Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы. 7 класс. Тема урока. Жизнь «без прикрас»… Цель урока: обучающая




Скачать 74.82 Kb.
Дата07.07.2017
Размер74.82 Kb.
ТипУрок
Урок литературы.

7 класс.

Тема урока. Жизнь «без прикрас»…


Цель урока: обучающая- познакомитесь с биографией и творчеством Никола Семеновича Лескова; узнаете особенности жанра сказа; Развивающая- найдем признаки необычайного повествования, т.к. произведение «Левша» богатейшая кладовая народной мудрости и народного опыта; воспитательная- это поможет понять основную идею автора, а именно как патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей.

Оборудование: портрет Лескова, грампластинка народной песни «Блоха», опорный конспект, эпиграфы.

Методические приемы: рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Эпиграфы к уроку:

«Лесков – писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна». Л.Н.Толстой

«…Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа». А.М.Горький



Ход урока

Слово учителя.

Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель. В литературу он вошел в 60 годы 19 века. Его имя стоит рядом с великими именами Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

Будущий писатель родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. Семья была небогатая. Его отец окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство. Мать же происходила из дворянского сословия. Когда Н.С.Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные перемены: смерть Николая 1, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли. Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За 3 года он исколесил всю Россию. Позже отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» Лесков указывал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Творчество Лескова не знает социальных границ. Его герои – представители разных сословий: чиновники, министры, духовные лица, интеллигенты всех профессий, крестьянство всей России. Еще с детских лет он соприкасался с разными сословиями и общественными классами, отсюда и разносторонность знания жизни каждого класса, сословия, национальности.

Народ в произведениях Лескова показан таким , каким его видел писатель: нищий, малограмотный, со множеством пороков, привитых долгими годами рабства, но с живой благородной душой, талантливый и умный, любящий свою многострадальную родину.

Тема самобытности, талантливости, самоотверженности русского народа находит воплощение в «Левше». Это сказ о тульском оружейном мастере, судьбе талантливого человека из народа. Замысел рассказа «Левша» воозник у Лескова вероятно к 1878 году. По словам его сына, сам Николай Семенович тем летом был в Сестрорецке в доме оружейного мастера.

В первых изданиях «Сказ» имел предисловие: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру – реку еще в царствование императора Александра 1. Рассказчик 2 года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди относились к нему с почтением». Но вскоре Лесков сам « разоблачил» себя : «я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

Позже Лесков уберет предисловие из дальнейших изданий.

-Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?

( Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши)

Жанр своего рассказа писатель определил сам. Это сказ.

-Вспомните, что лежит в основе рассказа? (Народное предание, легенда)

-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика)

-Что можете сказать о характере рассказчика и о его происхождении? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой)

-Чем особенна его речь? (работа в парах) Разделите данные слова на 2 группы,. Которые автор преднамеренно коверкает и слова, которые объединяют, казалось бы совершенно разные значения.

(Мелкоскоп, тугамент, Аболон полведерский, нимфозория(нимфа и инфузория), буреметр(буря и барометр), бюстры(бюсы и люстры) )



Как вы объясните происхождение этих слов? (Рассказчик необразованный человек, как бы осмысливает непонятное ему слово через звуковое сходство этого слова со словами ему непонятными и недоступными)

Итак, что же такое сказ? По логической цепочке учащиеся вместе с учителем дают определение этого жанра.

Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания, легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. (это определение учащиеся записывают в тетрадь). Произведение Лескова стилизация под народный лубок. Лубок – это понятное и простое для понимания произведение.



Теперь вернемся к тексту. Нужно найти ошибки и выстроить правильно сюжетную линию произведения. Работа в парах.

1.Путешествие Александра 1.

2.Подарок англичан императору.

3.Николай 1 и «пустяковина» в табакерке.

4.Тульские мастера.

5. «…Извольте государю отвезти…»

6.Левша в Лондоне.

7.Тоска по дому.

8.Забота о государстве.

-Когда и где происходит действие сказа? Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814 – 1815 год (венский совет). Поездка Александра 1 с Платовым в Лондон – это исторический факт. Упоминается в связи с восшествием на престол Николая 1, восстание декабристов 1825 год, которое назвали в тексте «смятение».

Итак. В центре событий «нимфозория», так назвал рассказчик блоху.



-Какое отношение имеет блоха к героям рассказа?

-Какова роль Александра 1 и Платова? Эти герои противопоставлены. Они имеют разные позиции. Александр 1 считает, что русским мастерам далеко до иностранных, а Платов уверен в высоком мастерстве русских.

-Кому из них симпатизирует рассказчик? Платову. Опала Платова, его удаление от двора описывается так: во многих эпизодах Платов, подобно былинному богатырю, лежит на своей «догадной укушетке» и трубку покуривает. Но когда во дворце происходит «беспокойство», он с «укушетки» поднимается, как с печи; трубку бросает и является к государю. Платов умер в 1818 году и не мог являться к царю Николаю 1. Но народное сознание «продлевает» жизнь народного героя.

-Как показан Николай 1? Он полная противоположность брату, он « в своих русских людях» очень уверен.

-Как изображается левша? Он появляется только в 6 главе, среди оружейных мастеровых. Лучший мастер- косой, да еще левша. Его глаза настолько «пристрелявши», что никакой «мелкоскоп» ему не нужен.

-Почему гениальный мастер не имеет имени? Сам Лесков говорил: «Там, где стоит левша нужно читать «русский народ».

-Как наградили левшу за работу? Платов дал 100 рублей, а Александр 1 заплатил англичанам миллион рублей. Награда была недостойна работе героя.

А сейчас я хочу вас познакомить не менее знаменитой блохой. Это русская народная песня в исполнении Федора Ивановича Шаляпина. (Прослушивание песни).

В сюжете песни, поклоняются блохе, а вы знаете, что блоха, казалось бы, очень примитивное животное насекомое. Она отлично поддается дрессировке. Многие узники средневековых тюрем в одиночном заключении скрашивали однообразие своих дней, обучая блох разным довольно сложным фокусам. Даже монархи и дамы высшего общества развлекались разного рода играми с блохами. Для представления выбирали человеческих блох, собачьи для представления не годятся. Был знаменитый циркач Реймунд Отава, который давал представления на ярмарках, где его блохи, впряженные в тончайшие золотые нити, везли в упряжке маленький экипаж, лежа на животе, блохи жонглировали, одетые в красочные юбочки вальсировали и скакали под музыку.

С каждым годом растет популярность Лескова, все больше и больше читателей постигает мудрость и очарование его книг. Такие мастера, как левша, есть и в наше время. Один из них Микола Сядристый- знаменитый украинский умелец, работы которого экспонировались на выставке прикладного искусства в Киеве.

Среди изделий мастера был электромотор величиной с рисовое зерно, почетное место занимала натуральная блоха, проспиртованная для сохранности. Она лежала на мраморной подставке, под увеличительным стеклом. Блоха подкована.

А сейчас проведем анализ урока по схеме. (Дается анализ урока по схеме)

Лесков показал жизнь без преукрас, перед нами та реальная жизнь, которую изобразил и видел Николай Семенович.



Домашнее задание – выписать цитаты, которые характеризуют героев. Подготовить пересказ любого эпизода.
Анализ урока

  1. Урок строился по плану.

    1. Рассказ учителя о биографии и творчестве – без данного материала невозможно начать работать над произведением, так как это способствует формированию положительного нравственного настроя на работу всех учащихся.

    2. Знакомство с жанровой особенностью – учащиеся знакомятся с новым теоретическим понятием, это расширяет их знания в области эпических произведений.

    3. Язык произведения – стилизация под лубок (простое, понятное). Здесь важно то, чтобы учащиеся поняли, что текст ближе к устному слову, текст не сколько видишь, сколько слышишь.

    4. Работа с сюжетной линией помогает восстановить в памяти прочитанное.

    5. Опорный конспект помогает раскрыть взаимоотношения героев и их характеры.

    6. Грампластинка, развлекательная справка, реальные факты о народном умельце – направлены на расширение кругозора.

  2. Данный урок изучается в разделе «Из истории поэмы». Продолжается работа над ранее поставленной темой, а именно темой народа и власти, это рассматривалось ранее на примере творчества Некрасова и будет продолжена при работе с творчеством Салтыкова – Щедрина.

  3. Прослеживается связь с историей, времена правления Александра 1, Николая 1, восстание декабристов.

  4. На уроке были учтены программные требования – знание текста.

  5. На уроке были использованы методы обучения: по источнику знаний – словесный, наглядный; по степени воздействия учителя на учащегося – беседа; по характеру познавательной деятельности учащихся и участие учителя в учебном процессе – частично – поисковый.

  6. Данный тип урока по М.И.Махмутову – урок изучения нового материала, вид урока – смешанный, так как на уроке присутствовала беседа по вопросам, рассказ учителя, самостоятельная работа в парах. Структура урока определялась его основной дидактической целью – введение в художественный мир Лескова, особенности жанра и главные герои сказа.

  7. В процессе урока были учтены возрастные особенности учащихся.

  8. Задачи урока: - заинтересовать учащихся личностью Н.С.Лескова, -способствовать эмоциональному восприятию сказа, - научить работать с текстом, уметь выбирать цитатные характеристики героям.

  9. Данная структура урока обеспечивает внутреннее принятие учащимися поставленных перед ними целей.

  10. Управление учебной деятельностью осуществлялось в форме стимулирования (одобрение словом за правильный ответ), контроль (в построении сюжетной линии, в выборе слов по значениям), оценка аргументировалась по параметрам –правильность, самостоятельность, оригинальность.

  11. Для проведения уроку были созданы условия: учебно – материальные, морально – психологические, гигиенические, эстетические, временные (время расходовалось рационально). На уроке были решены поставленные цели и задачи.

  • Развивающая
  • Оборудование
  • Ход урока Слово учителя.
  • Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника
  • -Вспомните, что лежит в основе рассказа
  • Мелкоскоп, тугамент, Аболон полведерский, нимфозория(нимфа и инфузория), буреметр(буря и барометр), бюстры(бюсы и люстры)
  • Итак, что же такое сказ
  • Теперь вернемся к тексту. Нужно найти ошибки и выстроить правильно сюжетную линию произведения.
  • -Когда и где происходит действие сказа
  • -Какое отношение имеет блоха к героям рассказа -Какова роль Александра 1 и Платова
  • -Кому из них симпатизирует рассказчик
  • -Как показан Николай 1
  • -Почему гениальный мастер не имеет имени
  • А сейчас я хочу вас познакомить не менее знаменитой блохой. Это русская народная песня в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.