так как органично включен в картину самого утра природы, всеохватного жизненного утра,» - замечал Н.Н.Скатов.


День и ночь.

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День – сей блистательный покров…

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мир рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами –

Вот отчего нам ночь страшна!


Ночь не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночь сбрасывает прочь.

Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняет её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал.



(философское рассуждение)


Фонтан.
Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.


Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.


О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?


Как жадно к небу рвёшься ты!

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.


Фонтан уподобляется лучу. Это сравнение придаёт всему стихотворению особую напряжённость: ведь по традиции луч ассоциируется со светом небесным, и его естественная направленность сверху вниз, от неба к земле. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросает вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство он осуждён ниспадать на землю вновь.
(природа и человек; тема Родины)

***


Слёзы людские, о, слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой…

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.


Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя…

И.С.Аксаков



(поэт и поэзия)

Ф.И.Тютчеву.

Мой обожаемый поэт

К тебе я с просьбой и с поклоном;

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полёт

Меня увлёк волшебной силой,

Давно в груди моей живёт

Твоё чело, твой облик милый.


Твоей камене – повторять

Прося стихи – я докучаю,

А всё заветную тетрадь

Из жадных рук не выпускаю.


Поклонник вечной красоты,

Давно смиренный пред судьбою,

Я одного прошу – чтоб ты

Во всех был видах предо мною.


Вот почему спешу, поэт,

К тебе я с просьбой и поклоном:

Пришли в письме мне твой портрет,

Что нарисован Аполлоном.


В проходившей полемике «чистого» и демократического искусства поэзия Тютчева и Фета подвергалась особенно тщательному анализу. Фет, принимавший в этом участие, привлекал лучшие образцы поэзии Тютчева в качестве примера превосходства «чистой поэзии». И сторонники демократического лагеря к поэзии Тютчева относились как к серьёзному явлению. Образ Тютчева в этом стихотворении – это и пример, и идеал, и учитель для Фета.


(любовь)
AVE MARIA
Ave Maria –лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:


Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!


Ave Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

***

Владычица Сиона, пред тобою

Во мгле моя лампада зажжена.

Всё спит кругом, - душа моя полна

Молитвою и сладкой тишиною.


Ты мне близка… Покорною душою

Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.

Дай ей цвести, будь счастлива она

С другим ли избранным, одна – или со мною.


О нет! Прости влиянию недуга!

Ты знаешь нас: нам суждено друг друга

Взаимными молитвами спасать.
Так дай же сил, простри святые руки,

Чтоб ярче мог в полночный час разлуки

Я пред тобой лампаду возжигать!


  1. Итоговое слово учителя.

«Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. У Блока есть слова: «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет». Это утверждение высшего родства двух наших лирических поэтов…

Вслед за Тютчевым, вместе с ним, Фет усовершенствовал и бесконечно разнообразил тончайшее искусство лирической композиции, построения миниатюр. За кажущейся повторяемостью их стоит бесконечное разнообразие и многообразие, непрекращающийся лирический контрапункт, запечатлевающий сложность духовной жизни человека».

Л.А.Озеров

Большая часть любовной лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер ( «Я встретил вас…», « Я тебе ничего не скажу…», « На заре ты её не буди…»), определяется вслед за Аполлоном Григорьевым как «музыкально-неуловимая». Фет часто подчёркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается (музыкально-экстатическая, как её называют).

Музыкальность, символика и аллегория лирики позволяют считать поэзию Тютчева и Фета истоком символического направления XX века. Фет и Тютчев воспринимались символистами как великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет.

Усилить бой бестрепетных сердец…



- именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Фета и Тютчева.
Домашнее задание. Биография Тютчева; стихотворение наизусть по выбору; повторить элементы анализа лирического произведения.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.

И.С.Тургенев
для Тютчева жить – значит мыслить. И.С.Аксаков
И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной.

Ф.И.Тютчев
Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли.

В.Брюсов
И пока святым искусством Радуется свет,

Будет дорог нежным чувством

Вдохновенный Фет.

К.Фофанов
Но в стихе умилённом найдёшь

Эту вечно душистую розу…

А.А.Фет



  • Ход урока. Вступительная беседа. - Слово учителя.
  • Портреты и высказывания о поэтах
  • Этапы биографии и творчества А.А.Фета.
  • Сообщение основных тем и мотивов творчества Тютчева и Фета
  • Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
  • 4. Таблица
  • ТЮТЧЕВА ФЕТА
  • Домашнее задание.
  • И.С.Тургенев … для Тютчева жить – значит мыслить. И.С.Аксаков И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной. Ф.И.Тютчев
  • Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли. В.Брюсов И пока святым искусством Радуется свет
  • Эту вечно душистую розу… А.А.Фет