Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок истории Казахстана в 5 классе Тема: Хан Абылай Цель : Изучение жизни и деятельности Аблай хана. Образовательные задачи




Скачать 55.44 Kb.
Дата08.07.2017
Размер55.44 Kb.
ТипУрок
Урок истории Казахстана в 5 классе

Тема: Хан Абылай

Цель: Изучение жизни и деятельности Аблай хана.

Образовательные задачи:

Обучающая: Дать сведения о деятельности Абылай хана в деле объединения Казахского ханства, о его роли в казахской истории. Объяснить смысл политики Абылай хана.

Развивающая: Научить учащихся самостоятельно оценивать деятельность исторических личностей на примере Абылай хана. Продолжить развитие навыков работы с текстом учебника.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также интерес к предмету, любознательность. 
Оборудования: портрет Аблай хана. Видеофильм «Кочевники». Интерактивная доска.Учебник. Карта Казахстана.
Тип урока: Комбинированный.
План урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
III. Опрос домашнего задания

IV. Изучение новой темы. Виртуальная экскурсия


V. Закрепление
VI. Итоги урока

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок посвящен знакомству с жизнью и деятельностью одного из знаменитых казахских ханов, о котором М. Ауэзов сказал такие слова: "У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!". И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним значение некоторых исторических терминов, знание которых поможет нам в дальнейшей работе.



Опрос домашнего задания.

Работа с терминами:

1. «казахское ханство» (Что вы знаете об образовании этого государства?),

2. «жуз» (На сколько частей делилось Казахское ханство?),

3. «хан» (Что означает этот термин?, Что вы знаете о Тауке хане?),

4. «султан» » (Что означает этот термин?, Каких султанов вы знаете?),

5. «бий» (Что означает этот термин?, Каких биев вы знаете?),

6. «батыр» (Что означает этот термин?, Каких батыров вы знаете?).



Изучение новой темы. Слайды.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Хан Абылай». Откройте ваши учебники на стр. 113

Хан Абылай - выдающаяся личность казахской истории, один из крупных государственных деятелей Центральной Азии нового времени. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата.

В своей статье, которая вышла в преддверии празднования 300-летия хана Абылая, Президент нашей страны высоко оценивает труд Абылай хана в основании государства казахского народа. 

«Благосклонная судьба не раз одаривала казахский народ великими личностями: ханами, становившимися опорой нации, батырами, самоотверженно защищавшими народ, и биями, блиставшими своей мудростью. Среди них возвышается одна из величайших фигур –Абылай-хан». Н. Назарбаев.

 Абылай хан(1711-1781)  — один из самых знаменитых ханов. Его настоящее имя — Абильмансур. Он родился в городе Туркестан. Его отец Коркем Уали-султан.

Давайте с вами узнаем, каким было детство и юность Абильмансура.

Работа с текстом. Стр. 113-114.

Учитель: Так Абильмансур стал Сабалаком. Экономическое и политическое положение ханства в данный период было крайне тяжёлым. Извечная борьба Чингизидов за власть, всегда только вредившая казахам, усугубилась участившимися набегами джунгар. Соседнее джунгарское государство, (существовавшее в Западной Монголии) было очень сильным. Джунгар всегда привлекали богатые и плодородные земли казахов.

Работа с картой. Крупнейшее сражение с джунгарами произошло в 1730 г. в местечке, в настоящее время известном под названием "Анракай", в 120 км к югу от озера Балхаш. Благодаря этой битве, Сабалак стал известен в народе.

Работа с текстом стр. 114.

Отрывок из фильма «Кочевник»

Учитель: Так, Абильмансур получил имя Абылай, по его боевому кличу «Абылай» в честь своего деда, которого тоже звали Абылай.

Работа с текстом стр. 114.

Учитель: Только благодаря этим незаурядным природным способностям Абылай - безвестный пастух по прозвищу Сабалак, возвысился до значения хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи.

Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и снятие угрозы нападений со стороны джунгаров.

Абылай, избранный ханом в 20 лет, с честью управлял ханством около полувека.

Всю свою жизнь  он провёл в походах, скончался на берегу реки Арыс. Похоронен в  мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. У Абылай хана  остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен. Его внуком был Кенесары Касымов – известный борец за независимость, а правнуком - Ч.Валиханов.

Грозный хан, также известен как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил немало кюев ( «Белая волна», «Пестрое знамя», «Джигит – баловень», «Кончилась жизнь», «Сирый гнедой», «Ах, мой народ», «Вороной иноходец», «Коржынкакпай» и другие). Личность хана Аблая отражена в произведениях многих писателей, драматургов, художников.

За годы Независимости РК, имя Аблайхана возродилось вновь.

Его имя носят казахстанские улицы, в том числе в Алматы и Астане. Один из главных проспектов Алматы (Коммунистический проспект) был переименован в проспект Аблай-хана и его увенчал конный памятник хану.

Немало памятников Абылай хану находятся по всему Казахстану. Бюст Абылай хану в посёлке Боровое, Кокшетау, Жезказгане.

На первой национальной валюте Казахстана на банкноте в 100 тенге помещён его портрет.

В 2001и 2005 годах Абылай хан изображен на почтовой марке независимого Казахстана.

Его имя носит Казахский университет международных отношений и мировых языков в Алматы,

По мотивам биографии Абылай хана в 2005 году снят фильм «Кочевник». 

В августе 2008 года в Петропавловске президент Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Аблай хана».

Виртуальная экскурсия в музейный комплекс «Резиденция Аблай хана».

Закрепление:

1. Когда и где родился Абылай хан?

2. Годы жизни Абылай хана?

3. Настоящее имя Абылая?

4. Кто дал ему прозвище «Сабалак»? Почему?

5. Как Сабалак стал Абылаем?

6. Где похоронен Абылай хан?

7. Дать характеристику Абылай хана как исторического деятеля.



Заключение:

Учитель: Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть пастухом и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою.



Что же двигало действиями Абылая? По-видимому, большая любовь и преданность своему народу, служению которому он посвятил всю сознательную жизнь. Вся полувековая государственная деятельность хана Абылая, его внутренняя и внешняя политика были подчинены одной цели - объединению казахских жузов в одно независимое государство.

И наше сегодняшнее занятие завершат слова Н. Назарбаева:

«Наш долг – гордиться достижениями современного Казахстана,

являющегося воплощением мечты Абылая, служить тому, чтобы

сохранить внутреннее согласие и дружбу.

Пусть наша независимость будет вечной!»


Дом. Задание. П. 34, перессказ.

Выставление оценок.

  • Оборудования
  • Ход урока: Вступительное слово учителя.
  • "У казахов нет более чтимого предка, более великого человека, чем Абылай-хан!".
  • Опрос домашнего задания.
  • Изучение новой темы. Слайды. Учитель
  • Абылай хан
  • Виртуальная экскурсия в музейный комплекс
  • Заключение: Учитель
  • Дом. Задание. П. 34, перессказ. Выставление оценок.