Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ульбаева Гайша Валиулловна Структура программы учебного предмета I




страница1/5
Дата27.06.2017
Размер0.84 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5



СОСТАВЛЕНА на основе методического пособия по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты) В.И. Сподиной; так же использовались литературные источники по этнографии культуры народов ханты и манси по различным аспектам: хозяйственным занятиям (В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, А.В. Головнев, Е.Г.Федоров); материальной культуре (Н.В. Лукина, З.П. Соколова, В.Н. Чернецов); религиозным представлениям и обрядам (В.Н.Чернецов, З.П. Соколова, В.М. Кулемзин, И.Н. Гемуева, A.M. Сагалаева, Е.И. Ромбандеева, Е.П. Мартыновой, Н.И. Новиковой, Т.А. Молданова, А.П. Зенько); социальной организации (З.П. Соколова, Е.П. Мартынова); этикету (М.А.Лапина); этнодемографии (З.П. Соколова, А.И. Пика); орнаменту и декоративно- прикладному искусству (О. М. Рындина, Т.А. Молданова).




Программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Рассмотрена на заседании Педагогического совета

Протокол № 4 от «28» декабря 2015 г.
Составитель:

Ульбаева Гайша Валиулловна, методист МБОУ ДО «Детская художественная школа»

Хазырова Фатима Валиулловна, преподаватель МБОУ ДО «Детская художественная школа»
Рецензенты:

Скрипникова Е.В. доцент кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ, к.п.н.



Ведущий преподаватель:

Ульбаева Гайша Валиулловна


Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

- Содержание тем и разделов

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Средства обучения
VII. Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Этнография коренных народов Севера» имеет важное значение в формировании экологического воспитания учащихся. На примере местной сибирской культуры показать принципиальную возможность гармоничного существования человека в природе. Мифы, легенды, сказки, примеры традиционного природопользования призваны подчеркнуть непреходящую значимость всего сущего на земле: человека зверя, птицы, реки, дерева. В предлагаемом курсе последовательно проводится идея разнообразия культур как главного достижения человечества и самоценности любой из них, в данном случае хантыйской, мансийской.



Цель программы:

  • Развитие творческой активности детей, создание условий для пробуждения и реализации художественно-творческих способностей, превращение их в потребность.

  • Воспитание у учащихся любви к родному краю через расширение и углубление знаний о Югре

Программа «Этнография коренных народов Севера» разработана в соответствии с законом «О национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», федеральным государственным стандартом общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7) и Концепцией модернизации российского образования, рассматривается как комплексный регионоведческий курс, является неотъемлемой составляющей историко-краеведческого образовательного компонента в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.

Данная программа разработана на основе «Методического пособия по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты), 1995 г., В.И Сподиной; «История и культура народов Сибири» 2008 г., А.Г.Тучкова; «Этнография коренных народов Западной Сибири» - И.В.Белич, Тобольск. 2006 г.

Особенностью данной программы двухгодичного курса является создание и реализация образовательной модели, где аспекты традиционной культуры обско-угорских народов Приобского региона ХМАО - Югры представлены в условиях внеурочной деятельности.

Программа предмета по выбору «Этнография коренных народов Севера» реализуется в общеобразовательном цикле дисциплин учебного плана полного курса 7-летнего обучения художественной школы, предназначена для учащихся 4 - 5 классов (возраст детей 11-13 лет). Курс рассчитан на 2 года обучения (66 часов, по одному часу в неделю).

Название курса «Этнография коренных народов Севера» подразумевает интегрированный подход к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как этнография, география, биология, экология и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

Изучение курса для данной возрастной группы 11-13 лет является особенно актуальным. Это - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся готовятся к взрослой жизни. Курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренных народов, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.



Цели курса:

- углубить знания обучающихся по отечественной истории, географии, дополнить материал по наиболее актуальным вопросам экологии;

- способствовать формированию практических умений и навыков, для подготовки будущих этнографов;

- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;

- развитие творческих способностей в рисовании предметов быта, макетов жилищ и орнаментов коренных народов Севера;

- воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности;

формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

1.Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

2.Выявить специфику коренных народов и особенности хозяйственной деятельности, изучить социальные и экологические проблемы своего края, увеличить объем новых знаний по предмету.

3.Способствовать активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, содействовать развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивать поисково-исследовательские умения и навыки

4. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический познавательный опыт ребенка.

5. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Система дополнительного образования, включающая данную программу, ориентирована на развитие личности учащегося и имеет большое воспитательное значение. Программа позволяет систематизировать краеведческие знания, повышать уровень самостоятельности при изучении своего края, отрабатывать важнейшие специальные умения и навыки.

Программа реализуется на уроках, проводимых в форме занимательных рассказов по этнографии.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Реализация экологического принципа направлена на формирование у школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:

- экологический;

- этнографический;

- культурологический;
Педагогические технологии

Применяются передовые педагогические технологии личностно-ориетированного и деятельностного типов, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные способствующие достижению высоких образовательных результатов.



  • Информационно-комуникативные;

  • Интерактивные технологии;

  • Электронного обучения;

  • Проектной деятельности;

  • Технология учебного исследования;

  • Личностно-ориентированного обучения;

  • Технология защиты детей от негативной информации;

  • Технология поддержки ребенка;

  • Технология сотрудничества.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Этнография коренных народов Севера» построено с учетом возрастных особенностей детей. Задачи курса определяют его содержание и структуру. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы Программой предусмотрена самостоятельная работа учащихся в объеме 0,5 часа. Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Подведение итогов по курсу проводится по результатам практической деятельности школьника. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Содержание программы включает в себя следующие разделы:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


  • Введение. Многообразие культур народов мира

  • Природная характеристика региона

  • Основные виды хозяйственной деятельности.

  • Традиционные средства передвижения

  • Традиционная одежда, обувь, прически и украшения

  • Домашняя утварь

  • Поселения и жилища

  • Фольклор коренных народов Югры

  • Великая Победа в судьбе края (ХМАО - Югра в годы войны).

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ



  • Введение. Родословное древо народов финно-угорского сообщества и исторические этапы развития угорской этнокультуры.

  • Народные художественные промыслы Югры. Основные направления

  • Орнаментальная символика.

  • Музыкальная культура обских угров.

  • Обычаи. Традиции. Праздники

  • История семьи. Как составить Древо жизни.

  • Традиционные верования и мировоззрения угорских народов.

  • Художники и писатели Югры.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование темы

Аудиторные занятия




Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия


Самостоятельна работа

1

Раздел 1. Введение. Многообразие культур народов мира.

Тема 1. Происхождение коренных народов Западной Сибири.



1

1

-

0,5

2

Тема 2. Моя Родина Югра. Герб, Флаг, история округа.

1

1

-

0,5

3

Тема 3. Повторительный урок по теме «Введение».

1

1

-

0,5

4

Раздел 2. Природная характеристика региона.

Тема 1. Географическая характеристика ХМАО.



1

1

-

0,5

5

Тема 2. Растительный мир ХМАО.

1

1

-

0,5

6

7


Тема 3-4. Животный мир западносибирской тайги.

2

2

-

1

8

Тема 5. Рыбные ресурсы и их место в пищевом рационе коренного национального населения.

1

1

-

0,5

9

Тема 6. Современная экологическая характеристика Ханты – Мансийского автономного округа - Югра. Взаимосвязь компонентов природы и общества.

1

1

-

0,5

10

Раздел 3. Основные виды хозяйственной деятельности.

Тема 1. Рыболовство.



1

1

-

0,5

11

Тема 2. Пушной промысел.

1

1

-

0,5

12

Тема 3. Охота на медведя и лося.

1

1

-

0,5

13

Тема 4. Ведущие отрасли хозяйства (оленеводство).

1

1

-

0,5

14

Тема 5. Годовой хозяйственный цикл (календарь) хантов, манси.

1

1

-

0,5

15

Раздел 4. Традиционные средства передвижения.

Тема 1. Водный транспорт. Облас.



1

1

-

0,5

16

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

17

Тема 2. Традиционные зимнее средство передвижения. Нарты, лыжи.

1

1

-

0,5

18

Раздел 5. Традиционная одежда, обувь, прически и украшения.

Тема 1. Детская одежда и обувь.



1

1

-

0,5

19

Тема 2.Мужская одежда и обувь.

1

1

-

0,5

20

Тема 3. Женская одежда и обувь.

1

1

-

0,5

21

Тема 4. Женские головные уборы и украшения.

1

1

-

0,5

22

Раздел 6. Домашняя утварь.

Тема 1. Изделия из бересты, коры и корня.



1

1

-

0,5

23

Тема 2. Домашняя утварь из дерева.


1

1

-

0,5

24

Тема 3. Женские швейные принадлежности.

1

1

-

0,5

25

Раздел 7. Поселения и жилища.

Тема 1. Выбор места под поселение. Типы поселений.



1

1

-

0,5

26

Тема 2. Жилые постройки. Земляной дом.

1

1

-

0,5

27

Тема 3. Жилые постройки. Чум.

1

1

-

0,5

28

Тема 4. Хозяйственные постройки.

1

1

-

0,5

29

Раздел 8. Фольклор коренных народов Югры.

Тема 1.Загадки, пословицы и поговорки.



1

1

-

0,5

30

Тема 2. Сказки народов Севера.

1

1

-

0,5

31

Тема 3. «Пробуждение могучей Оби».

1

1

-

0,5

32

Контрольный урок.

1

1




0,5

33

Зачет (в конце 2 полугодия)


1

1

-

0,5




ИТОГО

33

33

-

16,5


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельна работа

Общее

кол-во часов



Теорет. занятия

Практ.

занятия


1

Раздел 1. Введение. Родословное древо финно-угорского народа.

Тема 1. Повторительный урок по курсу 1 года обучения.



1

1

-

0,5

2

Тема 2. Ханты. Манси. Ненцы.

1

1

-

0,5

3

Раздел 2. Народные художественные промыслы Югры. Основные направления.

Тема 1. Работа с мехом, работа с ровдугой (замшей), рыбьей кожей.



1

1

-

0,5

4

Тема 2. Работа с берестой.

1

1

-

0,5

5

Тема 3. Плетение их корней кедра.

1

1

-

0,5

6

Тема 4. Работа с бисером, работа с тканью.

1

1

-

0,5

7

Тема 5. Резьба по дереву, резьба по кости

1

1

-

0,5

8

Раздел 3. Орнаментальная символика.

Тема 1. Отличительные особенности хантыйского (мансийского) орнамента.



1

1

-

0,5

9

Тема 2. Процесс создания изделий.

1

1

-

0,5

10

Тема 3. Обско-угорские орнаменты в изделиях. Их значение.

1

1

-

0,5

11

Тема 4. Обско-угорские орнаменты в полосе.

1

1

-

0,5

12

Раздел 4. Музыкальная культура обских угров.

Тема 1. Тороп-юх. Нарс-юх.



1

1

-

0,5

13

Раздел 5. Обычаи. Традиции. Праздники.

Тема 1. Семейные обычаи и обряды: свадебные, связанные с рождением ребенка.



1

1

-

0,5

14

Тема 2. Похоронно-поминальные обычаи и обряды.

1

1

-

0,5

15

Тема 3 Народные праздники: Медвежий, праздник.

1

1

-

0,5

16

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

17

Тема 4. Вороний праздник.

1

1




0,5

18

Раздел 6. Детские игры и игрушки.

Тема 1. Детские игры обских угров



1

1

-

0,5

19

Тема 2. Изготовление игрушки-головоломки «Олень и олененок».

1

1

-

0,5

20

Раздел 7. История семьи. Как составить Древо жизни.

Тема 1. Древо жизни. Генеалогическое дерево.



1

1

-

0,5

21

22


Раздел 8. Традиционные верования и мировоззрения угорских народов.

Тема 1-2. Верования народов ханты и манси.



2

2

-

1

23

Тема 3. Мировоззренческие аспекты народов Севера.

1

1

-

0,5

24

Тема 4. Мировоззренческие аспекты охоты и рыболовства.

1

1

-

0,5

25

Тема 5 Представления коренных народов о земле – космосе.

1

1

-

0,5

26

Раздел 9. Художники и писатели Югры.

Тема 1. Творчество Еремея Айпина.



1

1

-

0,5

27

Тема 2. Творчество Юрия Айваседа (Вэлла).

1

1

-

0,5

28

Тема 3. Творчество художника Геннадия Райшева.

1

1

-

0,5

29

Тема 4. Творчество художника Петра Бахлыкова.

1

1

-

0,5

30

Тема 5. Творчество художника Александра Игошева.

1

1

-

0,5

31

Раздел 10. Великая Победа в судьбе края.

Тема 1. Участие северян в боевых действиях.



1

1

-

0.5

32

Контрольный урок.

1

1

-

0,5

33

Зачет (в конце 4 полугодия)


1

1

-

0,5




ИТОГО

33

33




16,5


III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Раздел 1. Введение. Многообразие культур народов мира.

Задачи: познакомить учащихся с основными понятиями этнографии, показать влияние природной среды на традиционно-бытовую культуру, воспитать бережное отношение к традициям и обычаям других народов. Требования к предмету, ведению тетрадей, выполнению рисунков и карт.

Содержание урока: Понятие «культура». Компоненты, ее составляющие (материальная, духовная). Национальные особенности того или иного народа. Типы жилищ. Жилище-отражение природных условий местности, традиционного занятия народа, уровня его социально-экономического развития и т.д.

Особенности поведения, представления о красоте.



Словарь урока:

  • Этнография - это историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, расселение, культурные взаимовлияния;

  • Культура- это все то, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии, морали и философии;

Самостоятельная работа: Конспект урока, подготовить реферат на тему: «Обычаи (обряды, поверья) моего народа», придумать отличия материальной и духовной культуры.
  1   2   3   4   5

  • Программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Рассмотрена на заседании Педагогического совета
  • Протокол № 4 от «28» декабря 2015 г. Составитель
  • Рецензенты
  • Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
  • II. Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план - Содержание тем и разделов III. Требования к уровню подготовки обучающихся
  • IV. Формы и методы контроля, система оценок
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Педагогические технологии
  • II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
  • Раздел 1. Введение. Многообразие культур народов мира.
  • Раздел 2. Природная характеристика региона.
  • Раздел 3. Основные виды хозяйственной деятельности
  • Раздел 4 . Традиционные средства передвижения.
  • Раздел 5. Традиционная одежда, обувь, прически и украшения.
  • Раздел 6 . Домашняя утварь
  • Раздел 7. Поселения и жилища.
  • Раздел 8. Фольклор коренных народов Югры
  • Раздел 1. Введение. Родословное древо финно-угорского народа.
  • Раздел 2. Народные художественные промыслы Югры. Основные направления.
  • Раздел 3. Орнаментальная символика.
  • Раздел 4. Музыкальная культура обских угров.
  • Раздел 5. Обычаи. Традиции. Праздники.
  • Раздел 6 . Детские игры и игрушки.
  • Раздел 7. История семьи. Как составить Древо жизни.
  • Раздел 8. Традиционные верования и мировоззрения угорских народов
  • Раздел 9. Художники и писатели Югры.
  • III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. Раздел 1. Введение. Многообразие культур народов мира.