Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок истории Конспекта урока «Культура раннего Возрождения»




Скачать 161.87 Kb.
Дата13.02.2018
Размер161.87 Kb.
ТипУрок
Гайдукова Наталья Евгеньевна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 92 Урок истории Конспекта урока «Культура раннего Возрождения» Гайдукова Наталья Евгеньевна Предмет __история___________ Класс _6 _ Цели урока: Образовательная: - Раскрыть исторические условия развития культуры раннего Возрождения; - Обозначить истоки и роль культуры раннего Возрождения в истории; - Проанализировать деятельность первых гуманистов (Франческо Петрарку, Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли) - Формирование у школьников яркого и целостного образа о культуре раннего Возрождения Развивающая: - развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; - развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развивать речемыслительные и творческие способности обучающихся - способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом Воспитательная: - совершенствовать навыки межличностного общения, - воспитывать сознательное отношение к истории; - формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач; Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: - компьютер и проектор с презентацией учебного материала; - рабочие листы с заданиями; - дополнительные материалы: презентация «Культура раннего Возрождения». Слово учителя. Работа с эпиграфом Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со слов великого итальянского скульптура, живописца и поэта Микеланджело Буонаророти: « Творенье может пережить творца: Творец уйдёт природой побеждённый, Однако образ, им запечатлённый, Веками будет согревать сердца» Как вы думаете, чему поэт посвятил эти строки Обучающиеся комментируют эпиграф урока. Вы совершенно правы, он говорил о произведениях искусства, которые веками будоражат сердца и умы людей. Тема нашего сегодняшнего урока: «Культура раннего Возрождения» Активизация знаний по теме: «Культура раннего Возрождения» Фронтальный опрос. Учитель: обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока. Что называется культурой Ответ учащихся: Культура – это достижение людей в их духовной и материальной жизни. Учитель: как вы думаете, что означает слово возрождение Ответ учащихся: возрождение – восстановление чего-то, это что-то существовало, а потом умерло, погибло, исчезло и его воссоздали, вернули, возродили. Учитель: И какая же культура была забыта в средние века Ответ учащихся: Античная культура. Учитель: Правильно. И именно о ее возрождении и пойдет речь сегодня. Целеполагание: Начиная с середины 14 века культура Италии получает новый импульс в своём развитии. Этот период продлится до середины 17 века. Его называют культурой Возрождения. Первые полтора её столетия называют ранним Возрождением. А значит были и другие периоды Ответы учащихся: Предположим. Было среднее и позднее Возрождение. Учитель: И мы с вами на уроке познакомимся: чем было вызвано появление новой культуры Каковы особенности культуры раннего Возрождения Объяснение нового материала. Слово учителя Итак, Возрождение или Ренессанс – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки эпохи середина 14 – середина 17 веков. Родиной Возрождения, её классическим очагом была Италия, имеющая глубокие античные корни. В её городах никогда не прекращалась общественная жизнь, сложившиеся мироощущение сильно отличалось от религиозного сознания европейских стран. - На ваших столах лежат тексты, прочитайте, а затем выявите причины появления новой культуры Возрождения, а для этого заполните графический конструктор «Фишбоун». (Суть работы с графическим конструктором– читая текст, ребёнок делает пометки, создавая «скелет» рыбки) Чем была вызвана к жизни новая культура «Возникновение новой культуры было связано с расцветом итальянских городов. Большинство горожан были не только грамотными, но и хорошо образованными. В городах было открыто много школ на средства городских советов. Богатые горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов они стремились нажить богатство прежде всего не грабежом на войне и захватами земель, а торговлей, денежным делом и производством товаров. Городские богачи были деятельны и предприимчивы. Жажда наживы гнала купцов в далёкие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рожден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий» Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башне ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто использовать время, будет господином всего, что пожелает» Богачи спешили получить как можно больше радостей в земной, а не в «загробной» жизни. Они соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды. Заказы на художественные произведения теперь давали не только правители государств, церковь и знатные феодалы, но и богатая городская верхушка. Растущим городам всё больше требовалось образованных людей: бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей и врачей. Учитель: ребята, вы прочитали текст, и заполнили графический конструктор «Фишбоун». Учитель: Итак, с причинами возникновения культуры раннего Возрождения мы познакомились. Теперь я вам предлагаю знакомясь с новым материалом заполнить сравнительную таблицу. Слушая объяснение учителя, вы должны сравнить отношение к античности в средние века и представителей раннего Возрождения Гуманизм Возрождения. Объяснение учителя. В 14 веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «Любителями мудрости». Они преклонялись перед античной культурой и считали, что античность была золотым веком, когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, они думали, пришли варвары (готы), и воцарилась невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с христианской верой. Своё время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения. Среди них были люди разных сословий и занятий. Аптекарь и герцог, цеховой мастер и университетский профессор собравшись вместе, увлеченно обсуждали недавно найденную античную рукопись. Затем «любители мудрости» стали изучать не только труды отцов церкви и книги античных писателей. Они всё больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» - «познание человеческого». Вспомните латинское слово – Хомо сапиенс – человек разумный, хомо присутствует и в хуманитас. Отсюда и второе название «любителей мудрости» - гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения – это и есть эпоха гуманизма. Гуманизм - (от латинского humanitas – человечность) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшая ценность, возникшее в эпоху Возрождения. Учитель: Какое вам известно слово, похожее на это Гуманный Что оно означает То есть у этих слов – одинаковый корень – человек. Ответ учащихся. Отношение Средние века Культура раннего Возрождения К античной культуре Античная, нехристианская культура осуждалась церковью Возрождение античной культуры, её изучение и использование её в качестве образцов. Учитель: А сейчас, мы познакомимся с одним из первых гуманистов, Франческо Петраркой. У вас на столах лежат листы. Предлагаю вам составить кластер. (Приём «Составление кластера». Смысл этого приёма в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. В центре вопрос: почему Петрарку называют первым гуманистом Ученик от центра рисует лучи, отвечая на вопрос.) Франческо Петрарка Франческо Петрарка (1304-1374 гг) Биография. Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Перенцо (прозвище Петраркко),изгнанный из Флоренции – одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых». Во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319 году), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326 год). По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. В 1327 году впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединенный Воклюз, в котором он прожил 16 лет. В 1341 году письма Петрарки и его произведения сделали его знаменитым , и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком и титулом короля поэтов. В 1353 году переехал в Милан (Италия), а в 1362-1367 гг. поселился в Венеции. Умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 года не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. Творчество. Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, а мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Латинские произведения. Две биографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином – «О презрении к миру» изображают его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Четверокнижие «Письма без адреса», переполненные резкими сатирическими выпадами против нравов папской столицы - этого нового Вавилона. Исторические сочинения: - «Cборник анекдотов и изречений, заимственных из латинских авторов и современных, расположенных по рубрикам», причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке; - «О знаменитых мужах» - биографии знаменитых римлян; Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки. Многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные –статьи (например, письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо). В честь своей возлюбленной Лауры Петрарка посвятил следующие стихи: Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Лирика Петрарки, так называемый петраркизм, оказала сильнейшее влияние на развитие европейской литературы. Трём великим творцам - Данте, Боккаччо и Петрарку – принадлежит заслуга создания итальянского языка. Подготовленный ученик: Я Франческо Петрарка был знатоком и пропагандистом античной философии и литературы, также я был одним из первых собирателей античных рукописей. Первым проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита. Также, явился создателем литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа. Положил начало исторической критике, доказав подложность некоторых документов, ранее считавшихся подлинными. Возродил античное искусство риторики. Обосновал идею о культурном единстве Европы, народы которой - носители одного начала, ориентирующиеся на схожую систему ценностей. Обосновал тезис о том, что основой единств наций выступает прежде всего язык. Наличие единого языка есть непременное условие существования государственности. В 1471 году нумерация моей книги дана впервые индийскими цифрами. Учитель: Докажите, что Франческо Петрарка считается основателем гуманизма Ответ учеников: Учитель: Работа по группам. Слушая сообщение ребята отвечают на вопросы. 1 группа: отношение художника к церкви 2 группа: отношение художника к природе 3 группа: отношение художника к человеку Сандро Боттичели (Сообщение ученика) Биография Сандро Боттичели (1445 - 1510 гг). Родился в семье зажиточного горожанина Мариано ди Ванни Филепепи. Получил хорошее образование. Прозвище Боттичели (бочонок) перешло к Сандро от его брата маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Диппии, перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптура Вероккьо. В 1470 году организует собственную мастерскую. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Некоторое время учился в месте с Леонардо да Винчи в мастерской Веррокьо. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичели состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внёс в искусство своего времени античный миф и аллегорию. Лучшим творением Боттичели считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. Предположительно Боттичели был приверженцем Савонаролы. Боттичели выполнил множество картин по заказам Медичи. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. В 1470- 1480 х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичели («Человек с медалью», около 1474 года; «Юноша» 1480- е гг). Художник прославился своим тонким эстетическим вкусом в своём произведении «Благовещение» (1489 – 1490 гг). В 1504 году художник участвовал в комиссии, определявшей место для установки статуи Давида работы Микеланжело, однако его предложение не было принято. Известно, что у семьи художника был дом в квартале Санта Мария Новелла и доход от виллы в Бельсгуардо. Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Работы. Картина «Весна». Образы картины навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Однако это не только поэтическое иносказание. Боттичели вложил в своё произведение сложный философский смысл. Для того чтобы раскрыть основной замысел «Весны», обратимся к содержанию и композиционному построению картины. Три фигуры понадобилось художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зелёная» или «зелень») в богиню цветения Флору, о том, как весной расцветает природа. И как поэтично показано превращение!. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из – под её руки, покрывают мелким узором её подол. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Третья справа фигура - это уже превращённая Флорис в её новом облике. Она стала богиней в пышном одеянии. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры её платья, напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка…Три правые фигуры символизируют первый месяц весны, ибо ибо первое дуновение Зефиры считалось её началом. Картина «Паллада и Кентавр» - заставляет вспомнить странное определение посланника миланского герцога, данное в 1490 году, о «мужественном виде» произведений Боттичели.. Дело не в том, что женская фигура на полотне выглядит мощнее и выше кентавра, который на самом деле не маленький - у него торос коня. И даже не в том, что в руках у Паллады мощная алебарда, как у стражника. В жесте Паллады проявляется не сила, а скорее сожаление, упрёк. Картина Сандро Боттичели носит условное название «Портрет Симонетты Веспучи» или «Портрет молодой женщины».. Идентификация картины является спорной, но установлено точно, что работа выполнена в мастерской Боттичели. Симонетта Веспучи - замечательная красавица, которой поклонялась вся Флоренция. Чистый нежный контур лица и фигуры молодой женщины придаёт образу возвышенность. Лицо женщины задумчиво и несколько грустно, взгляд светлых глаз устремлён вперёд и одновременно обращён внутрь себя, внимание сконцентрировано на внутренней жизни. Семья Веспучи являлась одной из самых знатных и богатых во Флоренции, многие представители клана Веспуччи были близки к новой культуре, интересовались новыми открытиями и идеями. В композиционной схеме «Венеры и Марса» Сандро Боттичелли использовал барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Афина Паллада и Кентавр». Центральная сцена, строящаяся на равновесии покоя и напряжённости, окружена маленькими сатирами. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушённые тона в передаче природы. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс). Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса - любви и природы – рождается Гармония. Картина «Мадонна с книгой» написана художником в начале 1480-х гг. В своей основе картина более проста, чем построение в круге со многими фигурами. Художник следует схеме, характерной для его ранних композиций с Мадоннами. Но в группу из двух персонажей Боттичелли вносит мотив неустойчивости. Неясно, сидит или приподнимается Мария, и поза Младенца на её коленях кажется неудобной. Оба персонажа связаны нежными отношениями, ручки Христа касаются рук Его Матери, и он доверительно обернувшись, смотрит на неё. Но Мадонна погружена в глубокую печаль. Терновый венец на запястье Младенца и рисунок из перевёрнутых языков пламени на плаще Марии символически указывают на будущие страдания и мученическую смерть Спасителя. Картина «Коронование». Изображение разделено на две части: Одна из которых изображает небесное царство, а другая землю. Известно, что эту пышную композицию заказал Ботичелли цех ювелиров для капеллы Святого Элигия, покровителя цеха, находившейся в знаменитом монастыре Сан Марко. Картину «Поклонение волхвов» заказал банкир Джовани ди Заноби дель Лама, первоначально произведение находилось в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения. Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трёх восточных царях. Учитель задаёт вопрос классу: На основе картин Боттичелли проанализируйте как художник относился к человеку, церкви, природе. Ответы учеников: «Портрет Симонетты Веспучи» или «Портрет молодой женщины».Симонетта Веспучи - замечательная красавица, которой поклонялась вся Флоренция. Чистый нежный контур лица и фигуры молодой женщины придаёт образу возвышенность. Лицо женщины задумчиво и несколько грустно, взгляд светлых глаз устремлён вперёд и одновременно обращён внутрь себя, внимание сконцентрировано на внутренней жизни, т е Боттичелли обращает внимание на человека как на личность, индивидуальность, с глубоким внутренним миром. Картина «Коронование». Изображение разделено на две части: одна из которых изображает небесное царство, а другая землю. Автор использует в своих работах церковные образы. Античные образцы часто использовал в церковных жанрах и формах. Боттичелли воспевает в своих работах природу. Получается следующая таблица: К природе Природа лишь творение Бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей Воспевание красоты природы, изображение людей на фоне пейзажа. К античной культуре Античная, нехристианская культура осуждалась церковью Возрождение античной культуры, её изучение и использование её в качестве образцов. К церкви Христианство, церковь играли первостепенную роль в жизни людей. Не отвергали христианство, античные образцы часто использовались в церковных жанрах и формах. Джованни Боккаччо (Сообщение ученика) Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. Биография. Незаконный сын флорентинского купца Боккачино да Челлино. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Джовани написал сборник новел «Декамерон». Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный «Декамерон» (10-дневные рассказы) – собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными. В «Декамероне» он показал быт и нравы различных слоёв итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства. Известно, что Боккачо подружился с Петраркой ещё в 1341 году в Риме и продолжалась до самой смерти. Смерть Петрарки так огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя заболел и умер. Учитель задаёт вопрос классу: Что критикует Джованни Боккаччо Проанализируйте высказывания Боккаччо из его произведения «Декамерон»: Бедность указывает на отсутствие средств; Вам надо знать, милые подруги, что как глупость часто низводит людей из счастливого в страшно бедственное положение, так ум извлекает мудрого из величайших опасностей и доставляет ему большое и безопасное успокоение. Ответ класса: В «Декамероне» он показал быт и нравы различных слоёв итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства. Боккаччо прославляет разум человека и благородство души. Учитель: Ребята, давайте заполним последнюю графу нашей таблички – отношение к человеку. К человеку Человек – греховное существо по своей природе, он не достоин внимания Интерес к человеку и его делам, воспевание чувств. Изображение реалистических черт; цель жизни – в труде и на пользу людям Учитель: Посмотрите на результат нашей с вами работы. Сравнительная таблица отношение Средние века Эпоха Возрождение К человеку Человек – греховное существо по своей природе, он не достоин внимания Интерес к человеку и его делам, воспевание чувств. Изображение реалистических черт; цель жизни – в труде и на пользу людям К природе Природа лишь творение Бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей Воспевание красоты природы, изображение людей на фоне пейзажа. К античной культуре Античная, нехристианская культура осуждалась церковью Возрождение античной культуры, её изучение и использование её в качестве образцов. К церкви Христианство, церковь играли первостепенную роль в жизни людей. Не отвергали христианство, античные образцы часто использовались в церковных жанрах и формах. Итоги урока: Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке Какое открытие сделал каждый из вас Можем ли мы, применять слово гуманный и гуманизм в современном мире Заключительное слово учителя о работе обучающихся на уроке. Выставление отметок. Домашнее задание: Параграф 29 и ответить на вопросы в конце параграфа или творческое задание (сочинение-рассуждение: Почему своё время гуманисты назвали эпохой Возрождения) Рефлексия - Удовлетворены ли вы своей работой - Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке