Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок: литература Класс: 5 Учитель : Меньшенина Жанна Михайловна Тема урока : у истоков басенного жанра




Скачать 50.06 Kb.
Дата17.06.2017
Размер50.06 Kb.
ТипУрок
МБОУ СОШ № 117.


Разработка урока литературы в 5 классе

«У истоков басенного жанра»


Исполнитель: Меньшенина Жанна Михайловна

учитель русского языка и литературы

Екатеринбург 2010
Конспект урока по литературе

«У истоков басенного жанра»

Урок: литература

Класс: 5

Учитель: Меньшенина Жанна Михайловна

Тема урока: У истоков басенного жанра

Цель урока: Познакомить учащихся с истоками появления басенного жанра, ввести понятие Эзопов язык.

Задачи:


  • Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;

  • Отработать навыки выразительного чтения;

  • Воспитывать высокие моральные качества.



Оборудование: Презентация «У истоков басенного жанра», конверт с пословицами.

Ход урока
1.Организационный момент

2. Презентация, подготовленная учащимся: «Узнайте, к какому произведению иллюстрация?

Вопросы классу:

Что объединяет эти произведения?

Запись темы урока (слайд 1)

Задачи на уроке для учащихся:


  • Выяснить, кто же был первым создателем басен?

  • Чем отличается басня от других жанров литературы?

  • Чему учат басни?

Чем басня отличается от других жанров литературы? (слайд 2)

  • Как вы думаете, зачем люди создавали басни?

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)



Викторина: «Мораль сей басни такова» (слайды 3-8)

Делаем вывод, что же такое мораль? (слайд 9)

  • Мы вспомнили отличительные черты басен на примере басен И.А. Крылова. А кто же был первым создателем басен? (слайд 11)

  • Как вы думаете, зачем люди создавали басни?

3. Знакомство с биографией Эзопа

(рассказывает подготовленный ученик) (слайд 12)


Запись в тетради Эзопов язык.

  • Прочитаем басню Эзопа «Лисица и виноград»

Сначала потренируемся читать басню выразительно. Проведем речевую разминку. (слайд 14).

Читаем басню про себя, а потом выразительно вслух.



  • Охарактеризуйте главного героя басни.

  • Что вы можете сказать об объекте, на который направлено действие лисицы?

  • Как композиционно можно разделить басню?

  • В чем мораль басни?

4. Знакомство с биографией Лафонтена.

(рассказывает подготовленный ученик) (слайд 16)



  • Прочитаем басню Лафонтена «Лисица и виноград»

Сравним с басней Эзопа:

  • Охарактеризуйте главного героя басни.

  • Что вы можете сказать об объекте, на который направлено действие лисицы?

  • Как композиционно можно разделить басню?

  • В чем мораль басни?

Какие качества людей осуждаются Эзопом и Лафонтеном?

5. Соберите пословицы.

Найдите пословицу, которая соотносится с содержанием басни?

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце- ледок.



6. Подведем итоги. (слайд 17)

7. Оценки за урок.

8. Домашнее задание

  • Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Лисица и виноград».

Эзоп - родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами.

Согласно этой легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за ней явился внук того Иадмона, который был господином Эзопа.

Историческое ядро этой легенды заключается в отношении Дельфов к Эзоповой басне: будучи вначале враждебным, оно со временем становится дружественным. Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный и влиятельный тип повествовательной поэзии.

Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и другие бессловесные существа и предметы. Есть снование предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!», говорит у Аристофана, одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки.

Знаменитого баснописца представляли горбатым, хромым, одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но он умеет удачно мстить своим обидчикам.
http:\\@--@000000000000003{3652F2B3-98B6-45B4-91A7-564BD854FEA6}Эзоп._С_картины_Д._Веласкеса

Без труда не вытащишь рыбку из пруда


Волков бояться — в лес не ходить.
Встречают по одежке — провожают по уму
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь
Как аукнется — так и откликнется
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Плохо танцующему - всегда брюки широки
После драки кулаками не машут
Семь раз отмерь — один отрежь
Тише едешь — дальше будешь
Труд человека кормит, а лень портит
Ученье — свет, а неученье — тьма

  • Конспект урока по литературе «У истоков басенного жанра» Урок
  • Тема урока
  • Оборудование
  • 3. Знакомство с биографией Эзопа
  • 4. Знакомство с биографией Лафонтена.
  • 5. Соберите пословицы.
  • 6. Подведем итоги. (слайд 17) 7. Оценки за урок. 8. Домашнее задание