Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок 49 25 февраля 2011 года Не стоит село без праведника




Скачать 41.45 Kb.
Дата21.07.2017
Размер41.45 Kb.
ТипУрок
7 класс Урок 49 25 февраля 2011 года Не стоит село без праведника Цель урока: вызвать сочувствие к герою рассказа А.П.Платонова «Юшка»; дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания и уважения к человеку, доброго отношения к людям; углублять знания учеников о личной и творческой биографии А.П.Платонова; развивать навыки анализа эпического текста. Оборудование: портрет А.П. Платонова; различные издания произведений писателя; иллюстрации к его рассказам. ХОД УРОКА I Организационный момент урока. Эпиграф к уроку: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно… А.П. Платонов II Проверка домашнего задания. Пересказ эпизодов. Ответы на вопросы № 1,2 учебника. Примерный план рассказа: 1) Как жил Юшка. 2) Дети и Юшка. 3) Отношение взрослых к Юшке. 4) Куда уходил Юшка каждое лето 5) Смерть Юшки. 6) Гостья Ефима Дмитриевича. 7) Плоды Юшкиной любви. III Художественные особенности рассказа «Юшка». - Какими чертами наделён рассказчик (Рассказчик – человек неравнодушный, ему, как и герою, свойственны «детскость», добрый взгляд на мир, одухотворённость, вера в человеческое единение. Он уверен, что лишних людей не бывает, что человеческая доброта неиссякаема и всегда плодовита, что человек важнее всего.) - Какие слова использует А.П. Платонов для создания художественных образов - Найдите эпитеты, олицетворения, метафоры. В какой части текста их больше Почему - Найдите в тексте рассказа «лишние» слова, речевые повторы, просторечные слова и выражения. Как вы думаете, в чём смысл их использования IV Беседа по вопросам. Характеристика главного героя. - Юшка считал, что люди любят его. А сам Юшка любил людей Что он делал для любви - Составьте развёрнутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа. Прочитаем фрагмент рассказа от слов «В июле или августе…» до слов «об этом никому в городе не было известно» - Как Юшка чувствует себя наедине с природой (Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, он любил всё живое: цветы, деревья, птиц, стрекоз, он радовался чистому воздуху, теплу, покою. Он жалел каждую мёртвую бабочку, жука, «чувствуя себя без них осиротевшим». Юшка «всматривался в их лица» - для него и бабочки имели лица. В Божьем мире каждая тварь, каждое существо рождается, чтобы жить, радоваться жизни - считал Юшка.) - Как вы понимаете фразу: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам» (Получается, что при людях Юшка скрывал эту любовь. Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.) Читаем отрывок от слов: «Но год от году Юшка всё более слабел…» до слов: «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!» - Почему Юшка «осерчал» (впервые в жизни) на «веселого прохожего» (Юшка «осерчал», потому что прохожий, да и остальные люди, не хотели понять, что каждый человек, каждая бабочка, каждое существо «по надобности все равны», каждый «всему свету нужен». Эти люди не видели очевидного, они потеряли веру в Бога, потеряли человеческий облик.) - Почему человек, убивший Юшку, назван «весёлым прохожим» («Веселье» этого человека, происходило или от опьянения, или от зла, как у детей, которые ждали, чтоб Юшка «отозвался им злом и развеселил их».) - Хотел ли «весёлый прохожий» смерти Юшки Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить людям жизни -Что изменилось после смерти Юшки (Люди впервые попросили у Юшки, уже мёртвого, прощения: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни».) Читаем отрывок: «Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставалось среди людей и тратилось меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». - Сравните портреты девушки, которая разыскивала Ефима Дмитриевича и самого Юшки. Что общего в их чертах О чём это говорит (Девушка, как и Юшка, «тщедушна и невелика», лицо её тоже «нежно и кротко». В глазах Юшки «всегда стояла влага, как не остывающие слёзы», глаза девушки «готовы были вот-вот наполниться слезами». Девушка не была дочерью Юшки, но была такой же, как он – доброй, кроткой, чистой душой.) - Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки (Видимо, да. Кузнец, глядя на гостью, «подобрел сердцем». Значит, жестокость немного отступила, сердце оттаивает. Девушка-сирота осталась в городе, врачевала людей. Но над ней, похожей на Юшку, уже не смеялись, не издевались. Осуществился библейский завет: «Побеждай зло добром».) - Как бескорыстная любовь юшки к людям продолжается и после его смерти Обратимся к эпиграфу: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» - Может ли настоящая любовь быть корыстной V Итог урока. Юшка назван стариком, а душа у него детская, чистая. Это праведник, человек, живущий по христианским заповедям. Его называли блажным, юродом (юродивым), «божьим чучелом», терзали его и смеялись над ним. Но без таких «блажных» люди обходиться не могут: «Без Юшкижить людям стало хуже». «Не стоит село без праведника», - гласит пословица. Место Юшки, своего духовного отца, заняла новая праведница – девушка. Которая выжила, выучилась, стала врачом благодаря самопожертвованию и любви чужого ей человека. Чужого по крови, но не по духу. Зачитаем последний абзац рассказа. Зададим риторический вопрос: так в чём смысл жизни Ответа на него ждать не будем. VI Оценки VII Домашнее задание Прочитать рассказ «Необычный цветок»

  • Прочитаем фрагмент рассказа от слов «В июле или августе…» до слов «об этом никому в городе не было известно»
  • Читаем отрывок от слов: «Но год от году Юшка всё более слабел…» до слов: «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!»
  • Читаем отрывок
  • Обратимся к эпиграфу: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию.
  • Это чудо мне известно…»
  • Зачитаем последний абзац рассказа. Зададим риторический вопрос: так в чём смысл жизни Ответа на него ждать не будем.