Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок 19 Р. Л. Стивенсон «Неизведанные острова»




Скачать 112.21 Kb.
Дата07.07.2017
Размер112.21 Kb.
ТипУрок
КОНСПЕКТЫ

Литература 5 класс
Раздел2. Шифры и клады

Урок 19


Р.Л. Стивенсон «Неизведанные острова»


Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Цель урока



На данном уроке: учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством Р.Л. Стивенсона и говорят о составляющих романа «Остров сокровищ». Главная мысль – связь между автором и героем произведения.




II. Введение в тему.

1.Актуализация знаний.

2.Постановка проблемного вопроса


- Докажите, что «Золотой жук» Э. По – приключенческий рассказ.

(В центре действия человек сильного характера; присутствуют необычные приключения, напряжённость действия, шифр-загадка; движущая сила сюжета - «приз» в виде сокровищ).

- Как вы думаете, должен ли автор приключенческого произведения соответствовать своему герою? Почему? (вспоминаем биографию Э. По). Рисуем таблицу черт характера (кластер), которыми по вашему мнению должен обладать автор приключенческого произведения. Обоснуйте.


II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

- Каких ещё авторов приключенческих произведений мы знаем?

(Жюль Верн, А. Дюма. С помощью подводящего диалога пробуем вывести учащихся на имя Р.Л. Стивенсона. Если не удаётся, просто говорим о том, что сегодня мы будем говорить о новом авторе приключенческой литературы – Р.Л. Стивенсоне)

Выводим на доске первую часть темы урока: Р.Л. Стивенсон

- Как вы думаете, о чём мы с вами сейчас будем говорить?

(Что написал этот автор? Почему он это написал? Как связан автор и герои его произведений?)





Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.



Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.



7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.



АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):



1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

2. Работа с текстом во время чтения.

- Анализируем стихотворение «Бери деревяшки и строй городок» Р.Л. Стивенсона (1850-1894 гг.)

Бери деревяшки и  строй   городок :


Дома и театры, музеи и док;

(о настоящем ли городе идёт речь?)
Пусть дождик прольется и хлынет опять:
Нам весело дома дворцы созидать!

(Если непогода - за окном, то город – явно игрушечный. Речь, наверное, ещё и о том, что внешние обстоятельства не могут помешать построению собственной мечты).

Диван — это горы, а море — ковер.


Мы город построим близ моря, у гор.

(Подтверждаются наши предположения о том, что городок – игрушечный).
Вот — мельница, школа, здесь — башни, а там
Обширная гавань — стоять кораблям.

(Это не просто город, а город у моря – дверь в неизведанные страны).

Дворец на холме и красив и высок;


С террасой, колонной, он сам —  городок:

(Скорее всего, автор говорит о городе своей мечты, в центре которого – дворец, обиталище самого автора)
Пологая лестница сверху ведет
До моря, где в бухте собрался наш флот.

(В гавани стоят не просто корабли. Это – «наш флот» - корабли, которые отвезут нас в неведомые страны)

Идут корабли из неведомых стран;


Матросы поют про седой океан
И в окна глядят, как по залам дворца
Заморские вещи несут без конца.

(Плоды путешествий – «заморские вещи» - некое исполнение мечты про путешествия в неведомые страны)

Но время покончить! Всему есть свой срок.


В минуту разрушен весь наш  городок.

(Пора детства заканчивается, вторгается взрослая жизнь)
Лежат  деревяшки, как брошенный сор.
Где ж город, наш город близ моря, у гор?

(И воспоминания детства, казалось бы, уже никому не нужны. Но одни отказываются от них, а другие несут с собой через все испытания).

Но был он! Я вижу его пред собой:


Дома, корабли  и  дворцы с их толпой!
И буду всю жизнь я любить с этих пор
Тот город, наш город близ моря, у гор.

(Но автор сохранил их в своём сердце и навсегда сохранил в себе способность удивляться прекрасному и стремиться к неизведанному).

- Как вы думаете, может ли автор этого стихотворения быть автором приключенческих произведений? Почему?



(Доказываем, что стремление к неизведанному и способность удивляться прекрасному – необходимые условия для создания приключенческой литературы)
Читаем текст на стр. 111-114 в режиме продуктивного чтения.


III. Анализ текста после чтения.

Итог урока.

- Что Вы узнали о Р.Л. Стивенсоне?

- Давайте нарисуем в тетради схему: справа выпишем те черты (качества характера), которые принадлежат самому Р.Л. Стивенсону, слева – те, которые, по нашему мнению, могут принадлежать его персонажам). (Проверять и дополнять эту схему необходимо во время изучения романа «Остров сокровищ»)


Информация для учителя:

Когда роман «Остров сокровищ» вышел в 1881 году, на книге стояло посвящение: «Мистеру Л.О.». Было указано, что «вкус и воображение» Л.О. помогли создать роман. Оказалось, что Л.О. – это не критик, а приёмный сын Стивенсона, тринадцатилетний Ллойд Осборн. Играя вместе, отчим и пасынок нарисовали однажды остров, который очертаниями напоминал дракона, разработали карту острова. Эта карта захватила Стивенсона, и вскоре каждый вечер семья стала собираться, чтобы послушать новую главу приключенческого романа под названием «Корабельный повар», которое впоследствии было изменено, и книга стала называться «Остров сокровищ». В создании произведения участвовала вся семья. Так, например, отец

Стивенсона составил список вещей, найденных в сундуке Билли Бонса, бывалого моряка, так как сам всю жизнь был связан с морем (был известным в Шотландии человеком, создателем маяков) и знал, что могло понадобиться «морскому волку». Когда книга была полностью готова, Стивенсон сказал: «Если ребятам она не понравится, значит, нет теперь настоящих ребят».
Между тем, о самом Стивенсоне впору писать приключенческий роман.

С самого детства он страдал от туберкулёза лёгких – болезни в то время неизлечимой, и всегда знал, что срок его жизни достаточно ограничен.


Супругой его стала Фэнни Осборн - женщина старше его на десять лет, фотограф, мать троих детей и на момент знакомства и зарождения взаимной любви - жена другого человека (правда, муж ее был весьма беспутный малый и они давно жили порознь). Отец Стивенсона был категорически против этого брака.

Фэнни уехала в Америку к мужу за разводом. Стивенсон отправился следом за ней, пересёк океан (что чуть его не доконало). И, наконец, женился на своей возлюбленной. Друзья вспоминали, что Стивенсону в своё время хватило одного взгляда на Фэнни, чтобы влюбиться в неё на всю жизнь.


Стивенсон вспоминает, что сначала они нашли для жилья «…стоящий возле выработанной штольни полуразрушенный, замусоренный барак, где жили раньше шахтеры ...Стивенсон описывает бедных фермеров, живущих по соседству, убожество, грязь, неудобства, опасность провалиться в разрушенные штольни.. И заодно мельком упоминает, что там в огромном количестве водились гремучие змеи, и, прямо между половиц в их бараке рос анчар. На небольшой лужайке возле дома Стивенсон делал зарядку. Часто ему приходилось это делать под аккомпанемент «трещоток» гремучих змей, на которых он просто не обращал внимания.
Сын Фанни от первого брака Ллойд Осборн стал Стивенсону не просто пасынком, а другом и в какой-то мере соавтором.
А вот прообразом харизматичного Джона Сильвера стал друг Стивенсона Хенли Уильям Эрнест (1849-1903) - английский писатель, издатель произведений Р. Бернса, лексикограф, соавтор Р. Л. Стивенсона по сборникам лирики, редактор. Он страдал от костного туберкулёза, лишился ноги, годы проводил в больнице. Будучи известным редактором, он один из первых обратил внимание на талант молодого Стивенсона, призвал его к себе в больницу (никогда не отличавшийся здоровьем Стивенсон сам выносил его на прогулку), всю жизнь опекал Р.Л., но так и не принял его жену, в результате чего они, в конце концов, разошлись навсегда.

Характер Хенли Стивенсон, по его словам, подверг «психологической хирургии», для чего понадобилось «…откинуть его (прототипа) утонченность и все достоинства высшего порядка, ничего ему не оставить, кроме его силы, храбрости, сметливости и неистребимой общительности, и попытаться найти им воплощение где-то на уровне, доступном неотесанному мореходу»

Так получился Джон Сильвер, один из самых обаятельных мерзавцев в мировой литературе.

Страдая от болезни, Р.Л. Стивенсон перебрался с семьёй на острова Самоа в Тихом океане между Австралией и Южной Америкой. У туземцев он пользовался огромной популярностью (а чтобы её заслужить на островах, где каждый на виду, нужно быть очень неординарным человеком) и они с почтением называли его «тузитала» - сказитель.

В сорок четыре года, написав множество произведений, из которых самым известным заслуженно считают «Остров сокровищ», он умер от инсульта. На вершине горы, с которой во все стороны видно море, Стивенсон нашёл свой последний покой. На могильном камне выбиты его собственные строки, которые кончаются словами: «С моря вернулся моряк, и охотник вернулся с холмов».

Вот это стихотворение:


Под звездным небом, на ветру
Место последнее изберу.
Радостно жил я, легко умру
И лечь в могилу готов.

На камне могильном напишете так:


"Здесь он хотел оставить знак,
С моря вернулся, пришел моряк,
И охотник вернулся с холмов.
- Возвращаемся к вопросу: похожи ли автор приключенческого произведения и его герои? Почему, с чем это связано?
- Фантазия писателя очень часто приводит героев на какой-нибудь остров. Остров – одно из излюбленных мест действия для создателей приключенческих романов. Попробуйте назвать известные вам «неизведанные острова», а также названия книг и фамилии авторов.
1. Остров Отчаяния (Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»).

2. Остров Монте-Кристо (А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»).

3. Остров Табор и остров Линкольна (Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров»).

4. Остров Борнео (Т. Майн Рид. «В дебрях Борнео»).

5. Остров сокровищ (Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»).

6. Сэлливанов остров (Э.А. По. «Золотой жук»).

7. Остров Погибших Кораблей (А.Р. Беляев. «Остров Погибших кораблей»).
- Почему же авторы приключенческих книг так любили неизведанные острова?

- Прежде чем ответить, давайте допишем тему урока: Р.Л. Стивенсон. «Неизведанные острова».


- Давайте запишем: остров, это место, где…

- Дополняем индивидуально, в тетрадях, потом сверяем.

Остров – это место, где человек в большей или меньшей степени отрезан от мира. В необычной, часто экстремальной ситуации он может с наибольшей полнотой раскрыть свои возможности, черты характера, способности, показать себя в единоборстве с силами природы. Остров – место для уединения и размышлений. На острове, наконец, очень удобно зарыть клад.

- Сегодня мы сделали два очень важных вывода. Каких?



(О связи автора и литературного произведения; о том, почему неизведанные острова так часто встречаются в приключенческой литературе).


VI. Домашнее задание

К следующему уроку, посвященному роману «Остров сокровищ», необходимо прочитать главы I-IX; по учебнику, в режиме просмотрового чтения - главу XII «Военный совет».







© ООО Баласс, 2012

  • Этапы урока Содержание
  • II. Работа с текстом. 1. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.
  • Познавательные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Технология оценивания «
  • Учитель
  • Ученик
  • 1 шаг.
  • 3 шаг.
  • Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи
  • «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи
  • 2. Работа с текстом во время чтения.
  • III. Анализ текста после чтения. Итог урока.
  • Р.Л. Стивенсон. «Неизведанные острова».
  • VI. Домашнее задание К следующему уроку