Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Универсальная интегрированная среда для дистанционного обучения




Скачать 50.17 Kb.
Дата22.04.2017
Размер50.17 Kb.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ



И.А. Ботыгин, Д.В. Остапенко


Томский политехнический университет

e-mail: botygin@ad.cctpu.edu.ru

Для реализации процесса дистанционного обучения в настоящее время используются ряд технологий. Определенное представление об использования таких технологий можно получить по адресам: http://www.lessons.ru/, http://aie.msk.su/russian/, http://ido.tsu.ru/russian/, http://www.eidos.techno.ru/, http://www.uicde.ru/, http://www.ido.ru/base.html/, http://www.sharedlearning.net/. И в этом плане наиболее популярны и продвинуты различные Web-технологии. Ниже приведен ряд адресов, непосредственно указывающих на программные средства, используемые при дистанционном обучении: http://www.learningspace.ru/, http://www.softarc.com/, http://www.mocnit.zgrad.su/, http://www.prometeus.ru/. Вместе с тем необходимо отметить, что профессиональные среды для взаимодействия удаленных преподавателя и субъекта обучения, ориентированные на повседневную (текущую) работу конкретного преподавателя и конкретных студентов - отсутствуют.

В настоящем докладе описывается программный комплекс, реализующий базовый набор информационных услуг для удовлетворительной организации и поддержки учебного процесса по схеме: преподаватель - удаленные студенты. Именно на эту предметную область ориентировались авторы при разработке комплекса. В то же время этим программным комплексом можно с успехом пользоваться и при дистанционном обучении и школьников, и учащихся любых других учебных заведений, и в поствузовском обучении (например, на различных курсах и факультетах повышения квалификации).

Структурно программный комплекс представляется серверной (преподавательской) и клиентской (студенческой) частями. Функции, возложенные на эти части, не эквивалентны. И эта не эквивалентность проявляется, прежде всего, в ограничениях на доступ к учебно-методическим материалам и их модификацию, а также к организации каналов конференций (форумов).



В серверной части программного комплекса реализованы следующие функции:

  • формирование удаленных учебных групп. Наличие этой функции позволяет решить традиционные задачи, выполняемые отделом кадров при формировании учетной карты студента (ФИО, дата рождения, год поступления, фотография, краткая биография, название документа о полученном образовании и другая информация из листа учета кадров);

  • ведение классных журналов, рейтингов текущей успеваемости и зачетно – экзаменационных ведомостей. Наличие этой функции позволяет преподавателю автоматизировано вести документооборот по учебному процессу в различных группах;

  • ведение каталогов учебно-методических разработок по дисциплинам, обеспечиваемых преподавателем. Наличие этой функции позволяет преподавателю систематизировать весь учебно-методический материал по дисциплине (рабочая программа, методические указания по выполнению лабораторных работ и практический занятий, электронные учебники и конспекты лекций, тесты, список экзаменационных вопросов и многое другое);

  • предоставление учебно-методических материалов удаленным субъектам обучения. Наличие этой функции позволяет удаленным субъектам обучения беспрепятственно получить для изучения материал, выставленный преподавателем по дисциплине. Форматы представления документов могут быть любыми (.txt, .doc, .html, .hlp, .gif, .bmp, .exe и т.д.);

  • обмен сообщениями в режиме on-line. Наличие этой функции позволяет преподавателю и студентам реализовать диалог в режиме реального времени;

  • организация и ведение тематических рубрик конференций (форумов). Наличие этой функции позволяет преподавателю и студентам организовать асинхронные семинары и коллоквиумы на различные темы;

  • организация режимов виртуальных практических занятий. Наличие этой функции позволяет преподавателю провести практическое занятие с удаленной группой студентов в его традиционном варианте. Студенты шаг за шагом наблюдают синхронно транслируемые на их компьютеры изображения (Print Screen) c рабочего стола (Desktop) преподавателя. При этом имеется возможность корректировать изображение встроенными в комплекс многочисленными графическими функциями;

  • организация режимов виртуальных консультаций. Наличие этой функции позволяет студентам не только задать вопрос, но предъявить преподавателю непонятный материал в виде изображения (Print Screen) cо своего рабочего стола (Desktop). При этом также имеется возможность корректировки графических изображений;

  • автоматизированное составление тестовых заданий. Наличие этой функции позволяет преподавателю воспользоваться пятью различными дизайнерами тестов (тесты открытой и закрытой форм, сопоставления и упорядочения, ответа в свободной форме). Необходимо отметить, что генерируемые тесты требуют в разной степени ручной доводки;

  • автоматический сбор и предъявление результатов тестирования преподавателю. Функция позволяет фиксировать все подходы и шаги студентов при тестировании. Наличие этой информации позволяет преподавателю неявно идентифицировать удаленного студента;

  • мониторинг учебных занятий студентов. Наличие этой функции позволяет преподавателю асинхронно наблюдать Print Screen с рабочих столов студентов. Наблюдение возможно при условии разрешения этой функции на компьютере удаленного субъекта;

  • протоколирование всех взаимодействий преподавателя и студентов. Наличие этой функции позволяет преподавателю в любое время просмотреть полную историю использования комплекса в учебном процессе (в специальном журнале фиксируются с занесением времени и даты все события со стороны конкретного студента). При этом все события группируются в соответствии с функциями комплекса (on-line сообщения, тесты и другие).

В клиентской части программного комплекса из выше перечисленных функций отсутствуют: ведение классных журналов, ведение каталогов и составление тестовых заданий. Одной из основных функций клиенткой части является функция контроля усвоения учебного материала путем тестирования. Результаты всех шагов тестирования протоколируются и доступны преподавателю для анализа.

Авторы не претендуют на исчерпывающий инструментарий для работы с удаленными субъектами обучения. В настоящем докладе представлено авторское видение решения проблемы разработки профессиональных сред дистанционного обучения, инвариантных к изучаемым предметным областям и полезных не только для преподавателей, работающих со студентами в глобальных телекоммуникациях (Internet), но и преподавателей, взаимодействующих со студентами в локальных сетях (Intranet).



Программный комплекс реализован с помощью среды разработки программного обеспечения Delphi 5.0 и для его функционирования не требуется никаких дополнительных программных средств.