Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие по Общей Церковной Истории для II курса




страница1/15
Дата06.07.2017
Размер2.09 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


НИЖЕГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Учебное пособие

по Общей Церковной Истории

для II курса


Н.Новгород

2006

Оглавление.




Предисловие. 4

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. 5

Духовное просвещение и богословская наука. 5

Ереси и расколы. 15

Устройство и управление Церкви. 17

Богослужение и церковное благочиние . 23

Христианская жизнь. 25

История папства в IV – XI вв. 33

ТРЕТИЙ ПЕРИОД. ОТ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ ДО ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ВОСТОКЕ (1453 г.) И НАЧАЛА РЕФОРМАЦИИ НА ЗАПАДЕ (1517 г.). 37

Характеристика периода. 37

Внешнее состояние Церкви. 37

Внутреннее состояние Церкви. 45



ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД. ОТ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ВОСТОКЕ (1453 г.) И НАЧАЛА РЕФОРМАЦИИ НА ЗАПАДЕ (1517г.) ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. 54

Внешнее состояние Церкви под турецким игом. 54

Состояние иерархии в александрийском, антиохийском и иерусалимском патриархатах. 61

Духовное просвещение. 65

Отношения протестантских богословов и Православной Церкви. 67

Видные духовные писатели Восточной Церкви (XV-XIX вв.) 68

Богослужение и христианская жизнь. 69

Связи Русской церковной власти с восточными иерархами в XIX - XX вв. 70

Римо-католическая Церковь в XVI-XX вв. 74

Протестантские церкви. Исторический экскурс. 78

Реформация в Англии. Англиканская Церковь и другие английские конфессии. 80



Предисловие.

Второй год обучения Общецерковной истории является логическим продолжением первого года. В курс этого года входит продолжение второго периода истории, а также третий и четвертый периоды истории (с духовного просвещения эпохи Вселенских соборов до наших дней).

Данный курс на первый взгляд покажется труднее чем предыдущий, так как охватывает большой промежуток времени (много дат и имен), но, в тоже время напряженность догматической мысли после эпохи Вселенских соборов несколько ослабляется и затухает, поэтому мы уже не встретим таких сложных ересей и, конечно, каких-то новых вероопределений и формулировок догматов.

Большой временной объем обуславливает некоторую обзорность в освещении тех или иных событий истории, а любая обзорность не может претендовать на исчерпывающие сведения и подразумевает, иногда, большие временные лакуны в изложении.

Для удобства изучения материала я буду вводить дополнительное деление материала внутри параграфа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ.




Духовное просвещение и богословская наука.


1. Замечание. Так как ниже следующее является предметом Патрологии мы не имели цели сообщить полноту знаний по этим темам, желая лишь назвать и обозначить самых выдающихся представителей богословской науки.

Данный материал традиционно делится на определенные исторические промежутки: а. Золотой век святоотеческой письменности (IV – V века); б. VI – VIII века; и IX – ΧΙ века. Этот материал, в свою очередь, делится на две части: Восточные и Западные отцы.

При изложении, для удобства, соблюдался следующий порядок: 1. Краткие биографические сведения, 2. Сочинения.

2. Общий взгляд. Духовное просвещение, развивавшееся со II-III в., в IV веке достигло своего высшего процветания. Этому способствовали: внешние и внутренние обстоятельства.

Во-первых, прекращение гонений давало возможность многим посвящать себя богословскими науками.

Во-вторых, Св. Писание было еще не вполне истолковано и изъяснено; многие догматы еще не были уяснены и не получили общецерковного определения.

Поэтому, в IV и V веках мы видим целый ряд замечательных богословов, обладавших, поистине, энциклопедическими знаниями того времени. Их отличало широта миросозерцания, самостоятельность, оригинальность, ширина и глубина воззрений. Христианские школы, основанные ранее, служили рассадниками духовного просвещения.

С VI века, из-за разных неблагоприятных обстоятельств, богословские школы и духовное просвещение, начинает падать. Самостоятельных и оригинальных богословских трудов уже более не видно. Только в половине IX в. на греческом востоке пробуждается любовь к просвещению и начинается усиленная умственная деятельность богословов.

Главные богословские школы Востока в IV и V вв.


1. Замечание. В IV и V вв. особенно замечательными богословскими школами на востоке были: ново-александрийская, антиохийская и восточно-сирийская (эдесско-низибийская). По своему направлению последняя примыкала к аитиохийской школе.

а) Александрийское огласительное училище.


Замечание. Благодаря географическому положению и богатому интелектуальному наследию прошлого, Александрийское огласительное училище было самым ярким и интересным явлением.

Знаменитый Александрийский Музей насчитывал около семисот тысяч книг, в том числе произведения античных философов, поэтов и врачей, многочисленные списки Септуагинты, зороастрийские книги, трактаты по вавилонской астрологии и многое другое.

У училища, по прежнему, осталась практическая цель; научение вере и подготовка к принятию крещения. Обучение, видимо, ограничивалось «введением в христианство» с упором на чтение Священного Писания. Особенное внимание уделялось аскетической практике: богослужение и молитва чередовались с богословскими занятиями. В училище происходило постепенное воцерковление катехуменов, которые по его окончании принимали крещение и становились полноправными членами Церкви.

Училище было широко известно еще в III в. Ориген довел ее до цветущего состояния. Он же упрочил в ней созерцательное направление.

В начале IV в. крайности богословствования Оригена были отергнуты представителями александрийской школы.

Исходной точкой в космологии Оригена явилось понимание акта творения как выражения природы Божией, и, так как эта природа не меняется, то, значит, никогда не бывало какого-то такого «времени», когда Бог не творил бы. Следовательно, мир существовал всегда, поскольку благости Божией всегда потребен некоторый объект. В оригенизме вечность творения неотличима, онтологически, от вечности Логоса. И сотворенный мир, и Слово вечно исходят от Бога. Это отождествление побудило Ария, вслед за отвержением вечности твари, решить, что и Логос тоже некогда должен был быть порожден во времени. Антиарианская теология Александра и Афанасия Александрийских определила категории, ставшие стандартными у более поздних византийских писателей: Афанасий предложил различать между порождением и творением.

Для Афанасия творение есть деяние воли Божией, а воля онтологически отлична от природы. По природе Отец порождает Сына, и это происходит вне времени - но творение является через волю Божию, а это значит, что Бог остается абсолютно свободным относительно творения, то есть может творить или не творить, и, еще, Он остается превыше мира - трансцендентным относительно твари - и после сотворения этого мира. Отсутствие различения между природой Божией и волей Божией объединяет Оригена с Арием. Установление этого различения образует главный довод Афанасия.

Естественная «природа» и тварная «природа» - раздельные и совершенно непохожие способы существования (тотально несходные модусы экзистенции). Первая совершенно свободна от второй. Однако создания зависят от Бога: они существуют «Его милостью, благодатью, Его волей и Его словом,.. так что они могут равно и перестать существовать, если Творец того пожелает». Афанасий, следовательно, далеко от оригенова космоса, который [у Оригена] мыслился необходимым выражением благости Божией, отождествлявшейся с самой божественной природой. Тут и обнаруживается, что понимание творения, как оно выражено Афанасием, ведет к различению в Боге между Его трансцендентной сущностью и Его свойствами, каковы, например, «сила» или «благость». Свойства Божества выражают Его существование к действие вовне, а не Его сущность. Бог не творит, как у Оригена, просто какой-то набор равных умов («интеллектов»), обретающих смысл бытия лишь в созерцании сущности Божией, а если и становящихся более или менее разнообразными, то лишь вследствие своего Падения. Коль скоро тварь есть некая сущность, а вовсе не какой-то призрак или мираж, то возникает ощущение, что смысл твари - в ней самой, ибо даже Бог «любит» этот мир, то есть считает его действительностью, и такой, что стоит лицом к лицу с Ним Самим.

Из-за отказа от выше перечисленных заблуждений Оригена в патрологической среде школа имеет наименование ново-александрийская.

Представители.

1. Св. Афанасий Великий.

Родился между 293 и 298 гг., вероятно, в Александрии. К 319 г. он уже диакон, болизким к епископу Александру Александрийскому. В 326 г. умер святитель Александр и Афанасий избирается на его место. С этого момента вся его деятельность связана с борьбой с арианами. Первые 10 лет он оставался в Александрии, а начиная с 335 г. одно изгнание следует за другим. За 45 лет святительства Афанасий провел в изгнаниях больше 15 лет. Умер в 373 году.



Сочинения: Экзегетические: «Беседа на Мф. 11. 27», «К Маркеллиаиу о толковании псалмов». Апологетико-полемические: «Слово против язычников», «Слово о воплощении Слова», «Изложение веры», «Большое слово о вере», «Окружное к епископам послание», «Апология против ариан», «Послание к Аммуну», «О мнениях Дионисия», «Послание к Драконтию», «Послание к епископам Египта и Ливии», «Апология к Константину», «Апология бегства», «Послание к монахам», «Послание к Люциферу», «Три книги против ариан», «Четыре письма к Серапиону о св. Духе», «Томос к антиохийцам» и другие. Исторические: «О постановлениях Никейского собора», «История ариан», «О соборах в Армине и Селевкии», «Житие св. Антония», также Праздничные послания.

Глубокие умозрения в области догматики. Сочинения носят отпечаток борьбы с арианством.

Святителей Александра и Афанасия Александрийских и еще некоторых других также называют старо-никейцами. К этой школе можно отнести и ново-никейцев или Великих Каппадокийцев.

2. Св. Василий Великий

Родился около 330 г. Его отец был знатным гражданином в Каппадокии. В его семье, вместе с Василием, было шесть человек, причисленных к лику святых. Во время гонений Диоклетиана дед по материнской линии был лишен жизни, а дед с отцовской стороны 7 лет скрывался с семьей в лесах Понта. Начальное образование он получил от матери Емелии (Эмилии) и бабки Макрины, также святых. Его учителем красноречия был отец. В Афинах он изучал грамматику, риторику, астрологию, математику, философию и медицину, сблизился со святым Григорием Богословом. Возвратившись в Кесарию, был адвокатом. Около 30 лет он крестился и стал чтецом. Около 357 г. путешествовал по Сирии, Палестине и Египту. Вскоре он сам поселился в пустыни на берегу р. Ириса вместе со святым Григорием. Позднее по берегам Ириса стали возникать монастыри. Он основатель смешанной формы монашества: молитва и созерцание в его монастырях чередовались с физическим трудом. Будучи пресвитером в Кесарии, он из-за сложившихся недоразумений удалился в свои монастыри. В 370 г. возведен на Кесарийскую архиепископскую кафедру. При нем в Кесарии был сильный голод. Продав часть своего имущества, св. Василий устроил бесплатные столовые, а его обличительный проповеди против жестокости богачей открыли их житницы и привлекли пожертвования. Скончался около 379 г. после тяжкой болезни.



Сочинения: Догматические: «Против Евномия» (3 книги), «О Святом Духе к Амфилохию», «Против духоборцев», и др. Экзегетические: «Беседы на шестоднев», «Беседы на псалмы», «Толкование на 16 глав пророка Исаии» и др. В толковании Василий держался приемов Оригена, избегая его крайностей. Аскетические: монашеские правила. Наконец, Василию Великому принадлежит чин литургии.

3. Св. Григорий Назианзин, Богослов.

Родился около 326 - 328 г. близ Назианза (в Каппадокии). Его отец был сначала градоначальником, а потом епископом. Его мать Нонна была благочестивою. Образование он получил сначала в Неокесарии у ритора Амфилохия, потом в Александрии и в Афинах, где он учился не только с Василием, но и с будущим императором Юлианом Отступником. В 356 г. он крестился. По настоянию своего отца, он принял сан пресвитера. Тяготясь саном, святой Григорий удалился в пустыню к Василию Великому. Возвратившись оттуда, он помог своему отцу, который по простоте подписал символ полуариан. В 372 г. святой Василий рукополагает его в епископа г. Сасима. Но ариане занимают ранее эту кафедру, и святой Григорий уступает Сасимскую кафедру. После смерти отца, Григорий удалился в Селевкийский монастырь святой Феклы, где провел около трех лет. В 379 г. святой Григорий, был приглашен имп. Феодосием в Константинополь в храм Воскресения. В 381 г. на Втором Вселенском Соборе св. Григорий председательствовал по смерти Мелетия Антиохийского. Но его обвинили в незаконном переходе с сасимской кафедры на столичную. Григорий отказался от предстоятельства в Константинополе и удалился в Назианз. Около 8 лет святой провел на родине, где, по словам блаж. Иеронима, умер в 389 г. Церковь, как и святого апостола и евангелиста Иоанн, именует Богословом. В 950 г. мощи св. Григория были перенесены из Назианза в Константинополь. Часть их была перенесена в Рим.



Сочинения: «Апология бегства», «К призвавшим в начале, но не сретившим св. Григория, когда он стад пресвитером», «Против Иулиана первое и второе», «О мире», «Надгробное слово брату Кесарию», «Надгробное слово сестре Горгонии», «Защитительное, по возвращении из уединения», «О любви к бедным», «После градобития», «На память мучеников Маккавеев», «К Иулиану, сборщику податей». «О поставлении епископов и о св. Троице», «Похвальное слово Афанасию Великому», «Против ариан и о самом себе», «На Мф. 19,1», «На Богоявление или на Рождество Спасителя», «На Крещение», «На Пятидесятницу», «Прощальное», «Похвальное св. Василию»: «На Пасху».

4. Св. Григорий, епископ Нисский.

Святой Григорий - младший брат св. Василия Великого. Посещал отечественные школы. Знания, приобретенные им в языческой школе Кесарии, были восполнены занятиями с св. Василием. Одно время он преподавал риторику. Позднее, под влиянием благочестивой супруги, Феосевии, вскоре скончавшейся, и аскетически настроенной семьи, он удалился в монастырь св. Василия. В 371 г. св. Василий посвятил его в епископы в г. Ниссу, но, по проискам ариан, Григорий был лишен кафедры и проводил странническую жизнь. Только по смерти имп. Валента, он мог занять кафедру. В 381 г, он был членом Второго Вселенского Собора. Умер он после 394 г.



Сочинения: Он не был администратором и выдающимся церковным деятелем, он известен плодотворной литературной и учено-богословскою деятельностью. В богословских воззрениях, так и в толковании, Григорий ближе всех стоит к Оригену.

Догматические: «Великое огласительное слово». Экзегетические: «Беседы на Екклесиаста», «Песнь Песней», «Молитву Господню» и др.

5. Дидим слепец.

На четвертом году жизии он ослеп. В свое время, считался знаменитейшим ритором, философом, математиком и богословом. Преп. Антоний Великий, посетив его в Александрии, сказал ему: «Не печалься, Дидим, о потере телесного зрения; ты лишился очей, какие есть и у мух, и у блох. Радуйся, что имеешь глаза, которыми видишь ангелов. Бога и Его свет». Дидим был почитателем Оригена и даже развил некоторые из его мнений, но в богословских вопросах он строго держался православного учения. Умер в 395 г.



Сочинения: По словам блаж. Иеронима, Дидим написал очень много, но не все сохранилось; от некоторых трудов сохранились лишь отрывки, от других - одни только заглавия. Сохранились: «Три книги о Св. Троице» и «Книга о Св. Духе».

6. Св. Кирилл Александрийский.

Племянник архиепископа Феофила александрийского. С 412 г., его преемник на кафедре. Под его руководством получил отличное образование, как богословское, так и классическоею. Свое воспитание довершил у монахов Нитрийской пустыни. В 403 г. был, вместе с Феофилом, на соборе, осудившем святого Иоанна Златоуста. Лишь в 418 г., благодаря убеждению святого Исидора Пелусиота, он исполнил предложение Аттика. С 419 г. святой Кирилл вел борьбу с Несторием и, в конце концов, одержал полную победу над ним. Третий Вселенский Собор в Эфесе в 431 г., при видном участии св. Кирилла, осудил Нестория и его ересь. Учение Кирилла стало учением всей Церкви. Святитель умер в 444 г.



Сочинения: Полемико-догматические: «12 анафематизмов», «О Святой и Единосущной Троице», «Пять книг против Нестория». Экзегетические: толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна, послания к евреям, коринфянам и др. Также «О Юлиане Отступнике».

7. Преп. Исидор Пелусиот.

Родился в Александрии от богатых родителей благородного происхождения. Превосходно научно образован. В молдости он удалился на гору близ г. Пелусии. Изучал богословие. В Константинополе слушал святого Иоанна Златоуста. По возвращении, он снова удалился и пустыню, где вокруг него собралось общество подвижников. Умер он около 440 г.



Сочинения: письма (более 2000). Содержание их разнообразно: экзегетические, догматические, нравственные.

Отличительная черта — простота и ясность. Заметно влияние святого Иоанна Златоуста.

Святой Кирилл и преподобный Исидор были последними видными писателями ново-александрийской школы. Позднее Александрийская школа сходит с исторической сцены. Со второй половины V века, отношение к Александрии меняется, во-первых, некоторые из ее предстоятелей были монофизитских взглядов, во-вторых, возвышение Константинополя (28 правило IV Вселенского Собора) и взгляд на Александрию как на соперницу, в-третьих, стремление к независимости от Константинорполя закончилось оккупацией арабами.

От рассматриваемого огласительного училища не осталось дисциплинарных правил, но остались литературные памятники, которые с несомненной достоверностью говорят о том, что эти училища были выдающимися центрами духовной культуры, где преподавали великие дидаскалы откуда выходили выдающиеся ученики, где учащиеся получали энциклопедические знания и при этом становились глубоко церковными людьми. В огласительных училищах наука была неотделима от благочестия, богословское образование — от духовного воспитания. В этом их несомненная заслуга для христианской Церкви.



б) Антиохийское училище.

Замечание. Несмотря на различие культурной почвы, и исторических условий, духовные школы сирийского Востока развивались по схеме, аналогичной той, по которой развивались христианские учебные заведения эллинистического мира. Однако на сирийском Востоке несколько иная интуиция, иная концепция духовного образования, которая не лишена своей оригинальности и глубины.

б) Антиохийская школа


Была основана в конце III в.. В IV в. она достигла своею высшего процветания. Направление ее было отлично от направления александрийской школы. Она отвергала всякую отвлеченность в понимании догматов. Ясное и отчетливое понимание христианского вероучения на основании прямых указаний Священного Писания и изложение его по правилам логического мышления — отличительная черта антиохийских богословов. Исследование прямого буквального смысла, при помощи филологии, археологии и т. п. Она, как бы дополняя александрийскую школу, принесла большую пользу духовному просвещению.

Представители.

1. Св. Кирилл, еп. Иерусалимский.

Родился в 314 г., воспитывался при Иерусалимской Церкви. Около 346 г, был поставлен пресвитером, а в 356 г. — епископом арианином, Акакием, епископом кесарийским. Подвергался преследованию со стороны ариан. Акакий объявил его лишенным кафедры. При императоре Юлиане, он вернулся на кафедру, но при Валенте вынужден был ее оставить. Только с 379 г. он мог утвердиться на кафедре. В 381 г. был на II Вселенском соборе. Умер в 386 г.



Сочинения: 23 огласительных поучений (18 к оглашенным и 5 к новокрешенным).
2. Св. Иоанн Златоуст.

Родился около 347 г. в Антиохии. Первоначальное воспитание получил под руководством своей матери Анфусы. Классические науки он изучал под руководством ритора Ливания, а экзегетику у пресвитера Диодора Тарсийского.

Занимая константинопольскую кафедру, святым Иоанном многие привыкшие к богатству и роскоши были недовольны. Также, против него была и императрица Евдоксия. Этим воспользовался архиепископ александрийский, Феофил. Он преследовал монахов Нитрийской пустыни за оригенизм, разорял их кельи, а самих осудил и изгнал из Египта. Монахи прибегли к помощи святого. Златоуст принял их, но до церковного общения не допустил. Феофил обвинил Иоанна в нарушении церковных канонов, запрещающих принимать в общение осужденных епископом другой епархии до рассмотрения дела собором. Монахи обратились к императору Аркадию и просили передать их дело на суд столичного епископа. Прибыв в Халкидон, Феофил решил судить святого Иоанна. Сговорившись, он в 403 г. составил в Халкидоне собор (под Дубом) из епископов приехавших с ним и некоторых епископов константинопольского округа. Феофил с собором осудили святого Иоанна и низложили. Обвинения: оригенизм и оскорбление царского величества На соборе был святой Епифаний кипрский, который покинув собор, до его окончания, сказал врагам Златоуста: «Оставляю вам столицу, двор и лицемерие». Император Аркадий, под влиянием Евдоксии, утвердил решение и отправил Златоуста в ссылку. Народ заволновался. Случилось землетрясение. Евдоксия упросила Аркадия вернуть Иоанна. Через 3 дня он возвратился. Святитель требовал созыва собора (65 епископов), который оправдал бы его и восстановил на кафедру. Царь и народ просили его поскорее занять кафедру. Феофил вернулся в Александрию. Его приглашали в Константинополь для пересмотра дела, но он уклонился. Обострились отношения святителя с Евдоксией. Недалеко от кафедральной церкви была поставлена серебряная статуя императрицы. Народ вокруг статуи заглушал богослужения. Святитель просил префекта прекратить шум и произнес проповедь против бесчинств. Евдоксии донесли, что святитель назвал ее беснующейся Иродиадой. Она настояла на том чтобы епископы, осудившие Златоуста и еще не разъехавшиеся, осудили его вновь за занятие кафедры по распоряженью гражданской власти. В 404 г. святого Иоанна Златоуста схватили и отправили в Кукуз на границе Армении. В 407 г. его переводят Питиунт. По дороге, недалеко от Коман, у склепа святого Василиска, Иоанн преставился. Последними его словами были «Слава Богу за все». При константинопольском патриархе Прокле, ученике Златоуста, мощи последнего были, в 438 г, торжественно перенесены в Константинополь.

Сочинения: Экзегетические: Беседы на Евангелие Матфея, послания к Римлянам, 1-е Коринфянам, Галатам, Ефесянам и пр. Догматические: «12 бесед о непостижимом против Евномия», «О провидении», «Против Иудеев и язычников», «6 книг о священстве».

Не отвергая аллегорического изъяснения Писания, Иоанн Златоуст обращал преимущественное внимание на буквальный смысл. Ему принадлежит чин литургии, носящий его имя.



3. Блаженный Феодорит, епископ Кирский.

Родился в Антиохии в 386 или 393 г. Воспитывала мать. Богословское образование он получил в Антиохийском училище, вместе с Несторием. Поступил в монастырь святого Евтропия и был там чтецом. Жизнь его до епископства мало известна. В 422 - 3 г. он епископ Кира на Евфрате. Во время несторианских споров, Феодорит, как друг и однокашник Нестория, выступал против Кирилла Александрийского. Выступал против монофизитства Евтихия. На разбойничьем соборе в Ефесе Феодорит был низложен. Он удалился в монастырь, откуда обращался к папе Льву, ища правды. В 450 г, император Маркиан восстановил Феодорита в его правах. Халкидонский Собор признал его как православного епископа. Умер он в 457году.



Сочинения: Он был глубоким и разносторонним писателем. Исторические: 5 книг «Истории Церкви». Полемические: в защиту Нестория и в опровержение монофизитства, «Врачевство против языческих заблуждений». Экзегетические: толкования на Псалмы, Песнь Песней, на Пророков и послания ап. Павла и другие.

в) Восточно-Сирийская школа (Эдесско - низибийская).


Замечания. В отечественной исторической науки обычно очень мало уделялось внимание Эдесско-Низибийской школе. Изучение ограничивалосьна фигуре преподобного Ефрема Сирина, но мы посчитали нужным, во-первых, засширить число изучаемых представителей этой школы, а, во-вторых, рассмотреть учебный ивоспитательный процессы в этой школе.

Знаменитые академии Эдессы и Низибии возникли, подобно эллинистическим школам, на почве катехизических школ при храмах. В этих школах обучались только мальчики. Обучение начиналось с освоения основ грамоты по Псалтири и заучивания псалмов наизусть. Основатель Низибийской академии мар Нарсай поступил в школу города Айн Дулба в возрасте семи лет, благодаря своим способностям, он уже через девять месяцев выучил наизусть всю Псалтирь. Далее изучали Ветхий и Новый Заветы, а также толкования на них Феодора Мопсуестийского. Кроме того, заучивали важнейшие богослужебные песнопения и получали некоторый опыт в гомилетике.

О ранних годах существования Эдесской академии есть лишь отрывочные сведения. В 363 году Низибия была захвачена персами, поэтому оттуда в Эдессу бежали многие христиане. Среди них был и преподобный Ефрем Сирин (мар Апрем). Он основал в Эдессе «школу персов» (беженцев из Персии). Это была школа семитского типа, — школа-общежитие, некое братство. Главным предметом преподавания так и оставалось чтение и толкование Священного Писания. Ученики записывали и заучивали объяснения учителя. При жизни преподобного Ефрема и в течение нескольких десятилетий после его смерти в Эдесской школе пользовались его толкованиями как экзегетическими образцами. В 420 году мар Киора, один из преемников Ефрема Сирина, перевел на сирийский язык толкования Феодора Мопсуестийского. Позднее, толкования Феодора Мопсуестийского вытеснили в учебной программе все прочие толкования.

После осуждения Нестория на III Вселенском Соборе на всю восточно-сирийскую традицию легло подозрение в ереси. Споры между монофизитами и диофизитами захлестнули и Эдесскую школу. В 489 году школа была объявлена очагом несторианства и по приказу императора Зенона закрыта. За несколько лет до этого ее руководитель мар Нарсай вместе с учениками переселился в Низибию. К концу V века Низибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сирийской Церкви.



Представители.

1. Преп. Ефрем Сирин (мар Апрем).

Родился в Низибии в начале IV в. Сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал Апрема из дома. Воспитывался преподобный Ефрем под руководством св. Иакова низибийскаго и сначала был учителем сирийского языка в школе в Низибии. Незадолго до смерти он совершил путешествие в Египет к тамошним подвижникам. Скончался он в 373 г. в Эдессе в сане диакона.



Сочинения: Всего около 1000, не считая молитв и стихотворений. Был хорошо знаком с еврейским языком, этнографией и географией Палестины, а также с «эллинскою мудростью», языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания.

Экзегетические: Толкование на Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, великих Пророков и некоторых малых, на послания апостола Павла и др. Также известны его полемические, гомилетические, гимнологические и аскетические сочинения.

2. Феодор Мопсуестийский.

Главный авторитет в области богословия и экзегетики во всей восточно-сирийской традиции, его называли «Блаженным» или «Вселенским Толкователем». Представитель крайне диофизитского направления в христологии, впоследствии отождествленного с несторианством.



Сочинения: Экзегетические: толкования практически всех книги Библии. Почти все были уничтожены, остались только комментарии на малых пророков, на Евангелие от Иоанна (в сирийском переводе) и на Павловы послания (в латинском переводе).

3. Map Нарсай.

Родился в 399 году. Подвижник и выдающийся толкователь. Шесть качеств более всего привлекали к нему народ: новизна его мыслей, умение держать себя с достоинством, располагающая внешность, отзывчивость, доброта и красноречие. Умер в 501 году.



Сочинения: При мар Нарсае появились «Правила Нисибийской школы».

4. Энана Адиабенский.

Ректор с 572 года. Симпатизировал Халкидонскому Собору. Сделал попытку отказаться от комментариев Феодора Мопсуестийского и заменить на комментарии Иоанна Златоуста и свои. Поместный Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому-либо явно или открыто порицать, этого Учителя Церкви или отвергать его книги. Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили предыдущие анафемы. Несмотря на соборные решения конца VI века, Энана продолжал пользоваться авторитетом на рубеже VI и VII веков.



Сочинения: неизвестны.

Учебный и воспитательный процессы.

Преподавание длилось три года и разделялось на два учебных семестра — летний и зимний После пропедевтического курса студенты начинали систематическое изучение Священного Писания, а также филологических, исторических и богословских дисциплин. Изучалась, также, греческая философия и литература, светская история, география и риторика. Учитель риторики имел титул «мехагйаны». Философия изучалась по первоисточникам: Аристотель, Порфирий, сирийские авторы. Философским дисциплинам обучал «бадука», среди философских дисциплин одно из первых мест занимала логика. Занятия письмом и каллиграфией вел «сафра» — писец. «Макрейана» учил правилам чтения.

Ключевой фигурой в школе был «мепашкана» — толкователь. В его задачи входило преподавание библейской экзегетики. Мепашкана пользовался не только толкованиями Феодора Мопсуестийского, он мог обращаться и к толкованиям других греческих и сирийских авторов. Кроме того, существовала и устная традиция толкования, переходившая из поколения в поколение. Мепашкана обычно был ректором.

Мепашкана - ректор не был администратором. Хозяйственными и административными вопросами занимался «раббаита» — эконом. Он заведывал всем имуществом школы, отвечал за финансы, следил за дисциплиной и нес ответственность за содержание библиотеки. Эконома выбирали. Помощником эконома был ксенодарх, на котором лежала; в частности, забота о школьной больнице.

Высшей властью в школе были не ректор и эконом, а собрание общины, в котором всегда принимали участие и учителя и ученики. Там обсуждались все важнейшие вопросы, связанные с деятельностью школы, избирали эконома, принимали решение об исключении того или иного студента. Собранию были подотчетны все члены общины; в т.ч. ректор и эконом.

Правила Нисибийской школы являются первым известным истории уставом христианской духовной школы. До нашего времени сохранилось два сборника Правил — один составленный при Нарсае в 496 г., другой — при Энане в 590 г. Необходимость в утверждении Правил была продиктована нестроениями в школе, происшедшими по вине неких «людей завистливых», «неисправимых» и «сварливых». В школе, которая мыслит себя братством Христа, не должно быть никого, кто «воспротивится и заспорит и не примет [эти Правила] с любовью».

Правило 1-е говорит о порядке выборов эконома. Эконом избирался по рекомендации мепашканы - экзегета (он же ректор) общим собранием учащих и учащихся. Выборы были сопряжены с раздорами и спорами, в ходе предвыборной борьбы создавались партии сторонников того пли иного лица. Эконом избирался лишь на один год. На эконома возлагался строгий надзор за финансовой деятельностью. Кроме того, эконом имеет право по совету с ректором и «известными братьями» наказывать тех или иных провинившихся школяров. Возможно, здесь подразумевается телесное наказание одно из наиболее распространенных в древности средств педагогического воздействия.

Решение об исключении принималось общим собранием: «Если некоторые из братьев будут застигнуты при прелюбодеянии, разврате, воровстве, колдовстве или в мнении, противоречащем истинной вере, или опустятся до того, чтобы распространять суетность, то есть клевету, злословие, распущенность, ложь, или украдкой переходить из дома в дом ради выпивки, ссор или бунта, все собрание должно постановить не допускать их в школу и удалить из города». Рукоприкладство каралось менее строго, ограничивались публичным наказанием виновного. «Если кто-нибудь из братьев по какой-либо причине поднимет руку и ударит своего товарища или оскорбит его и будет изобличен теми, кто [это] видел, он будет наказан перед всем собранием». Публичное наказание применялось лишь три раза. Если виновный не исправлялся его исключали. «Если кто-нибудь из братьев был наказан в собрании за проступки до трех раз и совершил после этою еще один проступок, подобный одному из предшествующих, он должен быть наказан и покинуть собрание и город».

Ученикам школы запрещалось без согласия эконома «ездить в землю ромеев», т. е. в Византию, т. к. на протяжении десятилетий она являлась стратегическим противником Персидской империи. Учащимся запрещалось заниматься торговыми делами и ремеслом: за исключением летних каникул. Исключением из школы каралась кража из библиотеки, т.к. книги, которые выдавались на руки учащимся, стоили очень дорого и представляли главное достояние школы.

Студент, обвинявший другою студента в каком-либо проступке, но не сумевший доказать справедливость обвинения, наказывался, как если бы он сам совершил этот проступок. Студентам недавно поступившим в училище, запрещалось критиковать существующие там порядки эа подобные проступки наказывали исключеньем из школы.

Наказания применялись не только к ученикам школы, но и к учителям. Их, в частности, наказывали денежным штрафом за пропуск занятий без уважительной причины. Денежному штрафу, а также и исключению из школы, мог, по решению общего собрания, подвергнуться даже сам эконом за нарушение правил школы.

Изгнание из школы автоматически влекло за собой оставление города. Школа была лицом города, учителя и ученики школы были у всех на виду, всякий проступок немедленно становится достоянием общественности.

Второй сборник Правил Нисибийской школы составлен сто лет спустя.

Эконому, помимо прочих его обязанностей, предписывается «обходить братьев нуждающихся, обеспечивая их, если требуется, хлебом, или помогать им в отношении суда, при необходимости».

Четко определяются обязанности смотрителя больницы. «Ксенодохос ксенодохейона, смотритель больницы при школе, должен усердно заботиться о заболевших братьях и не обделять их ничем из тою, что им положено для питания или лечения, а также не воровать и не обманывать в том, что доверено его заботам Без учителя [ректора] школы он не должен отмечать ни приходов, ни расходов Если же случится, что хоть одно из того, что установлено в этих правилах он не исполнит все, что он присвоил и утаил, будет изъято у него, и он до должен дать в виде штрафа деньги — пятьдесят статиров — для больницы, а затем с позором выгнан из школы и из города».

Правила запрещают школярам селиться в городе или строить себе отдельное жилище вне города, пропускать обшее богослужение, «отлынивать» от физического труда во время жатвы и поденных работ. Школярам запрещается «жить с врачами» («чтобы книги мирского искусства со святыми книгами в одном [месте] не читались»), а также укрывать у себя пленников или беглых рабов.

В училище следили за тем чтобы ученики не переходили границы дозволенного в общении с женщинами. «Никто из братьев школы не должен под благовидным предлогом [общаться] с женщинами монахинями, а также иметь с женщинами длительные разговоры и многочисленные дела, чтобы по этой причине не было обиды и оскорбления. Если окажется, что кто-либо поступает иначе будет отчужден от собрания и уйдет из города»

Правила обращают внимание и на внешний вид учащихся. Студенты должны носить опрятную одежду и короткую стрижку. «Братьям школы наряду с учением следит заботиться об одежде и прическе. Они не должны стричься наголо или отращивать кудри, как миряне но со скромной стрижкой, в благопристойном платье, далекие от распущенности, должны они ходить в пределах школы и по улицам города, так чтобы по этим двум [признакам] каждый мог узнать их, свой или чужой».

Главной заботой авторов Правил было сохранение школы как общины учителей и учеников, объединенных общей целью и общим видением. Исключались из школы лишь после многократных или особо тяжких проступков, т.к. они своим присутствием ставили под угрозу целостность школы как единого организма.

Состояние духовного просвещения в IV и V веках на Западе.


Замечание. В первые три века духовное просвещение сосредотачивалось преимущественно в восточных Церквах. Запад был далеко в этом отношении. Если там и были оригинальные писатели, то они были чужды классического или всестороннего богословского образования. Не хотели знать ни философии, ни умозрении в догматической области. С IV в. ситуация меняется, т.к. во время арианских споров, и западные церковные писатели должны были познакомиться с догматическими умозрениями восточных писателей ивести диалектические споры с арианами. Поэтому западные писатели подражали ново-александрийской школе.

Представители:

1. Свт. Иларий, епископ пуатьеский, пиктавийский.

Родился в городе Пуатье. Происходил из благородной языческой фамилии. Крестился в зрелом возрасте всей семьей. Около 350 г. был избран в епископы родного города. В 355 г., присутствовал на медиоланском соборе и защищал с другими западными епископами святого Афанасия. За это он был сослан во Фригию, где был 4 года. Здесь он ближе познакомился с догматическими воззрениями ново-александрийской школы. Умер он в 368 г. на своей кафедре в Пуатье.



Сочинения: Не был самостоятельным, примыкал к писателям ново-александрийской школы. Догматическое: «О Св. Троице» в 12 книгах.

2. Свт. Амвросий, епископ Медиоланский.

Родился в 340 г. Происходил из знатной римской фамилии. Занимал должность консулярия (губернатора) провинции Эмилии и Лигурии, живя в Медиолане (Милан). После смерти арианского епископа Авксентия Медиоланского, чудесным образом выбрали Амвросия. Хотя крестился он только пред рукоположением. За семь дней он прошел все церковные степени и посвящен во епископа 7 декабря 374 года. Именно он обратил Августина своей проповедью и крестил его. Скончался он в 397 г.



Сочинения: В своих трудах он опирался на св. Кирилла Иерусалимского и св. Василия Великого. Догматические: «Таинство», «О вере» и «Св. Духе». Нравоучительные: «О должностях служителей», в трех книгах. Экзегетические: «Шестоднев» - перевод Шестоднева св. Василия Великого. Проглядывает оригеновский аллегоризм и мистицизм.

Преобразователь церковного пения. Он по примеру восточной и, особенно сирийской Церкви, ввел размерный такт, правильные ритмы и придал разнообразие мелодии пения. Ввел антифонное пение. Он составил благодарственный гимн - молитву «Тебе Бога хвалим» (386 г.), в память прекращения гонений на православных арианкой, императрицей Юстиной, матерью императора Валентиниана II.



3. Блаженный Иероним Стридонский.

Родился примерно между 340 и 342 гг. (указываются также 331 и 346 гг.) в Стридоне, находящемся на границе Далмации и Паннонии. Родители его были христианами благородного происхождения. Школьное образование он получил в Риме, богословским – на Востоке. С момента крещения он встал на аскетический путь. Путешествовал в Палестину для поклонения св. местам. Пять лет прожил в Халкидской пустыне. Там он начал изучение еврейского языка. В Антиохии епископ Павлин рукоположил его в пресвитеры. Посещал Константинополь и слушал проповеди Григория Богослова и беседовал с Григорием Нисским. В 381 г. папа Дамас вызвал его в Рим ипоручил Иерониму пересмотр и исправление латинского перевода Библии. После смерти папы Дамаса он удалился в Палестину. Встречался с преподобным Исидором Пелусиотом, а в 387 г. поселился в Вифлееме в своем монастыре. В это время он переводил св. Писание на латинский язык. Боролся с пелагианами. Скончался он в 420 г.



Сочинения: Новый перевод Библии на латынь. При Григории Двоеслове перевод был принят во всеобщее употребление на Западе, а с XIII в. известен под названием «Вульгаты».

Исторические: перевод на латинский язык «Хроники» Евсевия Памфила. Библиологические: «Каталог о знаменитых мужах» - обзор всей христианской литературы, заканчивая 14 годом правления императора Феодосия Младшего. Аскетические: Письма, жизнеописания подвижников: Павла фивейского, Малха монаха и св. Иллариона.

4. Блаженный Августин, епископ Иппонский.

Родился в 353 году. Сын язычника Патриция и христианки Моники. Начальное образование получил в Тагасте, в Нумидии. В 16 лет отец отправляет его в Карфаген, где он учился три года. Увлекался Цицероном. Одно время он преподавал риторику в Тагасте и в Карфагене. Римский префект отправил его в Медиолан в качестве преподавателя. Там он встретился со святителем Амвросием. В 395 г. Августин – епископ. Скончался в 430 году.



Сочинения: «О граде Божием». Полемические: боролся с разными ересями: манихеями и донатистами, пелагианами. Автобиографические: «Исповедь». Гомилитические: проповеди.

Не знал еврейского языка и слабо знал греческий.



Состояние духовного просвещения в VI - VIII вв.


Замечания. Со второй половины V в. - всеобщий упадок духовного просвещения.

Внутренние причины: 1. Богословские вопросы - разрешены на соборах, а новые с VI в. не поднимаются. Монофелитство (VII в.) было рассмотренно ранее в связи с монофизитством. 2. Материал разобран, интереса к новому не было. 3. «Опасны новые догматические исследования, так как можно погрешить против православия», (богословы VI - VIII вв.). Осталось: только систематизировать.

Внешние причины: 1. Деспотизм византийских императоров по отношению к Церкви, (указы догматического характера на счет: монофизитства, монофелитства и иконоборчества). 2. Классическая школа в Афинах была закрыта Юстинианом I, поэтому прекратилась возможность общего образрования. 3. Прекратили платить публичным наставникам. 4. Арабы - мусульмане. Например, халиф Омар сжег александрийскую библиотеку.

Восток. Представители:

1. Леонтии: Византийский, Иерусалимский, Константинопольский.

До недавнего времени (2 пол. XX в.) в церковно-исторической науки их не различали.



А. Леонтий Византийский (VI в., около 543 г.)

Был несторианином, потом - монахом Лавры св. Саввы Освященного в Палестине. Полемист. Присутствовал на собеседованиях 532 г. между халкидонитами и монофизитами. Один из подписавших Деяния собора 536 г.



Сочинения: Полемические: «Против несториан и евтихиан» («Contra Nestorianos et Eutychianos») - 3 книги; «Главы» против Севира (30); и «Эпилисис», «Против обманов аполлинаристов». - Источник - Святые Отцы.

Б. Леонтий Иерусалимский (VI в.)

Жил в Палестине и Константинополе. Полемизировал с «утверждающими, что во Христе две ипостаси» (несторианами), монофизитами, а также с палестинскими оригенистами после их восстания под предводительством игумена Нонна.



Сочинения: Полемические: «Против монофизитов» и «Против несториан».

В. Леонтий Константинопольский (VI в.)

Сочинения: Гомилетические: проповеди.

Г. Неизвестный автор книги «О сектах».

2. Св. Максим Исповедник.

Из благочестивой фамилии, был секретарем имп. Ираклия. Оставил двор из-за его монофелитства и поступил в константинопольский монастырь. Стал бороться с монофелитством. Умер в 662 г. в ссылке.



Сочинения: Полемические: «Против монофизитов и монофелитов». В творениях чувствуется соприкосновение с Дионисием Ареопагитом. Так же экзегет (аллегоризм и Григорий Ниссий).

3. Св. Иоанн Дамаскин.

Родился в 673-6 гг. В Дамаске, отец - Сергий (министр). Образование получил у инока (пленника) Косьмы. После смерти отца занимал его пост. Занимался богословием, образованием и защищал иконопочитание в Константинополе. Удалился в монастырь св. Саввы Освященного, там и умер примерно 777 - 780 гг. не дожив до VII Вселенского Собора, всего прожив примерно 104 года. Его отличает обширная ученость, знакомство с Аристотелем. Но он не оригинален.



Сочинения: Догматические: «Источник знания»: «Философские главы», «О ересях» - источник св. Епифаний Кипрский и др., «Точное изложение православной веры» - первая догматическая система, учебник. «Против манихеев (павликиан), несториан, монофизитов и монофелитов». Гимнографические: «О Тебе радуется...», Панихида и Октоих. Его творения легли в основу сочинений Петра Ломбарда и Фомы Аквината.

Запад. Представители:

1. Свт. Григорий Двоеслов.

Родился в 540-550 гг. Из знаменитой сенаторской фамилии Анициан. Был посвящен в диалектику, риторику, юриспруденцию. Мать: Сильвия, две сестры, тоже канонизированные. Решает уйти в монастырь. Строит 6 бенедиктинских монастырей в Сицилии, 7-ой в Риме. В 578 г. Папа Пелагий II рукополагает его в диаконы и отправляет в Константинополь. В 585 г. Возвращается в Рим, после смерти Пелагия его выбирают в папы. Потрудился для миссии, вводил целибат. Умер в 604 г.



Сочинения: Знал Св. Писание, Августина, Амвросия, Иеронима. Сочинения отличаются практическим характером. Экзегетические: «Толкование на Иова или XXXV книг о нравственности». Нравоучительные: «Пастырское правило». Наименование Двоеслова (Собеседоватепя) он приобрел за свой труд «Разговоры о жизни и чудесах италийских отцов».

2. Беда Достопочтенный.

Представитель ново-английской церкви. Постригся в монастыре Нортумберланда. Изучал духовные и светские науки. Умер в 735г.



Сочинения: Экзегетические: переводчик на английский язык Библии. Исторические: «История церкви английского народа».


Состояние просвещения в IX и X вв.


Замечания: С IX в. движение к просвещению. Соправитель Михаила III (842-867) Варда стал заботиться об открытии школ в городах, нашел учителей; Василий Македонянин (867-886гг.) необразованный, тоже занимался просвещением. Ему помогал святитель Фотий. Имеператоры Лев VI Мудрый (886 - 912 гг.) и Константин Багрянородный (912 - 959 гг.) сами писали сочинения, устраивали школы и библиотеки.

Особый род учености - механическое заучивание всего - мертвый груз - их не перерабатывали. Для богословов IX - Х вв. Характерны компилятивные труды по экзегетике, догматике и истории.



Восток. Представители:

1. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский.

Ученейший, громадные сведения в светских и духовных науках. Умер в заточении при имп. Льве Мудром, около 891 г. Много писал, но не печатали.



Сочинения: Догматические: «О Св. Духе», «Против новых манихеев или павликиан» - 4 кн. Канонические право: составитель «Номоканона». Библиологические: «Библиотека» - рецензии, «Амфилохия».

2. Икумений, еп. Трикки во Фракии (ок. Х в.).

Сочинения: толкования на Деяния, послания Павла и Апокалипсис. Не самостоятелен, компилирует, особенно Фотия - интересен подбор.

3. Преп. Симеон новый Богослов (кон. Х - нач. ХI века)

Был монахом Студийского монастыря, а потом игуменом монастыря св. Маманта в Константинополе. Проповедник.



Сочинения: Аскетико-догматические: «Главы деятельные и богословские» (101), «Главы богословские и созерцательные» (25), «Беседы о вере и нравственности с мирянами и иноками» (33).

Запад.

Замечание: К VIII в. варварские народы уже ассимилировались и стали усваивать римское просвещение. На смену Италии пришли Франция, Германия, Англия. С учреждением новой империи Карла Великого (769 - 814 гг.) стало утверждаться образование. Сам он знал латынь и греческий языки. Он окружил себя: Алкуином, Павлом Диаконом, Эйнгардом, Рабаном Мавром, Теодульфом. Основал много школ при монастырях и церквах. Дворцовой школой заведовал Алкуин. Так же император Карл Лысый.

Направление образования - библейско-практическое. Изучали Писания по толкованиям отцов (Августина). Самостоятельной учености не было.

В Х в. образование ослабело («темный век»), иногда по монастырям. Невежество. В XI в. Разрешается в два направления схоластика и мистика.

Представители:

1. Алкуин, аббат Турский.

Родился примерно около 735 г. Из Англии его вызвал Карл Великий, отличавшийся всесторонней образованностью. Практическая деятельность на поприще просвещения. Скончался около 804 г.



Сочинения: «Комментарий на Священное Писание» - компиляция Августина, Григория Двоеслова, Беды. «Жизнеописания святых», «3 книги о Св. Троице» - зачатки схоластики.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Предисловие.
  • ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ЦЕРКВИ.
  • Главные богословские школы Востока в IV и V вв.
  • Состояние духовного просвещения в IV и V веках на Западе.
  • Состояние духовного просвещения в VI - VIII вв.
  • Состояние просвещения в IX и X вв.