Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Уильям шекспир




Скачать 198.4 Kb.
Дата01.07.2017
Размер198.4 Kb.
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

Елизаветинцы

Современников Уильяма Шекспира (1564 – 1616) и его самого обычно называют елизаветинцем по имени королевы, вступившей на английский трон за 6 лет до рождения поэта. Дочь Генриха XVIII от Анны Болейн она будет названа Елизаветой Великой, а годы ее правления (1558 – 1603) станут временем, когда Англия из второразрядного европейского государства окончательно превратится в ведущую политическую силу и обретет статус владычицы морей. Это станет возможным лишь после того, как английский флот разгромит испанскую Непобедимую Армаду в 1588 г. По возрасту Шекспир мог бы принять участие в этой битве. Принял ли? Об этом периоде его жизни нам просто ничего не известно, кроме того, что, вероятно, в это время он впервые появляется в Лондоне и попадает в театр.

В Англии вплоть до 16 в. была сильна традиция средневековой народной драмы. Миракли и мистерии ставили на площадях в праздничные дни, разыгрывая эпизоды Священного Писания силами ремесленников. В начале века в моду входит новый жанр – моралите. Персонажам библейским на смену приходит человек, хотя пока что он предстает в окружении не себе подобных, а – фигур аллегорических, воплощающих пороки и добродетели, явления и события (Месть, Молва, Война). В моралите человеческие недостатки и достоинства были персонифицированы, среди персонажей встречаются Зло, Удовольствие, Стойкость, Мудрость. Разновидностью моралите являлась интерлюдия — жанр наблюдения за повседневной жизнью, короткая развлекательная пьеса, которая игралась в перерывах больших представлений.

В университетах играли античные пьесы, вначале в учебных целях на языке оригинала. Потом начали перелагать на английский и даже пытаться создать нечто подобное, приспосабливая сюжетные схемы к местному материалу (Томас Юдла «Ральф Ройстер Дойстер» (1553) – вариация на тему хвастливого война).

Первая английская трагедия создается к коронационным торжествам по случаю вступления на трон Елизаветы. Авторы – двое придворных: Томас Нортон и Томас Сэквил. Сюжет они нашли у Гальфрида Монмутского в «Истории королей Бретани». Подобающий случай напомнить новому монарху о необходимости держать власть твердой рукой – «Горбодук, или Феррекс и Поррекс» (1561). Пьеса интересна не только тем, что она создана в жанре трагедии мести, оставшемся популярным вплоть до конца века. Шекспировский «Гамлет» – знаменитое опровержение морали этого жанра, сформулированной в «Горбодуке» (IV, сц. 2): «Кровь требует крови, а на смерть следует ответить смертью, ибо так в этом по справедливости установленном вечном мироздании справедливо потребовал Юпитер».

Бродячие актёрские труппы были немногочисленны и состояли только из мужчин, женские роли исполняли юноши. По ходу пьесы один актёр мог исполнять три-четыре роли. Представления давались на постоялых дворах или в сооружениях типа шапито — сохранился чертёж подобного сооружения для моралите «Замок Стойкости», датируемый XV веком. Нередко актёры приглашались в замки аристократов. Наиболее успешные актёрские труппы заручались покровительством знатных людей — это спасало от обвинений в попрошайничестве и бродяжничестве. Такие актёры имели право носить ливреи с цветами аристократа и именовались его слугами. По закону, принятому в 1572 году, только такие актёрские труппы имели право на существование.

Первое общедоступное театральное здание в Лондоне появилось в 1576 году за городской чертой в Шордиче. Театр, получивший название «Театр», был построен Джеймсом Бёрбеджем по образу гостиничного двора, где давали свои представления труппы бродячих актёров. Затем строятся другие, но уже на противоположном берегу Темзы, издавна бывшем местом увеселений: петушиных боев, медвежьей травли, – с которыми и придется конкурировать театральному искусству.

В «Театре» играла труппа «слуги лорда-камергера», руководимая сыном Джеймса Бёрбеджа Ричардом. В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату. Здание было разобрано, строительный материал использовали для сооружения нового театра, получившего название «Глобус», на другом берегу Темзы,

К 1592 году в Лондоне было уже три театра. Все они располагались за пределами города: городской совет, в котором были сильны позиции фанатически настроенных пуритан, считал театры рассадниками чумы, кроме того, они были местом сбора большого количества публики, не всегда благонадёжно настроенной. Но сама королева любила театр и городским властям приходилось с этим мириться. Спектакли давались в общедоступных театрах под тем предлогом, что актёрам надо репетировать пьесы перед вызовом к королевскому двору. Выступления при дворе были престижны, но основной доход приносили именно общедоступные театры. Театр был популярным развлечением не только аристократов, но и низших слоёв общества.

Пишутся первые пьесы: хроники – так называют исторические пьесы на сюжеты национальной истории; трагедии – о любви и мести.

В жанре трагедии мести особенную славу приобретает Томас Кид (1554 – 1594), автор самого популярного произведения дошекспировского театра – «Испанская трагедия» (1592). Перу Кида принадлежит и трагедия «Гамлет», которую, разумеется, знал Шекспир, но до нашего времени она не сохранилась.

Во второй половине 80-х гг. складывается группа драматургов, известная под названием «университетские умы». Она составилась из молодых людей, успевших поучиться в университете, талантливых, беспутных. Театральная богема, в среде которой появился первый гений английского театра – Кристофер Марло (1564 – 1593).

Ровесник Шекспира, Марло намного обогнал его своей ранней славой. «Тамерлан Великий» (1587 – 1588). В этой трагедии много событий, но все еще – в традиции средневекового театра – мало действия, поскольку оно происходит за сценой, а со сцены звучат многостраничные монологи персонажей, повествующие о деяниях полководца и завоевателя. В Европе 15 – 16 вв. его имя было окружено героическим ореолом, ибо его победа в 1402 г. над турецким султаном Баязидом I на полвека отсрочила продвижение турок в Европу и падение Константинополя (1453 г.). Согласно Марло, Тамерлан вознесен на вершину земного величия исключительно благодаря своим личным достоинствам. Марло был склонен в духе Макиавелли возвеличивать сильного государя, признавая, что власть – эта та ценность, обладание которой служит залогом человеческого достоинства. Само же понятие достоинства (virti) Марло трактует не как добродетель, а как «военную должность».

В своих трагедиях Марло продолжает задавать вопрос о том, что способно обеспечить величие личности и в каких случаях оно оказывается ложным. В отличие от обладания властью, обладание богатством для Марло, как и для всей эпохи Возрождения, не служит залогом человеческого величия. Как принято считать, Шекспир создал образ ростовщика-еврея Шейлока в «ВК», полемизируя с национальным предрассудком, от которого не свободен Марло, и доказывая равенство людей независимо от их национальности. Помимо власти и золота, Марло испытует в качестве ценности знание, столь привлекательное в век гуманизма и опасное с точки зрения веры. В «Трагической истории доктора Фауста» (публ. 1604) под пером Марло сюжет народной книги впервые стал достоянием литературы. Марло усиливает в образе Фауста черты ученого-гуманиста, глубоко постигшего суть университетской премудрости – «свободных искусств», включающих все дозволенное знание, – но не нашедшего в них высшей мудрости. Фауст не сразу оставлен людьми и Богом: к нему приходят студенты, на протяжении всей трагедии о его душе ведут спор Добрый и Злой Ангел. Окончательный выбор, однако, за самим Фаустом. Он его сделал и в конце концов должен заплатить своей душой. Раскаяние наступает слишком поздно, когда истекают последние часы до установленного срока.

Марло стремительно поднял английскую драму на небывалую высоту. Но в «Докторе Фаусте» легче различить родство не с тяжеловесным «Тамерланом», а с гибким стихом шекспировской трагедии, как в его поздней пьесе «Эдуарде II» – с шекспировскими хрониками. И все-таки в сравнении с Шекспиром Марло принадлежит прошлому: его достоинства однообразнее, его поэзия тяжелее, архаичнее, о чем в стихах памяти Шекспира и скажет их младший современник Бен Джонсон, признавая, что Шекспир восторжествовал над всеми.

В мае 1593 г. в окрестностях Лондона во время пьяной драки Марло получил удар кинжалом в висок от руки наемного убийцы.



Джон Лили (1554 – 1606) прославился не только своими романтически-любовными пьесами, но и как создатель романа «Эвфуэс» (1578 – 1580). Лили положил начало моде на стиль, изысканный, исполненный речевого остроумия. Шекспир будет нередко прибегать к нему и одновременно пародировать: эвфустически выражаются и Гамлет, и передающий ему вызов на дуэль придворный щеголь Озрик.

Если значение Шекспира ясно его младшим современникам, то первая оценка, исходившая от непосредственных предшественников, была недоброжелательной. «Университетские умы» с ревнивым чувством отозвались на успех первой шекспировской пьесы «Генрих VI», драматурга, не принадлежащего к их среде, не побывавшего в университете, беззаконно рвущегося к славе. Впрочем, настоящего соперничества с предшественниками у Шекспира не получилось. Летом 1592 г., когда его имя было впервые упомянуто, лондонские театры прервали сезон из-за эпидемии чумы. Театральная жизнь бесперебойно возобновилась спустя лишь 2 года – в мае 1594-го г. К этому времени ни Марло, ни Кида, ни Грина уже не будет в живых. Начинается шекспировская эпоха.



Шекспировский вопрос

«Повесть об Уильяме Шекспире, сыне почтенного олдермена Джона Шекспира, появившегося на свет апреля 23 дни 1564 года в Стрэтфорде-на-Эйвоне и прожившего там до двадцати одного года, когда, оставив жену и троих детей на попечение своей семьи, он отбыл искать счастья в Лондон, актерствовал, приобрел славу драматурга и поэта, разбогател, сделался совладельцем театра “Глобус”, но на склоне лет возвратился в родной город, где и умер в день своего рожденья 1616 года».

Мы не знаем, когда Шекспир покинул родной город. Скорее всего он отправился в Лондон вслед за одной из многочисленных актерских труп, гастролировавших по стране и наведывавшихся в Стрэдфорд. Искушение театром стало слишком сильным, и Шекспир пошел в актеры. Трудно сказать, насколько он преуспел, но вершин этой профессии явно не достиг, судя по тому, что даже в собственных пьесах и в своем театре играл не первые роли: в «Гамлете» – тень отца Гамлета. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 – во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет.

В Лондоне он, вероятно, с конца 80-х гг. после возобновления театральной жизни в 1594 году Шекспир присоединяется к составу труппы лорд-камергера, называвшейся так по должности покровителя, без которого не могли обойтись бесправные и подвергавшиеся разнообразным гонениям актеры. С восшествием на престол в 1603 г. короля Якова I труппа перешла под его прямое покровительство и стала называться слугами короля. К этому времени Шекспир достиг и славы, и довольно редкого в его профессии материального благополучия, будучи совладельцем театра «Глобус», построенного в 1599 г.



Ремеслом драматурга Шекспир занялся, вероятно, около 1590 г.

В конце 19 в. был осознан факт, что у Шекспира нет биографии в том смысле, как ее понимали в 19 веке: где рукописи, почему имя Шекспира так редко является в свидетельствах современников, откуда ему, рожденному в маленьком городе и не получившему университетского образования, по всей видимости, не путешествовавшему, удалось узнать и понять так много? В том, что существовал некто Уильям Шекспир, уроженец Стрэдфорда, второстепенный лондонский актер, – в этом не сомневается никто. Ему отказывали лишь в авторстве, предполагая, что его имя было кем-то куплено, чтобы скрыть собственное. Число вероятных кандидатур, предложенных различными исследователями, к настоящему времени насчитывает несколько десятков. Самые известные:



  1. Графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них были причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представления легло бы ремесло драматурга.

  2. Королева Елизавета.

  3. Фрэнсис Бэкон. Основоположник современного философского мышления, один из зачинателей английской интеллектуальной прозы, ставший лорд-канцлером при Якове I Стюарте.

  4. Кристофер Марло. На нем многое сходится. Вплоть до биографических подробностей. Он и Шекспир – ровесники. Марло погиб в мае 1593 г., тогда же в печати впервые появляется имя Шекспира: поэма «Венера и Адонис» была занесена в регистрационные книги издателей и книготорговцев под этим именем. Версия: высокие покровители не предали Марло, но, инсценировав, убийство, помогли бежать на континент, откуда ему с тех пор и приходилось присылать в Англию свои новые произведения, прикрываясь, как маской, именем актера-пьяницы. Степень вероятности – в бесспорном даровании Марло и в том, как много он успел сделать, выведя английскую драму из состояния средневековья на шекспировский уровень…

Многие обстоятельства, которые могут казаться странными, если судить с точки зрения литературной биографии последующих веков, вполне объяснимы тогдашним состоянием дел. Скажем, от Шекспира не осталось рукописей, он даже не упомянул их в завещании, но ведь он писал для труппы. Эти тексты совершенно не спешили издавать. Конкуренты засылали на спектакли специальных людей, со слуха запоминавших пьесу по ролям (делать записи запрещалось – за этим следили) и передававших текст для издания. После такого рода подделок, чтобы оправдаться, автор был вынужден публиковать исправный текст. «Пиратские издания» – пусть неприятное, свидетельство успеха. Поэмы и сонеты Шекспир сам отдавал в печать, иногда с посвящение высокому покровителю – графу Саутгемптону. Пьесы печатать его вынуждали, впрочем, половины из них он так и не напечатал. Возможно, мы никогда не узнали бы половины написанных Шекспиром пьес, если бы в 1623 г., спустя 7 лет после смерти драматурга, друзья-актеры Хеминг и Конделл не осуществили издание, Первое Фолио, называемое так по формату: фолио – сложенный пополам типографский лист. Прижизненные издания были кварто – в четверть листа.

Рукописи должны были хранится в театре «Глобус» и, видимо, погибли во время пожара, вспыхнувшего в июне 1613 г. при постановке пьесы-хроники «Генриха VIII». Шекспир был лишь одним из ее соавторов. К этому времени он уже год, как отошел от дел, вернулся в родной Срэдфорд.

Завещание – один из немногих документов, безусловно носящих на себе след шекспировской руки, также умножает число проблем. Перед смерть Шекспир обо всем и обо всех вспомнил: о домах, сараях, золоченых чашах он дал мельчайшие распоряжения, вплоть до нескольких шиллингов и даже пенсов, оставляемых дальним родственникам, друзьям-актерам… Забыл он только о своей жене, но потом между строк попросил записать: «Сим завещаю своей жене вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями (т.е. драпировками, пологом, постельным бельем и т.д.)». Еще более печалит поколения исследователей отсутствие в завещании, этом единственном личном свидетельстве, оставшемся от Шекспира, хоть единого слова, подтверждающего, что умирает не просто рачительный стрэтфордский горожанин, а великий поэт.

В пользу Шекспира тем не менее свидетельствует больше, чем заставляет в нем сомневаться. Главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. Вскоре после смерти Шекспира его произведения были собраны и изданы (редкая по тем временам честь для драматурга), а четыре поэта, включая и величайшего из современников Шекспира Бена Джонсона, восславили его. И не разу никакие опровержения или разоблачения не последовали! Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в., не усомнился в шекспировском авторстве. Ведь пьеса, поступающая в театр, – это лишь сырой материал. На каждой репетиции идет работа, об этом свидетельствует эволюция шекспировских текстов, о которой мы можем судить по прижизненным изданиям.



Этапы творчества.

Выделялись четыре периода:



первый (1590—1594 г.г.) — ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса» («Тит Андроник»), две поэмы;

второй (1594—1600 г.г.) — ренессансные комедии, первая зрелая трагедия («Ромео и Джульетта»), хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия («Юлий Цезарь»), сонеты;

третий (1601—1608 г.г.) — великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»;

четвёртый (1609—1613 г.г.) — драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом.

Некоторые из шекспироведов объединяли первый и второй периоды в один ранний



Первый период (1590—1594)

Можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни. В трагедии «Тит Андроник» Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Комические ужасы «Тита Андроника» — прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло.


Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.

«Комедия ошибок» — ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала итальянская версия комедии Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон грозит казнь и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. «Бесплодные усилия любви» — комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов. Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия».

Второй период (1594—1601)

В это время Шекспир создаёт одну из самых популярных своих трагедий — «Ромео и Джульетта» (ок. 1595). Сюжет, известный по итальянским новеллам (Мазуччо, Банделло), был положен Артуром Бруком в основу одноимённой поэмы (1562). Вероятно, произведение Брука и послужило источником для Шекспира. Он усилил лиризм и драматизм действия, переосмыслил и обогатил характеры персонажей, создал поэтические монологи, раскрывающие внутренние переживания главных героев, таким образом преобразив ординарное произведение в ренессансную поэму о любви. Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.


Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец». Шейлок так же, как и ещё один знаменитый еврей елизаветинской драмы — Варавва («Мальтийский еврей» Марло), жаждет отмщения. Но, в отличие от Вараввы, Шейлок, остающийся отрицательным персонажем, гораздо сложнее. С одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой — оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие. Знаменитый монолог Шейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз?..» (акт III, сцена 1) признаётся некоторыми критиками лучшей речью в защиту равноправия евреев во всей литературе. В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы — неотъемлемой составляющей жизненной гармонии.
Несмотря на «проблемность» пьесы и драматизм сюжетной линии Антонио и Шейлока, по своей атмосфере «Венецианский купец» приближён к пьесам-сказкам, подобным «Сну в летнюю ночь» (1596). Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож. Впервые в литературе Шекспир наделяет фантастические существа людскими слабостями и противоречиями, создавая характеры. Как всегда, он переслаивает драматические сцены комическими: афинские мастеровые, весьма похожие на английских рабочих, старательно и неумело готовят к свадьбе Тезея и Ипполиты пьесу «Пирам и Фисба», представляющую собой историю несчастной любви, рассказанную в пародийной форме.

В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип, которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе — сэра Джона Фальстафа. Успех обеих частей «Генриха IV» не в последнюю очередь и заслуга этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным. Персонаж несомненно отрицательный, но со сложным характером. Материалист, эгоист, человек без идеалов: честь для него ничто, наблюдательный и проницательный скептик. Он отрицает почести, власть и богатство: деньги нужны ему лишь как средство получить еду, вино и женщин. Но сущность комизма, зерно образа Фальстафа не только его остроумие, но и весёлый смех над самим собой и окружающим миром. Его сила в знании человеческой природы, ему противно всё, что связывает человека, он — олицетворение свободы духа и беспринципности. Человек уходящей эпохи, он не нужен там, где государство могущественно. Понимая, что такой персонаж неуместен в драме об идеальном правителе, в «Генрихе V» Шекспир убирает его: зрителям просто сообщают о смерти Фальстафа. По традиции принято считать, что по просьбе королевы Елизаветы, желавшей увидеть Фальстафа на сцене ещё раз, Шекспир воскресил его в «Виндзорских насмешницах». Но это лишь бледная копия прежнего Фальстафа. Он растерял своё знание окружающего мира, нет более здоровой иронии, смеха над самим собой. Остался лишь самодовольный пройдоха. Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода — «Двенадцатой ночи». Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой».



Третий период (1600—1609)

Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета. Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию, а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, — самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время — Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет — первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.

Герои «великих трагедий» Шекспира — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор — как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.

В это же время Шекспир создаёт драму «Мера за меру». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет. Её название отсылает к поучению Христа о милосердии, по ходу действия одному из героев угрожает смертельная опасность, а финал можно считать условно счастливым. Это проблемное произведение не укладывается в определённый жанр, а существует на грани жанров: восходя к моралите оно устремлено к трагикомедии.

Настоящая мизантропия проступает только в «Тимоне Афинском» — истории щедрого и доброго человека, разорённого теми, кому он оказывал помощь и ставшего человеконенавистником. Пьеса оставляет тягостное впечатление, несмотря на то, что неблагодарные Афины после смерти Тимона постигает кара. По мнению исследователей, Шекспира постигла неудача: пьеса написана неровным языком и наряду с достоинствами обладает ещё большими недостатками. Не исключается возможность того, что над ней работал не один Шекспир. Характер же самого Тимона не удался, иногда он производит впечатление карикатуры, другие персонажи просто бледны. Переходом к новой полосе шекспировского творчества можно считать «Антония и Клеопатру». В «Антонии и Клеопатре» талантливый, но лишённый всяких нравственных устоев хищник из «Юлия Цезаря» окружён истинно-поэтическим ореолом, а полупредательница Клеопатра геройской смертью в значительной степени искупает свои прегрешения.



Четвёртый период (1609—1612)

Четвёртый период, если не считать «Генрих VIII» (большинство исследователей сходятся в том, что почти вся пьеса написана Джоном Флетчером), обнимает всего только три-четыре года и четыре пьесы — так называемые «романтические драмы», или трагикомедии. В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора. «Перикл», пьеса существенно отличающаяся от всего ранее написанного, знаменует появление новых произведений. Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, — всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формыЗимняя сказка» — причудливая фантазия, рассказ «о невероятном, где всё вероятно». История о ревнивце, поддавшемся злу, терпящем душевные муки и заслужившем своим раскаянием прощение. В финале добро побеждает зло, по мнению одних исследователей, утверждая веру в гуманистические идеалы, по мнению других — торжество христианской морали. «Буря» самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества Шекспира. Вместо борьбы здесь царит дух гуманности, всепрощения.



Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира.



Поэмы

«Венера и Адонис» (1592), «Лукреция» (1593)

Сонеты

1592–1609

Драматические (исторические) хроники

«Генрих IV» (1597), «Генрих V» (1599), «Генрих VI» (1590–1591), «Ричард II» (1595), «Ричард III» (1592), [«Генрих VIII»] (1612), «Король Джон» (1596)

«Ромео и Джульетта»

1595

Комедии

«Комедия ошибок» (1592), «Укрощение строптивой» (1593), «Два веронца» (1594), «Бесплодные усилия любви» (1594), «Сон в летнюю ночь» (1595), «Виндзорские кумушки» (1597), «Много шуму из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600), «Конец — делу венец» (1602)

“Античные” трагедии

[«Тит Андроник»] (1593), «Юлий Цезарь» (1599), «Троил и Крессида» (1602), «Антоний и Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608), «Перикл» (1608)

Великие трагедии

«Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1605)

Драмы, комедии и трагедии разных лет

«Венецианский купец» (1596), «Мера за меру» (1604)

Последние пьесы

«Цимбелин» (1609), «Зимняя сказка» (1610), «Буря» (1612)

2 поэмы, 154 сонета, 37 пьес («Генрих IV» и «Генрих VI» состоят из самостоятельных частей)

В качестве комментария:

  • датировка произведений Шекспира является далеко не установленной, поэтому возможны разночтения в литературе, посвящённой творчеству В.Шекспира;

  • пьесы, названия которых указаны в скобках, приписываются перу драматурга условно — авторство не подтверждено;

  • предположительно в 1613 году в соавторстве с Дж.Флетчером написана пьеса «Два благородных родича»;

  • видимо, как истинный поэт, Шекспир просто не мог не писать стихов...