Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие ііі-е изд., перер и доп




страница1/13
Дата26.06.2017
Размер2.57 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАЗАРОВА Н. С.


СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
ІІІ-е изд., перер. и доп.

ОДЕССА ОГЭУ 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАЗАРОВА Н. С.

СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие

ІІІ-е изд., перер. и доп.

Утверждено на заседании

кафедры политологии.

Протокол №15

от 10 декабря 2009г.




ОДЕССА ОГЭУ 2010
УДК: 316. (075.8)

ББК: 60.5 я 73

Назарова Н. С.

Социология: Учебное пособие. – Одесса, 2010. - с.


Рецензенты: Ф.М.Шмиголь, канд. философ. наук, доцент

С.А. Матвеев, д-р экон. наук, профессор

А.В. Музыченко, канд. полит. наук, доцент

В учебном пособии освещены основные темы курса социологии, включающие вопросы истории и теории социологии, методологии и методики социологических исследований и ряд специальных социологических теорий (социология социальной структуры, социология личности и девиантного поведения, социология культуры, религии, конфликта и др.). В конце каждой темы даны вопросы для самоконтроля и обсуждений на семинарах и коллоквиумах, представлена обширная библиография.

Корректор:

ВВЕДЕНИЕ
Если общество хочет выжить, оно должно заниматься социологией. Социология как наука об обществе направлена в первую очередь на искоренение дилентантизма в управлении общественными процессами.

История на наших глазах все более ускоряет свой бег. Стремительно изменяется политическая карта мира, социально – экономические условия жизни людей многих регионов мира, народы все более зримо становятся субъектами исторического процесса.

И чтобы не быть просто поленом в топке истории, по выражению Н.А.Бердяева, а стать подлинным субъектом социально – политического процесса, личности необходимо понимание того, как развивается общество и его составляющие. Личности необходимо четко и ясно представить себе свое место в этом мире, нужна своеобразная «нить Ариадны», чтобы разобраться в сложном хитросплетении социально – экономических и политических процессов. И в этом человеку, тем более молодому, призвана помочь социология – наука, которая, выполняя роль социальной медицины, позволяет поставить диагноз социальным недугам общества и указать пути их устранения.

Изучение социологии помогает познать самого себя и свое место в мире и обществе, научиться выстраивать отношения с людьми.

Главная функция социологического образования – сформировать понимание стоящих перед обществом проблем, причин их возникновения и путей разрешения, умение критически относиться к обыденным суждениям, стереотипам мышления и предрассудкам массового сознания.

Учебное пособие поможет студентам в подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также будет способствовать более эффективному проведению лекционных занятий в форме прямого диалога преподавателя со студентами, более глубокому пониманию сущности изучаемых проблем, расширению теоретико-познавательного уровня будущих специалистов.

В данном учебном пособии рассматриваются фундаментальные положения социологии, особенности развития социально-экономических процессов, в том числе и в современном украинском обществе. Издание содержит в себе вопросы для самоконтроля в конце каждого раздела, способствующие успешному усвоению материала и выработке самостоятельного творческого мышления.

Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ


    1. Место социологии в системе общественных наук

Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В этом качестве выступают многие общественные науки, а также журналистика, художественная литература, искусство и т.д. Одной из таких наук является социология.

В семье социальных наук, которые имеют дело с поведением людей и организаций, социологии отведено весьма почетное место. В этом можно убедиться, проанализировав подходы других общественных наук.



Экономика, как известно, изучает производство, распределение и потребление ресурсов. И основная форма деятельности общества - это, безусловно, материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства, изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология.

Политические науки изучают, как люди получают и используют власть и как власть распределена в обществе, т.е. политология изучает политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие этих двух наук – социологии и политологии – породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно только, учитывая особенности общества в целом как социальной системы, познав гражданское общество и закономерности его развития. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. Другими словами, социология изучает, как гражданское общество влияет на государство и его институты, а политология – как государство и его структуры воздействуют на общество.

Своеобразно складывались в процессе становления и развития отношения между социологией и философией. Социология, которая вышла из лона философии, отчаянно пыталась утвердиться и поэтому старалась обрубить корни. Но постепенно начало намечаться возвращение к alma mater, ибо социология все больше задавалась вопросами существования и устройства социального бытия. По сути, в основе этой связи – изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе социологических понятий об обществе, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п.

Если философия изучает сущность человека, личности, то социологию интересует личность как социальный тип. Если философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология – социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи. И, конечно, социология осуществляет задачу, непосильную для общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Наиболее тесно социология, пожалуй, связана с историей, у них один объект исследования – общество и закономерности его развития в их конкретных проявлениях. Реальные различия между ними состоят в том, что история воспроизводит, описывает, объясняет социальный процесс post faсtum, а социология in factum. Вообще среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений, которые выступают как уникальные и неповторимые во времени и пространстве (например, США – уникальная страна по национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война отличается от других войн и содержанием, и по условиям и т.д. и т.п.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, т.е. становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п.

Социология исследует все социальные процессы: и экономические, и правовые, и творческие, и религиозные, и политические, и этические и т.д. Она анализирует общество в единстве всех его сторон, областей и сфер, все социо культурное пространство. Она может выяснять, например связь между производственными циклами (предмет экономики) и циклами развития преступности (предмет правовых наук), что любая из этих наук не дает.

Если экономическая наука изучает только «экономического человека», проблемы занятости в процессе производства, политологию интересует участие человека в политических процессах и акциях, религиоведение изучает человека религиозного в его отношении с Богом, то социология рассматривает человека социального как существо единое, одновременно и политические, и экономическое, и творческое, и рациональное, и иррациональное, то есть во всех его аспектах и ипостасях.

Социология изучает общество не только в его целостности, существуют также социальные теории различных специфических объектов, т.е. социальные теории образования, семьи, религии и др. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. (Ср: положения общей физики к акустике, электронике, учению о свете и т.п.).

Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых «на стыках» социологии и других отраслей знания. Их принято называть социальными (социальная экология, социальная медицина, социальная психология, социолингвистика и др.).

Американские социологи иронично относятся к упрекам в нарушении предметных границ. По этому поводу Инкельс пишет: «Представители социальных наук тратят много времени и энергии на определение границ своих областей исследования, как будто каждая из этих областей является какой-то своей землей, которую необходимо защищать от агрессивных захватчиков. Критерием должна быть не «чистота дисциплины», а правильность анализа».



    1. Предмет и объект социологии

Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе.

Стремление понять, осмыслить общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его истории. По выражению классика социологии ХХ века Р.Мертона: «социология – очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О.Контом в 30-х годах XIX века. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Социология возникла в ответ на потребности общества, а именно в период формирования гражданского общества. После Великой французской революции начинался процесс становления общества, которое утвердило торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного нормативного порядка феодального устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования свободы самоорганизации.

Таким образом, бурный процесс формирования гражданского общества заставил ученых обратиться к изучению общественных отношений, попытаться дать ответ на актуальные вопросы общественной жизни (почему люди создают те или иные объединения, почему женятся, расходятся, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, словом, все, что происходит, когда люди взаимодействуют).

На рубеже XIX – XX вв. в научных публикациях стал выделяться наряду с экономическим, правовым и другими аспектами изучения общества также и социальный.

С именем Дюркгейма связан пересмотр социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. становление социологии как самостоятельной науки, стоящей в ряду других общественных наук – философии, политологии, истории и др.

Объект любой науки – это фрагмент реального мира, часть реальности, которая отражается, исследуется конкретной наукой. На объект направлена деятельность исследователя. Предметом же науки является воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности, специфичных именно для этой науки.

Несмотря на тесную взаимосвязь объекта и предмета науки, они все же не тождественны.

Поясним это на простом примере. Любое явление, процесс или отношение могут быть объектом исследования самых различных наук. Например, человек находится в центре внимания многих наук: антропологии, социологии, педагогики, психологии и т.д. Но все это разные науки, поскольку каждая из них имеет свой предмет. Причина тому - сложность многогранность человека. Отличие различных наук в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности.

Объект социологического познания чрезвычайно сложен – это социальная реальность, ее общественные и личностные структуры, это общество. Но общество изучают и другие общественные науки, причем каждая из них исследует свой аспект этого сложного феномена (правовой, экономический и др. ). Социология в противоположность специальным наукам изучает не те или иные социальные явления, отдельные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них.

Своеобразие социологии состоит в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений и отношений, составляющих основное содержание социальной реальности.

Не уменьшая значение многочисленных отраслей обществознания, все же следует подчеркнуть, что социология уникальна, она способна видеть мир как целостную систему. Подход социологии к изучению общества отличается, следовательно, тем, что социология изучает общество как целостный организм; это наука о целостности общественных отношений, о целостности социальной системы. И чтобы в этой системе не выпал главный элемент – человек, особое внимание социология уделяет жизнедеятельности личности, групп, их взаимодействию. Причем социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия.

Из сказанного становится ясно, что определяющим, исходным для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, является понятие социального, социальных связей и отношений. По мнению Г.В.Осипова, социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Понятия «социальное» не тождественно понятию «общественное»; Социальное – это общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют предмет социологии и ее роль.

Определение предмета социологии требует, безусловно, учета влияния культуры, традиций, социального запроса. Так, европейская культурная традиция сказалась на развитии социологии как предметно- ориентированной, а американская – как проблемно-ориентированной. И в этом плане европейские учебные пособия для студентов – социологов содержат классические разделы: «социальная структура», «социальные институты», «социальный процесс» и др. А вот американский учебник по социологии (под. ред. Смелзера) строится по иному плану: основы социального неравенства в обществе (в сфере труда, расовых отношений, взаимоотношения полов) институциональные и организационные образования и социальные проблемы с ними связанные (работа, политическая жизнь, семья, религия, наука и др.).

Нам, по-видимому, ближе европейская традиция, хотя заслуживает внимания акцент американской социологии на решение актуальных социальных проблем. Важно избежать лишь слепого копирования, больше учитывать культурные и социальные традиции своего народа и страны, ибо то, что может быть актуальным для американского общества, едва ли волнует сейчас наше, и, наоборот, у нас сейчас социальные запросы диктуют необходимость изучения таких проблем, которые едва ли понятны за рубежом.

Из сказанного понятно, что дать общепринятое определение социологии сложно, а потому, не углубляясь в теоретические дискуссии, обратимся по этому поводу к размышлениям Смелзера, который считает, что социология, попросту говоря, – это способ изучения людей. Следовательно, социологию можно определить, как науку об обществе и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях (П.Сорокин).

Общество – это сложная система с пространственными и временными границами (например, древнее общество, средневековое общество, современное общество, украинское общество и т.д.). Эта система состоит из подсистем: экономической, политической, социальной. Кроме того, выделяют еще материальную и духовную среды жизни людей. Эти подсистемы существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, причем в каждой из подсистем имеются свои проявления материального и духовного.

Социальная подсистема, или среда общества представляет собой довольно сложную совокупность социальных связей. Связи эти отражают этические, демографические, национальные, образовательно-культурные, религиозные и другие отношения, в результате которых люди делятся на достаточно большие группы или общности: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические (народность, нация, раса), демографические (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.), религиозные объединения и др. Каждая подсистема общества складывается из своих элементов, выполняющих собственные функции в структуре целостного социального организма.
1.3. Функции социологии и методы социального познания

Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Основная из важнейших функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить – ведь не все надо перестраивать и заменять. С другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.

Для этого социологи проводят как фундаментальные теоретические исследования, позволяющие расширить и конкретизировать знания об обществе, так и прикладные исследования. Поэтому большую роль здесь играет эмпирическая социология и непосредственно связанные с ней специальные социологические теории. Таким образом, социология дает теоретическую основу социальной политике и практике, поставляя богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни.



Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать реальную картину социального объекта, его действия, взаимосвязи и т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества.

Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.



Прогностическая функция социологии – это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытом факторе, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, он движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального объекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономические, но и социально-экономические обновления. Вот тут-то и вспоминают о социальных процессах. Но социология лишь наука, ее функция – разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации – это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно этим и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендации ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.



Информационная функция социологии представляет собой процесс сбора, систематизации и накопления информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ею могут воспользоваться социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социология объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректно выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

История свидетельствует, что в случае большинства социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Дж.Локка сыграли важную роль в революции 1686 года при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.



Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания.

В ХХв. в социологии утвердились такие методы или подходы: системный, структурный, функциональный, из сочетания которых родился структурно функциональный. В соответствии с этим методом каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная) и каждый ее субъект (нация, класс, семья, личность и др.) рассматриваются как элементы общества. Определяется и место и роль, действие и взаимодействие. Таким образом, общество рассматривается с учетом его структуры, функционирования и развития.

На базе сравнительного метода возник сравнительно – исторический, который его автор, известный русский социолог М.М.Ковалевский, считал основанным в социологии. На основе этого метода сопоставляются исторически развивающиеся системы на разных стадиях эволюции.

Кроме того в социологии используются методы социометрии, социальной психологии, методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа и др.


1.4. Структура социологии

Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Во–вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Таким образом, в зависимости от целей и задач, которые стоят перед социологией, а точнее перед социологами, при проведении социологических исследований, различают фундаментальную и прикладную социологию.

Фундаментальная социология направлена на построение и совершенствование теории и методов, на обогащение основ самой социологической науки, прикладная – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций.

Концепции и теории и образуют теоретическую, фундаментальную социологию, а проблемы преобразования социальной жизни составляет смысл и цель прикладной социологии.

В зависимости от уровня получения знаний социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические знания – знания универсальные, эмпирические – фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирические, но законом любой науки всегда остается преобладание знания теоретического над эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге прогресс любой науки, а значит и социологии.

Эмпирические исследования могут быть фундаментальными и прикладными. Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представителей об изучаемом предмете. Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Изучая те или иные закономерности развития общества, теоретическая социология может, однако, и не сформулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты, социальные процессы. Этим занимаются специальные социологические теории, или теории «среднего уровня». Специальные социологические теории – это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные явления, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.



Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, – это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологческий подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Другими словами, макросоциология изучает общество как целостный организм.

Социология среднего уровня направлена на исследования меньшей степени общности, а именно: на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы. Специальные социологические теории – это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные явления, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности. Это частные специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (социология города, социология политики, социология образования, социология семьи, труда, управления, социология преступности, экономическая социология и др.). Сегодня трудно назвать даже приблизительно число отраслевых социологий. По некоторым подсчетам их свыше 100 (если иметь в виду отечественную и мировую социологию).

В отличие от макро - микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий и т.п. В центре внимания микросоциологии – личность со своими поступками, мотивами и значениями, определяющими взаимодействия людей.

Попытки найти корни размежевания на микро- и макроуровнях в социологии приводят к вопросу о соотношении индивидуального и коммунитарного начал в общественной жизни и, следовательно, эволюции форм социальной организации в рамках всего человечества. Анализ западных и восточных стран показывает, что индивидуалистические общества отличаются от коммунитарных прежде всего тем, что в них социальные нормы отражают индивидуальную адаптацию к существующей системе. В коммунитарном обществе необходимость выживания показывает появление коллективной адаптации. Такая противоположность весьма условна, конечно, ибо двойственная (а может быть все дело именно в этом – двойственная) природа человеческого существования присуща любому социальному порядку.

Возрождение органистической традиции (берущей начало, кстати, еще от Платона и Аристотеля) в начале XIX века послужило отправной точкой для новой социальной науки – социологии и отсюда происходит макросоциология, фиксирующая внимание на типичных образцах поведения, дающая ключ к пониманию общества в целом.

Развитие социологии в рамках американской системы ценностей, основанных на индивидуализме, породило микросоциологию, микроуровень. В этом случае социолог сталкивается с реальными отношениями индивидов и их поведением, предметом изучения становятся мотивы и стимулы, которые детерминируют поведение индивидов. Американская социология всегда тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Что касается теорий макроуровня, то они нашли дорогу в американскую социологию через труды тех, кто приехал из Европы (к примеру, П.Сорокин), либо тех, кто в Европе учился (Парсонс) или же был так или иначе вдохновлен европейскими учителями (Р.Миллс).

Эта разность масштабов (макро - и микроуровня) породила у некоторых социологов мысль о том, что вообще ни одна социальная теория не может более или менее полно объяснить социальные процессы. По-видимому мы подходим к необходимости осмыслить всю целостность процесса общественной жизни, соединить объективы микроскопа и телескопа.
1.5. Роль социологии в жизни общества

Возрастание роли и значения социологии в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств:



  1. В мире происходят быстрые социально-политические изменения. Наша страна переживает период глубокого реформирования всех сторон общественной жизни. Из этого вытекает теоретическая и практическая значимость изучения закономерностей развития общества как целостного организма, механизма действия и взаимодействия этих закономерностей.

  2. Наше время неоспоримо свидетельствует о возрастающей роли и значении социальных факторов и социальной сферы общественной жизни. Реальность убедительно доказывает, что игнорирование или недооценка роли и значения социальных факторов и социальных последствий проводимых реформ ставит под угрозу успех проведения этих реформ.

  3. На огромной территории постсоветского пространства, в том числе и в нашей стране, стоит одна из наиболее актуальных и сложных задач – формирование гражданского общества. Без зрелого гражданского общества невозможен ни дальнейший процесс демократизации общества, ни решение экономических задач. Все это выдвигает на первый план исследование социального статуса личности и социальных групп, проблем взаимодействия личности, социальных общностей и общества в целом, что и составляет предмет социологии.

  4. Социологические исследования, привлекая внимание людей к важным и актуальным проблемам, помогают осмыслить происходящие в обществе процессы, людям нужны ориентиры, лучшее понимание окружающих условий, нужна своеобразная «нить Ариадны».

  5. Важно отметить и нравственный смысл социологической науки, ее гуманистическое значение, ибо социологи, по сути, выступают представителями «социальной медицины». Они предупреждают, диагностируют и лечат общественные недуги, а потому являются носителями высокой миссии, связанной с общественным предназначением. Французский социолог Э.Дюркгейм подчеркивал, что социология не стоила бы и часа труда, если б не позволила улучшить общество.

  6. В начале XXI столетия перед теоретической социологической мыслью (да и философской) встала важнейшая задача – необходимость обоснования модели информационно – технологической цивилизации, которая, по сути, формируется на наших глазах и оказывает огромное воздействие на состояние окружающей природной и космической среды. А отсюда вытекает и необходимость нахождения путей решения глобальных проблем человечества, осмысления глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, понимания новых подходов к решению современных этнических процессов и др. Принципиально новое решение в современной социологии и философии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно – это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы мышления, духовной культуры в целом и овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.


Вопросы для самоконтроля и обсуждений

  1. Когда и почему зародилась социология как наука?

  2. Какие потребности общества обусловили формирование социологии как отдельной отрасли знания?

  3. Что изучает социология?

  4. Что собой представляет объект социологии?

  5. Какое место в системе общественных наук занимает социология?

  6. Что общего между социологией и политологией?

  7. Что общего у социологии и истории? В чем их различие?

  8. Какие методы используются для социального познания?

  9. Какие уровни изучения общества выделяются в социологии?

  10. Что означает макроуровень, макросоциология?

  11. Что изучается на микроуровне, микросоциологией?

  12. Какие концепции и теории связаны с изучением общества на макроуровне?

  13. Какие концепции и теории изучения общества функционируют на микроуровне?

  14. Какие функции выполняет социология?

  15. Что собой представляет система законов и категорий социологии?

  16. Какова структура социологии?

  17. Что собой представляют теоретические и эмпирические исследования? В чем их отличие?

  18. Каково соотношение фундаментальных и прикладных исследований?

  19. Какова роль социологии в жизни общества?

  20. Социологические исследования только фиксируют социальные явления и процессы или могут на них влиять?

  21. Если могут, то каким образом?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • ОДЕССА ОГЭУ 2010 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НАЗАРОВА Н. С.
  • ОДЕССА ОГЭУ 2010 УДК: 316. (075.8) ББК: 60.5 я 73 Назарова Н. С.
  • Тема 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ Место социологии в системе общественных наук
  • Предмет и объект социологии
  • 1.3. Функции социологии и методы социального познания
  • 1.4. Структура социологии
  • Фундаментальная
  • 1.5. Роль социологии в жизни общества
  • Вопросы для самоконтроля и обсуждений