Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок «Биография и творческий путь А. П. Чехова»




Скачать 108.41 Kb.
Дата01.07.2017
Размер108.41 Kb.
ТипУрок
Пояснительная записка.
Данный урок входит в цикл занятий по литературе по теме «А.П. Чехов»:

1 урок – «Биография и творческий путь А.П. Чехова» (лекция),

2 урок – «Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» (практикум),

3 урок – «Драматургия А.П. Чехова» (лекция),

4 урок – «Анализ комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» (практикум).

Это второй урок в изучении творчества А.П. Чехова, включающий анализ рассказа «Ионыч» и раскрытия основной темы произведения.

Тип урока – объяснение нового с опорой на текст художественного произведения. Средством обучения на уроке является текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Использование текста в качестве средства обучения позволяет включить учащихся в различные виды речевой деятельности, а также совершенствует умение анализировать текст художественного произведения.

Модель урока – исследование, основанное на филологическом анализе текста, позволяющем более глубоко раскрыть идейно-художественный замысел автора.

Основной метод работы – исследование художественного текста с точки зрения использования в нём языковых средств, используемых автором для раскрытия идейного замысла произведения. Это позволяет включить в работу всех учащихся, развивать их внимание к художественному слову, к языковым средствам.

На уроке также использовалась эвристическая беседа, проблемный диалог, монологические высказывания учащихся.

Основными формами работы на уроке являются групповая и фронтальная формы работы.

Урок позволяет формировать у студентов коммуникативную, учебно-логическую, учебно-информационную и кооперативную компетенции.



На уроке студенты должны продемонстрировать знания литературоведческих и языковых понятий, умение работать с художественным текстом, анализировать его содержательную и языковую стороны, создавать устное монологическое высказывание, делать выводы, а также умение работать в группе.

Конспект урока по литературе.
Тема: Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Цели:
Образовательная:

  • создать условия для творческого осмысления студентами рассказа «Ионыч», развития умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей.

  • выяснить причины деградации личности главного героя.

  • познакомить студентов с особенностями ху­дожественного метода писателя, наблюдая вместе с ними посте­пенное углубление в характеристику героя, раскрытие основных идей произведения в хо­де развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отноше­ние писателя к герою.

  • показать прием сопоставления героя и сюжета с уже ранее изученными произведениями.


Развивающая:

  • развивать устную связную монологическую речь, умение выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы.

  • помочь студентам увидеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения.


Воспитательная:

  • научить получать удовольствие при чтении тек­ста, ценить художественное мастер­ство писателя.

  • переживая вместе с автором, проникать во внутренний мир героя, получать ясное представление о нём и определять своё лич­ное отношение к нему.

  • содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнения оппонентов.



Оборудование:

  • тексты рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

  • таблицы «Чацкий и Ионыч», «Духовная деградация Дмитрия Ионыча Старцева».

  • портрет А.П. Чехова.

  • оформление доски: тема занятия, эпиграф: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». (А.П. Чехов), термины: художественное время, портрет, монолог, диалог, авторская речь.



Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков.

Форма урока: практикум.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, устный опрос, аналитическая работа с текстом, приемы сравнения, беседа.

Этапы учебного занятия и расчет времени:




Этапы учебного занятия

Расчет времени

1

Вводная часть.

3 мин.

2

Основная часть:

- беседа по первичному восприятию текста и создание проблемной ситуации.

- работа с текстом рассказа.


37 мин.

3

Заключительная часть.

5 мин.



Ход урока.

1. Вводная часть.

Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока, эпиграфа, термины (см. оборудование).



Учитель1: Мы продолжаем изучение творчества А.П.Чехова. Сегодня нам предстоит проанализировать рассказ «Ионыч» и выяснить причины деградации главного героя Дмитрия Ионыча Старцева.

В 1990-е годы особенно четко определилась одна из важнейших тем всего творчества Чехова — обличение пошлости и духовного мещанства. Осуждению духовного застоя, убожества обыва­тельской жизни, собственнического счастья, раскрытию общест­венных причин духовного оскудения значительной части интеллигенции России в 90-е годы посвяще­н рассказ «Ионыч».

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной бо­лезни, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации. Автор изображает духовную деградацию личности главного героя рассказа Дмитрия Ионыча Старцева — земского врача, сына дьячка. Он отказывается от общественных идеа­лов, высоких стремлений, человеческих чувств, которые отдаются на растерзание покою, на­живе, деньгам, благополучию, сытой, обеспеченной жизни, и это влечет за собой его моральное падение.
2. Основная часть.

У: История, рассказанная Чеховым в «Ионыче», строится вокруг двух признаний в любви – как, собственно, строился сюжет и в пушкинском «Евгении Онегине». Проведите параллель между двумя произведениями.

Предполагаемый ответ2: Вначале герой признается в любви героине и не встречает взаимности. А спустя несколько лет героиня, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит герою о своей любви – и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события, описания нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось взаимное счастье двух людей.

У: Кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча последней главы? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в нескольких страницах вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф урока. Возможно он подскажет вам ответы на вопросы.



ПО: Причину можно увидеть в неблагоприятном и враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С. И в отсутствии со стороны героя борьбы с этой средой, протеста против нее.

У: «Среда заела» - расхожее объяснение подобных ситуаций в жизни и литературе. В превращении Старцева виновата среда? Но это слишком одностороннее объяснение.

Давайте обратимся к классической литературе. Герой, противостоящий среде, резко отличающийся от среды, - это типичный конфликт, который можно увидеть в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Попробуем сравнить двух героев: Чацкого и Ионыча. А наши с вами наблюдения для наглядности оформим в таблице «Чацкий и Ионыч».



ПО:




Чацкий

Ионыч

Противостоящая среда

Фамусовская Москва

Обыватели города С.

Отношение к этой среде

Изначально уверен в своем превосходстве.

Нет изначального неприятия.

Разочарование в любви

Устремляется «искать по свету» свое счастье.

Узнав, что нелюбим, продолжает вести обычный образ жизни, «по инерции»

Выражение протеста

Обличает среду в своих монологах.

Поначалу пробует протестовать, убеждать, проповедовать, но отклика не получает и успокаивается. Заслуживает прозвище «поляк надутый».


У: Какой же вывод можно сделать, сравнивая две схожие ситуации и двух героев?

ПО: Один герой остался не сломлен средой, а другого среда поглотила и подчинила своим законам.

У: Казалось бы, ясно, кто из героев заслуживает симпатий, кто осуждения. Но дело вовсе не в том, что один из них благороднее, выше, положительнее другого. В двух произведениях по-разному организовано художественное время (определение на доске). Всего один день из жизни Чацкого - и вся жизнь у Старцева.

Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью – неспешным, но неостановимым ходом времени. Время проверяет на прочность любые убеждения, чувства… Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного человека.


В рассказе четыре части. Это четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз. Проследив каждый этап и внимательно проанализировав текст, мы сможем увидеть то, как автор показал гибель человеческой души, духовную деградацию. Обратите внимание на термины портрет, монолог, диалог, авторская речь (определения на доске), а также на то, как они использованы в тексте произведения.

Класс делится на четыре группы, каждая из которых выполняет задание (анализ одного из этапа жизни главного героя). По итогам этой работы (рассчитана на 15 мин.) составляется общая таблица «Духовная деградация Дмитрия Ионыча Старцева»:


 

Этапы жизни, возраст героя

События
в жизни
Старцева


Его внутренняя жизнь и духовные запросы

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных.

Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Осознает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны - бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: "В креслах было покойно"; "слушать было приятно, удобно"; "в голову шли покойные мысли"; слушать игру Котика "было так приятно, так ново"; "гости, сытые и довольные". "Занятно", "недурственно" - слова Старцева в итоге.

II ступень. Через год. 26 лет.

Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны.

Любовь, страдание. "Сказал, сильно волнуясь"; "умоляю вас"; "она восхищала его"; "с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно", "с волнением спрашивал".

НО: "к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости"; "уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке".

НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы.


На следующий день

 

"А приданого они дадут, должно быть, немало"; "на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал"; "дадут приданое, заведем обстановку".

НО: "залюбовался и пришел в такой восторг"; "я страдал"; "нежное, радостное, мучительное чувство", "любовь моя безгранична"; "у Старцева перестало беспокойно биться сердце"; "ему было немножко стыдно"; "и жаль было своего чувства, этой своей любви".



Через 3 дня

 

"Он успокоился и зажил по-прежнему". "Сколько хлопот, однако!" - слова в итоге.

III ступень. Через четыре года. 30 лет.

Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной.

На тройке с бубенчиками"; "пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком"; "и Пантелей мой тоже пополнел"; "ни с кем не сходился близко"; "избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт"; "ел молча"; "все...было неинтересно, несправедливо, глупо"; "чувствовал раздражение, волновался, но молчал"; "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой"; "вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко". "Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек"; "днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу"; "вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас"; "а хорошо, что я тогда не женился"; "подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город" - мысли в итоге.

IV ступень. Через несколько лет. 35 лет.

Без событий

"Пополнел, ожирел, тяжело дышит"; "пухлый, красный"; "Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком"; "кажется, что едет не человек, а языческий бог"; "громадная практика"; "имение и два дома"; "проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей"; "жадность одолела"; "горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким"; "характер стал тяжелым, раздражительным".

У: Какой вывод можно сделать, после анализа каждой ступени жизни Старцева и как соотносится эпиграф урока с этим выводом?

ПО: Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что "жадность одолела". Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности. А эпиграф выражает авторское отношение к главному герою и произошедшим в нем изменениям.
3. Заключительная часть.

Перед нами рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом". Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека, бояться жажды накопительства.


Домашнее задание: написание доклада «Творчество А.П. Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX века».


Список использованной литературы:


  1. Русская литература XIX-XX веков: В 2т. Т. 1: Русская литература XIX века. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. Ломоносова/Сост. И науч. ред. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  2. Савина Л. Н. Уроки литературы в 10-м классе. Поурочные планы. – Волгоград, 1999. – С. 47-48.

  3. Турков А. М. Чехов и его время // Русская литература ХIХ века: Хрестоматия литературоведческих материалов. Сост. В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. – М., 1984. – С. 353-357.

  4. Шелепин В. А. Изучение новеллы Чехова «Ионыч» //Анализ литературного произведения в 9 классе. – М., 1978. – С. 194-205.

  5. Штильман С. История болезни. Ионыч //Литература в школе. – 1999. – № 1. – С. 34-41.

  6. http://www.prosv.ru/



1 Далее У.

2 Далее ПО.




  • Оборудование
  • Этапы учебного занятия и расчет времени