Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Управление образования администрации Прохоровского района Формирование и развитие информационной компетентности учащихся в процессе использования информационно-коммуникационных технологий




страница1/7
Дата27.06.2017
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Управление образования администрации Прохоровского района


Формирование и развитие информационной

компетентности учащихся в процессе использования информационно-коммуникационных технологий

(из опыта работы)


Автор:
Шутенко Виктор Анатольевич,

учитель информатики и ИКТ

МОУ « Прохоровская гимназия»

п. Прохоровка, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте…………………………………………………..3

Технология опыта………………………………………………………..5

Результативность опыта………………………………………………..17

Библиография…………………………………………………………….22

Приложения………………………………………………………………23

Сушность опыта. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной культуры. Однако на сегодняшний момент обнаруживается противоречие между констатацией адаптивной функции образовательного учреждения как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательной ситуацией, с другой стороны.

Новое качество образования предполагает формирование у обучающихся информационной культуры в сфере познавательной деятельности. Анализ образовательной практики показывает, что на сегодняшний день существует противоречие между требованием информатизации учебного процесса в гимназии и неразработанностью соответствующих форм учебной деятельности.

Кроме того, очевидны противоречия между непрерывно пополняющимися, развивающимися образовательными запросами учащихся в получении информации и реальной педагогической деятельностью образовательного учреждения, слабо ориентированной на индивидуальные потребности учащихся в новых источниках информации; а также между необходимостью подготовки пользователей информации, владеющих эффективными навыками самоообразования в условиях информационного общества, и низким уровнем их информационной культуры.


    Новизна опыта. Разрешить описанные противоречия, на наш взгляд, можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования информационной компетентности учащихся гимназии при использовании информационно – коммуникационных технологий. Мною рассмотрена сущность педагогической категории «информационной компетентности», определены ее структура и функции, проанализированы современные информационно – коммуникационные технологии, определены критерии и показатели ее сформированности, разработана функциональная модель и реализована технология процесса информационной компетентности в образовательной области «Информатика».

Ведущая педагогическая идея. Построение личностно ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде, сформированной в соответствии с образовательной парадигмой информационного общества на основе использования информационных технологий, будет способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся, в том числе и информационной.

Длительность работы над опытом. Разработка технологии велась в течение ряда лет с 2005-2006 по 2008-2009 учебные годы.

Диапазон опыта. Технология опыта охватывает организацию учебной деятельности по информатике в классах II (8-9 кл.) и III ступени (10-11 кл..

Теоретическая база опыта


Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

На смену формально-знаниевой пришла современная личностно деятель-ностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.


Информационно-функциональная компетентность


Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Я вслед за Тришиной С.В. исхожу из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяю компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационной компетентности выделяем разделы: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.

В зависимости от развития показателей информационной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Технология личностно ориентированного обучения.


В соответствии с новой личностно ориентированной парадигмой образовательного процесса рассмотрены педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса и технологии развивающего обучения (педагогика сотрудничества, технологии Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В., Альтшуллера Г.С., Селевко Г.К., Бондаревской Е.В., Серикова В.В.)

В процессе формирования личностно ориентированной педагогической системы я опирался на технологию личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской. В авторской концепции Якиманской И.С. личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. То есть в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

При личностно-ориентированной педагогике особую важность приобретают деятельностный, личностный, полисубъектный (диалогический) и индивидуально-творческий подходы.

  1   2   3   4   5   6   7

  • Теоретическая база опыта
  • Информационно-функциональная компетентность
  • Технология личностно ориентированного обучения.