Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных специальностей Павлодар, 2004 ббк 74. 03(2) и 85




страница1/6
Дата13.01.2017
Размер0.98 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
К.С. ИСАХАНОВА

ПРОСВЕТИТЕЛИ

ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

конца ХIХ - начала ХХ вв

Учебное пособие для студентов

педагогических и гуманитарных специальностей

Павлодар, 2004
ББК 74.03(2)

И 85
Рекомендовано ученым советом ПГУ им. С.Торайгырова


Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор Пфейфер Н.Э.

Кандидат педагогических наук, доцент Бурдина Е.И.



Исаханова К.С.

И85 Просветители Павлодарского Прииртышья конца ХIХ - начала ХХ в.в. / Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных специальностей. Павлодар, 2004г. – 77с.
ISBN 9965–539–60–Х

Учебное пособие «Просветители Павлодарского Прииртышья конца ХIХ - начала ХХ в.в.» предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов педагогических и гуманитарных специальностей. В данном пособии раскрыты социально-политические условия развития просвещения в Казахстане конца ХIХ – первой трети ХХ в.в., описаны деятельность и творчество просветителей Павлодарского Прииртышья этого периода, разработаны методические указания к семинарским занятиям: составлен перечень вопросов и подобрана литература к каждому занятию.



ББК 74.03(2)

И 4302000000

00(05)-04

ISBN 9965–539–60–Х

© Исаханова К.С. 2004

© ПГУ им.С.Торайгырова, 2004
ВВЕДЕНИЕ
Проблема выбора и конкретизации модели национальной системы педагогического образования является одной из важных и актуальных проблем для становления и развития педагогической мысли суверенного Казахстана. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев считает совершенствование образовательной и воспитательной системы одним из приоритетных направлений государственной политики [1].

Образование РК требует перемен и реформ. «Система образования Казахстана сегодня, - отмечается в Концепции Государственной политики в области образования, - претерпевает кардинальные изменения, сущность и направленность которых определяется главным образом процессом становления независимого государства, переходом его экономики на рыночные отношения» [2,250].

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Педагогика нашего времени должна быть основана на наследии великих цивилизаций, на принципах природосообразности, культуросообразности, народности, на идеях выдающихся философов, педагогов и просветителей.

Актуальным в современном образовании является этнокультурный аспект, в рамках которого национальная модель подготовки педагогических кадров строится на основе мировоззренческого синтеза науки, культуры и образовательного процесса в контексте мировой истории, истории тюркских народов, в частности, истории Казахстана. Перед учебными и образовательными учреждениями поставлена задача воспитания поликультурной личности, характеристика которой включает формирование исторического сознания. Знание истории Павлодарского Прииртышья и его просветительского потенциала способствует пониманию исторических корней, усилению чувства патриотизма, развитию национального самосознания.

Задачи глубокого научного осмысления пути, пройденного отечественной педагогической наукой, критического анализа и оценки результатов исследований, связанные с ростом национального самосознания, усиливающимся интересом к национальной истории, стремлением определить меру влияния образования на нравственное развитие общества решаются в данном пособии.

Практическая значимость учебного пособия состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в преподавании дисциплин исторического и педагогического циклов: «История Казахстана», «История педагогики», «Этнопедагогики», «История краеведения, музееведение».



1. Социально-политические условия в развития просвещения на территории Казахстана
Исследование истории становления системы национального образования играет важную роль в развитии отечественной педагогической мысли. Обращение к историческим фактам конца ХIX - первой трети ХХ века позволяет раскрыть социально-политические условия, истоки и особенности становления системы просвещения Казахстана, переходу его к системе народного образования.

Вторая половина ХIХ века является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни.

В работах Т.Т.Тажибаева, посвященных анализу развития просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине ХIХ века, выделяются социальные, экономические и культурные предпосылки развития просвещения и педагогической мысли в Казахстане во второй половине ХIХ века [3;4;5].

Большое прогрессивное значение в развитии культуры и просвещения казахского народа сыграло завершение процесса присоединения Казахстана к России. В это время активно шло приобщение казахского народа к передовой демократической культуре русского народа, через изучение русского языка осуществлялось знакомство с передовыми демократическими идеями. Общественно-просветительское движение России способствовало развитию школьного образования и формированию педагогической мысли.

Выдающиеся достижения передовой русской науки во второй половине XIX века в области философии, естествознания, астрономии и техники, замечательные литературные произведения русских классиков, получившие мировую известность, воплощение развитых Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым эстетических принципов в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве оказали положительное влияние на развитие культуры казахского народа.

Со второй половины XIX века Казахстан стал местом политических ссыльных. В их числе были Т.Г.Шевченко, Ф.М.Достоевский, В.М.Майков, С.Ф.Дуров, Е.П.Михаэлис и другие прогрессивно настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Шокана Уалиханова, Ыбырая Алтынсарина, Абая Кунанбаева и др. В этом отношении большая роль принадлежит представителям русской демократической интеллигенции – общественным деятелям, ученым, педагогам и писателям, принимавшим непосредственное участие в развитии культуры и просвещения в Казахстане, в формировании казахской демократической интеллигенции. Русская прогрессивная интеллигенция в Казахстане, желая изменить реакционный курс царизма, являлась инициатором многих общественных мероприятий (создание различных обществ по содействию развития начального образования, организация библиотек, музеев, создание учебных пособий для русско-казахских школ и т. п.), направленных на развитие просвещения и создание новых школ для русского и казахского населения.

Общественно-педагогическое движение в России, передовая русская демократическая культура и ее видные деятели оказали благотворное влияние на развитие просвещения, школ и педагогической мысли в казахском обществе, несмотря на самодержавную политику правительства в отношении образования казахов и других нерусских народностей, русификаторскую и миссионерскую деятельность многих представителей царской администрации и церкви в Казахстане.

Развитию педагогической мысли как в центре, так и на окраинах России, в том числе и в Казахстане способствовали: 1) появление ряда педагогических изданий в России в 60-х годах; 2) реформа начальных и средних учебных заведений; 3) прогрессивная педагогическая мысль России, развивавшаяся по двум направлениям (революционно-демократическое и либерально-демократическое), в частности, педагогические идеи К. Д. Ушинского, оказавшие огромное влияние на передовых педагогов-демократов народов России и славянских стран [3,437-438].

Передовая педагогическая мысль Казахстана в конце XIX века была сосредоточена вокруг ряда жгучих педагогических проблем. Среди них немаловажное значение имеют такие вопросы, как обучение казахских детей на их родном языке, светское и реальное образование, женское образование, введение в школах прогрессивных методов обучения, создание на родном языке доброкачественных учебников и учебных пособий и т. п.

В это время стали проводиться научные исследования в области географии, геологии, истории, археологии, антропологии, этнографии, филологии на территории Казахстана. Система образовательных учреждений была пополнена новыми школами для детей казахского и другого нерусского населения Казахстана, в которых обучались не только на родном языке, но и на русском. Зарождалось профессионально-техническое образование, были созданы ряд культурных и научных учреждений, органы печати и издательства литературы на казахском языке. Все это, несомненно, способствовало активному изучению и развитию культуры и просвещения Казахстана.

В результате влияния прогрессивного общественно-политического движения в России на развитие культуры, науки и просвещения в Казахстане в 80-х годах ХIХ века было положено начало женскому образованию. В этом весьма важном деле сыграли большую роль казахские просветители и, прежде всего, первый казахский педагог Ы.Алтынсарин, явившийся основоположником образования казахских девушек. Его заслуга заключается в том, что он одним из первых поднял голос за раскрепощение казахской женщины, предоставление ей равных прав с мужчиной, за образование казахских девочек наравне с мальчиками. Но в условиях буржуазно-монархической России и патриархально-феодального Казахстана идеи казахских просветителей не могли быть полностью претворены в жизнь. Несмотря на это, замечательные идеи просветителей способствовали зарождению и развитию женского образования [6,139].

Конец XIX века имеет исключительно большое значение в развитии просвещения и школьного образования в Казахстане. Проведенные царским правительством административные реформы в 1867-1868 и 1886-1891 гг. создали определенные условия для развития просвещения и школьного образования не только среди русского (русского казачества и крестьян-переселенцев), но и среди казахского населения. Если до 60-х годов на территории Казахстана господствовали главным образом мусульманские конфессиональные школы, то в последующий период начинают создаваться и развиваться русско-казахские школы [3,4,5,6,7].

Однако раздробленность территории Казахстана, отсутствие единой государственности как до присоединения Казахстана к России, так и после его присоединения, естественно, не могли не отразиться на общем состоянии культуры и просвещения. Колонизаторская политика царизма и патриархально-феодальные устои в жизни казахского народа, неоднократно отмечают исследователи, являлись оковами, которые сдерживали успешное развитие культуры и просвещения в Казахстане.

Колонизаторская политика царизма отрицательно отражалась на развитии культуры казахского, особенно на развитии народного образования. В целях более успешного проведения колонизаторской и русификаторской политики царское правительство создало систему школьного образования для детей казахов и других нерусских национальностей, отличную от общепринятой системы школьного образования в России.

Национальная политика царизма допускала получение знаний «туземцами» лишь в пределах потребностей колониального аппарата. Целью этой политики, как пишет Т.Т.Тажибаев, являлось сдерживание всей системы школьного образования «железным колпаком». На первый план ставились не естественные права коренных национальностей на свободное культурное самоопределение, а интересы самодержавно-полицейского строя. Общая грамотность среди казахского населения Казахстана составляла всего лишь 1,2 %. Это обусловлено тем, что правительство отпускало на нужды просвещения мизерные суммы. Поэтому большинство начальных школ Казахстана содержалось, главным образом, за счет общественных средств населения [5,56].

Недостаток материальных средств наряду с нехваткой средств и учительских кадров являлись основной причиной недостаточного развития школьного образования в Казахстане в ХIХ веке. Царское правительство выделяло большие суммы на содержание царской администрации, жандармерии и тюрем, но не «находило» средств на дело народного образования. Печальное состояние народного образования среди казахского населения и других нерусских народностей не скрывала и сама царская администрация.

В конце ХIХ – начале ХХ века царская администрация в Казахстане пыталась отдать предпочтение профессионально-техническому образованию и трудовому обучению в школах Казахстана и, по политико-экономическим соображениям, поэтому оно мало уделяло внимания общеобразовательным дисциплинам.

Зачатки профессионально-технического образования в Казахстане начали появляться в 80-х годах ХIХ века под влиянием развития производительных сил и профессионально-технического образования в России. Многие отрасли такого образования, особенно техническое образование и промышленно-технические училища, не получили в Казахстане должного развития.

Вместе с этим зарождение профессионально-технического образования в Казахстане, а также введение преподавания в школах различных ремесел и ручного труда имели прогрессивное значение. Они способствовали пропаганде и распространению профессионально- технических знаний, подготовке учителей, ремесленных мастеров, работников сельского хозяйства, а также трудовому воспитанию учащихся.Однако господство феодально-патриархальных отношений в Казахстане и реакционной политики самодержавия ограничивали его развитие.

Подготовка учительских кадров в Казахстане была одной из насущных проблем конца XIX века, требующая неотложного разрешения. Растущая в народе потребность в образовании, а также благоприятная возможность, создавшаяся в результате полного присоединения Казахстана к России и быстрого развития общественно-педагогического движения в России, требовали всемерного расширения сети школьного образования в Казахстане, открытия массовых народных школ [5,57]. Особо остро стоял вопрос о подготовке учительских кадров, а также квалификационных работников для сельского хозяйства.

Неудовлетворительная материальная обеспеченность учителей усугублялась национальной дискриминацией, что выражалось в малом количестве и бесправии учителей-казахов. Так, 23 мая 1905 года был издан закон, согласно которому русские учителя русско-казахских школ России были приравнены в правах к учителям приходских школ России, получили право на пятилетние прибавки к жалованию и на пенсии за выслугу лет. На казахских учителей этот закон не распространялся [8,8]. Были попытки борьбы с такой дискриминацией. Так, М.Ронгинский, директор народного училища Тургайской области, просил возбудить ходатайство о предоставлении прав государственной службы учителям-казахам, получившим образование в учительских семинариях, и писал: «Русский учитель, поступивший на учительскую должность в месте своего постоянного жительства, пользуется, благодаря своей русской национальности, правами государственной службы, а учитель-казах, хотя бы и стоящий бесспорно выше его во всех отношениях, такими правами не пользуется потому лишь только, что он казах, а не русский. Такая неравномерность в правах учителей русских и казахов, происходящих из одной и той же области является ощутительной и обидной для учителей-казахов» [8,9].

Немаловажную роль в развитии становления просвещения сыграло и территориальное разделение Казахстана в условиях царского режима. В 1854 году Семипалатинская область была выделена из «области сибирских киргизов», когда казахское население, ранее подчинявшееся пограничным властям, начало подчиняться Семипалатинскому губернатору. В области были учреждены военные окружные начальники. По «Временному положению» 1868 года в состав Семипалатинской области вошли Баян-Аульский, Каркаралинский и Семипалатинский округи, часть Сергиопольского округа, Зайсанский край и некоторые земли полковых округов Сибирского казачьего войска. Область оставалась в подчинении Западно-Сибирского генерал-губернаторства [3,269].

Семипалатинская область делилась на четыре уезда: Семипалатинский, Каркаралинский, Кокпектинский и Павлодарский; бывший Зайсанский край был выделен в особое Зайсанское приставство, которое впоследствии было переименовано в уезд. По положению 25 марта 1891 года вместо Кокпектинского был образован Усть-Каменогорский уезд [3,270].

В Семипалатинской области уровень образования и культурного состояния общества был достаточно низким, поэтому, говорить о каком-либо народном образовании местного населения было нереально. Даже в Семипалатинске, областном центре, являющимся к концу XIX века одним из крупных городов Казахстана, с русским населением более 10 тысяч человек, только в 80-х годах начали появляться первые русско-казахские школы. О бескультурье и невежестве, царящих в области, о большой тяге казахского народа к образованию много писалось в периодической печати в 80-90-х годах. : «Народное образование области стоит на весьма низкой ступени, - писал военный губернатор Семипалатинской области в своем отчете за 1872 год, - всякое улучшение по учебной части народонаселение способно встретить весьма сочувственно... Никаких учебных обществ, музеев и прочих в области нет» [9].

Дальнейшее развитие просвещения в Казахстане было предопределено изменениями в экономической и духовной жизни казахского народа, его чаяниями и насущными потребностями, в частности, назревшими задачами воспитания и образования подрастающего поколения. Новым толчком в развитии просвещения Казахстана стало революционное общественно-политическое движение в России (народное недовольство самодержавием, революция 1905-1907 г.г., проникновение марксистских идей в ряды интеллигенции и рабочего класса).

Февральская буржуазно-демократическая революция, свержение самодержавия были встречены доброжелательно народом. В этот период временным правительством были внесены такие изменения, как замена реакционных чиновников: губернаторов, полицейских чинов, попечителей округов - на представителей демократических партий. Повсеместно созывались съезды учителей для обсуждения вопросов перестройки образования, его демократизации в новых условиях. Но при этом, несмотря на все усилия правительства, принятые решения съездов не выполнялись: не были в полной мере внесены изменения в руководстве школами, их типологии, организации в них учебно-воспитательной работы [10,78].

Просветительская мысль дореволюционного Казахстана вбирала в себя идеи разных социально-политических течений и характеризовалась особым плюрализмом. Авторы книги «История школы и педагогической мысли Казахстана» отмечают, что педагогическая мысль этого периода отличалась многоаспектностью по идейно-политической, философско-мировоззренческой и социально-культурной направленности, поскольку в школах трудились представители «официальной (правительственной) и религиозной педагогики, социал-демократической, демократической, либеральной, консервативной и т.п. педагогической мысли» [10,81]. Там же ученые указывают, что «было бы ошибочно жестко и безапелляционно приписывать того или иного педагога по его философско-мировоззренческой позиции и социальным пристрастиям к определенному идейному течению. Чаще всего личная мировоззренческая позиция педагога-просветителя бывает многоаспектной, неоднозначной и подгонять философичность его педагогических взглядов или системы под определенный шаблон весьма трудно и неверно» [10,81].

Коренные изменения в политической, социально-экономической, образовательной сферах жизни общества были обусловлены, в первую очередь, свержением царизма и победой Октябрьской революции. Развитие народного образования в Казахстане в советский период было связано с двумя основными моментами. Во-первых, совершенствование системы просвещения было вызвано объективными потребностями хозяйственно-экономического развития страны, повышения низкого уровня промышленности, транспорта, сельского хозяйства на новой индустриальной основе. Во-вторых, - необходимостью социокультурного развития народа в условиях сплошной неграмотности.

Положительную роль в развитии демократической педагогической мысли региона в начале ХХ века сыграла периодическая печать. В это время издавались газеты «Дала уалаяты», «Туркестанские ведомости», «Казах» и журнал «Айкап». В круг наиболее деятельных авторов этих изданий входили яркие представители казахской демократической интеллигенции Павлодарского Прииртышья (М.Ж.Копеев, С.Торайгыров, С.Донентаев и др.), учителя русско-казахских школ, выпускники петербургских, московских и казанских высших учебных заведений. Их просветительские и демократические взгляды находили отражение в опубликованных на страницах этих журналов статьях, посвященных культурно-просветительским, земельным, правовым, национальным и религиозным проблемам, проблемам эмансипации женщин, образования, развития естественных и гуманитарных наук, вопросам содержания и методов обучения в школах, народного образования и книгоиздания [7,30;11,78].

Однако в связи с «культурной революцией» большевиков, борьбой с «инакомыслием» и пропагандой революционных идей прошла «чистка» средств массовой информации. Так, была закрыта в г. Петропавловске газета «Степная речь» после признания ее реакционной. В Павлодарском уезде была ликвидирована как правоэсеровская «Свободная степь» и стала выпускаться газета «Объединение» - орган Совета. В феврале 1918 года вышла газета «Известие Семипалатинского Совета Рабочих и Солдатских депутатов», позднее переименованная на «Трудовое знамя» [12,69].

Вопросами культурного строительства ведали, главным образом, отделы народного образования, основными задачами которых стали поднятие культурного уровня народа, расширение сети школ, ликвидация неграмотности, культурно-просветительская работа среди населения, создание печати и т.д. Процесс создания отделов народного образования охватил весь край. Так, 22 марта 1918 года на заседании Семипалатинского областного Совета было принято решение о создании отдела народного образования, заведующим которого был избран А.Молостов. Данному отделу подчинялись все начальные училища в городах и уездах области, при нем была создана секция по внешкольному образованию с культурно-просветительскими задачами. Отдел принял в свое ведение подотдел Западно-Сибирского географического общества [12,68]. Школьный подотдел народного образования Казревкома руководил работой по организации школьного строительства, производил обследование школ в областях, осуществлял работу по ликвидации неграмотности населения края. Внешкольный подотдел народного образования Казревкома руководил открытием библиотек, изб-читален, школ для взрослых и народных театров. Исследователь Ш.Таукибаева отмечает, что недочеты в деятельности данных отделов заключаются в форсированных методах задач ликвидации неграмотности без учета особенностей края, объективных условий политического и культурного развития Казахстана, состояния материальной базы и т.д. [12,71].

Зарождение и становление системы народного образования в Казахстане и осуществление начального всеобуча пришлось на начало 20 – 30-х г.г. ХХ века. После окончания гражданской войны 26 августа 1920 года была создана Автономная Казахская Советская социалистическая республика. Отдел народного образования Казревкома начиная с 1920 г. стал именовать себя как народный комиссариат просвещения [13]. В это время в соответствии с идеями о социально-политических и организационно-педагогических основах новой школы, изложенных в директивных документах Наркомпроса РСФСР «Положение о единой трудовой школе» и «Основные принципы единой трудовой школы», «О школах национальных меньшинств» и других, были внесены коренные преобразования в системе просвещения. Так, в первую очередь, закрываются или преобразуются в новые советские (единые трудовые) школы все дореволюционные учебные заведения (правительственные, религиозные, казачьи и др.). При этом провозглашались такие принципы новой школы, как бесплатное и светское образование, совместное обучение мальчиков и девочек, равное образование для всех народов и национальностей на родном языке [10,101].

Проблема женского образования в то время была достаточно актуальной. В связи с религиозными воззрениями, характерными для того времени, и мнением, что женщина – домохозяйка, учительством занимались в основном мужчины. Только в 1920-1921 годы повсеместно создаются женотделы, которые занимаются вопросами образования женщин-казашек, пробуждая интерес к знаниям и отдаляя их от образа «хранительницы очага» [8,53].

Особое место в истории просвещения Казахстана занимает программа партии «Алаш-Орда», в которой были отражены следующие идеи, частично совпадающие с идеями советского образования: «Народное образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях бесплатное. В начальных школах преподавание должно вестись на родном языке. Киргизы (казахи) должны иметь свои высшие и средние учебные заведения, включительно до университетов. Школа должна быть автономна; правительство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь школы. Все учителя (мугалимы) и профессора избираются. Просвещение на местах должно происходить в избах-читальнях» [14,90].

На пути становления системы народного образования стало препятствием идеологическое наступление на демократизм в обществе и школе. В конце 20-х – начале 30-х годов была репрессирована группа активных национально-демократических деятелей просвещения (А.Байтурсунов, М.Дулатов, Ж.Аймаутов, К.Кеменгеров и др.). Это нанесло большой урон казахской культуре, науке и народному образованию [10,106].

В становлении и динамике системы образования сыграло значительную роль совершенствование управления школами. В 1923 году Совнарком КазАССР утвердил новое «Положение о Народном Комиссариате просвещение КазАССР». В круг основных задач Наркомпроса входили:



  • теоретическое, программное и идейное руководство в области народного образования;

  • высшее руководство по социальному воспитанию;

  • политико-воспитательная работа среди населения;

  • руководство подготовкой кадров для всех отраслей народного хозяйства и культуры;

  • идейное и административное руководство литературно-издательской работой в республике.

При реорганизации Наркомпроса были созданы следующие структурные подразделения: Организационный центр, Академический центр, Главсоцвос (Главное управление социального воспитания и политического образования), Главпрофотбор (Главное управление профессионально-технического образования вузов), Главполитпросвет (Внешкольное образование и политическое просвещение), Госиздат, Главлит [15,68]. Следовательно, Наркомпрос объединял в себе управления образования, культуры, науки и др. В связи с упрощением структуры Наркомпроса КазАССР с 1 октября 1924 года Главсоцвос как управление было реорганизовано в подотдел отдела социального воспитания и профтехнического образования Наркомпроса КазАССР [16,19].

Наркомпрос разработал инструкцию «О ведении всеобщего начального обучения на всей территории республики», в которой излагались принципы, направления, формы работы местных советов и органов народного образования по созданию условий успешного осуществления всеобуча. В ней определялись источники и условия финансирования, порядок обеспечения школ и пришкольных интернатов помещениями, педагогическими кадрами, учебниками и учебными пособиями и др. Все это позволило за короткие сроки повысить эффективность и результативность системы образования в количественном и качественном отношении [16,19].

В это время большое внимание уделялось совершенствованию работы низовых органов просвещения. 23 октября 1923 года Совет Народных Комиссаров КазАССР утвердил положение «О губернском отделе народного образования» (ГубОНО) и «Об уездном отделе народного образования» (УОНО) (см. об этом п.1.3).

Школьное строительство 20-х годов ХХ столетия в условиях свободы и демократии опиралось на научно-педагогические достижения, которые определяли облик нового гражданина. В это время в педагогике сложилось два полярных направления: концепция коммунистического воспитания и концепция воспитания личности, свободной от идеологического насилия, выступавшей против внедрения в школу принципа партийности и утверждавшей, что воспитание должно быть основано на общечеловеческих ценностях, а не догматах и ценностях какой-либо партии [17,23]. Доминирование первой концепции привело к постепенному диктату коллективного над индивидуальным, приказному методу управления вместо творческой активности отдельных личностей. Все это способствовало развитию бюрократизма и формализма в системе образования. Излишняя идеологизация жизни вызвала у молодого поколения недовольство, протест и стремление создавать альтернативные неформальные объединения для удовлетворения индивидуально-личных потребностей. Деятельность подобного рода кружков, союзов, групп по выпуску рукописных газет и журналов объявлялась антисоветской и имела серьезные последствия для самих активистов [17,22].



Таким образом, на становление системы образования конца XIX – первой трети XX века оказали значительное влияние историко-политические условия указанного периода. Подъем в развитии просвещения связан в первую очередь с завершением присоединения Казахстана к России, приобщением к культуре, традициям и образовательной системе русского народа, знакомством с прогрессивно-демократическим идеям передовых деятелей русского общества. В это время большой вклад в развитие педагогики и культуры Казахстана внесли великие просветители казахского народа Шокан Уалиханов, Ыбырай Алтынсарин, Абай Кунанбаев. Однако препятствиями в развитии просвещения в Казахстане были жесткая самодержавная политика и царский режим, низкий уровень жизни, классовый характер общества, подавление национального самосознания казахского народа и др. После революции и значительных модификаций в общественно-политической жизни меняется и школьная система. Отличительными и положительными чертами новой системы были четкая организованность (Наркомпрос) и демократизация. Основными принципами школы стали бесплатное и светское образование, совместное обучение мальчиков и девочек, равное образование для всех народов и национальностей на родном языке.

2 Вклад просветителей конца XIX – первой трети ХХ века

в развитие образования в Павлодарском Прииртышье

  1   2   3   4   5   6

  • Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор Пфейфер Н.Э. Кандидат педагогических наук, доцент Бурдина Е.И. Исаханова К.С.
  • ISBN 9965–539–60–Х
  • ББК 74.03(2) И 4302000000 00(05)-04 ISBN 9965–539–60–Х
  • 1. Социально-политические условия в развития просвещения на территории Казахстана
  • 2 Вклад просветителей конца XIX – первой трети ХХ века в развитие образования в Павлодарском Прииртышье