Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие Кемерово 2008 содержание лекция теоретическое введение в культурологию




страница1/16
Дата29.06.2017
Размер2.59 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.И. Марков, В.С. Чуйков


Волканова О.С.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ




Учебное пособие

Кемерово 2008


СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ.

1.1. Понятие культуры, сущность, предмет и методы

культурологии.

ЛЕКЦИЯ 2. Основные понятия и проблемы культурологии.

2.1. Культура и цивилизация.

2.2. Морфология культуры.

2.3. Функции культуры.

2.4. Субъекты культуры.

2.5. Социальные институты культуры.

2.6. Типология культур.

2.7. Культурная традиция.

2.8. Культурные контакты.

Вопросы для самоконтроля



ЛЕКЦИЯ 3. ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ.

3.1. Общие основы культурогенеза.

3.2. Культура первобытного общества.

Вопросы для самоконтроля


ЛЕКЦИЯ 4. ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДА

4.1. Культура античной Греции и Рима.

4.2.Истоки, сущность и значение христианства.

4.3. Культура средневековой Европы.

4.4. Эпоха Возрождения и европейская культура Нового и

Новейшего времени.

Вопросы для самоконтроля

ЛЕКЦИЯ 5. ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР ВОСТОКА.

5.1. Культура Индии.

5.2. Культура Китая.

5.3. Культура Японии.

5.4. Культура исламского мира.

Вопросы для самоконтроля



ЛЕКЦИЯ 6. СПЕЦИФИКА И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

6.1. Истоки российской культуры и культура Киевской Руси.

6.2. Культура Московского государства.

6.3. Петровские реформы и культура России XVIII-XIX вв.

6.4. Проблемы и противоречия российской культуры в XX веке.

Вопросы для самоконтроля


ЛЕКЦИЯ 7. РОССИЙСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ И СУДЬБЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Методические указания и темы контрольных работ

Дополнительная литература
Итоговый тест

ВВЕДЕНИЕ
Культурология – сравнительно молодая наука. Культурология формируется на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучает культуру как целостную систему. Процесс формирования культурологии продолжается и в настоящее время, на границе таких наук как философия культуры, культурная антропология, социология культуры, этнопсихология и ряда других. Культурология формулирует идеи о сущности, функциях, структуре, изменениях культуры, анализирует культурные миры. В культурологии можно выделить две структурные части: теоретическую и историческую (прикладную). Теоретическая культурология представляет концептуальные описания культуры, историческая анализирует типы культур, сравнивает различные культуры, выявляет культурную специфику, характеризует современную культурную ситуацию.

Цель настоящего издания – представить данные разделы культурологии.

При многообразии точек зрения в определении культуры авторы считают, что культура – это живой организм, который функционирует по законам системы. Такой подход позволяет сформулировать основные задачи курса – уважительно относится к собственной культурной традиции, и проявлять терпение в отношении чужой непонятной культуры.
Электронный вариант учебника составлен на основе государственного образовательного стандарта РФ для преподавания по культурологии с учетом рабочей программы курса и опытом преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности. Несколько вариантов тестов позволяют самостоятельно контролировать степень освоения курса и понимание различных аспектов культурологии.

После каждой темы понять степень усвоения материала можно с помощью вопросов для самоконтроля, составленных в форме тестов. В последней главе пособия представлен итоговый тест по курсу культурология.

Словарь размещенный, в пособии концентрированно представляет основные термины и понятия, представленные в данном пособии.

Федеральный государственный стандарт по культурологии для всех специальностей включает следующие дидактические единицы:


-Структура и состав современного культурологического знания;

-культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры;

- теоретическая и прикладная культурология;

- методы культурологических исследований;

-основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация;

-типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры;

-восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры;

-тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;

- культура и природа;

- культура и личность.



После завершения самостоятельного изучения дисциплины «Культурология» студент должен:

  1. Иметь представление о предмете, принципах, методах культурологии, ее месте в системе гуманитарного знания;

  2. Иметь представление о существующих подходах в культурологии, описывающих феномен культуры;

  3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на основе использованных источников и литературы;

4. Использовать категориальный аппарат науки при ответе на вопросы тестов;

5. Иметь представление о современной культурной ситуации в мире;

6. Иметь представление о историко – культурных проблемах русской культуры.


ЛЕКЦИЯ I. Теоретическое введение в культурологию.

Тема 1. Понятие культуры, сущность, предмет и методы культурологии.
1.1. Значение понятие культура
Слово "культура" впервые появляется в древнем Риме и первично обозначает действия по обработке, возделыванию земли. В то же время оно сохраняет корневую связь с понятием "культ" - почитанием, поклонением. У Цицерона, римского оратора и философа, встречается понимание философии как культуры духа или ума. Здесь подразумевается воздействие философии на ум с целью его "обработки", воспитания, развития, в результате чего формируется более высокий уровень духовности. Эти оттенки связи с человеческой деятельностью и возникновения чего-то высшего, требующего почитания и уважения, сохраняются в слове "культура" до сих пор.

В Германии XVII в. термин "культура" уже употребляется как самостоятельный, он означает результаты деятельности людей, общества. При этом подчеркивается противопоставление культуры природному, естественному в человеке и мире. Несводимость мира культуры к миру природного, отличия от него, в дальнейшем тоже остаются навсегда, но противопоставление при этом не обязательно - это черта лишь европейского понимания культуры. Миропонимание культур Востока, напротив, основано на ощущении близости к природе, корневого родства с ней. В Европе же в последующих веках термин "культура" все чаще связывается со словом "цивилизация", причем иногда почти полностью совпадает с ним, а иногда противопоставляется ему.


1.2. Научное определение культуры
Попытки дать единое научное определение культуры индуктивным методом, т.е. обобщением смысла различных применений слова "культура" в современных языках, в целом провалились. Дело в том, что это слово используется в самых различных оттенках и число их бесконечно. Культура - это и обычай уступать место в транспорте, и величайшие произведения искусства, это научная мысль и система образования, это культура производства, чистота городских улиц и многое, многое другое. Определений сейчас насчитывается около 800, но единого так и не создано. Самое общепринятое, но и самое абстрактное из них звучит так: "Культура есть искусственный мир человека, способ его бытия, приспособления к естественному миру и преобразования последнего в своих целях". Такого понимания вполне достаточно для начала рассуждений о культуре и мы из него будем исходить, постепенно наполняя более конкретным содержанием.

С учетом многообразия смысловых значений слова "культура" людям давно стало ясно, что нужно не просто искать предельно широкие формулировки, объединяющие эти смыслы, а искать единство под каким-то углом зрения, задаваемым теоретически. Но при таком подходе тоже возникают свои сложности: этих самых углов зрения тоже почти бесконечное множество, они определяются, прежде всего, разнообразием дисциплин, изучающих культуру. И у каждой из них свое понимание, что такое культура.


1.3. Междисциплинарный подход в понимании культуры
Философия культуры ориентируется на поиски предельно общей сущности культуры и тогда она понимается как содержание или способ бытия общества и общественного человека.

Социология культуры изучает ее как фактор организации общественной жизни, выделяя такие моменты как верования, ценности, нормы поведения, язык, обычаи, эстетические вкусы данной культуры, принятый способ мышления и т.д. То есть здесь речь идет уже о конкретном типе общества, а не обществе вообще.

Культурная антропология исходит из признания самоценности культуры каждого народа, независимо от этапа его развития, и из равноценности всех культур, являющихся неповторимым образом жизни каждого общества и каждого человека. Ряд наук, которые можно объединить общим понятием "культурография" то есть описание культуры, изучает уникальные черты каждой культуры на разных этапах её развития. Этим занимаются этнология (описание народов и их жизни), искусствоведение, история культуры в целом.
1.4. Роль культурологии в изучении культуры
Какое же место занимает среди этих дисциплин культурология? На самом общем уровне это место можно определить так. Это теория среднего уровня, изучающая не единичное в культуре, как этнография, история культуры, и не всеобщие закономерности культурной жизни, как философия культуры, а особенное в культуре, т.е. целостную характеристику определенных типов культур.

В этом смысле её предмет более реален, чем у философии культуры. Ведь типы культур, отдельные культурные миры существуют издавна, а общая культура человечества только ещё формируется. Каждый тип культуры понимается в культурологии как особенный самоценный культурный мир и рассматривается в качестве органической системы со своей спецификой происхождения, становления, развития и возможной гибели.


1.5. Специфика культурологии в изучении культуры
Само выделение культурологии из философии культуры было во многом связано именно с осознанием того, что разнообразие культур нельзя свести к их различному положению на "ступенях прогресса". До этого философы полагали, что есть единый процесс культурной эволюции человечества и все культуры, идя по европейскому пути развития, отличаются только степенью приближения к этому идеалу. Но со второй половины XIX в. все более утверждается взгляд, что главная особенность культуры не уровень экономического или политического развития, а способность сохранять свое "лицо", свою самоидентичность. 0дни и те же факторы no-разному проявляли себя в разных культурах, и возникла необходимость присмотреться к их внутренней сущности. Теперь уже мало было простого описания, требовалось в каждом случае выявлять особенный механизм развития, свои закономерности каждой культуры, определяющие и характер взаимодействия, контакты культур.
1.6. Структура культурологии (теоретическая и прикладная культурология)
Так возникла теоретическая культурология, основы, которой, учение о культурно-исторических типах, заложил русский ученый Н. Я.Данилевский, рассматривавший каждую из культур как своеобразный живой организм, даже совокупную личность со своими стремлениями, задачами, типом мышления и т.д. Одним из главных методов новой науки, помимо общефилософских и общенаучных, стал метод сравнительного анализа различных культур для выявления их сущностной специфики и типологизации. В прикладной культурологии, занимающейся практическими аспектами взаимодействия культур и культурных контактов, применяются методы сопутствующих дисциплин: социологические и социально-психологические, искусствоведческие и т.д. (включенное, невключенное наблюдение, письменный и устный опрос (анкетирование)

.

1.7. Методы культурологии


Для познания первобытного общества, например, большое значение, имели методы экспериментальной археологии, опрокинувшие ранее существовавшие представления о материальной базе этого общества, а также метод включенного наблюдения, т.е. совместного проживания исследователей с первобытными племенами, заимствованный из этнографии. Исследования ценностных предпочтений включают и различные опросы, и анализ текстов, особенно эпоса и фольклора. Даже анекдоты могут стать материалом для серьезных выводов культурологического характера. Таким образом, культурология - лишь теоретическое ядро культуроведения - обширного массива наук, изучающих культуру в её самых различных проявлениях и пользующихся разными методами для формирования целостного представления о способе жизни данного типа культуры.
1.8. Значение культурологического знания
Практическое значение культурологи, особенно наглядно видно в периоды кризисов и реформ, тогда четко проявляется основной системный закон жизни культуры: любое общественное изменение приведет к неожиданным, обратным, негативным результатам, если оно не соответствует собственным тенденциям и ценностям данной культуры, идет вопреки ее традициям, не учитывает тип человека и способ его бытия в данном культурном мире.

В личностном аспекте значение культурологического знания состоит в том, что подлинно культурный человек не стремится быть "современным", то есть рабом случайных обстоятельств своего рождения. Обладая знанием о принципиально различных способах жизни, системах ценностей, он обладает и уникальной свободой выбора в формировании собственного жизненного мира и своей судьбы.



1.9. Органическое понимание культуры
Наконец, сам ракурс видения мира культуры в культурологии имеет особое значение. Отношение к культуре как к органической живой системе вносит нравственный смысл в научный анализ. Живое - свято, живое требует бережного отношения. Его нельзя убивать, разбирать и переделывать на основе идеологических концепций любого рода или по собственному произволу.

В культурном многоцветье мира каждая культура занимает свое, уникальное место и потеря ее традиции – утрата для всего человечества. Поэтому одна из важнейших задач курса культурологии – научить ценить и верить в аксиомы собственной культуры, и уважать, понимать ценности всех культур мира.


Основные выводы по теме

  1. Слово культура впервые появилось в Древнем Риме.

  2. В настоящее время существует около 800 определений культуры, что свидетельствует о сложности этого явлении.

  3. Культуру также изучают философия культуры, социология культуры, этнология, культурная антропология, исследуя разные аспекты культуры.

  4. Культурология использует методы гуманитарных наук для изучения культурной специфики.

  5. В структуру культурологического знания входят теоретическая и историческая культурология.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Специфика культурологии как науки заключается в следующем:

а) в описании произведений художественной культуры;

б) в выявлении целостной характеристики культурных типов;

в) в характеристике быта и нравов различных народов;

г) в осмыслении всеобщих закономерностей культурной жизни, без учета специфики отдельных культур.

2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:

а) для определения специфики той или иной культуры;

б) для выявления отсталых и развитых культур;

в) для создания новой культурологической теории;

г) для классификации шедевров культуры.

3. Какой из перечисленных мыслителей, впервые в своем трактате использует слово культура?

а) Цицерон

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

4. В структуру культурологии не входят…

а) историческая культурология и культурная антропология;

б) история искусств и эстетика;

в) история культурологических учений и прикладная культурология;

г) культурная антропология и социология культуры.

5. Прикладная культурология это наука:

а) о применении достижений культурологии в практических целях;

б) о специфических явлениях культуры;

в) об уникальных предметах искусства;

г) о построении новых культурологических теорий.

6. Структура современного культурологического знания включает…

а) социологию культуры, культурную антропологию, историческую и прикладную культурологию;

б) философскую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию;

в) историю европейской и отечественной культуры;

г) онтологию, гносеологию, этику, эстетику, философию искусства.


Тема 2. Основные понятия и проблемы культурологии

2.1.Определение понятия цивилизация
Историки называют цивилизацией весь период развития человечества, непосредственно следующий за первобытным и родоплеменным обществом. Его основные признаки – создание государств, появление городов, деление на классы и т.д. Иногда слово ''цивилизация'' употребляют как синоним определенной культуры – индийская, китайская и так далее.
2.2.Культурологическое понимание цивилизации
Культурологический смысл этого термина во многом другой и он прямо соотносится с понятием культуры. В XX в. эти слова уже не только не отождествляются, но часто противопоставляются друг другу. Особенно после первой мировой войны, когда именно цивилизованные народы породили самое величайшее варварство в мировой истории.

2.3.Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера

Теоретическим осмыслением этой противоположности культуры и цивилизации стала концепция О. Шпенглера, понимавшего цивилизацию как последнюю стадию развития культуры, когда душа ее уже умерла и развитие продолжается, и даже усиливается, только в чуждых человеку, омертвленных формах - в виде научно-технического, экономического и т.д. прогресса. Мощь таких умирающих цивилизаций - только видимость, они духовно и душевно бесплодны в силу своей старости. Такую судьбу он предсказывал Европе в своей книге "Закат Европы". Такие цивилизации - "...завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мертвый город за деревней и задушевным детством… Они - неизбежный конец".

2.4.Культура и цивилизация в понимании Н.А.Бердяева

Аналогично высказывались и многие русские мыслители. Н. Бердяев, например, подчеркивал, что сущность культуры - творческая деятельность человека, а цивилизация - итог творчества, окостеневший результат. "Культура религиозна по своей основе, цивилизация безрелигиозна. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура национальна, цивилизация интернациональна. Культура органична. Цивилизация – механична. Культура основана на качествах, на неравенстве. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура – аристократична. Цивилизация – демократична.



2.5.Оценка цивилизации в современной культурологии
Интересный поворот этой проблеме придает отечественный современный культуролог И.Я. Левяш. Он привлекает для ее разрешения известную философскую теорию отчуждения, то есть превращения результатов человеческой деятельности в чуждую силу, господствующую над человеком. Цивилизация у него есть именно такой отчужденный плод развития культуры. Генетически именно культура творит цивилизацию, весь этот механически-экономический мир. На какой-то стадии отношения между ними функциональны, каждая играет свою роль и ни одна не мыслима без другой. Но, в конце концов, возникает дисфункциональная связь. Творчество умирает в результате, ''высоты'' достигнутого ведут к самодовольству, утрате смысла и возможности творчества. ''Это эпоха распада и тупика во взаимоотношениях культуры и цивилизации. Для культуры - это сигнал к обновлению своих вечных смыслов и их объективации в новой цивилизации".

В таком контексте, кстати, довольно странно выглядят постоянные призывы с экранов наших телевизоров ''стать как весь цивилизованный мир'', под которым имеются в виду 10-15 стран Европы и Америки.


2.6. Морфология культуры.
Морфология - учение о формах. Следовательно, имеются в виду

формы, в которых выступает культура. Совокупность этих форм составляет её структуру. Вопросы эти достаточно спорны в литературе. До недавнего времени общепринятым было деление на материальную и духовную культуру как, соответственно, совокупность материальных и духовных ценностей данного общества.



2.6.1.Элементы материальной культуры

В свою очередь в материальной культуре выделялись такие элементы как орудия и средства труда, техника, производство, пути сообщения, предметы быта и т.д. Особое внимание уделялось именно технике, которая в широком смысле означает, навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает с понятиями мастерство, искусство. В этом смысла техника - сквозная категория для всей материальной и не только материальной культуры. В узком смысле слова техника - машины, механизмы, орудия деятельности.


2.6.3.Культурологическая оценка техники в современном мире

В XX в. возникает угроза культуре со стороны техники, которая становится отчужденной силой, господствующей над человеком. Все новые виды деятельности подчиняются принципам, ритмам и логике технического развития. Воплощением этой угрозы часто выступают средства массовой коммуникации, подгоняющие человека под единые шаблоны жизни. Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. Человек остается в стороне: техника создается техникой и ради технических результатов.



2.6.4.Элементы духовной культуры

В духовной культуре обычно выделяют такие элементы как культура интеллектуальная (наука, философия, просвещение). Эстетическая культура (искусство и литература). Этическая и социальная культура (язык, быт, традиции, право, политика). Религиозная культура (символ веры, таинства, ритуалы).


2.6.5.Современные культурологи о морфологии культуры

В настоящее время выдвигаются и другие точки зрения на морфологию культуры. В.И. Полищук, например, считает первичным деление культуры на предметную, существующую в виде вещей, произведений искусства и т.п., и личностную, существующую в человеке, его духе, душе, навыках и умениях. И.Я. Левяш делит саму культуру по видам деятельности – трудовой, социальной и т.п. Обе эти характерные точки зрения отражают тенденцию к усилению деятельностного гуманистического подхода к культуре, которая уже не воспринимается, как во времена Гегеля, как что-то стоящее над человеком и развивающееся почти автономно от него.


2.3. Функции культуры

2.3.1.Первичные функции культуры

Все виды и формы культуры составляют единое целое именно потому, что они взаимосвязаны, каждая выполняет свою функцию по отношению к данной общности людей и каждому человеку. Главная функция (творческая) - творение самого человека как носителя и созидателя культуры. Каждая культура создана определенным типом человека и нуждается в воспроизводстве именно этого типа. Социологи говорят о необходимости социализации личности, то есть её подготовке к включению в общество, культурологи подчеркивают аспект инкультурации человека, которая начинается с детства в виде незаметного, подчас игрового восприятия системы ценностей данной культуры. Поскольку культура нуждается и в сохранении и в развитии, то инкультурация включает и освоение уже созданных ценностей и формирование способностей к творчеству.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ