Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Украина: рок-музыка




Скачать 125.74 Kb.
Дата28.06.2017
Размер125.74 Kb.
Украина: рок-музыка 1966-й киевляне считают началом собственной публично исполняемой рок-музыки. Битники противопоставляли себя как официально поддерживаемой эстраде, так и джазу, все еще пребывавшему на правах незаконнорожденного. Большинство групп копировали англо-американских музыкантов, овладевая таким образом новым музыкальным языком и манерой исполнения. Наиболее яркими представителями подобного подхода были Онсе, Однажды, Второе Дыхание, Красные Дьяволята. Лидеры группы Онсе — Юрий Виноградов (вокал, ф-но), Григорий Махно (бас-гитара, губная гармоника), Александр Кузнецов (гитара) — самобытно и вдохновенно интерпретировали репертуар Бадди Холли, Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, Клиффа Ричарда, Эверли Бразерс, Дейв Кларк Файв, Шэдоуз, убедительно и по-своему исполняли композиции Рея Чарлза, Джеймса Брауна, сочиняли и инструментальные пьесы с декадентскими названиями типа Когда у комара болят гланды, 13 морковок для кролика, а также песни на английском, русском и украинском языках. Группа Второе Дыхание прославилась почти стопроцентным снятием песен Битлз. Русские тексты и музыку писали барабанщик Сергей Чаришников, басист Михаил Николаев, гитаристы Олег Слободенко и Геннадий Татарченко. В репертуаре ВД и обработки украинских, русских народных песен. Группа Владимира Ходзицкого (гитара) Красные Дьяволята вошла в историю не только киевского рока. Они принципиально не сочиняли собственную музыку, но заметно раньше и лучше других освоили сложные композиции Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин, Дип Пёрпл, Чикаго, Махавишну Оркестра. В начале 1968 после ряда городских джэмов и конкурсов (кафе Мрия, техникум связи) в Киеве состоялся I конкурс вокально-инструментальных ансамблей Бит-бит. В клуб городского почтамта Седьмое небо съехались не только киевляне, но и гости из Риги, Харькова, Одессы. На протяжении 7 дней жюри во главе с композитором Мирославом Скориком прослушало более 50 выступлений и определило победителей: Эолика (Рига), Второе Дыхание (Киев), Авангард (Харьков), Садко (Киев). Фестиваль организован энтузиастами из совета молодежного кафе Зусптлч (Нина Ширяева, Лариса Григорьева) и культмассовой комиссией Ленинского райкома комсомола (Михаил Медведовский). Средства от продажи билетов и значков Биг-бит-68 переведены в Фонд мира. Музыканты с нетерпением ждали следующих фестивалей, но их поколению ничего дождаться не пришлось. Начинался первый этап ледникового застойного периода. Прекратились рок-конкурсы. Стала постепенно сворачиваться система молодежных кафе-клубов, где уже было сформировалась материальная база для работы ранних рок-групп и их постоянная аудитория (Красные Дьяволята играли в кафе Чай-кофе, Садко — в Эврике, Березень — в Украинских галушках, Второе Дыхание — в Мрие). Репертуарная политика зрелищно-развлекательных заведений стала строго регламентироваться городским объединением музыкальных ансамблей. Боролись с дурным вкусом, а побороли творческую свободу и радость самовыражения. Ранее революционно настроенные музыканты бросали музыку либо садились в кабак за навар. Некоторые перешли в концергные организации, изменили репертуар, названия, изменяя своей музыке, своему поколению, самим себе. Нужны были деньги — эрзац невостребованной энергии творчества. Так стала тиражироваться стыдливая, но глубоко извращенная форма рок-музыки — вокально-инструментальные ансамбли. Начало 70-х выносит на гребень общественного интереса украинскоязычные ансамбли, что в целом совпадает с общим ренессансом украинской культуры. Вышли в свет роман О. Гончара Собор, кинофильмы Сергея Параджанова Тени забытых предков и Юрия Ильенко Белая птица с черной отметиной. Среди наиболее заметных проводников обозначенной тенденции в поп-музыке — киевские Березень, Еней, Кобза, Дзвони, Тязерунки, Гроно, Мрiя, Акварель, Явiр, отчасти Крок, черновицкие Смерiчка, Жива Вода, львовские Аршка, Медтус, Варга, харьковская Назавж-ди, полтавская Краяни, ялтинская Червона Рута, днепропетровский Водограй, ивано-франковский Беркут, луцкие Свитязь и Tpio Маренич, тернопольские Медобори и ужгородские Музики. Следует заметить, что это направление, возникшее в конце 60-х, достигшее пика около 1972 и почти полностью угасшее к началу 80-х, объединяло порой совершенно разнородные в музыкальном и эстетическом отношении явления. В нем оказались представлены и фолк-кан-три-псевдоэтнографизм, и блюз-хард-рок, и соул-фанк-джаз-рок, и поп-эстрада, и камерная песня-баллада. Если одни группы упорно отстаивали свой самодеятельный статус и творческую независимость, то другие, движимые инстинктом самосохранения, тщеславием, охотнее шли на компромиссы. Однако первые разбивались о рифы различных запретов, а последние незаметно для себя растворялись в конъюнктурном потоке официозной и коммерческой рутины. На протяжении 70-х на Украине сформировалась национально специфическая разновидность общепринятых песенок-бодрячков со своими родными чичками-смер1чками и многочисленными перепевами былых всесоюзных триумфов песен Владимира Ивасюка Червона рута и Водограй. Мода на украинскую эстраду добежала до столицы и выплеснулась в украинскоязычные шлягеры Е. Ханка Верба (ВИА Самоцветы) и Сонячний дощ Екимяна. Что же касается Ивасюка, то его творчество и трагически скоротечная биография стали для украинцев не менее сокровенным и духовно объединяющим символом, чем образ Высоцкого для России. Вновь открывшаяся для молодежи не одной только Западной Украины самобытность гуцульского народного искусства, одежды, причесок, манеры поведения вдруг обнаружила свою притягательность и актуальность. Этому немало способствовало творчество ансамбля Смер1чка. Филармонический ВИА, организованный в 19671968 композитором Левком Дудковским, превратился в Байконур черновицкой музыкальной экспансии, который не только вывел на орбиту популярности песни Ивасюка, но и запустил артистические звезды С. Ротару, В. Зинкевича, Н. Яремчука. Первой рок-группой, начавшей украинизацию молодежной поп-музыки, был киевский Березень (Март). Весьма изменчивая ассоциация самодеятельных музыкантов-энтузиастов, вращающаяся вокруг оси Александр Авакян (гитара, ф-но, тексты и музыка) — Юрий Бесценный (гитара, банджо, вокал), просуществовала с 1962 по 1974. Сначала было увлечение спиричуэлсами, музыкой кантри-энд-вестерн, Питом Сигером, потом — участие в фольклорном ансамбле киевского университета Веснянка, этнографические экспедиции в Карпаты. В 1965, с приходом пианиста и композитора Вячеслава Кри-стофовича (ныне кинорежиссер), группа начинает исполнять собственную музыку на стихи украинских классиков Леси Украинки и Н. Костомарова. В следующем году к ансамблю присоединились бас-гитарист Борис Кушнир и композитор-клавишник, басист Второго Дыхания Михаил Николаев. Авторский репертуар группы увеличился до 40 песен, среди которых наиболее известны Ганка, Дума о Боженко, Лебедь. У Б. появились постоянные поклонники, записи на радио и на киностудии. С группой в качестве солистов сотрудничали выпускник Художественного института Валерий Витер и известная фольклорная певица, теперь народная артистка УССР Нина Матвиенко. Однако с 1972 начались трудности: Б. запрещали исполнение многих его лучших песен, придирались к названию, которое произвольно ассоциировали с блистательным, но насильственно расформированным еще в 30-е театром Леся Курбаса Березшь. Участники группы поочередно уходят в армию, солист Витер вдруг оказался в Кобзе, к тому же в 1974 украден комплект и без того нищенской звукоусиливающей аппаратуры. В наши дни Б. поминают только легенды. Группа Еней (Эней) 1968—1977—вторая волна киевского рока. Название, заимствованное из одноименной поэмы И.П.Котляревского, отражало стремление музыкантов привести современную украинскую поп-музыку в соответствие с мировым авторитетом украинской народной песни. Почти все участники группы учились в специальной музыкальной школе им. Н.Лысенко, играли на нескольких инструментах, пели и сочиняли музыку. Основной состав: Тарас Петриненко (клавишные, вокал), Николай Кириллин (бас, вокал, контрабас, клавишные) , Кирилл Стеценко (лидер-гитара, скрипка, вокал, сопилки, губная гармоника, клавишные), Игорь Шабловский (ритм-гитара, скрипка, бас, вокал, клавишные), Александр Блинов (ударные, ксилофон, клавишные, пантомима, вокал). В 1974 последнего заменяет Константин Курко. Некоторое время в группе играли Геннадий Татарченко (гитара, вокал, клавишные) — ныне известный автор рок-оперы Белая ворона, Руслан Горобец (клавишные, вокал, сопилки, композиция) — впоследствии музыкальный руководитель группы Рецитал, автор популярных песен и аранжировщик Тарас Мельник (композитор, клавишные). Источники вдохновения: украинская народная песня, инструментальный фольклор, классическая музыка (Бах, Григ, Хачатурян) и в очень большой степени творчество Битлз, Дип Пёрпл, Лед Зеппелин, Чикаго, польских Червошх Птар, Но То Цо, Брейкаут, венгерских Омеги и Иллеш. Несмотря на то, что группа противопоставляла свое творчество традиционной советской и украинской эстраде, академической музыке, джазу и ресторанному музицированию, все эти жанры, кроме последнего, в определенной мере отражались на стиле Е.. В репертуаре группы были и 4-, 5-голосные хоры-колядки без сопровождения, и произведения И.С.Баха, и свободные обработки народной музыки, и собственные хард-, поп-, арт- и фолк-роковые композиции. В середине 70-х пришло увлечение музыкой соул, фанк и джаз-роком. Поначалу, чтобы заработать на инструменты и аппаратуру, музыканты играли на свадьбах, выпускных вечерах и танцах. В 1971 все участники Е. поступают в Киевскую консерваторию и в этом же году, после нескольких выступлений по телевидению, включая и Интервидение, обретают широкую популярность. Однако в следующем году, после смещения с поста Первого секретаря ЦК КПУ П.Е.Шелеста, в культурной жизни республики наступает резкое похолодание, которое отразилось и на судьбе Е.. Над принципиально украинскоязычной группой завис дамоклов меч борьбы с украинским буржуазным национализмом. В список запрещенных на радио и телевидении попали поэты А.Олесь, В.Симоненко, Б.И.Антонич. Собственные тексты участников группы не принимались. Национальные пуритане из Союза композиторов добились запрещения записывать и транслировать народные песни в обработках рок-групп и ВИА. Редакции телевидения и радио получили установку не пускать в эфир ничего, что имеет привкус рока. Одиозным и поныне действующим аргументом отказов допускать любые новые явления поп-музыки в эфир был непрофессионализм. Мероприятия достигли цели: вымирание украинской рок-музыки стало делом времени. В те годы частных студий для качественной звукозаписи рок-музыки на Украине не было, не было и рок-клубов, как и других объединяющих структур. Оставался единственный путь к признанию — бесплатные концерты в вузах и ДК на окраинах города... Кобза — ныне действующий филармонический ВИА — начинал в 1968 как фольклорное инструментальное трио студентов Киевской консерватории бандуристов Константина Новицкого, Владимира Куш-нета и флейтиста Георгия Гарбара. После того как к ним присоединились Александр Рогоза (бас-кобза), Анатолий Лютюк (ударные) и молодой композитор Александр Зуев (клавишные), К. пригласили работать в Укрконцерт. Творческие предпочтения группы отразили тенденцию, которая вскоре проявилась и в первых программах Песняров, Ариэля, Яллы, — эстрадизированный фольклор, 5-, 6-голосное пение, мелодичные лирические шлягеры, шуточные народные песни-сценки. Неповторимость саунду ансамбля придавали насыщенная полифоническая вокальная фактура и необычное звучание электрокобзы (изобретение мастера Владимира Зарубинского). В 1971 для записи первой долгоиграющей пластинки К. одолжила у группы Березень вокалиста Валерия Витера и, как оказалось, — навсегда. 1973 отмечен III премией на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Минске, 1977 — лауреатством на Всесоюзном конкурсе советской песни в Москве. Вскоре состоялись поездки в ЧССР, ГДР, Монголию, на Кубу, в Финляндию, Италию, Канаду, Японию. Состав К. варьировался — появились Олег Леднев (бас, вокал), Евгений Коваленко (клавишные, вокал, композиция), Николай Береговой (скрипка, сопилка), Степан Жорнирович (бандура, сопилка), Владимир Солдатенко (кобза, бас, вокал), Василий Коллекционов, Константин Куркр и Евгений Тринько (ударные), Виктор Юць (гитара, кобза), Мирон Блощичак (сопилка, най, губная гармоника, саксофон, кларнет, флейта). В 1980 вышла в свет вторая пластинка Кобзы, представляющая кроме обработок фольклора песни композиторов старшего поколения — А.Билаша, П.Майбороды, И.Шамо. Группа Дзвони (Колокола) начинала в 1967, когда школьники Юрий Кузыка (бас), Игорь Муха (гитара), Сергей Иванов (барабаны, ныне киноактер) и Геннадий Татарченко (гитара, вокал) объединились под английским названием The Bells. Через 2 года, в результате слияния с козачками из КИСИ, образовалась русскоязычная версия названия - Колокольчики. Их обработка песни За нашоу стодолоу, которую исполнял Владимир Ковальский, на несколько лет стала республиканским хитом. В 1971 группа меняет транскрипцию названия на украинскую - Дзвони. К оставшимся Татарченко и Кузыке добавляются пришедший из Енея Т.Петриненко (вокал, клавишные, композиция), Сергей Желобецкий (гитара, клавишные, вокал), Вячеслав Степановский (гитара), Юрий Василевич (саксофон), Павел Жагун (труба), Лев Кигель (тромбон). В репертуаре соединяются обработки украинских народных песен (Била мене мати, Калина), американские шлягеры (Экуэриос) и собственные сочинения на украинском языке. Стилистика аранжировок складывалась под влиянием латиноамериканского рока, Карлоса Сантаны, а многоголосные вокальные бекграунды развивали приемы Кросби, Стиллз, Нэш энд Янг. В 1974 Д. обрели весьма прочную материальную базу и записали долгоиграющую пластинку под названием Bi зерунки шлях1 в. В 1975 под названием Гроно (Гроздь) музыканты переходят в Укрконцерт. Старое имя не принял худсовет, слово Дзвони вызывало какие-то опасные ассоциации. В 1977 костяк Гроно влился в состав Чар1вных Птар. К ним присоединяются бывший руководитель днепропетровского Водограя Р.Горобец и джазовая певица из Киева Наталия Гура. В 1980 появляется их современно и слаженно записанная на диске-гиганте англо-польско-венгерско-украинско-русская программа. В 1982 киевский десант уходит в Красные Маки, а через некоторое время их духовая секция, Горобец и Н.Кириллин принимают приглашение А.Пугачевой и переходят в Рецитал. В 1987 Красные Маки покидает Петриненко и вместе с Валерием Смаглием возрождает Гроно на базе Киевконцерта. Сюда же после Кобзы, Синей Птицы и Аэробуса Ю .Антонова возвращается гитарист И.Шабловский. Из Киевского театра эстрады приходит певица Татьяна Горобец. Формируется индивидуальный стиль комфортной, мелодичной украинской поп-музыки. Песни Петриненко Перелетная птица, Шсня про теню, Украша завоевывают массового слушателя. Создается впечатление, что развитие украинской поп-музыки, искусственно приостановленное в 70-х, в условиях потепления интенсифицируется. Это обстоятельство в сочетании с мощной современной волной молодежного рок-движения создало эффект совмещения двух времен — доигрываемого прошлого и наступившего настоящего. Огромной популярностью среди ценителей джаз-рока пользовалась в начале 80-х киевская группа Крок (Шаг). Благодаря удачным фонограммам, видеозаписям и телепрограммам К. знали не только на Украине, но и в Москве, Ленинграде, Прибалтике. Основанная в 1979 ветераном киевского рока В.Ходзицким (гитара), группа в составе Вадима Лашука (бас), Сергея Хмелева (ударные), Виктора Карасика (синтезатор) и Руслана Горобца (вокал и клавишные) не без оснований рассчитывала на блестящую концертную карьеру. Однако худсовет Укрконцерта сначала поставил под сомнение название группы, а потом и вовсе отказался от подозрительного авангарда. Разочарованные музыканты разошлись и, если не считать отдельных попыток, больше не встречались. Пожалуй, это был последний всплеск творческого духа старой рок-гвардии в эпоху безвременья. С1988 Ходзицкий — художественный руководитель Киевского филиала студии популярной музыки Рекорд, организатор шоу-группы Ходзицкий и Компания. Тарас Петриненко и Геннадий Татарченко—немногие из тех, кому удалось сохранить верность своим школьным музыкальным пристрастиям и одновременно остаться на ведущих позициях в украинской поп-музыке. Успеху Петриненко способствовал не только его естественный мягкий и сильный баритон, но и органичная связь его композиторского стиля с национальной почвой, языком, культурой. Его музыку отличают яркий, пластичный мелодизм, терпкие и трогательные гармонические последовательности, уравновешенная и четкая форма. Геннадий Татарченко учился в Киевской специальной музыкальной школе по классу валторны, самостоятельно освоил электрогитару и переиграл почти во всех киевских группах. Решив стать композитором, пришел от джаза, рока, блюза, фолка и соул к значительно более простой музыке, лучше воспринимаемой массовой аудиторией. Сотрудничество с С.Ротару и В.Леонтьевым совершенствовало его в искусстве шлягера. Не следует думать, что это путь легкий, однако движение от исполнения произведений Лед Зеппелин и Эверидж Уайт Бэнд к Полкяночке и Белой вороне вряд ли можно признать восходящим. Данная констатация относится скорее к общественным вкусам, нежели к творческой совести композитора. Трио Ореол когда-то играло на танцах в центре города длинные импровизационные композиции, созвучные легендарным Крим и Грэнд Фанк. Группа сохранилась и поныне: после длительной миграции по РСФСР и Кавказу ребята закрепились в Закарпатской филармонии, исповедуют арт-хард и пользуются успехом. Рассчитывая на всесоюзную аудиторию, поют по-русски и не чуждаются поп-шлягеров. В конце 60-х большую известность получила львовская эстрадно-джазовая группа Игоря Хомы Медпсус. С ней сотрудничали молодые тогда композиторы М.Скорик и Б.Янивский. Тогда же Михаилом Ма-нуляком основана Ватра. Ныне этот популярный на Украине поп-фолковый коллектив Игоря и Оксаны Билозир базируется в Львовской филармонии. Многие шлягеры Билозира длительное время поют на западе Украины как народные песни (Мамина св1тлиця). В начале 70-х популярны Прометей (руководитель Ярослав Вид-жак), Эврика (Юрий Варум), Кво вадю (Виктор Морозов). В 1972 на Всесоюзном телеконкурсе Алло, мы ищем таланты! появляется и становится его лауреатом Аршка. Возвращаясь из Москвы, музыканты ожидали восторженного приема, а получили приказ о немедленном расформировании. Исполненную ими в Москве украинскую народную песню Чорна ршля сочли националистической. Успехи поп-групп в Черновцах и Луцке связаны с хорошей организационной работой местных филармоний и их материальной обеспеченностью. Буковинская Смер1чка и волынский Свитязь сменили немало инструментальных составов, но сохранили традиционно высокий уровень исполнения и аранжировок. Стилистически между ними много общего — поп-фолк с инструментальными экскурсами в сферу джаз-рока. Уже длительное время творчество Смер1чки ассоциируется с именами певцов Назария Яремчука и Павла Дворского, а Сви-тязя трудно представить без его солиста-ветерана Василия Зинкевича. Говоря об украинских камерных фолк-группах, нельзя обойти молчанием Трио Маренич из Луцка, имевшее в конце 70-х головокружительный успех в республике. Его отличали высокая вокальная культура, мягкость и подкупающая искренность исполнения. Приблизительно в эти же годы фолк-рок играет камерное трио из Тернополя Медоборы. Киевский дуэт Два Кольори специализируется на юмористических народных песнях-сценках. В 1975 в Киеве концертировала сильная в вокальном отношении группа Назавжды (Владимир Ушаков). Ее участники, студенты Харьковского института искусств, исполняли собственную огромную сюиту-ораторию Кобзарь на стихи Т.Шевченко. Привлекает ансамблевой слаженностью и высоким профессионализмом современная харьковская филармоническая поп-хард-роковая группа Арена. Полтавская группа Анатолия Пащенко Краяны до недавнего времени работала в фарватере Кобзы, но в 1987 резко переориентировалась на русскоязычный хард. Итак, история рока на Украине до середины 80-х — это история его болезни и угасания. Общие культурно-психологические и, особенно, политические условия 70-х и начала 80-х никак не способствовали рождению и развитию самобытных рок-групп, конкурсов, фестивалей. Возрождение рок-жизни на Украине началось в 1986. Обилие самодеятельных рок-групп и их энтузиазм очень напоминают массовое оживление 1966—1968, но участвует в нем совсем другое поколение.