Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие к спецкурсу Москва Издательство Московского государственного педагогического университета




страница1/13
Дата02.07.2017
Размер2.52 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Институт гуманитарных исследований

Тюменский государственный университет




Карабулатова И.С.
Введение в региональную этнолингвистику

Учебное пособие к спецкурсу


Москва

Издательство Московского государственного педагогического университета

«Прометей»

2004


УДК

ББК

ISBN

К
Карабулатова И.С. Введение в региональную этнолингвистику. –Москва - Тюмень, издательство Московского государственного педагогического университета «Прометей». 2004 г. - 148 с.
Рецензенты:

Институт современных диаспор,

зам. директора Полоскова Т.В., д.полит.н., проф. (Москва)
Макеева М.Н., д. филол.н., проф. (Тамбов)
Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей в рамках регионального компонента знакомит с закономерностями развития языкового пространства современных полиэтничных регионов и спецификой осуществления в них этноязыковой политики.
Печатается по решению Ученого Совета Института гуманитарных исследований Тюменского государственного университета

© Карабулатова И.С., текст, 2004

© Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, 2004

© Издательство МПГУ «Прометей», 2004

Содержание

Предисловие



ЭТНОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА

1. Цель, задачи этнолингвистики как научной дисциплины. Объект этнолингвистики: этнос и его признаки, язык, регион.

2. История развития этнолингвистики как науки

3. Исторические и современные теории национально-этнических общностей. 3.1. Психологические теории этносов и национальных общностей. 3.2. Материалистические теории этносов и национальных общностей.


Вопросы к размышлению

ЭТНОС – ЯЗЫК - КУЛЬТУРА

1.Этническая парадигма

2.Проблемы сохранения этноса в полиэтничном регионе

3.Этнолингвистика и национально-культурное своеобразие языков


Вопросы к размышлению

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Этногенез территории и этнолингвистика

2.Из истории формирования этнолингвистического пространства Тюменского региона


Вопросы к размышлению
СОВРЕМЕННОЕ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Взаимодействие языков и языковая семья, генеалогические классификации языков

2. Языки индоевропейской языковой семьи на лингвистической карте Тюменского региона

3.Языки алтайской языковой семьи на лингвистической карте Тюменского региона

4.Языки уральской языковой семьи на лингвистической карте Тюменского региона

5.Языки афразийской языковой семьи на лингвистической карте Тюменского региона

6. Языки кавказской языковой семьи на лингвистической карте Тюменского региона

7.Синотибетская языковая семья на лингвистической карте Тюменского региона

Вопросы к размышлению
Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рабочая программа к спецкурсу «ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭТНОЛИНГВИСТИКИ». Контрольные вопросы к зачету

Таблица. Этносы Тюменской области (1989 и 2002 гг.)


Предисловие

Эта книга построена на основе курсов лекций, которые читались автором в течение ряда лет в Тюменском государственном университете, а также в ряде других учебных заведениях России.

Как часто мы используем в своей речи слово «россиянин», не задумываясь о том, а какой он, россиянин, что вкладывается в само понятие. К сожалению, живя бок о бок с представителями других народов, мы зачастую не знаем о них ничего, кроме только названия.

Вместе с тем история нашей страны складывалась таким образом, что в этногенезе российского народа принимали и принимают участие многие этносы. Практически любой регион России полиэтничен, но то же время отсутствуют книги, где необходимые сведения о народах России и других новых независимых государствах, их ис­тории, их культуре и языках давались бы достаточно полно, но в компактной и доступной форме. Единственное исключение — эн­циклопедия «Народы России» (М.: 1994), но ее задачи иные — это не учебное пособие, а книга для специалистов.

Особенности содержания и структуры предлагаемого пособия обусловлены прежде всего самим характером самого изучаемого объекта: языковое пространство современного полиэтничного региона России как сложный, многокомпонентный и многоаспектный феномен. Еще в XIX в. один из основателей современной лингвистики И.А.Бодуэн де Куртенэ определял характер науки о языке как «психологично-социологический». Именно такой подход, синтетический, интердисциплинарный, к языку современности отвечает нуждам сегодняшнего дня. Избранный нами лекционный жанр изложения позволяет надеяться на то, что при всей трудности рассматриваемых проблем они будут понятны в достаточной мере читателю или, по крайней мере, пробудят у него интерес.

Учебное пособие построено, если можно так выразиться, по центростре­мительному принципу. В первой ее главе говорится о самых общих, глобальных вопросах: о том, что такое этнос, о понятии этничность, о языках мира и их классификации, о видах письменностей, о материальной и духовной культуре и, в частности, о различных религиях и т.п.

Вторая глава посвящена этнолингвистическому пространству полиэтничного региона России – Тюменской области. В третьей главе мы рассматриваем отдельные этнокультурные зоны. В начале описания каждой зоны рассказывается о народах, ее населяющих. Затем дается очень сжатый очерк истории народов этой зоны и их культуры; обращаем внимание читателя на то, что это — именно история народов, а не государств. При описании ряда зон в от­дельные разделы выделена информация о некоторых этносах и их языках (этот выбор определен отсутствием у данных этносов еди­ной территории и общественным интересом к судьбам соответст­вующих народов). Наконец, четвертая глава имеет форму алфа­витного справочника, включающего краткое описание языков и куль­тур около 150 этносов, населяющих Тюменскую область, дополнительные сведения об этих народах.

Кроме того, пособие не ограничивается традиционными лингвистическими темами (например, характеристика языков полиэтничного региона), а включает и проблемы, лежащие на стыке языкознания с иными науками: историей, психологией, антропологией, юриспруденцией, политологией, социологией, этнографией.

При написании пособия мы, как правило, пользовались общедо­ступным материалом, почерпнутым из справочных пособий типа эн­циклопедий либо (реже) из специальных работ, посвященных каким-либо вопросам того или иного этноса. В некоторых случаях мы даем более новую информацию или, напротив, сведения старые, но редкие и малодоступные. Основные источники (не считая ис­точников по отдельным этносам): «Большая советская энциклопедия». (3-е изд.); «Советский энциклопедический словарь»; «Краткая литера­турная энциклопедия» в 9-ти томах; справочник «Народы мира» (1988); пятитомник «Языки народов СССР»; «Численность и состав населе­ния СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г.» (1985); СИ. Брук. Население мира. Этнодемографический справочник (2-е изд., 1986); «Население мира. Демографический справочник» (1989); «Лингвистический энциклопедический словарь» (1990); «Наро­ды России. Энциклопедия» (1994); «Красная Книга языков народов России» (1994), «Государственные языки в Российской Федерации» (1995) и др.

Всю использованную литературу мы не в состоянии привести; однако ссылки на некоторые работы даются в тексте в тех случаях, когда излагаются различные (или неординарные) точки зре­ния на происхождение, историю того или иного этноса.

На первый взгляд читателю может показаться, что разным эт­носам в пособии уделено неодинаковое внимание. Действитель­но, по одним этносам есть больше сведений, чем по другим. Но такое положение дел связано с различной степенью проработки того или иного вопроса по истории, языку, культуре конкретного этноса.

Кроме того, мы старались избежать дублирования сведений, содержащихся в школь­ных учебниках и в самой широкой прессе. Исходя из этого, мы говорим о русском этносе только то, что либо принципиально важно, либо мало известно, но существенно и полезно знать.

Структура пособия состоит из несколько блоков, к каждому из которых прилагается несколько вопросов и упражнений. Ответы на них частично содержатся в тексте разделов, а частично требуют самостоятельного анализа с опорой на собственный опыт и полученные знания. Эти задания могут быть использованы не только для проверки усвоения учебного материала, но и для работы в аудитории и дома, а также при проведении различного рода конкурсов и олимпиад.

Автор

ЭТНОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА

1. Цель, задачи этнолингвистики как научной дисциплины. Объект этнолингвистики: этнос и его признаки, язык, регион.

2. История развития этнолингвистики как науки

3. Исторические и современные теории национально-этнических общностей

В связи с появлением новых наук особое значение приобретает не только совершенствование классических методов научного исследования, но и поиск новых, нетрадиционных методов и подходов к анализу исследования. Многие такие методы и приемы нередко появляются на стыке разных наук и дисциплин. Многие такие методы и приемы нередко появляются на стыке разных наук и дисциплин.


1. Цель, задачи этнолингвистики как научной дисциплины. Объект этнолингвистики: этнос, язык, регион
Этнолингвистика – это направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании этнолингвистика рассматривается как комплексная дисциплина, изучающая с помощью лингвистических методов «план содержания» культуры, народной психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т.п.). Однако некоторые ученые (А.С.Герд, 1995) полагают, что этнолингвистика - пограничная дисциплина, возникшая на стыке языкознания, этнографии и социологии.

Народ, или этнос (что по-гречески и значит «народ»), — это одно из главных понятий науки о народах — этнологии. Под народом мы будем понимать такую группу людей, которая и объективно (в силу общности ряда признаков), и субъективно (в их сознании) представляет собой единое целое и выделяется среди других народов. Само по себе понятие «этнос» является довольно сложным и дискуссионным. У отечественных этнологов существует несколько концепций структуры этнического самосознания и этноса (Джарылгасинова Р.Ш., 1987, с.17-20). Разные ученые по-разному определяют признаки этноса как такового. Например, А.С. Герд (1995) насчитывает их до двадцати, а А.А.Леонтьев (1998) только шесть. Не вдаваясь в подробности, отметим, что одними из основополагающих признаков этноса являются: 1) общность культуры, духовной и материальной; 2) общность исторической судьбы; 3) общность языка; 4) специфика территории; 5) наличие этнического самосознания и самоназвания (этнонима).

К материальной культуре народов относятся особенности жилья (изба в русской деревне, сакля на Северном Кавказе, юрта у ското­водческих народов и т. д.) и его внутреннего устройства, убранства (например, для русской избы раньше была характерна русская печь, служившая и для отопления, и для приготовления пищи, и для сна, и для лечения и т.д. и т.п.), одежда, обувь и украшения. У большинства народов до сих пор сохранились традиционные нацио­нальные предметы одежды, головные уборы, излюбленные украше­ния, например, в Грузии — черная кахетинская шапочка и войлоч­ная круглая «сванка», у целого ряда народов — папаха из бараньей шкуры, расшитая узорами тюбетейка и т.д.

Наконец, едва ли не самое важное в материальной культуре — это традиционные ремесленные занятия, способы кустарного производства, типичные для данного народа орудия труда. Напри­мер, Дагестан знаменит своими ювелирами, работающими обычно по серебру, Туркмения — ковроткачеством, многие народы Се­вера — производством меховой одежды, бисероплетением, чукчи и эскимосы — резьбой по кости.

Таким образом, материальная культура народа связана с доминирующими в обществе экономическими отношениями, в первую очередь с тем, к какой общественно-экономической формации это общество от­носится.

У различных народов мы находим разные системы обществен­ных отношений. Например, казахи Тюменской области ежегодно собираются на курултай, чтобы решить основные вопросы по управлению казахской диаспоры, а казаки - на казачий круг. При родовом строе (который сохранился у казахов, татар, башкир, ненцев), вообще в доклассовом обществе, огром­ную роль играют так называемые семейно-брачные отношения. Основной ячейкой такого общества является род, состоящий из людей, связанных кровным родством. Внутри рода отношения могут строиться тоже по-разному — например, родство может считаться по линии отца или по линии матери, наряду с моногам­ными браками (единобрачие) встречается полигамия (многожен­ство) и даже полиандрия (многомужество). Для других формаций существенна семья, состоящая из мужа, жены, их детей (так назы­ваемая ядерная семья) и живущих с ними других родственников.

Различные обряды (принятые в обществе церемонии, связан­ные с тем или иным событием — свадьбой, рождением ребенка, достижением им определенного возраста, смертью и т. д.), тради­ции и приемы, связанные с воспитанием детей {так называемая народная педагогика), с повседневным поведением (этнические стереотипы). Так, христиане, входя в церковь, обязаны снять головной убор (но женщина не может войти в храм с непокрытой головой), иудаисты, напротив, должны при входе в синагогу покрыть голову, а мусульмане обязаны у порога мечети снять.обувь. Су­ществуют обычаи, свойственные одному народу (или несколь­ким) и отсутствующие у других, например, обычай карнавала у итальянцев, испанцев и народов Латинской Америки.

У всех народов существует определенная мораль (нравствен­ность), т.е. те или иные поступки, то или иное поведение либо одобряются общественным мнением, либо, напротив, осуждают­ся им. Такие моральные (или морально-этические) требования и нормы могут охватывать всех представителей данного народа, а могут быть специфичными для определенной социальной груп­пы или класса: то, что принято для воина, невозможно для зем­ледельца или ремесленника, и наоборот.

Отношения между людьми отражаются и в этикете общения, т.е. нормах такого общения. Например, у многих народов мира есть понятие табу (само это слово происходит из полинезийских языков): это запрет на какой-то способ поведения, чаще всего на общение с тем или иным лицом или группой лиц (у народов Се­верного Кавказа невестка не имеет права первой заговорить со свекром — отцом мужа; а у казахов невестка не имеет права называть мужа и его родственников по именам и т.д.). У любого народа есть нормы, регу­лирующие, как можно и как нельзя обращаться к людям разного возраста, пола, социального положения и т.д. Скажем, в английском языке можно назвать другого человека по имени (без отчества) и на «ты», а в русском только в особых случаях.

Во многих языках, например в татарском, казахском есть специальные слова и формы, используемые для обращения к лицам разного пола, возраста, степени родства и социального положения. Например: абый – дядя, агай – дядя, уважаемый человек, апа/апай – уважительное обращение к женщине.

Особый тип отношений между людьми связан с так называе­мой магией - колдовскими действиями, направленными на то, чтобы достичь какой-то цели (нанести другому челове­ку вред, обеспечить себе удачу или «заставить» любого человека полюбить себя). Такова, например, система так называемых «заговоров» - магических текстов, «специализированных» для разных случаев - распространенная среди многих народов России.

Магические действия или слова связаны с представлениями о единстве человека и природы. Иными словами, с одной стороны, о том, что природа как бы одушевлена, в чем-то сходна с человеком, а с другой — что человек может непосредственно воздействовать на природу и вообще окружающий его мир одной силой мысли или желания или тем или иным символическим действием, ритуа­лом. С развитием религии такие первобытные представления превращаются в веру, а простейшие магические действия — в сложную систему так называемого «культа». При этом не обязательно участвовать в тех или иных культовых дей­ствиях (молиться, ходить в церковь), чтобы быть (или, по край­ней мере, считать себя) верующим христианином.

Итак, собственно духовная культура — это то, что входит в сознание людей и формирует у них определенную картину мира (образ мира), характерную для того или другого народа. Сюда входят: мифология, религия, различные виды народного искусства, жи­тейские знания, а также самосознание данного народа — каким он представляет себя на фоне других народов. Можно говорить как о части собственно духовной культуры и о системе морально-этических норм, отнесенной нами условно к культуре отношений.

Слово «миф» греческое и обозначает «предание», «сказание». Это устные рассказы, в которых данный народ пытается, чаще всего фантастически, объяснить окружающий мир, его проис­хождение, появление и развитие общества и государства, вообще человека, явления природы и т.п. Среди мифов выделяют космо­гонические (о возникновении вселенной), антропогонические (о возникновении человека), о происхождении различных явлений материальной и духовной культуры (например, древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь), календарные мифы (о смене времен года), мифы о древнейшем прошлом данного народа и его переселении на нынешнюю территорию (например, сибирскотатарский миф о сииртя) и т.д. Дальнейшее развитие мифов приводит к появлению религии.

Многие мифы лежат в основе фольклора — своего рода на­родной литературы, не имеющей отдельного автора и передававшейся из уст в уста. В фольклор входят народные сказки, песни (трудовые, календарно-обрядовые, лирические), эпические сказания (например, русские былины, сибирскотатарский эпос «Жан», казахский «Кобланды-батыр», армян­ский «Давид Сасунский»), пословицы и поговорки, загадки. Нет ни одного народа, у которого не было бы фольклора и во­обще народного искусства: музыки, народных танцев, народных игр, национальных видов спорта, народного театра.

Мифы отражаются я в других видах народного искусства: в орна­ментах, наносимых на одежду, орудия и другие предметы, пла­нировке и украшениях жилищ, в произведениях народных промыслов, например, в игрушках, вышивках и т.п.

У любого народа кроме фантастического «знания» о мире, отраженного в мифах, есть и действительное (житейское, а не на­учное) знание о природе, человеке, обществе. Без такого знания просто невозможно было бы заниматься хозяйственной деятель­ностью — сеять, пахать, пасти скот. Такое знание отражено, на­пример, в народных приметах о погоде. У большинства народов есть своя (или заимствованная) система календаря. Сюда относят и народную медицину, которая сейчас вызывает ог­ромный интерес у врачей-профессионалов, так как в народной медицине часто используются растения и другие лекарственные средства, современной науке зачастую неизвестные. Житейские знания обычно есть и в области астрономии, географии, биологии - практически во всех областях, где практика (охоты, скотоводства и т.д.) невозможна без специальных знаний.

Национальное самосознание народа также входит в его духов­ную культуру. Даже народы, стоящие на самом низком уровне социально-экономического развития и архаичные по своей куль­туре, осознают себя как «мы», в отличие от дру­гих народов — «они». Главными признаками, по которым противопоставлены «мы» и «они», являются язык и религия, при этом в единый народ входят все, кто говорит на «нашем» языке. Религия — это форма общественного сознания, в которой об­щественное бытие и образ жизни данного народа отражаются в специфической форме — не в виде знания, а в виде веры. Неотъемлемой частью каждой религии, кроме верований, явля­ется присущий ей религиозный культ. Как правило, в нем ис­пользуются священные книги, авторство которых приписывается богу или его пророкам на земле (Ветхий Завет у христиан и иудаистов, Новый Завет у христиан, Талмуд у иудаистов, Коран у му­сульман). Во многих религиях существуют профессиональные священнослужители (священники у православных христиан, муллы у мусульман и т.д.); в этом случае нередко возникает свое­го рода формальная организация (церковь), построенная по принципу иерархии — от обычного священника (настоятеля храма) до патриарха Московского и всея Руси, от рядового сель­ского кюре до папы римского. По существу, религия — это общедоступная модель отношения человека к миру, человека и общества, а также людей друг к другу.

Все разновидности духовной культуры вместе формируют це­лостное мировоззрение людей, так сказать, народную филосо­фию (мира, человека, общества).

Лингвокультурные и этнографические исследования осуществляются в двух направлениях: от языка к культуре (американская этнолингвистика стремилась обобщить данные по истории и культуре первобытных народов, аборигенов Америки на основе анализа языковых явлений) и от культуры к языку. Во втором случае наука должна дать ответ на вопросы, каким образом культурные элементы и явления закрепляются в языке и какие корреляции и взаимозависимости существуют между структурами языка и культуры.

К внешней истории языка до последнего времени формальный (структурный) анализ не применялся, или применялся крайне редко и эпизодически. Существует обширная литература о влиянии изменений в политике и экономике на речевое поведение, на возникновение литературных языков, на сдвиг в языке, на вытеснение одного языка другим, на образование так называемых «смешанных языков», торговых жаргонов и т.д. Приводимые данные не оставляют сомнения в том, что указанные явления обусловлены социальными причинами, а не строением человеческого тела, климатом или географической средой, как предполагали раньше. В ряде случаев - прямая соотнесенность с изменениями в обществе.

Сегодня представители социальных наук все больше и больше осознают значение показаний данных языка для их исследований. Возрождается интерес к языку как показателю социальной стратификации и к роли языковых изменений в интегративных процессах. Таковы работы психологов, политологов, социологов и представителей других наук.

Поскольку именно этнические смешения являются причиной появления большинства языковых изменений, в любом языке можно найти следы этих смешений. Исходя из этого, региональную этнолингвистику можно соотнести «с общим страноведением как совокупностью систематизированных научных знаний, овладение которой, вообще говоря, не предполагает обязательного знания национального языка», но кроме того, в определенной степени «противопоставляется общему страноведению, поскольку несомая языком информация, как правило, принадлежит не к числу строго научных, а к числу обыденных знаний» (Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., 1990, с.7).

В этнолингвистике категории и факты языка являются инструментом для более глубокого проникновения в собственно этнические процессы, поэтому цель этнолингвистики - показать влияние языка в различных его формах на историю народа, на положение того или иного этноса в современном обществе. Задачи этнолингвистики направлены на анализ пользования языком в различных языковых ситуациях в разных этносоциальных слоях и группах. Исходя из выше изложенного, объектом этнолингвистики являются все стороны языка в его устной и письменной формах, характеризующие этнос.

Вместе с тем, изучение особенностей развития и функционирования этноса может идти только в региональном аспекте. Рассматривая методологические аспекты региональной этнолингвистики, важно определиться с понятийным аппаратом, в первую очередь с понятием регион. Дело в том, что и в отечественной, и в зарубежной научной литературе отсутствует четкость в определении предмета самой региональной науки, что, несомненно, является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом. Так, насчитывается около ста толкований понятий регион и район, между которыми часто ставится знак равенства. Например, Ф.Д.Кожурин под регионом понимает определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природноресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношении. Сюда же, по мысли Ф.Д.Кожурина, входит и понятие единицы административного деления страны: край, область, город (Ф. Д. Кожурин, 1990).

Другие ученые (Н.А. Аитов, Н.Н.Некрасов, Г.В.Черкашин) считают, что регион - это социально-территориальная общность, отражающая целостную общественную систему, обладающую административной, хозяйственно-экономической, социально-культурной самостоятельностью, развивающуюся в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях. Иными словами, регион - это не только территориальная, но и социально-экономическая общность, определяемая единством экономической, политической и духовной жизни (Аитов Н.А., 1985). Л.Коган в “Словаре прикладной социологии” регионом называет «...группу областей, краев, республик, составляющих территориальное и народнохозяйственное целое (Северо-Запад, Западная Сибирь и т.п.)... В более широком и распространенном в социологии смысле слова регионом называют любую самостоятельную в хозяйственно-экономическом и административном отношении территорию, начиная от сельского района и кончая крупными народно-хозяйственными территориальными комплексами» (Коган Л.Н., 1984, с.140). Такое толкование понятия регион имеет слишком расплывчатый характер. Довольно разнообразными и порой противоречивыми являются определения понятия регион в учебной литературе.

В зарубежной литературе также нет единого мнения в толковании понятий регион и район. Американские исследователи П.Джеймс и Дж.Мартин отмечают, что «обычно под словом “регион” понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма обширных территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово “регион”, или “район”. применяют по отношению к территориям самой разной площади, но которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории» (Джеймс Л., Мартин Дж., 1988, с.517-518). Региональное развитие, региональные проблемы долгое время рассматривались в работах американцев с точки зрения материального подхода. Как указывает Э.Куклински, «строительство новых физических объектов, таких, как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Конепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сферах во все возрастающем числе стран» (Куклински Э., 1997, с.3).

В 1996 г. по инициативе Ассамблеи регионов Европы была принята Декларация о регионализме в Европе, которую подписали свыше 300 европейских регионов с различной территорией, политико-административным устройством, представляющие интересы более 400 миллионов своих граждан. Главная идея данной Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран с учетом важности процесса интеграции и регионализации. В Декларации понятие регион «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту или иную форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства» (Столяров М., 1997, №9, с.101).

В последнее время все большее число специалистов в области региональных исследований и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик и округов сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации (Джаримов А.А., 1995; Шаймиев М., 1996, №4).

Как отмечает В.Степанов (2002), среди российских регионов наиболее сложный этнический состав жителей характерен для Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкария, Ставрополье), Западной Сибири (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область). Наименьшая мозаичность характерна для Ингушетии, Тувы, Республики Алтай.

Исторические факторы регионального развития необходимо учитывать при рассмотрении демографической ситуации в регионах, структуры населения, причин и характера миграционных процессов, современных региональных и межрегиональных этнонациональных, этнопсихологических, этнолингвистических и религиозных проблем.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Карабулатова И.С. Введение в региональную этнолингвистику Учебное пособие к спецкурсу Москва
  • ЭТНОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА
  • Вопросы к размышлению ЭТНОС – ЯЗЫК - КУЛЬТУРА
  • Вопросы к размышлению ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
  • Вопросы к размышлению СОВРЕМЕННОЕ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Вопросы к размышлению Литература ПРИЛОЖЕНИЕ.
  • Таблица.
  • ЭТНОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА 1. Цель, задачи этнолингвистики как научной дисциплины. Объект этнолингвистики: этнос и его признаки, язык, регион.
  • 1. Цель, задачи этнолингвистики как научной дисциплины. Объект этнолингвистики: этнос, язык, регион Этнолингвистика
  • Народ, или этнос