Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок 44 (105) Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»




Скачать 52.89 Kb.
Дата29.06.2017
Размер52.89 Kb.
ТипУрок
184

Творчество А.И. Солженицына

Урок 44 (105) Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»



Цель урока: показать публицистичность рассказа, обращенность с читателю, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока



I. Слово учителя

Произведению А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисов принадлежит особое место в литературе и общественном сознании, сказ, написанный в 1959 году (а задуманный еще в лагере в 1950), первоначально носил название «Щ-854 (Один день одного зэка)».



Сам Солженицын пишет о замысле рассказа: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал как нужно бы описать весь лагерный мир- одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал «Один день...» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.

II. Беседа по рассказу:

  • Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович?

  • Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

Герой повести - Иван Денисович Шухов - один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 он простой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых - это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость. Подписал» и Шухов оказывается в советском лагере.

Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.



  • Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти
    счастливым»?

  • Почему автор выбрал именно «счастливый» день?

  • Какие «счастливые» события происходят с героем?

  • Согласны ли вы с определением «счастливый»?

Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс. Кажется, все в Шухове

сосредоточено на одном - только бы выжить. Но как выжить и остаться при этом человеком? Ивану Денисовичу это удается. Он не поддался процессу расчеловечивания, устоял, сохранил нравственную основу.

«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел - чего же еще? Если такой день счастливый, то какие тогда несчастливые? В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына.

- Что помогает герою устоять, остаться человеком?

Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям. «Природность» Ивана Денисовича связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов помнит слова своего первого бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Шухов и в лагере работает честно, как на воле, у себя в колхозе. Для него в этой работе – достоинство и радость мастера, владеющего своим делом. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. В нем есть практичная крестьянская бережливость: с трогательной заботой припрятывает он мастерок. Труд - это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.

Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

- О ком из зэков автор пишет с симпатией?

- Кого называет «дерьмом»?

Из тех, кто, как писал Солженицын, «принимают на себя удар» -Сенька Клевшин, латыш Кильдигис, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и бригадир Тюрин. Они не роняют себя и слов зря не роняют, как и Иван Денисович. Бригадир Тюрин - для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает. «Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского:-Кряхти да гнись. А упрешься- переломишься» Шухову с его здравым смысл


и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и раз­решили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить. Одна из отличительных черт жизни Цезаря - «образованные раз­говоры». Кино, которым занимался Цезарь - игра, то есть выдуманная, не­настоящая жизнь, с точки зрения зэка. Вспомним спор по поводу фильмов Эйзенштейна «Иван Грозный», «Броненосец «Потемкин». Реальность оста­ется скрытой для Цезаря. Шухов даже жалеет его: «Небось много он об себе думает, а не понимает в жизни ничуть».

Солженицын выделяет еще одного героя, не названного по имени -«высокого молчаливого старика». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчет­ное количество лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком» «Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку. десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один КВЧ - «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Задание.

Найдите в тексте рассказа места, где точки зрения повествователя и героя сближаются. Покажите, когда две точки зрения дистанцируются друг от друга. С чем связано появление этой дистанции? С идеологическими расхождениями автора и героя или же с творческой задачей автора дать более широкий охват изображения, чем тот, что мог бы быть доступен Шухову?

Слово учителя

В лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного переносить невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Один День Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.

Домашнее задание.



Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор». Сопоставить этот рассказ с «Одним днем Ивана Денисовича». Каков символический смысл «Матренина двора»?




  • Методические приемы
  • Почему произведение о лагерном мире ограничивается описанием одного дня Почему автор определил жанр как рассказ
  • II. Беседа по рассказу: Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь