Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок-конференция «Сердца отданные науке»




Скачать 104.16 Kb.
Дата08.07.2017
Размер104.16 Kb.
ТипУрок
Кантарбаева Аксункар Зияшовна

учитель химии и биологии

ГУ «Вечерняя школа п. Гранитный» Зерендинского района
Урок-конференция «Сердца отданные науке»

Цель:

  1. Развить интерес к уроку химии как науке;

  2. Формировать навыки работы с литературой и умение выступать по избранному вопросу.

  3. Воспитывать чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством; совершенствовать навыки самообразования.

Подготовительная часть конференции:

  1. Тема и задачи конференции;

  2. Подготовка выступлений учащимися;

  3. Требования к рефератам

План реферата

  1. Открытие ученого, сделавшего его имя известным.

  2. Библиографическая справка (кратко)

  3. Другие интересные работы ученого

  4. Краткое описание одного из открытий (уравнение реакций, значение или применение открытии)

  5. Используемая литература


Примечание:

1-2 недели – работа с литературой, подготовка реферата;

3- неделя – консультации с преподавателями;

4- неделя – подготовка к выступлению на конференции (по плану преподавателя).


Ход конференции
«Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетия» академик М.С. Курчатов.

Во вступительном слове напоминание учащимся, что первый русский ученый, прославивший Россию величайшим открытиями, М.В. Ломоносов написал в своей оде:


Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствиях не помеха

Науки пользуют везде …

План работы конференции.


  1. Выступление с рефератами

  2. Конкурс кроссвордов

  3. Химическая викторина

  4. Итоги конференции




  1. Этап конференции – доклады учащихся, перед каждым выступлением представляю, как ведущий конференции, ученого, о котором пойдет речь.

Учитель: «Если бы Н.Н. Зинин не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии», - писали иностранные ученные, о чем отвечает Н.Л. Глинка в статье «Роль русских ученых в развитии мировой химии». Открытие Н.Н. Зинина является краеугольным камнем всего здания промышленности органической химии, превративший каменноугольную смолу в ценнейшее сырье. А.М. Бутлеров, рассказывая, что Н.Н. Зинин в лаборатории с практикантами держал себя по- товарищески, особо уважал талантливых студентов.

Учащийся: записывает на доске Н.Н. Зинин (1812-1880 г. г.) и рассказывает об ученом.

Учитель: А.М. Бутлеров был учеником Н.Н. Зинина, под его руководством он прошел путь экспериментатора и полностью овладел искусством тонкого эксперимента, заразился глубокой любовью к химическим исследованиям. А.М. Бутлеров – корифей русской и мировой химической науки, любил поэзию. Особенно он любил читать поэму М.Ю. Лермонтова «Бородино», когда у него собирались в гостях просвещенные люди.
Ученик: записывает на доске А.М. Бутлеров (1828-1886 гг) и рассказывает об ученом.
Учитель: Русская химическая наука снискала себе славу передовой. Учеником Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова продолжили замечательные работы этих выдающихся ученых, которыми гордится Россия. Об одном из них – лауреате Государственных премий, академике пойдет речь. Третий учащийся на доске записывает:
Учащийся: записывает на доске Н.Д. Зелинский (1861-1953 гг) и рассказывает об ученом
Учитель: Достаточно только создания противогаза, чтобы имя Зелинского было увековечено в мировой истории химии. Весь его жизненный путь является образцом борьбы за интересы народа, за счастья людей. 92 года прожил ученый и из них 69 отдал научной и педагогической деятельности. Школа Зелинского продолжает работать на благо нашей России. А его ученики, продолжавшие его дело академики А.Н. Несмеянов, С.С. Гаврилов, А.Е. Успенский, Р.Я. Левина и другие. Это был ученый с мировым именем, показавшим, какую огромную пользу может принести химическая наука, если она связана с производством.

Петербургский университет украшала в свое время славная триада ученых: Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, Н.А. Меншуткин.


Ученик: пишет на доске Н.А. Меншуткин (1842-1907 гг) и рассказывает об ученом.
Учитель: Н.А. Меншуткин слушал лекции Менделеева в Петербурге и Вюрца в Париже, а в истории химии остался как один из основателей физической и аналитической химии.
Ученик: рассказывает о деятельности этого ученого.
Учитель: Продолжаем нашу конференцию. В 1868 году виднейшими учеными того времени. Д.И. Менделеевым, А.М. Бутлеровым, Н.А. Меншуткиным, Н.Н. Зининым и др. при Петербургском университете было создано Российское химическое общество, которое в настоящее время носит имя Д.И.Менделеева. На VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Марковников, который был одним из учеников А.М. Бутлерова, сообщил о своей совместной научной работе со студентом Каблуковым, а в 1881 году И.А. Каблуков был отправлен для дальнейшего обучения в Петербург к Бутлерову. В дальнейшем И.А. Каблуков вместе с другими учеными разработал проект производства в России азотных удобрений.
Ученик: записывает на доске фамилию ученого И.А. Каблуков (1857-1942 гг.) и рассказывает о нем.
Учитель: Создателем первого крупного промышленного производства синтетического каучука в России был С.В. Лебедев.
Ученик: записывает фамилию ученого С.В. Лебедева (1874-1934 гг.) и рассказывает о нем.


  1. Этап конференции – ответы на вопросы кроссвордов. Проводим конкурс, разделив группу на две команды. Мои помощники – лучшие химики школы, участвующие в школьных олимпиадах. Живо, с интересом и в духе соревнования, учащиеся двух команд называют имена ученых, сделавших научные открытия, осуществивших практическое синтезы соединений, открывших химические элементы и т.д.

  2. Этап конференции – химическая викторина в виде демонстрационных опытов. Объяснить наблюдаемые химические явления должны члены соревнующих команд. Демонстрационные опыты проводят учащиеся на компьютере, а также учитель.

Задания к кроссвордам выдаются ученикам перед этапом конференции, на доске располагаем графическую запись:


    1. Крупнейший русский ученый, открывший закон сохранения массы веществ.

    2. Шведский химик, который впервые ввел единые химические обозначения элементов.

    3. Русский химик, впервые осуществивший превращения нитробензола в анилин.

    4. Французский химик, открывший элемент галлий.

    5. Немецкий химик, получивший мочевину из неорганических веществ.

    6. Выдающийся русский химик, создавший теорию строения органических соединений.

    7. Выдающийся немецкий химик, открывший соль, названную его именем.

    8. Английский химик, открывший Н2

    9. Английский химик, открывший К, Na, Mg, Ba.

































































































































































































































































Вписав в клетки по горизонтали фамилии известных химиков, в выделенном по вертикали ряду получите фамилию величайшего русского химика.


Кроссворд № 2


  1. Советский химик, под руководством которого был построен первый завод синтетического каучука.

  2. Русский химик, предложивший рациональный метод получения уксусного альдегида.

  3. Французский химик, синтезировавший в 1854 году жир.

  4. Немецкий химик, получивший в 1854 году уксусную кислоту синтетическим путем.

  5. Химик, высказавший мысль о том, что атомы углерода в соединениях друг с другом в цепи.

  6. Русский ученый, осуществивший в 1811 году превращения крахмала в глюкозу при каталитическом действии H2SO4

  7. Русский инженер, предложивший в 1891 году крекинг – процесс.

  8. Французский химик, впервые практически выполнивший разложение жиров на глицерин и жирные кислоты.























































































































































































Правильно отгадав фамилии химиков, в клетках, выделенных по вертикали можно прочитать фамилию создателя теории химического строения, заложившего основы современной органической химии.



  1. Этап конференции – подведение итогов:

Итоги конференции, самые активные участники получают призы;

Краткая оценка заслушанных докладов (подготовка на основе анализа рефератов);


М. Ломоносов «Широко распростирает руки свои в дела человеческие наука химия».
Литература


  1. История химии. Соловьев Ю.Н. М: «Просвещения» 1976 г.

  2. Книга по химии для домашнего чтения М: «Химия» 1995 г.

  3. Биография великих химиков М: «Мир» 1981 г.

  4. «Жизнь замечательных людей» (серия биографии) М: «Молодая гвардия» 1967 г.

  5. Энциклопедический словарь юного химика М: «Педагог» 1982 г.

  • Подготовительная часть конференции
  • Ход конференции «Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетия» академик М.С. Курчатов.
  • План работы конференции.
  • Этап конференции
  • Учащийся
  • Ученик
  • Широко распростирает руки свои в дела человеческие наука химия ». Литература