Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебное пособие для детей школьного возраста Россия, 1993г. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем




страница1/24
Дата01.07.2017
Размер5.18 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Конспект лекций по Догматическому богословию

учебное пособие для детей школьного возраста

Россия, 1993г.

Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

140400, Московская обл., г. Коломна, ул. Лазарева, д. 11а

Расчетный счет N° 701204 в Коломенском отделении Уникомбанка

Желающие помочь восстановлении обители могут внести свои средства на р / с 701204 в Уникомбанке г.Коломны мфо 211711 код Е-8

ISBN - 5-900537-02-1

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН МОНАСТЫРЬ

Зак. 358 Тираж 25000. Объем 28,0 п. л. АО «Чертановская типография»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Истина бытия Божия 9

- Возможность и характер нашего познания о Боге 9

- Способы Богопознания 11

- Нравственные условия Богопознания 13


Учение о Боге и его Бытии 16

- Единство существа Божия. Единство Божие как отличительный признак истинного понятия о ноге, учение церкви 16

- Учение ветхого завета о единстве Божием 16

- Истина единства Божия в новом завете 17

- Учение о свойствах Божиих 17

- Объективное значение свойств Божиих 18

- Существенные свойства Божии 19

- Свойства бытия Божия как бытия всесовершеннейшего 19

- Духовность существа Божия 24

- Разум Божий и его свойства 25

- Всеведение Божие 25

- Премудрость Божия 26

- Воля Божия и ее свойства 27

- Высочайшая свобода воли Божией 28

- Святость воли Божией 28

- Всемогущество воли Божией 29

- Правда Божия 30

- Чувство и чувствования Божии, его свойства 31

- Всеблаженство Божие 31

-Бесконечная благость или любовь Божия к тварям 32


О Боге Троичном в лицах 34

- Богооткровенность догмата о Пресвятой Троице, особенная важность и непостижимость 34

- Учение церкви о Святой Троице и состав этого учения 38

- Троичность лиц в Боге 38

- Указания на Троичность лиц в Боге в ветхом завете 39

- Свидетельства нового завета о Троичности лиц в Боге 41

- Верования древней церкви в троичность лиц Божества 44

- Божество и единосущие лиц Святой Троицы 45

- Божество Отца 45

- Божество Сына 46

- Божество Духа Святого 48

- Единосущие лиц Святой Троицы 49

- Различие Божественных лиц по их личным свойствам 51

- Личные свойства Бога Отца 52

- Личные свойства Бога Сына 53

- Личные свойства Бога Духа Святого 54

- Отношение Догмата о Святой Троице к разуму 56
Слово

Догматическое учение о Троице 57


Учение о Боге – Творце Мира 75

-Значение догмата 75

- Учение откровения о Боге-Творце мира 75

- Раскрытие догмата о Боге - Творце мира в творениях святых отцов и учителей церкви 78

- Соображения разума в усвоении истины Сворения мира 80

- Учение откровения о Начальности или временности творения 81

-Учение древних отцов и учителей церкви

сотворении мира во времени 82

- Учение об откровении и сообразности истины в творении мира со свойствами существа Божия 83

- Побуждения и цель творения 84

- Историческое повествование Моисея о происхождении и образовании мира, уясняемое из понятия о составе священного писания 85

- Учение об историчности повествования о творении мира отцов и учителей церкви 86

- Творение общее и частное.

Последовательность частного творения 86


Учение о Боге – Творце Мира Невидимого 92

- Действительное бытие духовного мира по учению откровения 92

- Природа ангелов 93

- Небесная иерархия -

- Соображение разума об истине бытия духовного мира 96

- Происхождение бесплотных духов и его время 96

- Время происхождения Ангелов 96
Учение о Боге – Творце человека 97

- Значение души в составе человека. Ее духовность 99

- О составе человека 100

- Происхождение первозданной четы всего человеческого рода 103

- Богоустановленный порядок размножения людей. Мнение о происхождении душ. 107

- Образ и подобие Божии в человеке 109

- Назначение человека 110
Слово

О душе человеческой 112


Учение о Боге Освятителе 140

- Необходимость свободного усвоения даров Искупления. 140

- Сущность освящения человека 142

- Понятие о Благодати, как объективном

начале в освящении человека 144

- Единство Святыя Троицы в явлении Благодати 146

- Необходимость Благодати для продолжения и

завершения Духовной жизни 149
Учение о свободе человека 153

- Отношение благодати и свободы. Учение откровения 154

- Учение благодати и ее отношение к свободе в творениях отцов и учителей церкви I-IV вв. 155

- Учение о благодати и свободе после IV в. на западе 160

- Учение о благодати и свободе после IV в. на востоке 160

- Виды благодати и ее действия 163

- Действие благодати просвещающей:

оправдание и обращение 165

- Действие благодати просвещающей:

оправдание и освящение 171

- Всеобщность благодати и предопределения 178

- Понятие о вере как субъективном начале освящения человека 183

- Понятие спасающей веры. Совместность и нераздельность веры и добродетели 186

- Святоотеческое учение о вере и

ее отношение к освящению человека 192

- Явление благодати – всемогущества и

промысла Божия в человеке 193

- Добро и зло в мире. Брань и действия благодати 219
Слово

Пути Богопознания в жизни арабских народов 228


Слово Благодать и разум 241

Благодать и явление ее в праведниках и пророках 269


Слово

Жизнь в благодати (поучения Антония Великого

и других святых отцов церкви для детей) 300
Слово. Образ Божий в человеке. Обожение 318

ОТ ИЗДАТЕЛЯ



Издаваемое учебное пособие для детей школьного возраста является вторым изданием любителей духовного просвещения.
Бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, ибо человек носит образ Божий, образ троичности, имея ум, слово и дух, сознавая в себе свободу и познавая истину, добро, святость.
Дети - радость родителей, надежда общества, и если они познают истину и Бога как Отца Небесного, то войдут в общечеловеческую Божественную Семью всех православных христиан, как живущих по лицу Земли, так и отшедших в вере и благочестии к своему Отцу, ибо все святые составляют Единую Церковь Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Триединый Бог сотворил небо и землю, сотворил человека и дал ему блага. Солнце согревает всех детей Божиих, земля дает нам плоды для питания и утешения. Океаны, моря, озера, реки наполняются рыбами. Воздух для дыхания нашего подал нам Бог. Он сохраняет бытие наше, ограждает от зла. И по великой любви Своей не оставил падшее человечество во грехе, но послал Сына Своего Единородного, да искупит сынов человеческих от проклятия, смерти и власти диавола. Бог усыновил нас на Кресте, и Матерь Божия стала Материю всех христиан. Постоянно надо благодарить Бога за все блага земные и духовные. Он как Законодатель - дал закон природе и закон человеческому духу. Видим мы любовь Божию и нужно любовью ответить в жизни нашей, чтобы мы похожи были на своего Отца и отобразили бы в себе образ и подобие Его. "Да не будут тебе бози инии, разве Мене" (Исх.20,2), - говорит Сам Господь - не поклоняйся идолам, и страстям, и твари, и не принимай лживых учений, почитай родителей, не кради, не лги, не убивай и никакой неправды и зла не делай никому.
Познавать надо Премудрость Божию в творении Его, освящая богоподобную свою душу, ибо вселенная есть великая и прекрасная книга, которая рассказывает всем о Боге, Его Всемогуществе, Премудрости, Любви, и вся земля исполнена славы Божией.
Дети, будем добрыми, чистыми, трудолюбивыми. Ведь кто ворует, обманывает, ленится, делает какое-либо зло, тот отходит от путей Божиих и теряет усыновление. Отец наш и Бог Свят и Милосерд, Кроток и Человеколюбив и хочет, чтобы и дети Его похожи были на Него. Уподобляться надо пчелке, которая, летая по полям, где много разных трав, кустиков, деревцев, берет только нектар - мед благоухающий дарует человеку как плод своих трудов. Так и мы не будем даже прикасаться к ложным учениям и злым ‚делателям, не будем учиться злым делам, отойдем от ересей, расколов, заблуждений. И как родители наши питают нас от труда своего, одевают, обучают полезному и нужному, так и мы должны стать тружениками и научиться трудолюбию, и правде, и истине, и любви, чтобы и другим, после нас которые будут жить, подать блага земные и духовные.
Вспашем, посадим, вырастим урожай - на весь год будет нам пища. Вырастим коровку, сделаем сарайчик ей, приготовим сена и кормов - коровка даст нам молоко, и будет сыр, масло, творог. Так и говорится: коровка дает молоко, когда ее содержат хорошо. Лошадка облегчает наш труд, поэтому надо ее любить и научиться содержать ее. Вкусна и хороша рыбка, но надо пруд выкопать, надо мальков туда пустить и подкармливать их, и вырастит большая рыба для нас. Чтобы тепло было нам, надо домик научиться строить, и печку самому ложить, и дрова заготовить. И так все надо научиться делать, как трудились на Руси наши отцы и праотцы.
Церковь молит Бога о даровании плодов земных мирных временах. И все подаст нам Бог: блага земные и духовные, и небесные. Отец наш Небесный даст блага просящим у Него, если мы будем святы и милосердны. Видим, что ленивым и нерадивым двойки ставят, оставляют на другой год, обличают, не доверяют им ответственной работы, а некоторые даже в тюрьму попадают. А в будущей жизни одни добры будут с Богом во свете, в радости вечной, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. Другие: нераскаянные, злые, воры, убийцы, тунеядцы, гордецы, лжеучители, чародеи, колдуны, развращенные, ругатели и все пребывающие во тьме - будут отлучены по слову Господа. Будем жить с Богом и учиться благочестию - тогда никто нас не разлучит от любви Божией ни в земной жизни, ни в будущей.

Как один мальчик Матвей любил Бога, молился и утром, и перед обедом и везде взывал:" Отче наш! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя", - и трудился призывая Имя Божие. Он пас овец. Бывало, что волки нападали на стадо, а он не боялся - Бог ведь Всемогущий. Мальчик начинал кричать: "Отче наш! Прогони волков!" - и крестом их осенял. Вдруг волки становились на дыбы, неведомая сила их поворачивала, и они бежали прочь. И когда Матвей однажды ехал по реке по льду, - а еще и в школу не ходил, мал был, - лошадь провалилась в прорубь, она прыгала, чтоб выбраться, и не могла, лед не выдерживал и ломался. А. Матвей не испугался и стал кричать: "Отче нащ, Ты Всесильный, вытащи, молю Тебя, мою лошадку!" И Бог сразу услышал его и помог: укрепил лед, дал силы лошади, она передними ногами твердо встала на него, легко вытащила сани с грузом и мальчиком и приехала домой. Перед воротами она радостно заржала. Вышла бабушка, впустила их во двор, и внук все рассказал. И они пропели Богу славословие: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, втеликия ради славы Твоея...", - и все до конца.

Вот видите, Матвей знал молитвы, уже в то время любил Бога, а лошадка любила мальчика. Когда он приходил в сарай - хомут не мог поднять, а только на ребро ставил, а Савраска, так звали лошадь, сама голоову просовывала в хомут и одевала себе на шею, так что только оставалось сбрую подтягивать, оглобли и вожжи закреплять. Савраска даже сама без мальчика, когда он в тулуп завернувшись, лежал в санях, везла домой его, выбирая дорогу в снегу. Радовался и хозяин и лошадка. Вот как бывает хорошо в жизни, тогда живем с Богом.

А вспомним житие преп. Герасима на Иордане. Герасим любил Бога, и лев полюбил его и доверял ему. Однажды лев с большой занозой, с гнойной раной пришел к преподобному и кротко просил всем своим видом помощи. Человек Божий убрал эту занозу, сучок острый, рану очистил, промыл. А лев в благодарность не уходил от преподобного Герасима и жил с ним в пустыне. Так, духом кроткие христиане преображали мир, являя в делах своих славу Божию. Поэтому будем подражать им в кротости, добре и святости, будем любить Церковь Святую, Православную, которая учит нас истинному Богопочтению и призывает к Богообщению для прославления Бога Слова на земле.


Россия

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, Рождество Христово,

1993

Истина Бытия Божия
Главное основание для уверенности в бытии Божием заложено во внутренней природе нашего духа. Бога люди познают, как и все через опыт, но опыт не внешний, пригодный лишь для познания предметов чувственных, а внутренний, духовный. В особенности делается восприимчивою к воздействиям Божества душа христианская, очищенная от греха и приближающаяся к Богу. «Душе благочестивой -- пишет о. Йоанн Кронштадтский г, -- бытиё Божие также очевидно, как собственное бытие, потому что с каждою мыслию доброю пли недоброю, желанием, намерением; словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце — спокойствие или беспокойство, радости или скорби, — и это вследствие действия на нее Бога духов и всякия плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение и наоборот». Значит, нравственное очищение, то, что называется чистотою сердца, -- первое условие для познания Бога, для убеждения в бытии Божием. По обетованию Христа чистии сердцем... Бога узрят» (Мф. 5, 8) а по слову ап. Павла «аще же кто любит Бога, сей познан бысть от Него» (1 Кор. 8, 3), т. е. тому дано знание от Него.

Религиозное чувство, как и всякое другое, не у всех людей развито одинаково: оно может заглохнуть до того, что человек не будет ощущать действие Божественного духа. Вера в Бога – дар Божий, а всякий дар нужно согласиться принять. Другим словами — живость этого чувства зависит от настроения нашей воли.


ВОЗМОЖНОСТЬ И ХАРАКТЕР НАШЕГО ПОЗНАНИЯ О БОГЕ Откровение Ветхого и Нового Задета ясно учит нас о непостижимости Бога. «Бога никтоже виде нигдеже» (никогда) (Ин. 1, 18); «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор. 2, 11). Бог «во свете живым (живет) неприступием, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1 Тим. 6, 16).

Указав на невозможность видеть Лице Божие, т. е. всю полноту величия и славы Его, Господь говорит Моисею: «Егда же прейдет слава Моя, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду: и отъиму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя» (Исх. 33, 22-23), т. е. Моисею дано было увидеть как бы след, отблеск, отражение славы Божией, тень Существа Божия.

Будучи невидимым и недоступным в Существе Своем, Бог являет Себя людям, по мере их способности к восприятию, в разного рода видимых откровениях естественного и сверхъестественного характера. Таким образом, в Боге, по отношению к познаваемости Его сотворенным духом, по учению Церкви, нужно различать как бы две стороны: сторону непостижимую или непознаваемую и сторону познаваемую. Непостижимым является самое внутреннее Существо Божие или то, что есть Бог Сам в Себе, в отрешении от Его проявлении в мире: «что есть Бог в Существе Своем, — учит Православное Исповедание, — того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т. е. ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварию. Но Бог не оставил нас и в совершенном неведении о Себе. Он не постижим в Существе, но открывается в некоторых проявлениях Своих свойств. Все, что необходимо нам знать о Боге, и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения промышления, через закон и пророков и через Единородного Своего Сына. Непостижимый Сам в Себе, в Его внутренней природе и Существе, Он познаваем для нас тою стороною Своего Существа, которую открывает в Своих действиях и обнаружениях в мире. Поэтому человек может приобретать такое познание о Боге, которое соответствует его слабым силам в условиях земной жизни. О возможности относительного богопознания ясно говорит нам само Откровение: Разумное Божие (— то, что можно знать о Боге) яве есть в них (- язычниках), — говорит апостол Павел, — Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 19 - 20).

Раскрывая возможность для нас относительного богопознания, Откровение указывает нам и границы этого богопознания. По учению ап. Павла, Бога мы ныне познаем только «отчасти, а не всецело, видим Его не лицем к лицу, а «якоже зерцалом в гадании» (1 Кор. 13, 12). Другими словами, мы видим Бога ныне не непосредственно, как видим предметы мира физического, а только как в зеркале, т.е видим лишь отражение образа Божия в делах мира Откравеии. Мало этого: Апостол добавляет, что образ Божий представляется нам в зеркале мира в Откровении «в гадании», неясно, так что наше понятие о Боге может быть составлено лишь неточпым представлениям. Всецелое познание, когда «еже от части, упразднится» (1 Кор. 13, 10) и мы «узрим Его, якоже есть» (1 Ин. З, 2), есть дело будущего. Поэтому наше настоящее познание есть собственно не познание, не видение, а вера в том, что открывает нам о Себе Сам Бог. Мы ныне «верою бо ходим, а не видением» (2 Кор.5, 7). «Верою разумеваем», — говорит Апостол (Евр. 11. 3).

Утверждая невозможность для человека видеть, т. е. совершенно познать Бога, Откровение в то же время повествует, что многие из избранников Божиих удостаивались видений Бога. Патриарх Иаков, по собственному его выражению «видех бо Бога лицем к лицу» (Быт. 32, 30). О Моисее Сам Бог сказал: «Устами к уста говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Числ. 12, 8). Из Откровения мы знаем о видениях пророков Исаии, Даниила, Иезекииля; кроме того, Св. Писание передает о многих явлениях Бога людям в виде и образе человека, ангела.

Бог, благоволил открыть Себя в творении мира, в богоподобной душе человека- в его разуме, особенно в сверхъестественном откровении — чрез закон и пророков и наконец — чрез воплотившегося Сына Божия. Поэтому человек, как одаренный вообще способностью познания, может и должен познавать Бога в меру свои сил. Это стремление к познанию и возможное познание Бога - естественное проявление жизни нашего духа, когда он сознает что Богом он живет, движется и существует. Более того, в это познании -- и высшее благо для человека: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17. 3), говорит Спаситель. Словом «живот» означается здесь всецелое удовлетворение всех высших потребностей и стремлений человеческого духа.

В Лице Господа Иисуса Христа Само Слово Божие «плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1. 14).
СПОСОБЫ БОГОПОЗНАНИЯ

Способов богопознания — два: естественный и сверхъестественный.

1. Естественный способ богопознанип состоит в познании Бога из естества, т. е. природы видимой, неразумной н разумной (человека), и из истории человечества. По словам св. Григория Богослова «небо, земля, море, — словом весь мир есть великая и прекрасная книга Божия», читая которую, человек имеет возможност составить понятие о всемогуществе, премудрости и благости Творца. А св. Василий Великий как бы добавляя говорит: «К познанию Бога не столько ведет небо и земля, сколько собственно наше устройство, если кто благоразумно испытает сам себя, как говорит пророк: «Удивися разум Твой от мене» (Пс. 138, 6), т. е, рассмотрев самого себя, познал я превосходство Твоей мудрости».

Св. Писание свидетельствует, что видимая природа возвещает человеку о славе и величии Творца. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвешает твердь» (Пс. 18, 2). «Испольн вся земля славы Господа Саваофа» (Ис. 6, 3). Душа человеческая с ее стремлением к истине, добру, красоте еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах Творца. Слышится голос Божий и в истории народов: история человечества не есть сцепление простых случайностей, а управляется Помыслом Божиим и ведется к определенной цели. Псалмопевец, имея в виду это водительство Божие в жизни народов, восклицает: «Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши» (ГIс. 66, 5).

Пользуясь всеми этими данными, человек может приходить к познанию Бога, о чем свидетельствует ап. Павел так: «Разумное Божие (то, что можно знать о Боге) яве есть в них. (язычннках) Бог бо явил есть им. Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 19-20) . Руководителем человека в таком познании служит присущее внутреннему существу человека, в силу его богоподобия, рожденное стремление к Божеству и способность чувствовать Его, когда Он благоволит коснуться души его Своим благодатным воздействием. Так человек может приходить к признанию в Боге свойств всеведения, всемогущества, премудрости и т. п. Некоторые из язычников естественным способом, действительно, приобрели некоторые познания о Боге, согласные с истиного, так что пренебрежение этим способом, по слову апостола. — «Быти им безответственным».(Рим. 1, 20).

Но одного естественного способа для надлежащего понятия о Боге недостаточно. История показывает, что даже философские понятия о Божестве были далеко несовершенны и содержали ряд заблуждений. Одни из философов впадали в пантеизм, признававший все за Бога, другие -- в дуализм, допускавший существование двух начал --- доброго и злого, третьи приходили к скептицизму и безбожию, сомневаясь в самом существовавании истины. Эти же заблуждения повторялись и в позднейшее время.

Главная причина недостаточности одного естественного Откровения для богопознания заключается в глубоком повреждении человека (а вместе и природы) вследствии грехопадения. Вместе с помрачением образа Божия помрачилась в человеке и способность разумения Бога. Развращенное сердце не может содействовать разуму в познании дел Божиих в мире, а омраченный страстями ум — делать согласные с истиною умозаключения. С развитием зла в человечестве и голос Божий в истории народов был нередко заглушаем и заглушается голосом человеческих страстей.

Недостаточность естественного Откровения, при врожденном стремлении человека к познанию Бога и бессилии достигнуть этого собственными силами указывает на необходимость для человечества особого Откровения Божия. Поэтому, как говорит Апостол, «понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти веруюших» (l Кор.1, 21)

Эта, проповедь - Откровение сверхъестественное. Только в сверхъестественном Откровении, данном Богом сперва через закон и пророков, а потом через воплотившегося Сына Божия, осуществляется возможность несомненно истинного познания о Боге. Сверхъестественное Откровение Божие предотвращает разум человека от уклонений по пути к истине в деле естественного богопознания и в то же время дает человеку познание о таких предметах, до которых собственными силами человек никогда бы немог возвыситься (тайны о Св. Троице, Миротворении, Искуплении, Освящении, судьбах мира и человека и пр.). Как дающее ответ на все высшие вопросы бытия и жизни; это Откровение способно удовлетворить всем высшим потребностям нашего духа: разуму доставить свет истины, воле -- силу к добру, сердцу — блаженство покоя. Как исходящее от Самого Источника истины — Сына Божия и Духа Истины, глаголавшего через пророков н апостолов, оно представляет собою такую истину, относительно которой не должи быть места никаким Сомнениям, неуверенности, колебаниям, которые возникают в отношении к учениям человеческим.

Дарование людям сверхьестественггого Откровения не устраняет значения и надобности богопознания естественного.



Естественное богоискание и богопознание содействуют тому, что истины откровенного Слова Божня принимаются не путем только одного подчинения разума Откровению, не одного только внешне верою, но и всем существом человека: они воспринимаются уже как истины, отвечающие самым коренным и глубоким вопроса его духа. В видимой природе много такого, что может служить подтверждением и пояснением истин Откровения. Спаситель, говоря, например, о Промысле Божием, указывает па птиц и полевые лилии и таким образом учение сверхъестественного Откровения объясняет примерами нз области откровения естественного.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

  • Учение о Боге и его Бытии 16
  • О Боге Троичном в лицах 34
  • Слово
  • Учение о Боге – Творце Мира Невидимого 92
  • Учение о Боге – Творце человека 97
  • Учение о свободе человека 153
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ХАРАКТЕР НАШЕГО ПОЗНАНИЯ О БОГЕ