Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница

Упражнение «Призы одноклассникам» Традиционно одним из блоков портфолио является «портфолио отзывов»




Скачать 94.27 Kb.
Дата21.07.2017
Размер94.27 Kb.
Упражнения для школьников при подготовке материалов портфолио

А.И. Кириллова, социолог, руководитель лаборатории профильного обучения гимназии № 6 Советского района г. Новосибирска

Упражнение «Призы одноклассникам»

Традиционно одним из блоков портфолио является «портфолио отзывов». Этот раздел включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования и др. Результаты первого упражнения «Призы одноклассникам» могут стать хорошим дополнением этого раздела.

Для проведения этого упражнения педагогу необходимо приготовить:

• списки учащихся класса (возможно в том порядке, в котором они представлены в классном журнале). Количество списков должно быть равным числу учащихся в классе;

• перечень призов (см. приложение 1).

Каждому учащемуся предлагается два списка: один — с фамилиями, а второй — с призами. Задание — раздать призы каждому своему однокласснику (можно и себе) за индивидуальные заслуги.



После выполненной работы педагог собирает таблички, обрабатывает данные по каждому школьнику, знакомит учеников с полученными результатами. В дальнейшем этот материал может быть вложен в портфолио.

Приложение 1

Список призов для одноклассников

Инструкция. Ребята, напротив фамилии каждого одноклассника напишите номер приза (возможно, несколько), который вы бы вручили ему. Допускается неоднократное вручение одного и того же приза. Можете придумать и свои наименования: этим вы подчеркнете тот факт, что хорошо знаете одноклассников. Помните, если мы не знаем о человеке ничего хорошего, значит мы его не знаем совсем.

1

за обаяние

15

за терпение

29

за понимание

2

за вежливость

16

за ум

30

за любовь к животным

3

за незлопамятность

17

за порядочность

31

за самоотверженность

4

за принципиальность

18

за тактичность

32

за умение сопереживать

5

за спокойный характер

19

за искренность

33

за умение идти на компромисс

6

за веселый характер

20

за умение уступать

34

за уважение к старшим

7

за находчивость

21

хороший друг

35

за любовь к знаниям

8

за инициативность

22

за верность

36

защитник слабых

9

за непосредственность

23

за силу и ловкость

37

за умение примирить ссорящихся

10

за доброжелательность

24

за силу воли

38

за самообладание

11

за доброту

25

за силу характера

39

за умение тактично делать замечания

12

за скромность

26

за мужество

40

за благородный поступок

13

за честность

27

за смелость







14

за щедрость

28

за помощь







Спасибо вам за доброту, внимание и участие!

Упражнение «Автобиография»

Инструкция для учащихся

Данная биография рассматривается как документ к портфолио, поэтому, отвечая на вопросы, используйте не односложные, а распространенные предложения, чтобы в итоге получился расширенный обзор автобиографии.



План написания автобиографии

Фамилия, имя, отчество

Родился(лась) (день, месяц, год, место рождения)

Образование (класс)

Информация о родителях, семье (кто родители, сколько детей в семье...)

1. Дошкольное детство

— Мое самое раннее воспоминание (что помню, сколько мне было лет) —

Друзья, домашние животные

— Самое яркое воспоминание из дошкольного периода

— Чем увлекался(ась) в дошкольном возрасте, ходил ли в детский сад

— Любимые игрушки

— Детские мечты, желания

2. Школьная жизнь

— Первое впечатление о школе

— Самое яркое событие, связанное со школой

— Кем я хотел(а) быть в 7–9 лет и почему

— Мой рост, вес, любимое блюдо, друзья, домашние животные

— Лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления)

— Моя первая награда (какая награда и за что, впечатления)

— Полезные советы (выводы), полученные в результате жизненного опыта

— Самая памятная встреча

— Человек, оказавший на меня большое влияние

— Переломный момент в моей жизни (краткое описание)

— Отношения с родителями в детстве и в настоящее время

— Взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми

3. К профильному обучению

— Интересы, любимые занятия

— Над чем мне необходимо работать: личностные качества, знания и умения

— Любимые школьные предметы, разделы или темы — Предметы, которые мне нужны для овладения профессией

— Мои профильные предметы

— Мои успехи по этим предметам (олимпиады: где, когда, какой результат, творческие работы, рефераты и т.п.)

— Какими последними достижениями, открытиями в интересующей меня сфере я могу поделиться (например, в математике, в спорте...)

— Какие есть в этой области нерешенные вопросы, задачи

— Языки (какими и в какой мере владею)

4. Будущее

— Для чего я живу?

— Какую жизнь я считаю достойно прожитой (чем она должна быть наполнена)?

— Чего я хочу достичь в будущем: через год, через 5 лет, через 10 лет?

— В какое образовательное учреждение я хотел(а) бы поступить?

— Какие профессии привлекательны для меня?



5. Ближайшие планы

— Чего я хочу достичь к концу второй четверти?

— Что собираюсь сделать для достижения цели?

— Как оценить, иду ли я к намеченной цели или отклоняюсь от нее?

— Как часто я проверяю (буду проверять), что мною сделано правильно, а где и в чем я отклоняюсь от цели?

Допустимо разделить все вопросы на обязательные и необязательные для ответов, выделив их определенным шрифтом.

Упражнение «Работа с целями»

Анализ ответов учащихся на пятый пункт автобиографии (ближайшие планы) показывает, что школьники не умеют ставить четкие, легко проверяемые цели. Например, запись «хочу хорошо учиться» практически не говорит ни о чем, поскольку не указаны критерии «хорошей» учебы. Цель должна звучать так: «в конце первой четверти я получу «4» по математике». Формулировки целей должны быть краткими, предельно конкретными и фиксироваться письменно.

С целью научить школьников выдвигать конкретные цели и достигать их реализации, целесообразно использовать методику одноминутных целей американского психолога С. Джонсона, которая представлена в виде предложенной ниже инструкции.

Инструкция по работе с одноминутными целями

Предлагаем вам метод психолога Спенсера Джонсона, который помогает каждому желающему достигать лучших результатов. Хотите попробовать? Тогда — действуйте!



1. Я спокойно обдумываю, чего хочу (достичь, научиться, каким быть и т.п.)

2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени.

Пример: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания»

3. Я излагаю цели кратко — чтобы прочесть их всего за одну минуту

4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели.

Пример: «Я с радостью получаю четверку по математике»

5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута.

Пример: «Я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике»

6. Перечитывая цель, стараюсь пережить те хорошие чувства, которые связаны с ее достижением

7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы понять, в чем мое поведение соответствует их достижению (что я реально делаю для их достижения)

8. Если мои действия помогают достичь цели — ОТЛИЧНО! — я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно) — запоминаю свои хорошие чувства по этому поводу — продолжаю с успехом, ставлю новые цели

9. Если мои действия не соответствуют целям — ВНИМАНИЕ! — я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно — я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. — Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать — перенацеливаю свое поведение, уточняю цели



© Журнал «Практика административной работы в школе», № 5, 2005

  • Упражнение «Призы одноклассникам»
  • Приложение 1 Список призов для одноклассников Инструкция.
  • Упражнение «Автобиография» Инструкция для учащихся
  • План написания автобиографии
  • 3. К профильному обучению
  • Упражнение «Работа с целями»
  • Инструкция по работе с одноминутными целями
  • Перечитывая цель, стараюсь пережить
  • 1 минуту, чтобы перечитать