Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок литературы. 11 класс Учитель Воскобойникова О. В. Тема. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле Ф. Кафки «Превращение»




Скачать 50.28 Kb.
Дата01.07.2017
Размер50.28 Kb.
ТипУрок
Урок литературы. 11 класс Учитель Воскобойникова О.В.
Тема. Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле Ф.Кафки «Превращение»

Цель: показать учащимся трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности;

способствовать развитию умения вести диалог, аргументировано высказывать свою точку зрения; способствовать развитию поликультурной, социальной, коммуникативной компетенций;

способствовать воспитанию толерантного отношения к человеку.


Эпиграф Человек – это звучит гордо!

М.Горький



Бывают странными пророками

Поэты иногда…

Косноязычными намёками

То накликается,

То отвращается

Грядущая беда.

М.А.Кузьмин



ХОД УРОКА
І. Психолого-педагогическая подготовка 1. Мотивация учебной деятельности.

Ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со строк, которые записаны в Экклезиасте, одной из самых поздних частей Ветхого Завета.



«Всему своё время… время рождаться, и время умирать;…время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время молчать, и время говорить…»

Пришло время и нам поговорить о душе, о духовности, смысле жизни человека, об отношении человека к человеку.

В этом нам поможет разобраться новелла Ф.Кафки «Превращение»

2.Объявление темы урока (запись на доске)

3. Определение целей урока (определяют учащиеся)
ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальное задание. Улучшить визитку Ф.Кафки. Перед тобой визитка Ф.Кафки. Прочитав биографию писателя, дополни её событиями из его жизни, которые, возможно, помогут тебе лучше разобраться в новелле «Превращение»
ФРАНЦ КАФКА

Дата рождения: 3 июля 1883 года

Место рождения: Прага, Австро-Венгрия

Образование: немецкая гимназия, Пражский немецкий университет

( факультеты: юридический, философский, искусство-

ведческий, филологический), Пражская коммерческая

академия.

Увлечения: литература, верховая езда, танцы

Известные произведения: «Приговор», «Превращение», «Процесс»,

«Америка», «Замок».

Дата смерти: 3 июня 1924г.




  1. Литературный диктант по содержанию новеллы «Превращение» (Самопроверка)

Итак, вы внимательно перечитали текст. Проверьте свои знания, написав литературный диктант.
1. Проснувшись однажды утром, Грегор Замза обнаружил, что он…

  1. Грегор служил…

  2. Он не мог подняться, потому что вместо рук у него было…

  3. Отец, увидев сына в таком виде, желал побыстрее…

  4. Единственным человеком, который не боялся общаться с Грегором, была…

  5. Раньше единственной заботой Грегора было сделать всё, чтобы…

  6. Мать не хотела убирать мебель из комнаты, так как…

  7. Но они опустошали его комнату, отнимали у него всё, что…

  8. Болезнь Грегора приносила семье …

  9. Ночи и дни Грегор проводил почти без сна. Иногда он думал, что вот откроется дверь, и он снова, совсем, как прежде

11.«Дорогие родители, - сказала сестра, - так же дальше нельзя. Я не стану произносить при этом чудовище имя моего брата и скажу только…»

12. Невзирая на всю ненависть семьи к себе, Грегор думал о них…



ІІІ. Основное содержание урока.

  1. Словарная работа

Абсурд- нелепость, бессмыслица

Боа- шарф

Коммивояжер-представитель торговой фирмы

Фантасмагория- причудливое, бредовое видение



2. Сжатый художественный пересказ текста

Как-то Ф.Кафка о своей работе писателя сказал: «Я не рисую людей, не рассказываю историй, это только картины, только картины». Какие же картины рисует читателю автор?



  1. Диалог о прочитанном.

Давайте задумаемся над смыслом прочитанного.

- Вспомните, что думал Грегор о своей работе? О начальнике? Приносила ли работа хоть какое-либо удовлетворение?

- Кто составляет семью Грегора? Какова была реакция его родных на превращение?

- Что вы можете рассказать о каждом члене его семьи? Чем они занимались? С кем из них Грегор был более откровенен, кого больше любил?

- Что изменилось в семье после превращения Грегора в насекомое?

- Кто явился инициатором решения освободить комнату Грегора? Что за этим последовало?

- Каково же душевное состояние Грегора?
3. Подведём итог. Слово учителя

Мы понимаем, что раньше Грегора ценили отец и мать, он был опорой семьи, надеждой для сестры, воплощением её планов в жизнь.

Теперь мы видим, что он стал никому не нужен. Он стал одинок.
С таким состоянием героя перекликается стихотворение Н.Доризо

Одиночество, одиночество…

Это имя без отчества,

Это вспышка без пламени,

Это взлёт без движения,

Вздох всей грудью

Без выдоха…

Разрывающий лёгкие.


  1. Комментирование фрагмента.

«О своей семье он думал с нежностью и любовью. Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, еще решительней, чем сестра. В этом состоянии чистого и мирного раздумья он пребывал до тех пор, пока башенные часы не пробили три часа ночи. Когда за окном всё посветлело, он ещё жил. Потом голова его помимо его воли совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз»

Отчего умер Грегор Замза?



4. Обращение к первому эпиграфу. Можно ли главного героя назвать гордым человеком?

5. Межпредметные связи.

Тема одиночества, трагического бессилия «маленького человека» нашла отражение и в других видах искусства. Обратите внимание на картину М.Шагала «Часы». Что общего между этой картиной и произведением Ф.Кафки?



6. Творческие задания

Так видели художники проблему «маленького человека»

А как видите её вы?

- Комментирование коллажа.

- Комментирование рисунков.

7. Слово учителя

Итак, мы приходим к выводу. Ф.Кафка как представитель модернизма показывает своим произведением, что мир абсурден, человек в нем одинок, он никому не нужен, ни в ком не находит поддержки. Только смерть является освобождением , избавлением от этого ада на земле.

- Почему Ф.Кафка не окончил повествование смертью главного героя?

Мы в повседневной жизни часто употребляем фразеологизмы, сравнения, подспудно ставя себе на место животных, насекомых ( змея подколодная, как корова на льду, упрямый как осёл, надулся как индюк, как рыба об лёд и др.) Тема превращений близка и к УНТ. Вспомним сказки «Царевна-лягушка», «Дикие – лебеди», «Финист – Ясный Сокол»

Сказка ложь, да в ней намёк.

Прочитаем второй эпиграф к уроку? Как вы понимаете смысл этих строк?

На что обращает внимание Ф.Кафка? О чем он предупреждает нас, ныне живущих?

8. Творческая работа.

Сочинение – миниатюра «Над чем заставляет задуматься история Грегора Замзы?»



9. Рефлексия

Продолжите фразу: На сегодняшнем уроке мне стало понятно, что…



Главное, что я возьму с собой в жизнь из сегодняшнего урока….

10. Итоги урока

Д/з Письменная работа. Составить заповеди, которые мог бы оставить Грегор Замза всем живущим на земле.

Слово учителя. Как бы, ребята, ни сложилась ваша судьба, помните о том, что нужно оставаться на земле человеком, и быть человеком – этому нужно учиться всю жизнь.

В исполнении учителя звучит стихотворение Р.Рождественского «Человеку надо мало, чтоб искал и находил…» (изображение текста на слайде).

  • Эпиграф Человек – это звучит гордо!
  • 1. Мотивация учебной деятельности
  • 2.Объявление темы урока (запись на доске) 3. Определение целей урока (определяют учащиеся) ІІ. Актуализация опорных знаний.
  • Литературный диктант по содержанию новеллы «Превращение»
  • ІІІ. Основное содержание урока. Словарная работа
  • 2. Сжатый художественный пересказ текста
  • 3. Подведём итог. Слово учителя
  • Одиночество, одиночество… Это имя без отчества, Это вспышка без пламени, Это взлёт без движения
  • 4. Обращение к первому эпиграфу.
  • 8. Творческая работа.
  • 10. Итоги урока Д/з Письменная работа. Составить заповеди, которые мог бы оставить Грегор Замза всем живущим на земле.