Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие Для студентов факультета журналистики Москва




страница1/6
Дата10.01.2017
Размер1.58 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
В.П. Трыков, А.Р. Ощепков


Зарубежная литература
XX века (1914–1945)

Часть I. Франция

учебное пособие

Для студентов факультета журналистики




Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003
Утверждено
кафедрой истории
журналистики и литературы



Трыков В.П., Ощепков А.Р.

Т 80 Зарубежная литература XX века (19141945). Часть 1. Франция: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 68 с.

Подготовлено на факультете журналистики.



© Трыков В.П., Ощепков А.Р., 2003


Тема 1.

Первая половина XX в. эпоха модернизма
в зарубежной литературе

Проблема хронологических границ изучаемого периода. «Авангардистская революция» в изобразительном искусстве и ее влияние на литературу. Модернизм как доминанта художественной системы XX в. Соотношение понятий «модернизм», «модерн», «культура современности» («modernité», «modernity») в современной культурологии и искусствознании.

Философские и теоретические основы модернизма. Концепция воли в книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1918). «Философия жизни» Ф. Ницше. Интуитивизм А. Бергсона. Понятие élan vital в философии Бергсона. Концепция времени у Бергсона («Материя и память», 1896; «Творческая эволюция», 1907) и ее влияние на литературу ХХ в. Иррационализм Бергсона. Теория бессознательного З. Фрейда. Критика фрейдистской концепции процесса художественного творчества К.-Г. Юнгом («Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству», 1922). «Коллективное бессознательное» К.-Г. Юнга как основа художественного произведения.

Характеристика культурной ситуации в послевоенной Европе в работах П. Валери «Кризис духа» (1919) и О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922). Культурологическая проблематика послевоенных работ З. Фрейда («Будущее одной иллюзии», 1927; «Недовольство культурой», 1929). Х. Ортега-и-Гассет о «дегуманизации искусства».

Характеристика авангардистских течений: экспрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, фовизм, футуризм, абстракционизм, имажизм и т.д. «Поток сознания» в литературе. Художественная интерпретации мифа в литературе ХХ в. Неоклассицизм – антимодернистская тенденция или течение в рамках модернизма? Неоклассицистские традиции в литературном творчестве ХХ в. (П. Валери, Ж. Кокто, А. Жид, Ф. Ницше, С. Георге).

Реалистическая литература ХХ в. Проблема соотношения модернизма и реализма в литературном процессе. Освоение реалистической литературой новых форм и приемов (монтаж, «поток сознания», чередование временных пластов, хронологические сбои и т.д.). Новые тенденции в реализме. Документализм как прямое отражение катастрофичности ХХ в. и политизации литературы (А. Барбюс, Д. Рид, Г. Уэллс и др.). Литература «потерянного поколения» (Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон и др.).

Общие закономерности и особенности развития литературы XX в. – эпохи мировых войн, социально-политической и научно-технической революции.

Литература

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980; 1987.

Самосознание европейской культуры ХХ в. – М., 1991.

Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. – СПб., 1998.



Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002. С. 403404.

Тема 2.

Творчество Г. Аполлинера


Биографические сведения о писателе. Аполлинер-журналист. Аполлинер-прозаик («Гниющий чародей»; «Ересиарх и К.»). Образ поэта в «Гниющем чародее». Концепция искусства в «Онирокритике». Антиклерикальные мотивы в сборнике новелл и рассказов «Ересиарх и К.». Начало поэтического творчества («Бестиарий, или Кортеж Орфея»). Неоромантические, символические и неоклассицистские черты в раннем творчестве Аполлинера. Лирический сборник «Алкоголи» свидетельство поэтической зрелости Аполлинера. Смысл названия сборника. «Лирический эпос» Аполлинера. Основные мотивы сборника. «Симультанизм» (К. Бонфуа) Аполлинера. Особенности поэтики сборника. Эстетика «удивления» в драме «Груди Тиресия». Статья «Новое сознание и поэты» – манифест нового искусства. Последний сборник Аполлинера «Каллиграммы». Влияние Аполлинера на европейскую поэзию ХХ в.
Гийом Аполлинер

(1880–1918)

Аполлинер (Apollinaire), Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky) – французский поэт. «Знавшие его прослывут редкостными счастливцами», – писал об Аполлинере А. Бретон. Л. Арагон называл Аполлинера чародеем.

Аполлинер родился 26 августа 1880 г. в Риме. Он был внебрачным сыном обедневшей польской аристократки. Отец, вероятно, итальянец. Из Италии Аполлинер перебрался в Монако, а затем с 1899 г. жил в Париже, хотя французского гражданства добился лишь незадолго до смерти в 1916 г.

Поселившись в Париже, Аполлинер стал завсегдатаем парижских поэтических кафе, в которых пользовался известностью и успехом. Здесь Аполлинер познакомился с известными французскими поэтами П. Фором, А. Сальмоном, М. Жакобом.

В 1901 г. Аполлинер уехал в Германию в качестве воспитателя дочери богатой немки, виконтессы де Мильхау, и прожил там больше года. Из Германии он совершил путешествия в Чехию, Бельгию и Голландию. Пребыванием в Германии навеяны мотивы первого поэтического сборника Аполлинера «Ветер Рейна», не появившегося в печати. Аполлинер влюбился в молодую англичанку Анну Плейден (Annie Playden), которая служила гувернанткой в доме г-жи Мильхау. Любовь осталась безответной. Анна была несколько напугана пылом молодого поэта. В 1904 г. Аполлинер уехал в Лондон, чтобы добиться руки Анны, но получил отказ. Вскоре Анна уехала в США, даже не оставив нового адреса.

Чувство к Анне Плейден нашло отражение в одном из лучших стихотворений Аполлинера «Песни злосчастного в любви» («Chanson du Mal Aim», 1909). Многие стихотворения сборника «Алкоголи» были также навеяны отношениями с Анной Плейден. Так, например, в названии стихотворения «Переселенец с Лендор-Роуда» упоминается улица Landor Road, на которой в Лондоне жила Анна Плейден.

В 1905 г. Аполлинер познакомился с П. Пикассо. Сблизился с представителями авангарда во французской живописи: А. Матиссом, Л. Браком, Ф. Леже. Заинтересовался кубизмом, объявил импрессионизм устаревшим.

В 19031907 гг. поэт сотрудничал с различными символистскими изданиями: печатал стихи, которые впоследствии составили сборник «Алкоголи», заметки о книгах, отзывы о писателях и художниках, переводы из Боккаччо, рассказы и новеллы. Сотрудничал в «Рёвю бланш», «Ля Плюм», «Меркюр де Франс». С 1910 г. вел отдел художественной критики в «Энтранзижан». С 1913 г. Аполлинер редактировал первый журнал «Суаре де Пари», полностью специализировавшийся на авангардистском искусстве.

В 1908 г. Пикассо познакомил Аполлинера со скромной служащей, будущей художницей Мари Лорансен, которую Аполлинер горячо полюбил. Однако отношения между любящими складывались весьма непростые, и в конце концов Мари Лорансен оставила Аполлинера и вышла замуж. Отголоски этой любовной драмы слышны во многих произведениях Аполлинера, в том числе в его первой опубликованной книге «Гниющий чародей» («L’Enchanteur pourrissant», 1909). Аполлинер высоко ценил эту свою книгу, видя в ней прообраз новой эстетики. Между тем французский литературовед Паскаль Пиа считает, что эта книга Аполлинера не столько выразила эстетические установки писателя, сколько отразила круг его чтения. Действительно, Аполлинер признавался, что в детстве зачитывался рассказами о феях и рыцарскими романами. В «Гниющем чародее» Аполлинер отталкивается от средневековой легенды о волшебнике Мерлине, который был заживо погребен коварной озерной девой Вивианой. Так в творчестве Аполлинера начинается тема «злосчастного в любви», тема непреодолимой пропасти между мужчиной и женщиной. В образе Мерлина воплощена трагическая судьба поэта.

В 1909 г. Аполлинер работал над антологией произведений маркиза де Сада, в то время почти забытого.

В сборнике новелл «Ересиарх и К.» («Hérésiarque et Сie», 1910), написанном под влиянием М. Швоба, преобладает ирония. Так, например, в открывающей сборник новелле «Пражский прохожий» Аполлинер иронически переосмысливает библейскую легенду об Агасфере. Христианский миф служит ему для разоблачения буржуазного благомыслия, серьезности и тяжеловесности, проистекающих из принятия человеком условных норм поведения или установившихся мнений. Буржуазному существованию противопоставлен иной тип жизни – близкий к богемному (вспомним, что Аполлинер был вхож в парижскую богему, в мир художников и артистов Монмартра). В образе Агасфера воплощено особое отношение к жизни, ощущение необыкновенной легкости бытия. Агасфер живет без печали и страхов, любит без мучительной привязанности и рабства, в то время как рассказчик страшится безумия и смерти.

Аполлинер стоял у истоков французской поэзии XX в. Откликаясь на социальные катаклизмы XX столетия и психологические перемены, ими вызванные, он стремился к решительному обновлению поэтического языка и художественного образа. Новаторство Аполлинера основано на усвоении многовековой европейской поэтической традиции. В его поэзии слышны отголоски французского фольклора, средневековой лирики трубадуров, баллад Ф. Вийона, стихотворений немецких и французских романтиков, урбанистические мотивы Ш. Бодлера и меланхолические нотки П. Верлена.

Первый опубликованный поэтический сборник Аполлинера «Бестиарий, или Кортеж Орфея» («Le Bestiaire ou Cortège d’Orphée», 1911) – это собрание изящных, афористичных четверостиший, обращающих читателя к средневековому жанру бестиария, а также описаний свойства реальных и фантастических животных, растений и камней, которые сопровождаются аллегорическими назидательными толкованиями в христианском духе. В поэтических миниатюрах сборника соединились восторг перед жизнью, стремление ухватить и воплотить в поэтическом образе каждое ее мгновение, гимн «орфическому» дару проникать в тайны всего живущего и острое трагическое ощущение бытия. Упоминание в названии сборника персонажа античной мифологии – певца и музыканта Орфея, покорявшего своим искусством богов, людей и животных, спустившегося в подземное царство за своей супругой Эвридикой, намечает основные темы сборника поэзия и любовь.

В 1911 г. по ложному обвинению в похищении из Лувра «Джоконды» Аполлинер был заключен в тюрьму.

Поэтическая зрелость Аполлинера ознаменована сборником «Алкоголи» («Alcools», 1913). Поэт уходит от символистской камерности, погруженности в мир интимных переживаний и поэтических видений, открывается навстречу мощному ритму XX в., улавливает его революционные импульсы. Аполлинер поэт, остро ощущающий разрыв времен. Стихотворение «Зона», открывающее сборник, начинается строчкой: «Вот и он, прежний мир, стал не мил». Мотивы скорости, бесцельного шатания по улицам, маскарада, падения комет, текущей реки выражают характерное для лирического героя Аполлинера острое чувство быстро утекающего времени.

Так зарождается лирический эпос Аполлинера с характерным для него чувством причастности к истории, поэтизацией обыденности, масштабностью поэтического видения. Аполлинер тяготеет к мозаичности образа, к сложной и необычной метафоре, свободному стиху. Композиция поэм, вошедших в сборник, характеризуется «связной фрагментарностью». В «Алкоголях» Аполлинер ввел в поэзию мощное дыхание эпоса, его раскованный ритм.

У Аполлинера лирический эпос («Зона», «Кортеж», «Путешественник») соединяется с интимными интонациями, непосредственностью чувства, музыкальностью («Мост Мирабо», «Мари», «Прощание», «Лорелея», «Больная осень»).

Во время первой мировой войны Аполлинер в 1915 г. добровольцем ушел на фронт, где получил тяжелое ранение в голову.

В 1915 г. Аполлинер написал цикл «Послания к Лу» («Poèmes à Lou», изд. 1955). Стихотворения цикла были обнаружены в письмах Аполлинера с фронта к великосветской красавице Луизе де Колиньи. Страстное чувство лирического героя выражено зачастую в сложных и изысканных метафорах.

Сборник новелл, рассказов и анекдотов «Поэт убиенный» («Le Poète assassiné», 1916) эпатировал и мистифицировал обывателя, реализуя аполлинеровский принцип «удивления» («la surprise»).

В 1917 г. была поставлена буффонная пьеса Аполлинера «Груди Тиресия» («Les Mamelles de Tirésias, drame surréaliste», изд. 1918). Называя свою пьесу-фарс сюрреалистической, Аполлинер объяснял, что хотел противопоставить ее, с одной стороны, мещанской комедии, а с другой – символистской драме.

Поэтический сборник «Каллиграммы» («Calligrammes», 1918) – автобиографический дневник-исповедь, отмеченный трагическим восприятием войны. В «Каллиграммах» Аполлинер использует прием коллажа, как бы склеивая обрывки случайных фраз, услышанных в кафе, газетных заметок, афиш, чтобы воссоздать ритм современной жизни, утвердить эстетическую ценность любых ее проявлений. В идеограммах сборника отчетливо проявилась экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Поэт смело экспериментирует с формой стиха, стремится к синтезу поэзии и графики («Зарезанная голубка и фонтан»). «Каллиграммы» – наиболее сложный в отношении поэтического языка и образности сборник поэта, вызвавший впоследствии множество подражаний, в частности у дадаистов и сюрреалистов.

Аполлинер не смог вполне оправиться от полученного тяжелого ранения, здоровье его было подорвано, и, простудившись, он умер в Париже 9 ноября 1918 г.
После его смерти вышло в свет своеобразное поэтическое завещание и одновременно манифест Аполлинера – статья «Новое сознание и поэты» («L’Esprit nouveau et les poètes», 1918). Главной чертой нового сознания поэт считает «исследование и поиск истины – как в сфере, скажем, этической, так и в области воображения». Он обосновывает закономерность формальных поисков в новой поэзии, призывает к синтезу музыки, живописи, кино и литературы, к раскрепощению поэтического языка, к сохранению национального своеобразия искусства, обеспечивающего многообразие его форм. Аполлинер говорит об «изумлении» как отличительной особенности нового сознания, но предвидит опасности, подстерегающие на этом пути, если новое сознание не найдет «изумлению» «прочный фундамент здравого смысла и опыта». Статья стала манифестом «Нового реализма» в европейской поэзии.

В 1920 г. вышел в свет роман Аполлинера о войне «Сидящая женщина» («La Femme assise»), написанный в сюрреалистической манере.

В позднем творчестве Аполлинера (драма «Цвет времени», «Le couleur du temps», 1920) выражено осуждение жестокости войны и индивидуалистического бегства от действительности.

Сборник «Меланхолический страж» («Le Guetteur mélancolique», 1952) объединил стихотворения, не напечатанные при жизни поэта.

Творчество Аполлинера-лирика и эпического поэта относится к постсимволистскому этапу в развитии французской поэзии XX в. Поэтические позиции Аполлинера открывают новые возможности лирического самовыражения, утверждают в поэзии эпическую масштабность художественного видения, сложную и неожиданную метафоричность, ассоциативность поэтического мышления, раскованность языка поэзии (свободный стих, редукция пунктуации и т.д.). В творчестве Аполлинера проявилась установка на создание поэзии, открытой всему многообразию действительности, языковой многоголосице, отражающей это многообразие, напряженность ритмов. Аполлинер ввел в литературный обиход термин «сюрреализм», ставший впоследствии названием течения в литературе и искусстве. В аполлинеровской трактовке это слово становится синонимом «нового реализма», противопоставляемого как символистской отвлеченности, так и натуралистическому описательному правдоподобию.

Традиции Аполлинера нашли свое продолжение в поэзии Л. Арагона, П. Элюара, С.-Ж. Перса, Э. Гийевика, Р.-Г. Каду, поэтов-дадаистов и сюрреалистов.


Литература

Аполлинер Г. Стихи. – М., 1967.

АполлинерГ. Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. – СПб., 1999.

Аполлинер Г. Мост Мирабо. – СПб.: Азбука, 2000.
Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. – С. 23–37.

Кокто Ж. Аполлинер // Кокто Ж. Петух и Арлекин. – СПб., 2000. – С. 700–709.

Хартвиг Ю. Аполлинер. – М., 1971.
Тема 3.

Дадаизм и сюрреализм
во французской поэзии 20–30
гг. XX в.

Дадаизм – одно из наиболее радикальных авангардистских течений в западноевропейской литературе и искусстве 1910–1920-х гг. Предтечи дадаизма (М. Дюшан и др.). Дадаизм как выражение анархических, протестных, бунтарских настроений части западноевропейской интеллигенции. Тотальное осуждение и критика современного миропорядка. Основные принципы дадаистской стратегии: антиинтеллектуализм, алогизм, утверждение бессмысленности и абсурдности жизни. Роль Тристана Тзара в становлении течения «дада».


Генезис сюрреализма. Значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Сюрреализм и довоенные модернистские течения. «Первый манифест сюрреализма» А. Бретона. Печатные органы сюрреалистов. «Магнитные поля» (19191920) А. Бретона и Ф. Супо как первая попытка «автоматического письма». Ассоциативность письма и интуитивизм – основные черты сюрреалистической поэтики. Концепция искусства и художника. Структура «ошеломляющего образа». Новая концепция красоты в эстетике сюрреализма и поэтика сюрреализма (коллаж, примитивизм, каламбуры, «а-метафора» (Г.К. Косиков), ассоциативность образа и т.д.). Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос  крупнейшие поэты-сюрреалисты. «Второй манифест сюрреализма» А. Бретона и обострение противоречий в течении. «Третий манифест сюрреализма» (1930) Р. Десноса и его разрыв с сюрреализмом. Значение сюрреализма для дальнейшего развития литературы.

Литература

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Антология французского сюрреализма: 20-е годы / Сост., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева и Е.Д. Гальцовой. – М., 1994.



Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер. с фр. – СПб., 1996.

Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1973.

Сануйе М. Дада в Париже. – М., 1999.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002.
Тристан Тзара

(1896–1963)
Тзара, Тристан (Tristan Tzara, настоящее имя Сами Розеншток) – глава дадаистов. Родился в Мойнешти (Румыния) в 1896 г. Поэтический дебют состоялся на родине, в Румынии, где Тзара начинал как символист. Во время первой мировой войны переехал в Швейцарию. Изучал математику и философию в Цюрихе, издавал там журнал «Символ». В 1916 г. под влиянием друзей-художников (Г. Арпа, Г. Балля, М. Янко и др.) у Тзара появилась идея создать новый поэтический кружок «Дада». В 1918 г. Тзара издал также журнал «Дада».
Ранние сборники «Первое небесное приключение господина Антипирина» («La première aventure céleste de Monsieur Antipyrine», 1916) и «Двадцать пять стихотворений» («Viengt-cinq poèmes», 1918) сочетание речевой зауми и наивного взгляда на мир. Две встречи Тзара (с Пикабиа в 1918 г., который пригласил Тзара в Париж, и с лидерами журнала «Литтератюр» Арагоном, Бретоном и Супо в 1920 г.) оказали существенное влияние на расцвет дадаизма. Театральные представления дадаистов (например, пьеса Тзара «Носовой платок из облаков», 1924) постоянно сопровождались скандалами.
Вскоре в группе назрел конфликт из-за однообразия всеотрицающей деятельности. А. Бретон со своими соратниками порвал с дадаистами (драка на вечере «Бородатого сердца» в 1923 г.). Тзара в конце 20 – начале 30-х гг. после распада дадаистского объединения примкнул к сюрреалистам. Книги «Индикатор сердечных дорог»Indicateur des chemins de coeur», 1928), «Приблизительный человек»L’homme approximatif», 1931), «Где пьют волки»boivent les loups», 1932), «Антиголова»L’Аntitête», 1933), «Зерна и шелуха»Grains et issues», 1935), написанные с черным юмором, свидетельствовали о примирении с Бретоном. Однако после неудавшейся попытки упрочить связи между сюрреалистами и коммунистами произошел новый, окончательный разрыв между Тзара и Бретоном.
Тзара был сначала теоретиком авангардного искусства («Семь манифестов дада» – «Sept manifestes dada», 1924; «Эссе о положении поэзии» – «Essai sur la situation de la poésie», 1931), впоследствии – его критиком (прочитанная в Сорбонне лекция «Сюрреализм и послевоенные годы» – «Surréalisme et l’après guerre», 1947). Тзара критиковал сюрреалистов (и прежде всего А. Бретона), которые, покинув Францию, отказались от подпольной деятельности во время второй мировой войны. Во время войны Тзара был участником Сопротивления, вступил во Французскую компартию, выступал апологетом ангажированной литературы. В 1956 г. Тзара осудил вторжение советских войск в Венгрию, отошел от сталинизма.

Тзара умер в Париже в 1963 г.
Литература

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. С. 5661.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002. – С. 66–68 (см. именной указатель).
Андре Бретон

(1896–1966)

Бретон, Андре (Breton, André) – французский писатель, теоретик и основоположник сюрреализма. Родился в 1896 г. в Теншбре (департамент Орн). Отец А. Бретона некоторое время служил в канцелярии жандармерии, что послужило поводом для недругов писателя называть его «сыном жандарма», подчеркивая этим значительное, а иногда и подавляющее влияние его на соратников. Образование Бретон получил в соответствии с буржуазными представлениями того времени: церковная школа, колледж Шапталь и Институт психологии и хирургии в Париже – по настоянию матери. Однако юноша не интересовался практически ничем, кроме поэзии. Его первые стихи подражательны, написаны в духе Малларме. В 1914 г. он был мобилизован. Война положила конец учебным занятиям, которые стали ненавистны Бретону. В годы войны Бретон сблизился с Апполинером, который познакомил его с Ф. Супо. Встреча с Арагоном, смерть Апполинера (1918), знакомство с Ж. Ваше, а затем его гибель (1919) – события, повлиявшие на решение «снести до основания вся и всех» в предшествующей литературе и подтолкнувшие к идее создания нового искусства. Увлекшись фрейдизмом, Бретон отчасти на его основе выработал теорию сюрреализма. Совместно с Л. Арагоном и Ф. Супо в 1919 г. Бретон основал журнал «Литтератюр» («Littérature»), который был сначала оплотом дадаизма, затем сюрреализма. «Магнитные поля» стали его первой пробой «автоматического письма». Как отзывался об этом сюрреалистическом сочинении Бретон, у него родилась идея «замарать бумагу похвальным презрением к тому, что могло бы иметь продолжение в литературной форме». Прием автоматического письма требовал скорости: в течение нескольких недель в 1919 г. Бретон совместно с Ф. Супо написал книгу. Во время работы над ней авторы принципиально отказывались вносить какие-либо поправки, поэтому на первый взгляд может показаться, что содержание книги понять невозможно. В 1920 г. Бретон со своими единомышленниками окунулся в заведомо провокационную дадаистскую деятельность, однако довольно быстро понял бесперспективность объединения «дада» и призвал своих друзей покинуть его ряды («Отриньте все», 1922).

Разрыв с дадаистской группой положил начало созданию другого творческого объединения – сюрреализма, руководящую роль в нем стали играть Бретон и Арагон. Официальной датой рождения сюрреализма считается 1924 г., когда был опубликован литературный «Манифест сюрреализма» («Manifeste du surréalisme») Бретона. Фактически сюрреализм сложился раньше, в самом начале 20-х гг. Находя в социальном мире одни только подавляющие человека силы, Бретон утверждал, что личность обретает духовную свободу в интуитивных психических актах, понимая под ними сновидения (опыт «снов»), бред, алогизм познания.

Новая группа, чтобы привлечь к себе внимание, развивает необычайную активность. Она то публикует яростный памфлет «Труп» («Un cadavre», 1924), направленный против недавно умершего Анатоля Франса, с требованием не предавать его почетному погребению. В его творчестве представители экспериментальной поэзии видели «ненавистнейшее достижение старой французской культуры». То они печатают остро критическое «Открытое письмо г-ну Полю Клоделю» или антимещанский пафлет «Позвольте!» (1927) – по поводу открытия памятника Артюру Рембо, то устраивают постоянные потасовки и скандалы. Конфликтные ситуации то и дело возникали и внутри объединений сторонников модернистского искусства. Их участники переходили из группы в группу, исключались (как это было с Витраком, Супо, Арто в 1926 г.) и вновь возвращались; группы пополнялись и за счет прихода новых членов. В июле 1925 г. Бретон решил вернуться к редактированию журнала «Революсьон сюрреалист» (до этого редактором был А. Арто), чтобы придать журналу политическую направленность, чего не хотел делать Арто. В 20–30-е гг. Бретон возглавлял и другие сюрреалистические журналы, написал «Второй манифест сюрреализма» («Second manifeste du surréalisme», 1930), «Сообщающиеся сосуды» («Les vases communicants», 1932) и др.

В 1928 г. в престижном издательстве «Галлимар» появилась «Надя» («Nadja, roman poetique») Бретона – синтетический поэтический роман, в котором описания реальных событий соседствуют с автоматическим письмом, перемежаются с медиумическими опытами, доводящими героиню до состояния безумия. В основе сюжета романа – реальный факт встречи автора (в октябре 1926 г.) с женщиной, назвавшей себя Надя («затем, что по-русски это начало слова Надежда, и затем, что это только начало»), наделенной даром ясновидения, по утверждению рассказчика, и в конце концов помещенную в психиатрическую лечебницу. Однако объективный случай в этом наименее заумном произведении Бретона подвергается сюрреалистическому переосмыслению и деформируется до неузнаваемости.

Наиболее острый кризис наступил в 1929 г., когда Бретон во «Втором манифесте сюрреализма», выдержанном в анархистском духе, дошел до крайностей (он отказывался даже от традиции Рембо, Бодлера, Э. По) и язвительно нападал на своих бывших идейных союзников, исключенных или вышедших из движения (Арто, Батай, Деснос и др.). После этого на некоторое время Бретон возобновил личные дружеские отношения (например, с Массоном, Превером, Супо) и даже с членами французской коммунистической партии – Арагоном и Элюаром. Краткое сближение Бретона с коммунистами не изменило его взглядов (он всегда стремился к свободе от всякого догматизма); во время сталинских репрессий (1936) он окончательно порвал с компартией.

Встреча и общение с Л. Троцким в Мексике (1938) вдохновила Бретона на создание группы «независимых революционных художников». События второй мировой войны и убийство Троцкого (1940) помешали осуществлению его планов. Лидер сюрреалистов, преследуемый фашистами, решает укрыться в Америке. Вернулся он в Париж лишь в 1946 г. В книгах «Аркан 17» («Arcane», 1945), «Положение сюрреализма между двумя войнами» («Situasion du surréalisme entre les deux guerres», 1945) и «Лампа в часах» («La lampe dans l’horloge», 1948) Бретон подверг критике состояние современного мира, усматривая в нем кризис культуры. В 1960 г. в числе 121 деятеля культуры подписал декларацию против войны в Алжире.

Последние десятилетия жизни он посвятил непрерывной борьбе за существование и независимость движения, которое им было создано и которое просуществовало благодаря его неустанной заботе почти полвека. Летом 1966 г. у Бретона обострилась болезнь дыхательных путей. Смерть настигла его 28 сентября того же года в Ларибуазье. Его детище – движение сюрреализма, просуществовав официально еще примерно три года (последний подъем интереса к движению произошел во время майских событий 1968 г.), распалось.

Литература

Бретон А. Антология черного юмора. – М., 1999.
Балашов Н.И. Андре Бретон и эпилог сюрреализма // Французская литература. 1945–1990. – М., 1995.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. С. 4252; 6168.

Вермо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер с фр. – СПб., 1996.

Поль Элюар

(1895–1952)

Элюар, Поль (Eluard, Paul; псевдоним; настоящее имя – Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) французский поэт. В 16-летнем возрасте страдал от приступов кровохарканья, вынужден был провести два года в швейцарском санатории. Двухлетняя изоляция стала решающей в биографии будущего поэта. Элюар встретился здесь одновременно с большой литературой и с большой любовью. Он открыл Бодлера, Лотреамона, Рембо, влиянием которых отмечены его первые стихотворные опыты. Его музой стала русская пациентка Елена Дьяконова, которой Элюар дал имя «Гала» и на которой женился в 1917 г.

Элюар участвовал в первой мировой войне, пострадал во время газовой атаки и был демобилизован. Фронтовые впечатления нашли отражение в сборнике стихов «Долг и тревога» («Le Devoir et l’inquiétude», 1917).

В 1919 г. Элюар сблизился с дадаистами (сборник «Животные и их люди; люди и их животные» – «Les Animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux», 1920; «Примеры» – «Exemples», 1921). Издавал свой журнал «Поговорка».

В 1922 г. отошел от дадаизма и в 1924 г. вместе с А. Бретоном и Л. Арагоном встал во главе группы сюрреалистов. Элюар мечтал об освобождении духа, верил в то, что поэзия и воображение должны сыграть главную роль в этом.

В 1928 г. первым из сюрреалистов вступил во Французскую коммунистическую партию. В 30-е гг. встал на антифашистскую позицию. В занятом немцами Париже написал поэтические сборники «Открытая книга I» («Le Livre ouvert I», 1940), «Открытая книга II» («Le Livre ouvert II», 1942).


В 1942 г. Элюар вступил во Французскую коммунистическую партию. Поэтическим знаменем Сопротивления стало стихотворение «Свобода» из сборника «Поэзия и правда» («Poésie et vérité», 1942). Название сборника носит программный характер: оно свидетельствует об отказе Элюара от поэтических ухищрении, о страстном и честном воплощении «правды, ничем не прикрытой, и очень бедной, и жгуче пламенной, и всегда прекрасной», как сказал поэт в послесловии к книге стихов «Лицом к лицу с немцами» («Au rendez-vous allemand», 1945).

Стихотворение «Свобода», написанное в начале 1942 г., было опубликовано в сборнике «Поэзия и правда» в том же году под названием «Единственная мысль». В короткий срок оно стало известно по всей Франции, его переписывали во множестве экземпляров и распространяли подпольно, читали на собраниях. Исследователь поэзии Элюара Н.И. Балашов так определяет идейно-художественные особенности стихотворения: «Поэт решился двадцать раз повторить в стихотворении одну и ту же синтаксическую конструкцию, неизменно заканчивающуюся словами: «Я имя твое пишу». Это многократное повторение и широкий, с первого взгляда могущий показаться случайным, диапазон представлений, чувств и вещей, на которых поэт начертал слово «свобода», художественно оправданы и необходимы. Ведь речь шла о свободе, а во время оккупации это была та важнейшая общая заветная «единственная мысль», к которой патриотов разных социальных групп, возрастов, характеров вели самые разнообразные ассоциации идей, мысль, для которой никакое повторение не было лишним».

Элюар – выдающийся мастер любовной лирики. Первые послевоенные поэтические сборники «Лишнее время» («Le Temps débordé», 1947), «Памятное тело» («Corps mémorable», 1948) окрашены трагическими мотивами одиночества и страдания, навеянными смертью жены поэта. Некоторая замкнутость в сфере интимных переживаний преодолевается Элюаром в сборниках «Политические стихи» («Poèmes politiques», 1948), «Урок морали» («Une leçon de morale», 1950). Широкую известность получил выпущенный вместе с П. Пикассо сборник стихов «Лик всеобщего мира» («Le Visage de la paix», 1951). В своем послевоенном творчестве Элюар выступает как поэт-гражданин, патриот, борец за мир и прогресс. Элюар активно сотрудничал с литературными журналами, такими как «Леттр франсез», «Нувель критик». Ему посмертно присуждена Международная премия мира (1953). Лучшие переводы поэзии Элюара на русский язык принадлежат перу П. Антокольского.

Литература

Элюар П. Избранные стихотворения. – М., 1961.

Элюар П. Стихи. – М., 1971.
Великовский С.И. …К горизонту всех людей: Путь Поля Элюара. – М., 1968.

Балашова Т.В. Французская поэзия XX века. – М., 1982.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. М., 2002.
Тема 4.

  1   2   3   4   5   6

  • © Трыков В.П., Ощепков А.Р., 2003
  • Литература
  • Творчество Г. Аполлинера