Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок И. А. Крылов "Ворона и Лисица"




Скачать 231.62 Kb.
Дата04.07.2017
Размер231.62 Kb.
ТипУрок

Ключникова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

МКОУ Павловская СОШ № 2

Урок И. А. Крылов

"Ворона и Лисица". 3-й класс


Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока:

  • Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами

  • Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

  • Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование  и материалы:

  • мультимедийная презентация

  • фильм о творчестве И.А. Крылова

  • рисованный фильм к басне;

  • учебник «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова, 3класс 1 часть;

  • толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

ХОД УРОКА

1.Речевая разминка.

а) вводная беседа.

Диалог - “говорящий - слушающий” “слушающий – говорящий”.

-Поговорим? (поговорим)

-О чём? (О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.)

-Поговорим? (поговорим).

-Нам будет интересно.

б) словарик настроений (таблица висит на доске).

-Как ваше настроение? (Приподнятое, бодрое, сонное, непонятное и т.).

Настроение, как “хамелеон”, бывает изменчивое. Раньше других возникла внутренняя речь (голос), т.е. человек переживал, думал не вслух, а про себя. Внутренний голос души, сердца нужно будить. Прислушаемся к своему внутреннему голосу. О чём он должен напомнить? (Мы управляем своим настроением)



Проверка д. з.

-Н. Н. Матвеева «Девочка и пластилин». (наизусть с показом вылепленных героев)

- В каком разделе мы изучаем это стихотворение? («Всмотрись в мир своей души».)

- Каков эпиграф у этой темы? ( «Живой да будет каждая строка,

Из жизни черпай злато размышлений». Н. Н. Матвеева.)



1. Организационный момент

Поприветствуйте, ребята, друг друга улыбкой. Я желаю вам узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.



I. Мотивация учащихся (слайд 3)

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

Стадия вызова. (слайд 2) Приём «Корзина идей»

– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов
Др. Греция         Франция                     Россия
VI век до н. э.     XVII век                     XIX век

Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.

Учитель: Как вы думаете, кто такие баснописцы?
– Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей)

II. Постановка целей урока учащимися. (слайд 4) (исп. С. 53 из учебника)


  • Познакомиться с новым жанром литературы – басней.

  • Понять, только ли о животных идёт речь?

  • Сравнить произведения разных баснописцев.

  • Понять назначение морали басни.

  • Научиться выразительно читать басни.



Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

Метод: самостоятельная индивидуальная работа. (Слайд 5)

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными.

– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?



III. Знакомство с творчеством И.А. Крылова

Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством нашего соотечественника, с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

(Слайд 6-7) Фильм об И. А. Крылове. (для запуска фильма желтая кнопка, время показа 1мин 16 сек)

Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.

(Слайд 8) Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши).

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова  были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.

да

IV. Знакомство с басней –А кто главные герои нашей сегодняшней басни, угадайте.

* Носит серенький жилет. 


Но у крыльев – черный цвет, 
Видишь, кружат 20 пар 
И кричат – карр, карр. (появляется ворона)
*Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет. (появляется лиса)
(Слайд №9)

- Так о ком пойдет речь в басне? - Можно ли предположить ее название? 



Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?

а) Знакомство с басней. (слайд 10-11)

Учитель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. –С какой целью? (познакомиться с новой басней)

– Понравилась вам басня?


– Какая же история приключилась с Вороной? (Ответы детей.)

б) Первичное восприятие. Вопросы: “Делитесь мыслями”.

-Изменилось ли ваше настроение после прослушанной басни?

-В какую сторону?

- Понравилась ли басня? Чем именно?

- Что запомнилось?

-Все ли герои понравились?



в) Словарная работа – С какой целью? (лучше понять смысл) (слайды 11-12) (по щелчку мыши появляется значения слов)  Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.


Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания из басни  подходящими по смыслу:

  • глаз не сводит  – смотрит пристально, не отрываясь;

  • на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;

  • вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;

  • во всё горло – каркнула очень громко;

  • была такова – исчезла, скрылась;

  • дыханье спёрло – трудно стало дышать;

  • бог послал – нашёл случайно, без особого труда.

г) Повторное чтение басни  учащимися про себя с целью ответить на вопросы с. 54.

д) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
1) – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
2) – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
3) – Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 13) Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;


б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.

(Слайд 14) по щелчку появляются в правильной последовательности цепочки слов

Физкультминутка.  – С какой целью? (отдохнуть) Игра «Если нравится тебе»

е) Работа над моралью басни.

Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.) «На чужой каравай рот не разевай». «Мягко стелет, да жёстко спать». «На языке медок, а в душе ледок». «Верь своим очам, а не чужим речам».

ж) работа над выразительным чтением – С какой целью?

  1. Подготовка к восприятию

  • Слово учителя и фронтальный опрос по изученному материалу: Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» (баять) (презентация)

  • Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)

  • Как нужно уметь читать басню, чтобы было интересно слушать? Обратитесь к теме урока, записанной на доске. (Выразительно)

  1. Разъяснение темы урока, работа с учебником

  • И мы будем учиться читать выразительно, так же, как и наш знаменитый баснописец и своего рода актёр.

  1. Постановка целей урока

  • Как же этого добиться? Давайте определим цели нашего урока. Они записаны на доске (презентация) а вам необходимо вставить пропущенные слова и сформулировать цели. Слова для справок даны на карточке – информаторе (работа в парах с карточкой – информатором).

Цели выразительного чтения:

  1. Научиться………………. позицию автора (определять)

  2. Давать………………. героям (характеристику)

  3. Правильно…………………(интонировать)

  4. Находить……………………….слова (ключевые)

(фронтальный опрос)

  1. Подготовка к анализу произведения

  • Для того чтобы легче было работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. Давайте составим план басни. Работая в парах, решите, на сколько частей можно разделить эту басню. (На 5 частей)

  • Давайте озаглавим пункты плана (презентация на доске)

План басни

  1. Мораль

  2. Ворона и сыр

  3. Появление Лисицы

  4. Лесть Лисицы

  5. Потеря сыра

  • Перед вами лежат тексты басни «Ворона и лисица». Вы будете отмечать в них всё, что поможет вам выразительно прочитать басню.

  1. Анализ морали басни

(на доске, в презентации,- текст морали басни)

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

  • Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение)

  • Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни. Для этого найдём ключевые, то есть самые важные для понимания смысла слова.

Ключевые слова

  1. Лесть (льстец) – угодливое восхваление

  2. Сколько раз твердили – постоянно повторяли

  3. Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна

  4. Не впрок - не на пользу

  5. Уголок – маленькое местечко

(лексические значения ключевых слов даны в карточке – информаторе)

  • Используя значения ключевых слов, попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня? (уже постоянно повторяли всем, что угодливое восхваление омерзительно и опасно, но это всё не на пользу, т.к. для лести всегда находят местечко)

  • Мы сказали, что мораль – это поучение. С какой интонацией будем её читать? (с поучительной)

  • Но поучать можно по-разному, можно ведь, поучая, даже ругать. А вы знаете, что И.А.Крылова называли «дедушка Крылов»? Как вы думаете, как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить)

  • Слова «гнусна, вредна» читаем с интонацией перечисления.

  • И хотя он не сердится, но доволен ли он? (нет). Значит, автор разочарован.

6.Тренинг

  • Попробуйте выразительно прочитать мораль басни с интонацией «дедушки Крылова»: выделяя голосом ключевые слова, делая паузы на месте знаков препинания, как бы поучая, но добродушно, хотя разочарованно, то есть с грустью (основные данные интонации – на доске, в презентации)

  • (читают выразительно всем классом или по строчке один из учеников)

  1. Анализ отрывка «Ворона и сыр»

(на доске, в презентации - текст отрывка)

Вороне где – то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась,

Да позадумалась,

А сыр во рту держала.

  • Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в этой Вороне? Почему слово «Ворона» написано с большой буквы? (Под Вороной подразумевается человек)

  • Как называется этот приём? (аллегория)

  • Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)

  • Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение Крылова, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание.

Объяснение ключевых слов

1) где – то Бог послал – Вороне не всегда удаётся добыть себе еду, питается, чем Бог пошлёт (неумелая)

2) взгромоздясь – Ворона не такая ловкая, как другие птицы, тяжело садится на ветку (неуклюжая)

3) позадумалась – Ворона не задумалась, как мудрый человек, она только немного может думать (неумная)

4) сыр во рту держала - Как называют человека, который ничего не видит и не слышит: ловит ворон (разиня)

  • Воспользуйтесь иллюстрацией для описания Вороны

  • С какой интонацией мы будем читать описание Вороны? Как относится к ней Крылов (с усмешкой)

  • В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)

8.Тренинг

  • Попробуйте выразительно прочитать отрывок, (основные данные интонации – на доске, в презентации)

  • (читают выразительно всем классом или по строчке один из учеников)

9. Появление Лисицы

(на доске, в презентации - текст отрывка)

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

  • Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лиса) Почему? (показать, как голодна Лиса).

  • А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»? (показать, как Лисе хочется сыра). И мы будем показывать это интонацией. На этих словах мы будем повышать голос.

  • А как выдумаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги: предчувствия неприятностей, с напряжением (на ту беду, близёхонько)

  • Как называет Крылов Лису? (плутовка) То есть, какая Лиса? (хитрая)

  • Найдите и подчеркните слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша)

  • Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша). То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.

10.Тренинг

  • Попробуйте выразительно прочитать отрывок, (основные данные интонации – на доске, в презентации)

  • (читают выразительно всем классом или по строчке один из учеников)

11. Лесть Лисы

(на доске, в презентации - текст отрывка)

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право сказки!

Какие пёрушки, какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица

  • Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот). Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми лиса уговорила Ворону открыть рот.

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица

  • С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать)

  • Какими словами Лисица льстит Вороне. Найдите и подчеркните (голубушка, как хороша! глазки! пёрушки, носок, ангельский голосок!)

  • Что общего у этих слов? (уменьшительно-ласкательный суффикс). Как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)

  • А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить голосом.

12.Тренинг

  • Попробуйте выразительно прочитать отрывок, (основные данные интонации – на доске, в презентации)

  • (читают выразительно всем классом или по строчке один из учеников)

13. Потеря сыра

(на доске, в презентации - текст отрывка)

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  • В какое состояние пришла Ворона после таких слов (восторг), это нужно показать интонацией.

  • Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся).

  • Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы (От радости в зобу дыханье спёрло…Ворона каркнула во всё воронье горло). С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо)

  • А как стоит произнести последнюю строчку? Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.

Варианты

  1. С разочарованием 2) Со смехом 3) С обидой

  2. Учитель: Прочитайте басню от имени одного из главных героев.
    Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.)

  3. Взаимооценка учащимися.

Инценировка басни И. Крылова “Ворона и Лисица” (под звуки музыкального сопровождения, создающего определённую тональность, дети рассказывают басню, в костюмах и масках).

Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.

- А как вести себя в театре вы знаете? (правила поведения). Если бы мы ставили спектакль по этой басне, то какие декорации нам бы понадобились?

Выберите нужное дерево. (ель)

Сколько актеров нам необходимо? (3)

Какие роли мы обыгрывали?

А сколько чтецов? (2)

Почему актеров больше чем чтецов?

Правильно, у Вороны нет слов.

Скажите, а какую роль сыграть легче и почему? ( Предположения детей)

Ворону сыграть труднее, так как можно использовать мимику и жесты.

Практическая работа с зеркалом

Изображение Лисы: - глаза прищурены, неискренняя улыбка, сладкий голос, движения легкие, мягкие.

Изображение Вороны. Какие выразительные средства нам понадобятся, чтобы изобразить Ворону? (мимика)

- Глаза расширены, взгляд пустой, рот постепенно открывается.



Глупость восхищающаяся собой. После представления положены аплодисменты всем артистам. Кто же вам больше всего понравится из артистов?

Представление артистов: 1.Лисица – И.Ф. ученицы.2.Автор – И.Ф. ученика.3.Ворона –И.Ф. ученицы. Итак: тишина.



Инсценировка басни учащимися, заранее подготовленных дома.


Ворона:

Лисица:

-глупая

хитрая

-самолюбивая

льстивая

-тщеславная

лживая

-доверчивая

умная




коварная




лицемерная
з) Стадия рефлексии: (cлайд 16)

Составление синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)



(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)

и) Обобщение: - Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М. В. Исаковский:

ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ,

ВСЕГО СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ

НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.


Показ. Памятник Крылову на народные средства. (слайд 17, 18, 19 )

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.



Физминутка для глаз

V. Знакомство с Эзопом

- Откуда же черпал сюжеты своих басен И. А. Крылов?

а) Прочитайте об этом на с. 56 учебника..

Мудрости никогда не бывает много: даже у тех, кто готов поделиться ею с окружающими.

Легендарный Эзоп стал одним из первых, кто это понял.

(Слайд 17).


- Кто такой Эзоп? (историческая справка)

Современники говорят:

- Басни Эзопа - это неувядающий венок древнейшей мудрости. Многие его басни, понятные детям, записал Л. Н. Толстой.

- Мудрый Эзоп! А басни его справедливы во все времена.

- Читайте и набирайтесь ума, а мудрость от Бога.

б) Самостоятельное знакомство с басней Эзопа на с. 56. Слайд
в) чтение вслух. Анализ басни: (у каждого ребенка заготовка таблицы «Сравниваем басни», которая заполняется по ходу работы)
-Какой показана лиса?
-А ворон?
-Почему?
-Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей?
-А Ворон как поступил?
-Чем эта басня похожа на рассказ?
-Что роднит басню со сказкой?
- Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?
- Сформулируйте её своими словами.
г) Работа над вопросами с. 56-57 по учебнику


д) Сравнение басен. работа в парах (слайд )

1. Форма изложения.

2. Место морали.

3. Главные герои

- Чем похожи басни? ( Сюжет практически один и тот же.)

- Чем они различаются? (Время написания -6 век до н. э. и 18 век)

- Одна басня написана прозой, а другая – стихами.

- У Эзопа действует ворон, а у Крылова – ворона.

- Ворон держит кусок мяса, а ворона – сыр.
VI. Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен тоже написал свою басню на сюжет Эзопа. Послушайте.

ВЫВОД:

-Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы:

-Как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза? Высмеять человеческий недостаток – порок?

- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.

– Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

- Ребята, Эзоп писал свои басни в 6 веке до нашей эры, Жан де Лафонтен – в 17 веке, И. А. Крылов начал своё творчество в ХVIII веке, а в каком веке мы живём? (в 21 в.)

- Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили баснописцы? (Нет)

- К сожалению, вы правы! Эти пороки до сих пор живут среди людей. Как же помочь современным людям увидеть себя со стороны? Может быть один из путей – написать басню? (Да)

Колодец желаний.

Если бы я был баснописцем (волшебником), то я бы…….потому что….»



VII. ИТОГ УРОКА:

а) – Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли?



б) Вставим пропущенные слова в определение БАСНИ (слайд!)

Отвечаем на поставленные в начале урока вопросы:

-Зачем люди создавали басни?

-Чем отличается басня от других жанров литературы?

-Чему учат басни?

б) Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так…

– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …

- Понравилось, как эмоционально рассказывали басню ребята…

- Хорошо мыслили….

- Выразительно читали….



- Чему научили вас басни И.А. Крылова?

А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Н.В. Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»

г) Работа с заповедью.

Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.

Закончить урок хочется вот таким стихотворением.


В нарядах красочных сюжетов есть... орех. 
Он в каждой басенке за внешнею оберткой 
Укрыт надежно, огражденный твердой коркой. 
Скорлупка вкусный плод хранит! Но... не для всех.

А коль пустой орех - кори тогда себя. 


Не говори же, что бесплодная Земля...
-О каком орехе идёт речь? (о морали)

Обёртка – сюжет из жизни животных, хотя поступки животных напоминают поступки людей.



VIII. Домашнее задание (слайд 14): Творческое задание по группам: Сочинить басню, мораль которой:

«Делу – время, а потехе – час».

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

«За друга держаться – ничего не бояться».

«Много хватать – своё потерять».

«Жадность – всякому горю начало».

«Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки».

«Ум спасает и силу побеждает».

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 53-54;

б) задание по выбору учащихся:

чтение басни по ролям; инсценировка басни;

выучить басню наизусть; создание диафильма к басне…


- Басни широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков мира. Басни обогатили наш язык «крылатыми выражениями», которые мы с вами употребляем в своей речи и не задумываемся об их происхождении.

Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет. Он написал около 200 басен.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

4. – Давайте вспомним, что же такое басня, проведя для этого тест (работа в паре)

На листке отметить букву правильного ответа.

1.БАСНЯ – это: 
А) краткий рассказ; 
Б) поучительный рассказ; 
В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера.*







2. ГЕРОИ БАСНИ: 
А) люди 
Б) животные, птицы, растения* 
В) люди, животные

3. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: 


А) высмеять пороки людей* 
Б) научить правильному поведению 
В) показать пример для подражания 
Г) рассмешить

4. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ:


А) прямое значение 
Б) иносказательное значение*

5. В БАСНЕ: 


А) есть вывод* 
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. 
В) вывод не нужен.

___________________________________________________________________________________



Памятка.

Басня - жанр словесного искусства; небольшое произведение, часто стихотворение, которое построено на иносказании и содержит нравоучение; действующими лицами чаще всего являются басенные звери.


Аллегория - одна из форм иносказания, когда конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или суждения.
Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.
Мораль - логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

________________________________________________


- Подберите пословицу, близкую к морали басни
Голова что чан, а ума ни на капустный кочан.
Ума - палата, а глупости - саратовская степь.
Пустой колос выше голову держит.
Один якал, якал да и заплакал.
Не все - то золото, что блестит.
- В каких случаях уместны такие пословицы? А мораль? (Басня уместна против неразумного человека)
Биография

(историческая справка - материал из Википедии — свободной энциклопедии)


Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. Аристофан («Осы», 1446—1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов). Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,— все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох.

Позднее имя Эзопа стало символом. Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 — ок. 283 до н. э.). Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Флавий Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века.

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом.

Эзо́пов язы́к (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.

На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 году.
Зачем же баснями Эзоп нас поучает?

В них мудрость юная, которой тысячи лет...

С алмазных граней их сюжетов льется свет.

Какую радость встреча с басней предвещает?


Итак, Эзоп! Его лишь имя нам известно.

На самом деле был он выдуман затем,

Чтобы доходчивей коснуться главных тем.

Игра в учении воистину чудесна!


Народ на сказках этих учится давно.

Они как молния способны осветить,

И подсказать, и удивить, и напоить!

При этом учат и красиво и умно.


На первый взгляд уроки басен - для детей.

А на второй, коль время есть и для второго,

Уроки трудные пути ума земного.
Эзоп - мудрец, живущий в каждом из людей.
В нарядах красочных сюжетов есть... орех.

Он в каждой басенке за внешнею оберткой

Укрыт надежно, огражденный твердой коркой.

Скорлупка вкусный плод хранит! Но... не для всех.


На этих баснях наставлялись мудрецы 
Во всех веках. В них все начала, все концы.


У мудрецов всегда в запасе время есть
Хотя всех басен всех времен не перечесть. 
(Предисловие Феано.)