Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие. Серия «Высшее образование»




страница1/34
Дата23.03.2017
Размер9.21 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Столяренко Л.Д.

Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 672 с.

В учебном пособии доступно излагаются основные поня­тия и современные научные сведения по следующим направ­лениям: «Психология познавательных процессов», «Психоло­гия сознания», «Психология личности», «Современные психо­логические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, уча­щихся техникумов, для педагогов и психологов в системе выс­шего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.

Содержание

Глава 1. Введение в психологию............................................. 7

1. Психология как наука......................................................... 7

1.1. Задачи и место психологии в системе наук .................. 9

1.2. Отрасли психологии................................................10

1.3. Методы психологии................................................ 14

2. Понятие психики..............................................................16

2.1. Психика и организм................................................28

2.2. Психика, поведение и деятельность............................37

Глава 2. Психологические концепции......................................46

1. Краткий экскурс в историю психологии ................................46

2. Фрейдизм, психоанализ .....................................................57

3. Бихевиоризм...................................................................68

3.1. Поведенческая концепция Б. Скиннера .......................70

3.2. Теория социального научения ...................................72

4. Когнитивный подход в психологин......................................75

4.1. Когнитивный подход к личности (Д. Келли)................78

5. Гуманистические теории личности.......................................83

5.1. Феноменологический подход Роджерса.......................87

6. Аналитическая психология К. Юнга............... 94

6.1. Коллективное бессознательное и архетипы...........................................................98

7. Трансперсональная психология.......................................... 106

7.1. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа......................................... 110

8. Психогенетический подход Ч. Тойча.................................. 123.

Глава 3. Психология познавательных процессов..................... 132

Ощущения и восприятия.................................................. 132

1.1. Восприятие.......................................................... 139

1.2. Внимание...................................................;........ 150

2. Закономерности памяти ................................................... 157

2.1. Расстройства памяти ............................................. 165

3. Мышление.................................................................... 170

3.1. Развитие мышления в персоногенезе........................ 171

3.2. Понятие и представление ....................................... 180

3.3. Способы активизации мышления............................. 186

3.4. Расстройства мышления .................... .................. 187

4. Воображение ............................................................... 193

4.1. Виды воображения.............................................. 194

5. Речь............................................................................ 198

5.1. Виды речевой деятельности и их особенности............ 200

6. Интеллект..................................................................... 207

6.2. Креативность, или творческая одаренность................ 214

Глава 4. Структура сознания............................................... 220

1. Сознание как высшая ступень развития психики................... 220

2. Самосознание................................................................ 226

2.1. Нарушения самосознания....................................... 230

3. Взаимодействие сознания и подсознания .............................................................. 230

4. Эмоциональные процессы и управление эмоциями ............... 233

4.1. Теории эмоций..................................................... 236

4.2. Стресс и фрустрация ............................................. 243

4.3. Физиологические механизмы стресса ....................... 244

5. Воля как характеристика сознания...................................... 247

5.1. Структура волевого действия .................................. 249

0. Состояния сознания ........................................................ 251

6.1. Нарушения сознания............................................. 260

Глава 5. Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности.....................................264

1. Индивидуальность и личность........................................... 264

1.1. Свобода воли.......................................................269

1.2. Общее и индивидуальное ....................................... 270

1.3. Психологическая структура личности........................ 271

2. Способности как проявление индивидуального в психике ....... 273

3. Типология темперамента.................................................. 276

3.1. Типы темперамента и их психологическая характеристика................................................... 278

3.2. Роль темперамента в деятельности.......................... 281

4. Конституционные типологии ............................................ 283

5 Диспозиционное направление и факторный анализ личности ...

5.1. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией—интроверсией ........................;...... 293

6. Типологический подход................................................... 297

7. Характер, акцентуации характера и неврозы......................... 298

7.1. Акцентуации характера.......................................... 304

7.2. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации...................................................... 306

7.3. Неврозы ............................................................. 311

8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности.............................. 316

9. Типологии характера....................................................... 318

9. 1. Типология социальных характеров Фромма.............. 318

9.2. Типологическая модель социальных характеров (Б. С. Братусь).................................................... 326

9.3. Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)...................................................... 328

9. 4. Типологические модели индивидуальных характеров .. 332

9.5. Типология психосоциотипов................................... 337

9. 6. Сенсорная типология............................................ 353

9. 7. Психогеометрическая типология............................. 354

9.8. От «комплекса неполноценности» к личностному росту 356

9.9. Типы людей и «локус контроля».............................. 363

9.10. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности........................ 364

10. Мотивация................................................................... 369

11. Психические состояния................................................... 380

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение................... 382

Глава 6. Социально-психологические феномены.....................393

1. Психология общения....................................................... 393

1.1. Функции и структура общения ................................ 393

1.2. Трансактный анализ общения ................................. 397

1.3. Вербальные и невербальные средства общения........... 399

1.4. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и

механизмы психологического воздействия................ 403

1.5. Синтоническая модель общения..............................409

1.6. Виды и техники слушания...................................... 414

2. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения.........................................-......... 421

2.1. Теории межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Социально-психологическое влияния....... 422

2.2. Взаимодействие в группе ....................................... 439

2. 3. Взаимодействие людей в неорганизованных группах... 457

2. 4. Личность и группа: проблема лидерства и руководства 460

2.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия ................................................ 473

Глава 7. Педагогическая психология и педагогика.................. 484

1. Предмет педагогической психологии и предмет педагогики .... 484

1.1. Основные категории педагогики .............................. 486

1.2. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы...........................................................491

1.3. Педагогический процесс.........................................495

1.4. Формы организации учебной деятельности................ 500

2. Психологические особенности обучения .............................. 505

2.1. Стратегии формирования новых знаний и способностей 509

2.2. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения............................................................ 516

3. Структура педагогической деятельности.............................. 526

3.1. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность.............................. 527

3.2. Основные дидактические концепции......................... 530

4. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения ............................................ 532

4.1. Программированное обучение ................................. 537

4.2. Проблемное обучение и деловые игры...................... 539

4.3. Производственно-профессиональное обучение............ 543

4.4. Инновационное обучение........................................ 547

5. Педагогическое общение...................................................551

5.1. Стили педагогического общения.............................. 552

5.2. Воспитание него закономерности ............................ 561

5.3. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности ................................ 570

Глава 8. Биологические основы развития и возрастная психология......................................................... 592

1. Жизненный цикл развития человека................................... 592

1.1. Развитие нервной системы..................................... 595

1.2. Физическое развитие..................................... 596

1.3. Половое развитие ................................................. 597

1.4. Когнитивное развитие ..................................... 598

1.5. Нравственное развитие ..........................................604

2 Формирование и развитие личности ................................... 606

2.1. Социализация личности..........................................606

2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона .. 613

3. Психологические особенности возрастных периодов..............616

3.1. Кризис новорожденности ....................................... 616

3.2. Стадия младенчества............................................. 617

3.3. Ранний возраст..................................................... 618

3.4. Кризис трех лет ................................................... 620

3.5. Дошкольный возраст............................................. 621

3.6. Младший школьный возраст .................................. 625

3.7. Подростковый возраст........................................... 628

3.8. Психологические особенности юношеского и студенческого возраста...............................634

3.9. Аномальное поведение и методы психологической помощи ................................... 657

Методы медицинской и психологической помощи ............ 665

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Психология как наука

Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно ус­лышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изу­чает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действи­тельно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

С древнейших времен потребности общественной жизни за­ставляли человека различать и учитывать особенности психи­ческого склада людей. По-видимому, люди начали задумывать­ся над существованием некоего духовного начала, направляю­щего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, при­влекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особеннос­ти Аристотель, выдвигали идею о существовании души, нахо­дящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чув­ства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психо­логии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.



Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым опре­делением психология обязана гречес­кой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы раз­лучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испы­таний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечат­ление на богов и они решили помочь ей выполнить все требова­ния Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сде­лав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Пси­хея смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из гречес­ких слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впер­вые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни че­ловека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность ду­мать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным мето- . дом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как паука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: по­ведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведе­ния и внутренних психических процессов и практическое при­менение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых са­мим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психоло­гию людей, учитывать свои индивидуальные особенности пси­хики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, . делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая вра­гов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого-себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так ска­зать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей соб­ственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирова­ние, медитация); она необходима родителям и педагогам, что­бы задать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое раз­витие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инже­неру, решающему задачи надежности действий операторов,

1.1. Задачи и место психологии в системе наук

Психику и поведение человека невозможно понять без зна­ния его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, зна­ние строения и функционирования его центральной нервной си-

стемы. Конкретно связь между психическими явлениями и дея­тельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные историчес­кие достижения цивилизации — орудия труда и знаковые систе­мы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обще­стве, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопре­деляет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека спо­собствует знание основ социологии. Об этом красноречиво сви­детельствует бурное развитие социальной психологии, помога­ющей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспи­тания и образования. Отсюда понятна связь психологии челове­ка с педагогикой. Наконец, психология находится в родствен­ных отношениях с философией, поскольку зародилась как осо­бая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психоло­гическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изу­чить, не ориентируясь на философское учение о человеке, спе­цифике его бытия (индивидуального и общественного), о приро­де человеческого сознания и деятельности.

1.2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развер­нутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей пси­хологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую пси­хологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людь­ми, с группой, психологическую совместимость людей, соци­ально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психичес­ких процессов, деятельности, всей личности растущего челове­ка, условия ускорения развития.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих пси­хологические проблемы конкретных видов человеческой деятель­ности: психология труда рассматривает психологические осо­бенности трудовой деятельности человека, закономерности раз­вития трудовых навыков. Инженерная психология изучает за­кономерности процессов взаимодействия человека и современ­ной техники с целью использования их в практике проектирова­ния, создания и эксплуатации автоматизированных систем уп­равления, новых видов техники.. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчи­ка, космонавта. Медицинская психология изучает психологи­ческие особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и при­чины разнообразных нарушений в психике и поведении челове­ка, а также происходящие во время различных болезней психи­ческие изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психи­ки при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психи­ческой деятельности, а дифференциальная психология — инди­видуальные различия в психике людей. Юридическая психоло­гия изучает психологические особенности поведения участни­ков уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологичес­кие проблемы поведения и формирования личности преступни­ка. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на под­лежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избиратель­ная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или

представителей различных сект. Экологическая психология за­нимается изучением наиболее эффективных способов улучше­ния условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, заг­рязнения среды токсичными веществами и отбросами и их вли­яния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения нео­бычных, «паранормальных» способностей человека, как телепа­тия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную развет-вленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — фак­ты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими на­уками, через педагогическую психологию — с педагогикой, че­рез социальную психологию — с общественными и социальны­ми науками и т. д.).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1. 1) психология занимает центральное место не только как про­дукт всех других наук, но и как возможный источник объясне­ния их формирования и развития.



Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова

Прикладные области психологии, или практическая психо­логия, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-прак­тиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области пси­хологии: клинический психолог, школьный психолог, промыш-

ленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргоно­мист, психолог-консультант. Клинические психологи работа-ют в центрах психического здоровья, больницах и консультаци­онных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, кото­рые жалуются на подавленность, раздражительность, слезли­вость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бес­плодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), со­стояние тревоги, выражающееся в функциональных расстрой­ствах эмоционального или сексуального плана, или же на труд­ности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог дол'жен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание кон­структивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвую­щие в работе «телефона доверия», в различных центрах по пре­дупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или пре­ступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обыч­но имеют специализацию (трудно быть специалистом-универса­лом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и роди­тельски-детских отношений, детский психолог-консультант по­могает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащим­ся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный пси­холог также оказывает поддержку учащимся, у которых возни­кают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию.

Промышленный психолог часто играет важную роль в разреше­нии конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оп­тимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных мето­дов обучения, проводит психологический тренинг с преподава­телями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекоменда­ции конструкторам машин и технических устройств о наилуч­шем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

1.3. Методы психологии

Основными методами получения фактов в психологии яв­ляются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих об­щих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитив­ной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каж­дый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковре­менное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в те­чение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — вклю­ченное наблюдение (когда наблюдатель становится членом ис­следуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на иссле­дуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запи­си?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других мето­да — беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемо­го сведений о его деятельности, в которых объективируются свой

ственные ему психологические явления. Виды бесед: непринуж­денная беседа, интервью, вопросники и психологические анке­ты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача полу­чить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и отве­ты представляются в письменной форме, имеет место анкетиро вание.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Нанболь -ший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме кон­кретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Me тод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопро­сов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше ин­формации по исследуемой проблеме, чем только ответы испы­туемых на поставленные вопросы.

В рамках медицинской психологии может применяться та­кой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. -по памя­ти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от неге самого или — при объективном анамнезе — от хорошо знаю­щих его лиц.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневни­ках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического иссле­дования является эксперимент активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью созда­ния условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специаль­ных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла экс­перимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавли­вать общие математико-статистически достоверные закономер­ности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных'усло­виях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают что над ними проводится эксперимент (но его результаты долж ны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерон). Ее

тественные эксперименты позволяют выявлять более достовер­ную информацию, но не могут проводиться многократно, по­скольку теряют свою естественность и скрытность от испытуе­мых. В настоящее время проблема этичности проведения психо­логических экспериментов широко обсуждается, так, использо­вание скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофо­нов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записы­вающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничива­ет, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуе­мым.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34