Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие «История и методология биологии и биофизики»




страница1/57
Дата05.05.2018
Размер8.59 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ И БИОФИЗИКИ Учебное пособие Красноярск 2009 УДК Учебное пособие «История и методология биологии и биофизики» Кратасюк В.А., , Немцева Е.В., Есимбекова Е.Н., Свидерская И.В., Суковатая И.Е. Красноярск, СФУ, 2008, 613 стр. Авторы: Кратасюк В.А., Свидерская И.В., Немцева Е.В., Есимбекова Е.Н., Суковатая И.Е., Барцев С.И., Межевикин В.В., Сетков Н.А., Пахарькова Н.В. , Сапожников В.А, Учебное пособие по дисциплине «История и методология биологии и биофизики» разработаны специалистами Сибирского федерального университета. Настоящее учебное пособие является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «История и методология биологии и биофизики», включающего также банк тестовых заданий и презентационные материалы к лекциям, методические указания к семинарским занятиям, методические указания по самостоятельной работе, организационно-методические указания. Учебное пособие составлено в соответствии с проектом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения.Дисциплина «История и методология биологии и биофизики»» относится к циклу М.3. - профессиональный цикл, профильная (вариативная) часть, по направлению «010700 физика» укрупненной группы «010000 физико-математические науки» и имеет своей целью расширить и углубить знания студентов по вопросам истории и методологии науки вообще, и биологии и биофизики, в частности, обучить их научному проектированию и научному методу. В учебном пособии рассматривается методология науки всех периодов развития биологии и биофизики: от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения); от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.); установление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.) Предназначено для очного, очно-заочного и заочного обучения студентов, том числе с применением дистанционных образовательных технологий, по направлениям подготовки магистров 010701.68 – физика и дипломированных специалистов (интегрированный магистр) - 010701.65 – физика, 010708.65 – биохимическая физика. Введение Дисциплина История и методология биологии и биофизики играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс призван также установить взаимосвязь между естественно-научными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, овладеть методологией научного творчества. В рамках методологической части курса дается развернутое определение биофизики, характеризующее специфику и место этой науки среди других естественных наук, рассматриваются важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в биофизике. Методология биофизики не является разделом философии и по сути дела не имеет прямого отношения к последней, это часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию. Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме истории здесь подразумевается и ее география). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основываются на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биофизиков, биологов и физиков прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того, чтобы их имена и заслуги, биографические сведения запомнились студентам, им представляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биофизики и биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки и практической ценности предмета. Курс полезен также и для подготовки дипломных и курсовых работ, а также магистерских диссертаций, так как студенты составляют обзор по истории изучения вопроса по теме их диссертации. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса. Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю, конечно же, необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций в биологии, физике и химии очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке. Дисциплина «История и методология биологии и биофизики»» относится к циклу М.3. - профессиональный цикл, профильная (вариативная) часть, по направлению «010700 физика» укрупненной группы «010000 физико-математические науки» и имеет своей целью расширить и углубить знания студентов по вопросам истории и методологии науки вообще, и биологии и биофизики, в частности, обучить из научному проектированию и научному методу. Задачи изучения дисциплины заключаются в освоении научной методологии биологии и биофизики, рассмотрении с позиций методологии науки всех периодов развития биологии и биофизики: от протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения); от естественной истории к современной биологии (биология Нового времени до середины XIX в.) ; становление и развитие современной биологии (с середины XIX в. до начала XXI в.). Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области основ естественнонаучных знаний, получение высшего углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать следующими универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда: а) универсальными: – углубленными научными компетенциями (УНК): углубленные знания в области математики и естественных наук (УНК-1); - системными компетенциями (СК): способность порождать новые идеи (креативность) (СК-1); б) профессиональными: – углубленными профессиональными компетенциями (в соответствии с видами деятельности) (УПК), а именно: 1). научно-исследовательская деятельность: свободное владение фундаментальными разделами физики, необходимыми для решения научно-исследовательских задач в соответствии со своей магистерской программой по биологии и биофизике (УПК-1); 2). способность использовать знания современных проблем биологии и физики, новейших достижений в своей научно-исследовательской деятельности (УПК-3); – профессионально-профилированными компетенциями: 1). способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области биологии и физики в соответствии с профилем магистерской программы по биофизике и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования и информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ППК-1); 2). способность и готовность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей в соответствии с профилем магистерской программы по биофизике (ППК-2). Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Биология», «Биохимия», «Молекулярная биология и генная инженерия», «Физиология человека и животных», «Физико-химические методы анализа биологических объектов», «Регуляция метаболизма», «Биофизика», «Биофизика наземных и водных экосистем», «Математическая биофизика», «Физико-химические механизмы ферментативного катализа», «Фотобиофизика», «Биофизика популяций», «Биофизика сложных систем», «Физические принципы биологической эволюции». Курс «История и методология биологии и биофизики» служит основой для освоения студентами таких дисциплин как «Современные проблемы биофизики», «Избранные главы биофизики» и др., а также в подготовке дипломных работ и магистерских диссертаций по биологии и биофизике. Курс готовит магистрантов к поступлению в аспирантуру, так как одним из условий успешного завершения аспирантуры является сдача кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».
Каталог: files
files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
files -> Краткая биография Пушкина
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

  • «Сибирский федеральный университет» "ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ И БИОФИЗИКИ" Учебное пособие