Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Урок 1 Введение. Понятие о словесности




страница1/24
Дата28.06.2017
Размер3.74 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Поурочные разработки по русской словесности для 5 класса

Урок 1

Введение. Понятие о словесности.
Цель:

  • познакомить пятиклассников со структурой учебника; дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве;

  • развивать ассоциативное мышление;

  • воспитывать бережное отношение к слову.


Ход урока

I. Организационный этап
II. Актуализация

- Ребята, у меня в руках учебник словесности для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте поближе познакомимся с этой книгой.

- С чего же мы начнем знакомство?

Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски.



Обложка - бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзац и нахзац - страницы в самом начале и в самом конце книги.

Титульный лист - страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан.

- Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?

В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

Выходные данные - это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

- Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.

Авторы-составители учебника по словесности для 5 класса – Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М., Сафронова Л.В., Ставицкая Н.Н. и Ходова С.Я. Они продумывали содержание учебника, подбирали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Петухова Л. и Иванченко Э. оформили учебник, сделали его красивым. Редактор Швыдко А. организовал всю работу над учебником, много работал над его рукописью, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление.

- Нравится ли вам внешний вид учебника?

- В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?

Ученики узнают, что издательство называется «Атамұра», что оно находится в г. Алматы.

- Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?

Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.

- Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?

Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов».
III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство – это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова.

Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя – и на него откликался один из воинов, они называли предмет – и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.

Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, какую брань обрушат на него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

- Как вы думаете, за что Охотник получил награду?



Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

- Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий.

Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово – волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум – на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение.

Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.

Словесность – это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)
2. Работа со статьей учебника.

Учащиеся читают статью учебника на стр. 3.


IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Экспресс-опрос.

- Как называется обертка книги? (Суперобложка.)

- Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя автора? (Обложка.)

- Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.)

- Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.)

- Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.)

- Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания? (Титульный лист.)

- Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.)


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 3-6.

2. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении.
VI. Этап рефлексии


Урок 2

Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходство, различия, взаимосвязь.
Цель:


  • ознакомление с видами искусства слова, их взаимодействием и взаимообогащением;

  • развитие навыков аналитического мышления и обучение работе со статьями учебника;

  • воспитание и развитие эстетического чувства.


Ход урока

I. Организационный этап
II. Актуализация

1. Выставка и презентации книжек-малышек.
2. Беседа по вопросам.

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о словесности как искусстве слова. Помните ли вы историю первобытного охотника, который простое слово превратил в волшебное, рождающее художественные образы?

- Был ли рассказ охотника правдой?

- Почему ему поверили?

- Можем ли мы назвать его рассказ сказкой?

- Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сегодня мы с вами поговорим о народном творчестве (фольклоре) и литературе, их сходстве, различиях и взаимосвязи.



III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

Виды искусства слова. Миф и система первобытных верований.

- А теперь продолжим историю о встрече в лесу Охотника с белоснежным Единорогом. Послушайте же, что было дальше.

Вождь племени был очень удивлен и встревожен рассказом. Все мужчины племени промышляли охотой, и если бы бог Леса, о котором рассказал Охотник, запретил добывать дичь, люди могли бы умереть с голоду. Поразмыслив, Вождь приказал охотникам взять по куску мяса и отнести их в лес. Здесь, в лесу, из камней сложили очаг и на огне сожгли принесенное мясо. Таким образом Вождь решил накормить Бога и получить у него разрешение охотиться. А чтобы Бог Леса понял, что делают люди, вождь велел женщинам восхвалять его и просить о помощи их племени.

И вот горел огонь, от мяса вверх поднимался дым. Женщины, встав вокруг очага, запели, умоляя Бога Леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала вторая женщина.

Так люди племени сложили песню, славящую Бога, и решили петь её всякий раз, когда они в благодарность за удачную охоту станут сжигать на сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить Бога. Это была обрядовая песня. Её пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать Бога леса и, накормив его мясом, попросить о помощи.

Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий люди хотели повлиять на природу.


Словарная работа.

Магия – вера в действие и силу связанных с этим действием слов; колдовство, волшебство.
А между тем, пока женщины пели хвалу богу, к ним вышел из леса Воин соседнего племени. Он очень удивился, услышав пение, потому что никогда прежде не сталкивался c подобными действиями. Он вежливо попросил Вождя объяснить ему смысл происходящего.

И тогда Вождь рассказал Воину то, что сам недавно услышал от Охотника, но не стал говорить о гневе Бога. Напротив, он сказал, что бог явился Охотнику, чтобы сообщить о своем покровительстве племени. Вождь также добавил в рассказе, что Бог якобы пообещал наказать охотников всех других племен, если они посмеют добывать дичь в этом лесу. А для того чтобы Воин не усомнился в словах Вождя, хитрый предводитель племени рассказал, что Бог открыл Охотнику великую тайну. Оказывается, Охотник принадлежит к племени потомков самого Бога, сын которого когда-то взял себе в жены земную женщину.

Удивленный и испуганный, Воин поспешил к своим сородичам, чтобы скорее поведать им обо всем увиденном и услышанном. Так зародился миф, то есть рассказ, на основе вымысла поэтически объясняющий законы природы, происхождение людей, животных и растений.

А мифология – это система мышления первобытного человека, самый примитивный уровень мышления. Мифическое сознание не знало границы между реальным и нереальным. Древний человек думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и действиями.



Словарная работа.

Перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы называется антропоморфизмом (от греческого – человек) – очеловечивание.


2. Самостоятельная работа.

Прочитайте статью учебника (стр. 6-9) и запишите в тетрадь, что такое анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.


3. Слово учителя.

- Теперь давайте продолжим рассказ.

Вскоре Охотник, первым рассказавший о встрече с белоснежным Единорогом, умер. И тогда мудрый и хитрый Вождь рассказал, что Охотник вновь встретил в лесу Бога, который поведал Охотнику о своей прекрасной дочери, случайно увидевшей Охотника и полюбившей его. Она попросила своего отца забрать Охотника из племени, чтобы он мог стать её мужем. Бог выполнил просьбу своей дочери, и теперь, по словам вождя, у племени появился еще один могучий покровитель, которому тоже следует приносить жертвы, чтобы он не забыл бывших сородичей.

Прошло много лет. Давно умерли Вождь и Воин соседнего племени, и их дети, и дети их детей, а люди продолжали рассказывать о встрече Охотника с белоснежным Единорогом и о любви дочери Бога к простому человеку. Но теперь к этим рассказам прибавилось много других фантастических историй об Охотнике, которые люди рассказывали друг другу. Это были легенды.


Словарная работа.

Легенда – это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается поэтический художественный мир, в котором правда и вымысел сливаются и переплетаются настолько тесно, что их уже невозможно различить.
IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 1. Дайте определения следующим терминам:

Миф -__________________________________________________________________

Мифология –

__________________________________________________________________
2. Рабочая тетрадь, задание 2. Закончите данные определения.

Перенесение человеческих качеств на явления природы, на животных, на предметы называют ______________________________________________.

Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все в природе. Такая вера получила название ________________________.
3. Рабочая тетрадь, задание 3. Вставьте пропущенные слова в данные определения.

Тотем (род)- это вид животных, растений, предметов, стихий, которые являются ___________________________________.

Магия – это вера в силу _______________________ и связанных с этим ________________________ слов.
4. Рабочая тетрадь, задание 4. Соотнесите термины и их определения (при помощи стрелок).

Система правил поведения, включающая запреты.
Слова-заменители, употребляемые вместо слов, которые запрещалось употреблять

Эвфемизмы

Табу


V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 6-10.

2. Выучить термины, записанные на уроке в литературоведческий словарик.
VI. Этап рефлексии


Урок 3

Специфика фольклора. Основные жанры.
Цель:


  • знакомство с особенностями устного народного творчества и его основными жанрами;

  • развитие умения определять жанры фольклорных произведений;

  • прививать любовь к произведениям устного народного творчества.


Ход урока

I. Организационный этап
II. Актуализация

1. Беседа.

- Что такое миф? Как зарождались мифы?

- Что такое легенда? Чем она отличается от мифа?

- Что такое магия? Почему древние люди верили в ее силу?

- Что такое антропоморфизм?

- Объясните значение слов анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.


2. Слово учителя.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что древний человек одухотворял природу, приписывал ей мысли и чувства, присущие ему самому. И мир древнего человека становился живым – мыслящим, чувствующим, помогающим или препятствующим человеку в его делах. Об этом, чтобы донести память до отдаленных потомков, складывали мифы, легенды и другие произведения устного народного творчества.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- А теперь я хочу обратить ваше внимание на одну очень важную особенность того, как сохранялось поэтическое слово. Поскольку письменности тогда не было, рассказы передавались устно от одного человека к другому. Нередко новый рассказчик что-то изменял в истории, что-то добавлял от себя, стремясь к наибольшей выразительности и увлекательности повествования. При этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю.

Так поэтические произведения, передававшиеся устно, достигали своего художественного совершенства в результате коллективного творчества многих сказителей, или сказочников.

Сохранялись и передавались от человека к человеку и от поколения к поколению лишь те рассказы, которые отличались особой занимательностью, художественным совершенством и воспитывали в человеке самые лучшие качества.

Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души. Именно в этих устных рассказах они стремились передать свое представление обо всем хорошем и ценном в человеческой жизни, хотели воплотить свою мечту о лучшем будущем. Все эти рассказы, песни и мифы заключали в себе общенародный идеал.
Словарная работа.

Вид поэзии, созданный на основе общенародного идеала коллективным творчеством многих людей и существующий в форме устных рассказов или песен, называют устным народным творчеством или фольклором.


Наука, изучающая произведения народного поэтического творчества, называется фольклористикой.
Собиратели и исследователи народных песен, сказок, пословиц называются фольклористами.
- Произведения фольклора очень разнообразны. Нет такой области человеческой деятельности, которая не отразилась бы в устном творчестве.

Именно из фольклора развилась литература. Но когда возникла письменность и появились авторские произведения, фольклор продолжал существовать, развиваться и влиять на литературу. У фольклора и литературы много общего, но существуют и различия.


2. Чтение статьи учебника (стр. 10-12) и составление таблицы «Общие черты и различия между фольклором и литературой»


Общие черты

Различия

1. Создают художественные словесные образы

1. Стадиальное. Фольклор старше литературы.

2. Воздействуют на сознание людей

2. Социальное. Литература- культура господствующего класса; фольклор – культура низших слоев.

3. Общий материал – художественное слово

3. Разное функциональное назначение: литература выполняет художественную функцию, обращенную к чувству прекрасного, к красоте; фольклор – охватывает разные стороны народной жизни.

4. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

4. Различие в характере творчества: в литературе – индивидуальное творчество; в фольклоре – коллективное.




5. Несходство в условиях бытования:

Литература – письменная форма;

Фольклор – устная форма.



IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя

- В фольклоре свои представления о времени, пространстве, то есть о месте, где живут герои, совершают различные поступки. Сами персонажи фольклорных произведений тоже особенные.


2. Работа с учебником.

Прочитайте статью учебника (стр.13-14) и изобразите в тетради своеобразие фольклорного пространства. Запишите, в чем особенность фольклорного времени и фольклорных героев.


3. Слово учителя.

- Итак, теперь вы знаете, что в каждом произведении заключен свой художественный мир, который можно сравнить с условной страной. Это очень важное сравнение. Подумайте сами: каждая страна имеет свою территорию, населенную одним или несколькими народами, у этих народов есть свой язык, в стране существуют свои законы, своя форма правления.

Художественный мир очень похож на такую страну. Действие произведения происходит в каком-то определенном пространстве, которое может быть очень похожим на твою землю, а может быть совершенно фантастическим: здесь могут расти волшебные деревья и скрываться в пещерах чудовищные драконы.

Обращали ли вы внимание, что, прочитав всего одну страницу произведения, вы уже знали, на какой земле происходит действие и кто может, а кто не может появиться в этой книге. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Узнали? После такого начала мы готовы услышать и о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге. Дело в том, что в поэзии существуют жанры.



Жанры – это определенная территория и определенные жители художественного мира, его границы и его законы. Жанр требует от автора и читателя уважения и понимания его особенностей. Есть жанры, способные повествовать о многих героях и вмещать в себя множество событий (например, сказка), а есть такие, которые передают лишь одно мимолетное чувство (например, лирическое стихотворение). Жанр часто заставляет автора использовать определенную форму условности (жизнеподобие или фантастику), хотя иногда позволяет объединять их.

Словарная работа.

Жанр – это группа произведений, сходных между собой по ряду признаков.
4. Рассмотрите схему основных фольклорных жанров (стр. 15).
5. Викторина.

По данному началу определите жанр произведения устного народного творчества.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. (Пословица.)

В некотором царстве, в некотором государстве… (Волшебная сказка.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Загадка.)

Из того ли из города из Мурома… (Былина.)

Масленица-мокрохвостка! Поезжай домой со двора, отошла твоя пора! (Обрядовая песня.)

Одна лукавая лисица захотела поесть рыбки. (Сказка о животных.)



V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 13-15.

2. Выполните письменно в тетради задание 8 на стр. 16 учебника.

VI. Этап рефлексии


Урок 4

Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и поговорок. Их прямой и переносный смысл.
Цель:


  • расширить знания учащихся о малых жанрах русского фольклора; показать самобытность народа, которая проявляется в пословицах, поговорках;

  • развитие навыков использования пословиц и поговорок в речи;

  • воспитание уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24