Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология




страница1/31
Дата04.04.2017
Размер3.26 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Е. А. Подольская



УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Издательство НУА


НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Е. А. Подольская



УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Учебное пособие для студентов,

обучающихся по специальности 7.040201 – Социология


(заочно-дистанционная форма обучения)


Харьков


Издательство НУА

2007


УДК 316.4:005(075.8)

ББК 60.8я73-1

П44
Утверждено на заседании кафедры социологии

Народной украинской академии.

Протокол № 2 от 11.09.2006
Рецензенты: д-р социол. наук, проф. Л. М. Хижняк (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина);

д-р филос. наук, проф. Н. Ф. Осипова (Национальная юридическая академия им. Я. Мудрого);

д-р пед. наук, проф. А. Г. Романовский (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»)
Подольская, Елизавета Ананьевна.


П44
Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 7.040201 – Социология (заоч.-дистанц. форма обучения) / Е. А. Подольская;
Нар. укр. акад. [Каф. социологии]. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 208 с.

«Управление социальными процессами» – комплексный курс, интегрирующий философские, исторические, социологические и психологические подходы к анализу общества как социальной системы. Исследуются динамический потенциал общества, сущность и особенности модернизационных процессов, механизмы и ступени трансформации; анализируются этапы развития социального управления, основные принципы и функции, а также особенности формирования и реализации управленческого решения; выявляется методологический потенциал таких категорий, как «власть», «социальный контроль» и «лидерство» для осмысления континуума проявления человеческой активности. Для закрепления материала предлагаются вопросы для самоконтроля, проблемные ситуации, задания для самостоятельной работы, рекомендованная литература и темы рефератов. Контроль осуществляется с помощью тестов и проблемных заданий.



УДК 316.4:005(075.8)

ББК 60.8я73-1

© Народная украинская академия, 2007



СОДЕРЖАНИЕ

Е. А. Подольская 3

Е. А. Подольская 4

(заочно-дистанционная форма обучения) 4

Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 7.040201 – Социология (заоч.-дистанц. форма обучения) / Е. А. Подольская;


Нар. укр. акад. [Каф. социологии]. – Х.: Изд-во НУА, 2007. – 208 с. 5

ПРЕДИСЛОВИЕ 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10

Модуль 1. 11

Тема 1. ОБЩЕСТВО КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА 11

1.1. Основные теоретические подходы к анализу общества. 11

1.2. Сущность системного подхода к анализу общества. 14

1.3. Социальное действие и социальное взаимодействие. Социальный процесс. 18

1.4. Роль социологического воображения в управлении общественными процессами. 23

Темы рефератов 29

Тема 2. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ 29

2.1. Глобализация как тенденция мирового развития. 29

2.2. Модернизация и постиндустриальное общество. 34

2.3. Cоциальные процессы и изменения: виды и особенности их протекания. 38

2.4. Модернизация как ключевой момент трансформации. 46

2.5. Механизмы и ступени трансформации. Кризисное сознание


и культурная травма. 52

Темы рефератов 61

Тема 3. ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
И МОДЕЛИ 61

3.1. Современность как разновидность общественного устройства. 61

3.2. Критика современности и дискурс прогресса. 64

3.3. Образы будущего: социологический ракурс. 67

3.4. Постмодернизационные модели мышления и социальных отношений в Украине. 70

3.5. Альтернативные концепции современного украинского общества. 73

Вопросы для самоконтроля 79

Модуль 2. 80

Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ 80

4.1. История становления и развития науки о социальном управлении. 80

4.2. Основные функции и принципы управления. 116

4.3. Цели развития организации. 121

4.4. Эффективное управление командами. 123

4.5. Формирование и реализация управленческих решений. 125

Вопросы для самоконтроля 130

Темы рефератов 131

Тема 5. ВЛАСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ЛИДЕРСТВО 132

5.1. Власть: основания, формы и механизмы осуществления. 133

5.2. Социальный контроль: нормы, санкции, власть. 143

5.3. Руководство и лидерство как социальные феномены. 148

5.4.Функции и стиль деятельности лидера-руководителя. 149

Вопросы для самоконтроля 155

Темы рефератов 157

Тема 6. МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 157

6.1. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами. 157

6.2. Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения. 166

6.3. Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы. 172

Темы рефератов 182

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 183

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 200

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 230

ТЕСТЫ 239

«Ключ» к тестам. 249

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 250

Подольская Елизавета Ананьевна 256

(заочно-дистанционная форма обучения) 256


ПРЕДИСЛОВИЕ

Сущность курса «Управление социальными процессами» состоит


в том, чтобы дать научно-теоретический инструментарий для анализа общества как функционирующей системы, для выявления динамического потенциала социума в условиях глобальной трансформации. В первом модуле (темы 1–3) раскрывается сущность системного подхода к анализу общества, исследуются особенности модернизационных процессов и черты постмодернизации современного украинского общества, основные признаки и модели современности как разновидности общественного развития. Во втором модуле раскрываются этапы и сущностные характеристики социального управления, его основные функции и принципы, роль и место принятия управленческого решения. Центральными темами являются: власть, социальный контроль, лидерство, мотивационный менеджмент, механизмы разрешения конфликтов и стратегии инновационного поведения.

В конце пособия размещен терминологический словарь, работа с которым помогает обратить внимание на сущностные моменты в исследовании объектов реального мира и закономерностей социальной жизни.

После изложения теоретического материала в каждом разделе указываются темы рефератов и вопросы для самоконтроля.

Каждый студент должен выполнить одну из контрольных работ, темы которых рекомендуются на стр. 133–141. С учетом указанных рекомендаций по содержанию необходимо составить план, структурировать работу в соответствии с этим планом, составить список использованной литературы.


В предисловии необходимо показать актуальность данной темы, обозначить цель, объект и предмет исследования, основные задачи. В конце каждого раздела необходимо сформулировать выводы, а в конце работы, в «Заключении», сделать теоретические выводы и рекомендации. Объем работы – школьная тетрадь в 12 листов.

На стр. 165–172 – тесты для контроля знаний по обоим модулям. Выполнив их на компьютере, студент может получить зачет, если получит не менее 60 баллов из возможных 70-ти. Рекомендуется предварительно проверить себя, выполняя тесты и используя для самооценки «ключ» к тестам (стр. 172).



В случае успешной сдачи тестов и получения 40 баллов за оба модуля (работа на семинарах, выступления с рефератами, ответы на вопросы для самоконтроля и т. д.) студент получает зачет. Зачет ставится студенту, который успешно усвоил основные понятия курса, умеет анализировать ключевые проблемы с использованием системы социологических понятий, демонстрирует знания материала курса, сформированность основных умений
и навыков, умеет связать материал курса с материалом других гуманитарных дисциплин, обладает социологическим воображением, понимает специфику социологического подхода к анализу проблем современного общества. Итоговое количество баллов по курсу – 100.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

  • Е. А. Подольская
  • Народной украинской академии.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ