Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методическое пособие по курсам «Информационные технологии в образовании» и«Менеджмент в образовании»




страница1/11
Дата02.07.2017
Размер1.91 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
А.А. Андреев
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Москва


1999

УДК 378


ББК 74.58

А 655


Андреев А.А.
А 655 Дидактические основы дистанционного обучения. -М.: РАО, 1999, -120 с.

В монографии сформулированы понятие и принципы дистанционного обучения (ДО), раскрыта его роль и место в системе непрерывного профессионального образования. Анализируется структура специфической дидактической системы дистанционного обучения и дана характеристика ее элементов. Приводится классификация российских образовательных учреждений ДО, а также модели ДО, используемые в них. Рассматривается подход к оценке эффективности ДО.

Работа адресована преподавателям, научным и административным работникам системы образования, студентам и аспирантам, интересующимся данной проблемой. Она может быть рекомендована также как учебно-методическое пособие по курсам «Информационные технологии в образовании» и «Менеджмент в образовании».

 Андреев А.А 1999г.



Оглавление

стр.


Введение.........................................................................................................… 3
Глава 1. Основы теории дистанционного обучения.

1.1. Дистанционное обучение в системе профессионального образования. 9



    1. Дидактическая система дистанционного обучения .....…………….…17

    2. Принципы дистанционного обучения…………………...........……….27


Глава 2. Технология дистанционного обучения.

2.1. Понятие и содержание технологии дистанционного обучения.........… .34

2.2. Методы и средства дистанционного обучения…...................................….44

2.3. Исследование форм дистанционного обучения...............……….......……62


Глава 3. Основы организации дистанционного обучения.

3.1. Анализ вариантов организации дистанционного обучения ..............…..63

3.2. Классификация образовательных учреждений и

разработка моделей дистанционного обучения .......................….80

3.3. Критерии оценки эффективности дистанционного обучения .....…….. 96
Заключение ..................................................................................................….103

Литература ...................................................................................................….104

ВВЕДЕНИЕ
Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

По мнению специалистов “Института информатизации образования” ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:


  • повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

  • обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

  • обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

  • повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).

В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для России и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития и военного строительства в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.

В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка труда в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может. Это, например:



  • лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;

  • лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

  • обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

  • лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.);

  • лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

  • лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);

  • корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;

  • субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений);

  • лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

  • уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;

  • иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Приведенные факты говорят о том, что необходимо осуществить поиск, апробацию и внедрение некоторой альтернативной, неантогонистической существующим в системе образования формам, новой формы получения образования, адекватной нарождающемуся информационному российскому обществу. Она должна в полной мере обеспечивать право на получение образования, обозначенное в Конституции (Ст. 42) и в Законе об «Образовании» (Раздел 1 Ст. 5) и удовлетворять принципу гуманистичности в части того, чтобы никто не должен быть лишен возможности учится по причине бедности, географической изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Эта форма получения образования должна позволить:

  • сделать высшее и другие уровни образования доступным для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны в качественно подготовленных специалистах;

  • реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;

  • компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;

  • сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических задач.

Такой формой получения образования может стать дистанционное обучение (ДО).

С начала 90-х годов российское образовательное и научное сообщество России стало обращает внимание на ДО, особенно после принятия в 1995 году Концепции о создании и развитии единой системы ДО в России. Количество образовательных учреждений в той или иной степени использующие технологию ДО стремительно растет. Для координации усилий в области ДО созданы соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, Центр информационно аналитического обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и др.

В области теории и практики ДО работают многие отечественные ученые и специалисты, каждый из которых внес в свое время дифференцированный вклад в пропаганду, организацию научных исследований и внедрение в педагогическую практику идей ДО. Среди них: Ю.Н.Афанасьев, А.А.Ахаян, А.М.Бурлаков, А.В.Барабанщиков, Д.А.Богданова, В.В.Вержбицкий, Т.П. Воронина, Я.А.Ваграменко, Ю.Н.Демин, В.В.Дик, Ж.Н.Зайцева, В.П. Кашицин, Ю.Г. Круглов, М.П. Карпенко, А.О. Кривошеев, В.Г.Кинелев, С.Л.Лобачев, В.И. Овсянников, В.П. Тихомиров, А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников, В.А. Каймин, Д.Э. Колосов, В.П. Меркулов, В.М. Матюхин, Е.С.Полат, Ю.Н.Попов, И.В.Роберт, Ю.Б.Рубин, А.Я.Савельев, В.И. Солдаткин, Ю.Н. Самолаев, В.А.Садовничий, В.А.Самойлов, А.А.Поляков, В.В.Ижванов, О.П.Молчанова, В.А.Мордвинов, М.И.Нежурина, С.А.Щенников, А.А. Федосеев, А.В. Хуторской, А.В. Хорошилов, и др.

Историко-педагогический анализ проблем становления и развития ДО в России и за рубежом показал, что в настоящее время в мире накоплен положительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В России, несмотря на кризисное социально-экономическое положение, возникает и интенсивно развивается система ДО, как в высшей школе, так и корпоративное.

Научное обеспечение процессов ДО в России подтверждается следующими фактами. Начиная с 1991 года открываются бюджетные и хоздоговорные НИР по проблемам ДО. Так, в 1993 Госкомвуз РФ открыл несколько бюджетных НИР по темам: международный электронный университет, телекоммуникации в образовании, информационные технологии в ДО, ДО с использованием средств массовой информации. Под патронажем Международной Ассоциации Дистанционного Образования было проведено ряд договорных НИР. Среди них можно выделить НИР под руководством С.М. Авдошина (Московский государственный авиационно-технический университет им. К.Е. Циолковского), В.Г. Домрачева (Московский государственный университет леса), С.М. Моисеева (Московский институт электроники и математики), а также работы, выполненные в Московском государственном экспериментальном центре компьютерного обучения (Московский государственный экспериментальный центр компьютерного обучения -МГЭЦКО) , руководитель В.Л. Латышев.

Много плодотворных идей по организации и практическому обучению с использованием технологии ДО высказано в проектах электронного университета МИЭМ (руководитель С.М. Моисеев), электронного ФПК МГУ (руководитель В.А. Садовничий), электронного факультета Центра «ИСТИНА» (руководитель А.И. Ракитов).

Большая научная и практическая работа в области исследования и внедрения ДО проводится в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) под руководством его ректора Тихомирова В.П. и Современном гуманитарном университете (СГУ) под руководством М.П. Карпенко.

Обращают внимание на себя работы, проводимые в Московском государственном социальном университете, где под руководством В.В. Митрохина разработан проект Экспериментального Государственного Университета ДО социально-гуманитарных наук; работы в Московском государственном индустриальном университете под руководством. Ю.Н. Демина; Новосибирском государственном педагогическом университете под руководством А.Ж. Жафярова; Институте новых форм обучения Ю.С. Авраамова; Центре развития ДО при МГУ им. М.Ломоносова (О.П. Молчанова, Т.П. Воронина), Московском государственном открытом педагогическом университете, в Лаборатории ДО ИОСО РАО под руководством Е.С. Полат.

Опыт зарубежной педагогической мысли, нашедший отражение в работах Д. Кигана, Холмберга Р. Деллинга, Ф. Ведемеера,, М. Мура, О. Петерса, Дж. Боата, Дж. Даниеля, К. Смита [69,70,71, 318], а также других авторов (основная зарубежная библиография по проблемам ДО содержит свыше 2 000 работ) содержит обширный материал для размышлений, обобщений, поиску закономерностей и путей использования технологий ДО в российской педагогической практике, например, в части определения сущности и особенностей ДО (Р. Деллинги А. Ведемеер), в части организации ДО как «индустриализированного и технологизированного обучения» при котором цели, содержание, средства, формы и другие элементы педагогической системы отличаются от традиционных (О. Петерс), в части формирования требований к средствам обучения и характеру взаимодействия (коммуникациям) участников учебного процесса (Б.Холмберг).

Изучение материалов конференций и семинаров по проблемам ДО (в том числе постоянно действующей российской телеконференции rusde@informika.ru) участником большей части которых был автор, дает наиболее оперативную информацию в области теории и практики ДО. Содержание материалов конференций позволяет отметить тот факт, что на данном этапе инициаторами и исполнителями исследований и разработок являются в своем большинстве специалисты с техническим, а не с педагогическим образованием. Это объясняется тем, что технической и информационной основой ДО являются средства новых информационных технологий, оценить возможности которых и использовать в системе образования на данном этапе может в достаточной степени специалист с инженерным образованием. Этим объясняется незначительное число чисто психолого-педагогических исследований в сфере ДО, эффективно проводить которые могут представители научно-педагогической общественности.

Отдавая должное выбранным направлениям исследований, объему и качеству теоретического и практического задела в области ДО у отечественных и зарубежных ученых и педагогов, необходимо отметить, что в них недостаточно разработаны понятийно-терминологический аппарат, классификация образовательных учреждений и моделей ДО, используемых в них, принципы и специфические элементы дидактической системы ДО. Эти вопросы попытался решить автор в предлагаемом исследовании.

Таким образом, анализ состояния вопроса в данной области показал, что в настоящее время существует потребность конкретного контингента лиц в образовательных услугах. Эта потребность на рынке образовательных услуг порождает предложение, которое проявляется в спонтанном возникновении и развитии образовательных учреждений ДО (ОУДО), в которых ведется дистанционное обучение, руководствуясь, в основном, эмпирическим опытом, при отсутствии достаточно научно-обоснованных моделей и технологии ДО. Кроме того, становится очевидным фактом, что успешное развитие системы ДО может быть только при дидактически обоснованном использовании СНИТ (компьютеров, телекоммуникаций, систем мультимедиа и др.), являющихся материальной основой системы дистанционного обучения (СДО). Парк этих средств количественно и качественно постоянно растет и совершенствуется, предоставляя богатый набор потенциальных возможностей для обучения. Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью научного, дидактически обоснованного предоставления многочисленным слоям населения доступных и качественных образовательных услуг, требующих научного дидактического обоснования организации образовательного процесса дистанционного обучения и использования в нем средств новых информационных технологий.

Проведенное многолетнее исследование в области дистанционного обучения автор оформил как монографию, состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографии. Она адресована преподавателям, научным и административным работникам системы образования, аспирантам и студентам, которые интересуются инновациями в образовании. Она может быть использована при разработке и реализации концепций и программ развития современного образования, при создании и совершенствовании новых организационных форм и структур в сфере образования, служить теоретическим и практическим руководством при реализации и совершенствовании технологии дистанционного обучения , а также может использоваться в качестве учебно-методического пособия по курам «Информационные технологии в образовании» и «Менеджмент в образовании».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Введение
  • Глава 2. Технология дистанционного обучения.
  • Глава 3. Основы организации дистанционного обучения.
  • Заключение