Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методическое пособие «История зарубежной литературы ХХ века»




страница1/3
Дата17.06.2017
Размер0.83 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3
ГОУ ВПО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Киричук Е.В.

Учебно-методическое пособие

«История зарубежной литературы ХХ века»

для студентов 4 курса филологического факультета.

2010


Вводная лекция: «Литературный процесс в начале ХХ столетия: эстетика и теория».
Художественная литература ХХ века является одной из важных ветвей современной культуры и искусства. Непосредственные предпосылки ее формирования сложились на рубеже ХIХ-ХХ веков в русле таких явлений как: натуралистическая поэтика в романистике этого времени, школа символизма во французской поэзии, реформа театра и появление новой драмы, английский эстетизм и неоромантизм.

Эти течения совпадают с началом эпохи модерна, которая датируется историческим периодом от1870-1910 до 1960 года. Этот период определяется изменением общественных, культурных, исторических систем и наступлением нового периода в развитии европейской цивилизации. Эпоха модерна повлияла на становление всех видов культурной деятельности человека: искусство, литературу, архитектуру, живопись и музыку.

Период рубежа XIX-ХХ веков заканчивается 1917 годом по данным учебников истории литературы – это последний год первой мировой войны, которая изменила мировоззренческие и исторические границы мира в сознании европейца.

В это время происходит становление новой картины мира, нашедшее свое отражение в области гуманитарной культуры: изменения охватывают все области человеческой деятельности от научных представлений до духовной системы ценностей.

На становление новой картины мира также повлияли многочисленные философские учения, которые приобретают популярность или складываются в этот период. Интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, пробудившие интерес к мифу, философское обоснование К.Г. Юнгом идей архетипа и коллективного бессознательного, О. Шпенглер, определивший границы европейской культуры и цивилизации в труде «Закат Европы», учения экзистенциальной философии С. Киркегора, К. Ясперса, Г. Марселя, М. Хайдеггера, центральной проблемой которых стало пространство «Я», а также оппозиция «свое - чужое», проблема «другого». «Ад - это другие». Ж.-П. Сартр.

Рубеж ХIХ-ХХ веков как эпоха «модерна» и ХХ век как эпоха «модернизма». Литературные направления и школы начала ХХ века. Общая характеристика сюрреализма, дадаизма, экспрессионизма.

Художественный мир «модернизма»: художник и общество, предмет литературного творчества, новаторство в области формы художественного произведения и стиля. Т.С. Элиот о сути искусства и роли традиции.
Рекомендуемая дополнительная литература по теме:


  1. Т.С. Элиот. Традиция и индивидуальный талант. Что такое классик?

  2. К.Г. Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству.

  3. А. Бергсон. Смех на сцене и в жизни.

  4. О. Шпенглер. Аполлоническая, фаустовская, магическая душа. // Закат Европы.

  5. С. Киркегор. Страх и трепет. Смертельная болезнь и отчаяние. // Болезнь к смерти.

  6. К. Ясперс. Ницше и христианство.

  7. Г. Марсель. Быть и иметь.

  8. Уго Перси. Модерн и слово. М., Аграф, 2007. с. 224

  9. Цветков Ю.Я. Литература венского модерна. М., 2003

  10. З. Фрейд. Я и Оно. Тотем и табу. ( Проблема «другого»)

  11. Ж.П. Сартр. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм.


Тема 1. Модернизм в западноевропейской литературе: литература «потока сознания».
Определение термина «модернизм». (А.В. Беляев, А.Н. Николюкин, В. Руднев). Проза, поэзия, драматургия в эпоху «модернизма».

Романистика Д. Джойса, М. Пруста, В. Вулф. Полемика В. Вулф с Д. Джойсом.

Повествование как особая категория текста «потока сознания». "Задача, которую я ставлю перед собой технически, — написать книгу с восемнадцати точек зрения и в стольких же стилях…" (Д. Джойс. Письмо к Харриет Шоу Уивер от 24 июня 1921 г.)

Автор и герой. «Улисс» как «духовная Одиссея». Значение «пространственной формы».

«Все в сознании»- М. Пруст. М. Мамардашвили о цикле романов М. Пруста. «Психологическая топология» пути. Время и место. Р. Барт о М. Прусте.

Ю. Кристева об авангарде как явлении культуры ХIХ века и революции поэтического языка.


Художественная литература:

  1. Д. Джойс. Портрет художника в юности. Улисс.

  2. М. Пруст. В сторону Свана.

  3. В. Вулф. Миссис Дэллоуэй.

Практическое занятие № 1. Роман Д. Джойса «Улисс».

  1. Новаторство Д. Джойса – проблема повествования в романе: стиль «потока сознания»; автор, герой и читатель в модернистском тексте; Д. Джойс как Стивен Дедал (эпизод «Сцилла и Харибда»).

  2. Структура романа: разделение на эпизоды, три основные части романа,

введение мифологического подтекста.

  1. Время и пространство в романе Д. Джойса, их значение как организующих категорий текста. Дублин и «Bloomsday».

  2. Три основных героя романа: мифологические прототипы, код имени, символика. Стивен Дедал (1-ый эпизод), Леопольд Блум (4-ый эпизод), Молли Блум (18-ый эпизод): психологический и знаковый характер образа.

  3. Тема «Отца и Сына» в романе: проблема «встречи» как завершения «духовной одиссеи». А. Ахматова об «Улиссе». Шекспировская аллюзия в романе. («Гамлет»)

  4. Роман «Улисс» и современная литература.

Практическое занятие № 2. Роман М. Пруста «В сторону Свана».

  1. История создания цикла романов «В поисках утраченного времени».

  2. Повествователь и автор в романе «В сторону Свана». Имя «Марсель» как ключ к концепции памяти.

  3. Структура романа: три части и проблема их взаимосвязи (архитектоника текста как «скольжения на грани двух миров»), сквозной образ Свана и его значение для каждой из трех частей.

  4. Воспоминания о Комбре как «поле памяти», образ Свана в детских воспоминаниях Марселя.

  5. «Образы-прототипы» (С. Бочаров) в романе (Женевьева Брабантская и герцогиня Германтская, Сепфора и Одетта де Креси, «Венеция и Флоренция»)

  6. Память и время в романе: утрата и «обретение»: лирико-философское отступление в эпилоге к «Комбре».

Рекомендуемая критическая литература:



  1. Гениева Е. Комментарий к роману «Улисс». ИЛ. 1989. №1-12.

  2. Набоков В.В. Джеймс Джойс «Улисс». Марсель Пруст «В сторону Свана». // В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

  3. Эко У. Поэтики Джойса. СПб, Симпозиум. 2003.

  4. Жантиева Д.Г. Джеймс Джойс. М., 1967.

  5. Андреев Л.Г. Марсель Пруст. М., 1968.

  6. Мелетинский Е.М. Антитеза: Джойс и Томас Манн. // Поэтика мифа. М., Восточная литература. 2000.

  7. В. Подорога. Марсель Пруст. Автобиографический опыт. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., Ad Marginem,1995.

  8. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. (Лекции: 1, 8, 19, 31), М., Ad Marginem,1995.

  9. Бочаров С. Вселенная Пруста. // M. Proust. Du côté de chez Swann. М., 1970.

  10. Степанов Ю. Марсель Пруст или жестокий закон искусства. // M. Proust. A la recherche du temps perdu. A lʼombre des jeunes filles en fleures. М., 1982.


Тема 2. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки.
Пражская группа экспрессионистов и ранняя проза Ф. Кафки. М. Брод и Ф. Кафка.

Особый мир кафкианской прозы: автобиографические мотивы, «я весь состою из литературы», сновидческая реальность (дневники Ф. Кафки как источник толкований и кодов в его произведениях).

Экзистенциальная интерпретация текстов Ф. Кафки. А. Камю о писателе. Профетическая суть романов «Процесс», «Замок». Библейские мотивы: жертвоприношение, новый Иов. Т. Манн о Ф. Кафке.
Художественная литература:


  1. Кафка Ф. Превращение. Процесс. Замок.

Практическое занятие № 1. Роман Ф. Кафки «Процесс».

  1. Пражская школа экспрессионизма и Франц Кафка.

  2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: образ отца, кодирование имени автора, значение прототипов.

  3. Сновидческая природа текстов Ф. Кафки: трансформации пространства, «теневые» (черные) образы,

  4. Темы вины, свободы и выбора в романе «Процесс»: сатирическая, религиозная, экзистенциальная интерпретация.

  5. Смысл притчи о вратах Закона: смерть как неизбежность пробуждения.

Рекомендуемая критическая литература:

  1. Беньямин В., Адорно Т. Из переписки с Теодором В. Адорно // Беньямин В. Франц Кафка = Franz Kafka / Пер. М. Рудницкого. — М.: Ad Marginem, 2000. — 320 с.

  2. Бланшо М. От Кафки к Кафке. Пер с фр. / Перевод и послесловие Д. Кротовой. М.: Логос, 1998. (Две статьи из сборника: Чтение Кафки и Кафка и литература)

  3. Гулыга А.Ф. Кафка и его роман «Замок». // Кафка Ф. Замок. М., 1990.

  4. Набоков В.В. Франц Кафка. // В.В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

  5. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки. // А. Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.

  6. Подорога В. Франц Кафка. Конструкция сновидения. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., Ad Marginem,1995.

  7. Брод М. Пражский круг. М., 2007.

  8. Брод М. Франц Кафка. Узник абсолюта. М., 2003.

  9. Брод М. О Франце Кафке. М., 2000.

  10. Пражская немецкая школа. // История всемирной литературы в 8 т. - т.8 - с. 355-359, М., Наука. 1983-1994.

  11. Тимошкин А. Феномен и трагедия пражского многоязычия. НЛО. 2004. №68.

  12. Карельский À. Лекция о творчестве Кафки // Иностран-

ная литература. 1995.№8. С. 241—248.
Дополнительная тема:

  1. Романистика Ф. Кафки в киноискусстве. («Превращение», «Процесс»)


Тема 3. Австрийская литература первой половины ХХ века.
«Национальные приоритеты» австрийской философии, обуславливающие новый психологизм Р. Музиля. Концепция «математического человека» в романе Р. Музиля «Человек без свойств». «Великие духи прошлого» в романе Г. Броха «Смерть Вергилия». Мифологический герметизм в романистике Г. Майринка: «Голем». «Ангел западного окна». Э. Канетти и традиции кафкианской прозы: «Ослепление».
Художественная литература:

  1. Музиль Р. Человек без свойств.

  2. Брох Г. Смерть Вергилия.

  3. Майринк Г. Голем. Ангел западного окна.

  4. Канетти Э. Ослепление.

Рекомендуемая критическая литература:



  1. Затонский Д.В. Австрийская литература ХХ столетия. М., 1985.

  2. Леонова Е.А. Австрийская литература конца ХIХ – начала ХХ века. // Т.В. Ковалева и др. История зарубежной литературы. (Вторая половина ХIХ – начало ХХ века). Минск, Завигар, 1997. С. 199-209.

  3. История австрийской литературы. Т.1: Конец ХIХ – середина ХХ века. М., «ИМЛИ РАН», 2009.

  4. Канетти Э. Масса и власть. Превращение. // Морис Бланшо, Вернер Зомбарт, Элиас Канетти. Тень парфюмера. М., Алгоритм. 2007.

  5. Руднев В. П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 256 c.


Тема 4. «Интеллектуальный роман» в литературе ХХ столетия.
Романистика А. Жида, Г. Гессе, Т. Манна, У. Фолкнера как новый вид философской прозы. Роман «культуры».

Т. Манн как автор термина «интеллектуальный роман» и создатель жанра. Метафора «волшебной горы». Герой как «искатель Грааля». От Ганса Касторпа к Адриану Леверкюну. «Иосиф и Фауст». Т. Манн о своих романах.

«Повести» (récits) А. Жида «Имморалист», «Пасторальная симфония». Исповедальный конструкт: герой как автор, философский контекст богоискательства (книга Иова, идеи Ф. Ницше, парадигма литературных архетипов).

А. Жид об «опасностях крайнего индивидуализма» в повести «Имморалист»: концепты «восхождения» и «падения». Парадоксы гуманизма: Иов («три друга Иова») и Заратустра («палимпсест»). Метафизика пространства и философия пути в прозе А. Жида. («Имморалист», «Пасторальная симфония», «Тесей»).

Творческий путь Г. Гессе: малая проза писателя, публицистика, роман «культуры». Эссеистика, посвященная религии, философии и культуре Востока. От романа «Сиддхартха» (буддизм) до Лао-цзы («Канон пути и благодати»). «Мои китайские мысли».

«Герман Гессе – Гарри Галлер»: прием автобиографического кода в романистике писателя. Музыка, танец и смех как философские концепты в романе «Степной волк» (Ф. Ницше: «воля к танцам», «лед в смехе их»; «если музыка, то и Ницше»).

Модернистские романы У. Фолкнера «Шум и ярость» и «Свет в августе». Типология героя: Бенджи Компсон – Джо Кристмас. Тема пути, искупления, преображения: обретение голоса – крик, концепт «темного пути» - «колесница Джаггернаута», колесо как мифологема вечности. «Свет в августе» - «новый апокриф». К.Г. Юнг «Ответ Иову».
Художественная литература:


  1. Жид А. Имморалист. Пасторальная симфония. Фальшивомонетчики. Тесей.

  2. Т. Манн. Волшебная гора. Иосиф и его братья. Доктор Фаустус.

  3. Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер.

  4. Фолкнер У. Шум и ярость. Свет в августе.

Практическое занятие № 1. Роман Г. Гессе «Степной волк».

  1. Мировоззренческие истоки творчества Г. Гессе.

  2. Место романа «Степной волк» в творчестве Г. Гессе. Автобиографические мотивы. Гессе и его современники.

  3. Композиция романа: эпос, лирика, театр.

  4. Эстетика музыкального жанра фуги: полифония. Фуга для пяти голосов (Гарри –Степной волк; Гермина – Пабло – Моцарт).

  5. «Моцарт и бессмертие» как основная тема романа. Мотив «ледяного смеха». Эстетика смеха в романе.

  6. Движение сюжетной линии «Гермина – Пабло- магический театр». Эстетика танца.

  7. Метафизическая характеристика игры в финале романа. («Три метаморфозы духа»).

Практическое занятие № 2. Роман Т. Манна «Доктор Фаустус».

  1. Роман «Доктор Фаустус» как духовное завещание писателя.

  2. История жизни Адриана Леверкюна – «демоническое в сияющей сфере гения». Роль Серенуса Цейтблома. Мотив Hetaera esmeralda.

  3. Музыкальная тема в романе как основная: прием контрапункта. (Глава 22).

  4. «Фауст» И. В. Гете как «символический образ человечества»: реальные и литературные прототипы в романе «Доктор Фаустус».

  5. «Плач» - музыкальный эпилог романа и его значение.

Практическое занятие № 3. Роман У. Фолкнера «Свет в августе».



  1. У. Фолкнер о названии своего романа.

  2. «Южная» проблематика в романе и в творчестве У. Фолкнера.

  3. Мифологические прототипы основных героев романа Джо Кристмаса и Лины Гроув.

  4. Мифологема «страстной недели» в романе и философское осмысление символики «реки» и «дороги».

  5. Образ Хайтауэра: символ «колеса» как концепт искупления и преображения в потоке сознания героя.

Рекомендуемая критическая литература по теме:

  1. Адмони В., Сильман Т. Томас Манн: Очерк творчества.— Л.: Сов. писатель, I960.

  2. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна: Очерки.— М.: Сов. писатель, 1980.

  3. Апт С. Томас Манн. — М.: Мол. гвардия, 1972. — (Жизнь замечат. людей).

  4. Апт С. Послесловие. // Г. Гессе. Избранные произведения. М., 1995.

  5. Вильмонт H. H. Шесть плодов о Томасе Манне. // Вильмонт H.H. Великие спутники, М., 1966, с.401—588.

  6. Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь: Пер. с нем. / Предисл. С В. Рожновского. — М.: Прогресс, 1981.

  7. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. М., 1977. (о романе культуры)

  8. Рассел Д.В. Мефистофель. Дьявол в современном мире. М., 2002.

  9. Кургинян М. С. Романы Томаса Манна: Формы и метод. — М.: Худож. лит., 1975.

  10. Генрих Манн — Томас Манн: Эпоха, жизнь, творчество: Переписка, статьи / Сост., автор Послесл. и коммент. Г.Н.Знаменская; Пер. С.Апта.— М.: Прогресс, 1988.

  11. Русакова A.B. Томас Манн.— Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.

  12. Федоров А. Томас Манн . // История зарубежной литературы ХХ века: 1917–45, «Просвещение», 1984.

  13. Федоров À.À. Томас Манн. Время шедевров. Томас Манн

в период творческого расцвета. М., 1981.

  1. Кирнозе З.И. Последний среди классиков, первый среди модернистов. // Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.

  2. Войцеховская Э., Белоцерковский Ю. Царская свобода и царская несвобода. Андре Жид и его Тезей. // Internet: http://vladivostok.com/speaking_in_tongues/Gigintro

  3. Киричук Е.В. Повесть А. Жида «Имморалист» как образец исповедальной прозы. Филологический ежегодник. Вып. 4, ОмГУ, Омск, 2002.с. 219-223.

  4. Киричук Е.В. Ландшафт в романе А. Жида «Пасторальная симфония» как интертекстуальный концепт. Вопросы филологии. Вып. 8, СпбГПУ, СПб, 2002. С.143-149.

  5. Ржевская Н. Андре Жид. История всемирной литературы, т. 8 // История всемирной литературы в 9 т., М., Наука, 1983-1994. С. 229-231.

  6. Анастасьев Н.А. Фолкнер. М., 1976.

  7. Сартр Ж.П. О романе «Шум и ярость». Категория времени у Фолкнера. // Ж.П. Сартр. Ситуации. М., 1997.

  8. Ионкис Г. Уильям Фолкнер и сотворенный им мир. «Слово». №55.2007.

  9. Киричук Е.В. Христианские аллюзии в романе У.Фолкнера «Свет в августе». // Святоотеческие традиции в русской литературе. Сб.н. трудов. Омск. 2003. С.122-126.

  10. Каралашвили Р. Мир романа Г. Гессе. Тбилиси, 1984.

  11. Хильшер Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн,

Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтван-

гер. М., 1979.



  1. Гессе Г. Магия книги. Сборник эссе, очерков, фельетонов, рассказов и писем о книгах, чтении, писательском труде, библиофильстве, книгоиздательстве и книготорговле. М., Книга, 1990.

  2. Гессе Г. Письма по кругу. М., Худ. лит., Прогресс, 1987.

  3. Анисова А.А. Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга. //http://www.hesse.ru

  4. Азадовский K. Гессе и Достоевский. //http://www.hesse.ru

  5. Мюнстер Е.Г. Цикл работ о Г.Гессе. //http://www.hesse.ru

  6. Пожидаева В. Г. Мифологема Эрос - Танатос и мотив инициации

в художественной прозе ХХ века (на материале произведений Г. Гессе, П. Лагерквиста, М. Фриша, Ф. Дюрренматта, А. Нин) // Художественный текст: стиль и смысл. Сборник научных статей. – Омск: Изд-воОмГТУ, 2006. – С. 99 –119.

  1. Подорога В. Семиозис тела. // В. Подорога. Выражение и смысл. М., 1995. С.166 ( «писать – это танцевать»).

  2. Манн Т. История создания «Доктора Фаустуса». Доклад: Иосиф и его братья. // Т. Манн. ПСС. Том 9, 1960.

Дополнительные темы:

  1. Герман Гессе и живопись.

Герман Гессе: «В моих книгах зачастую не обнаруживается общепринятого респекта перед действительностью, а когда я занимаюсь живописью, у деревьев есть лица, домики смеются, или пляшут, или плачут, но вот какое дерево - груша, а какое - каштан, не часто удается распознать. Этот упрек я принимаю. Должен сознаться, что и собственная моя жизнь весьма часто предстает предо мною точь-в-точь как сказка, по временам я вижу и ощущаю внешний мир в таком согласии, в таком созвучии с моей душой, которое могу назвать только магическим». (Из эссе «Краткое жизнеописание», 1925)

«От тоски, становившейся порой невыносимой, я нашел для себя выход, начав рисовать, чего никогда в жизни не делал, и даже попробовал писать картины. Имеет ли это какую объективную ценность, мне все равно, для меня это новое погружение в утешение искусством, которого не смогло мне практически дать сочинительство. Это как увлечение без страсти желаний, как любовь без претензий». (Из письма к Феликсу Брауну, 1917)



  1. Музыка в прозе Т. Манна.

  2. Экранизации романов Т. Манна. (Федор Ермошин. Андрей Тарковский и Томас Манн. // Глава из книги «Корни, крепи, зеркала. Андрей Тарковский и мировая литература».)


Тема 5. Социально-психологический роман западноевропейской литературы первой половины ХХ века.

Литература «потерянного поколения», Ф.С. Фицджеральд, А. де Сент-Экзюпери.

Первая мировая война в произведениях Э. Хэмингуэя, Э.М. Ремарка и Р. Олдингтона. Тема «потерянности» как проблема «человека на войне». Философский и социально-психологический аспекты этой тематики.

Истории «века джаза» в романистике Ф.С. Фицджеральда.

А. де Сент-Экзюпери: от документальной прозы к философской притче.

Художественная литература:



  1. Хэмингуэй Э. Прощай, оружие! По ком звонит колокол. Снега Килиманджаро. Старик и море.

  2. Ремарк Э.М. На западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка.

  3. Олдингтон Р. Смерть героя. Стихи.

  4. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби. Ночь нежна.

  5. Сент-Экзюпери А. де. Ночной полет. Земля людей. Маленький принц.

Практическое занятие № 1.

  1. «Потерянное поколение» - характеристика литературного направления ХХ века.

  2. Тема войны, ее особенности в романе Э. Хэмингуэя «Прощай, оружие!». Образ лейтенанта Генри.

  3. Повесть «Снега Килиманджаро»: теория «айсберга», ее значение в композиции и стилистике повести, автобиографические мотивы и тема творчества.

  4. Философская притча «Старик и море»: «жизненная философия» Э. Хэмингуэя. Афористический план притчи. Значение двойного финала повести.

Рекомендуемая критическая литература по теме:

  1. Староверова Е.В. Литература ХХ века. Традиции и эксперименты. Реализм. Модернизм. Постмодернизм. // Американская литература. «Лицей». М., 2005. (Хэмингуэй, Фолкнер)

  2. Засурский Я. И. Американская литература ХХ века. М., 1984.

  3. Надеждин Н.Я. Эрнест Хэмингуэй. М., Майор, 2008.

  4. Грибанов Б.Т. Эрнест Хэмингуэй. М., Феникс, 1984.

  5. Фуэнтес Н. Хэмингуэй на Кубе. М., Радуга, 1988.

  6. Матвеев М. А. Образ войны в произведениях Ремарка и Хемингуэя // Компаративистика: история и современность. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Дума, 2008.

  7. Толмачев В.М. «Потерянное поколение» и творчество Э. Хэмингуэя. // Зарубежная литература XX века. / Под ред. Л.Г. Андреева; Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 2000.

  8. Уоррен Р.П. Как работает поэт. // Р.П. Уоррен. Эрнест Хэмингуэй. М., 1988.

  9. Олдингтон Р., Т. Хьюм, Э. Паунд и др. Стихи. // Антология имажизма. М., Прогресс, 2001.

  10. Григорьев В.П. Антуан де Сент- Экзюпери: биография писателя. М., Просвещение, 1973.

  11. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М., Радуга, 1983.

  12. Консуэло де Сент-Экзюпери. Воспоминания Розы. М., «КоЛибри», 2006.





Тема 6. Западноевропейская драматургия первой половины ХХ века.
Авангард в театре рубежа ХIХ-ХХ веков. Драматургия А. Жарри. А. Арто как теоретик театра авангарда. «Театр и его двойник»: история книги. Эпический театр Б. Брехта и классическая теория драмы.

Ю. ОʼНил – создатель американской драмы ХХ века. А.Я. Таиров и Ю. ОʼНил: постановка пьесы «Страсти под вязами» в Камерном театре.


Художественная литература:

  1. Жарри А. Король Убю.

  2. Арто А. Метафизика и режиссура. Манифест театра жестокости. // Арто А. Театр и его двойник.

  3. Брехт Б. Матущка Кураж и ее дети. Добрый человек из Сычуаня. Кавказский меловой круг. О неаристотелевской драме. Новые принципы актерского искусства.

  4. ОʼНил Ю. Курс на восток, в Кардифф. Косматая обезьяна. Страсти под вязами.

Рекомендуемая критическая литература по теме:

1. Эсслин М. Арто. / М. Эсслин. // Арто А. Театр и его двойник. СПб-М.: Симпозиум, 2000, С. 273-328.

2. Эсслин М. Театр на рубеже веков (1890-1920). / М. Эсслин. // Иллюстрированная история мирового театра. под ред. Дж. Рассела Брауна. М.: БММ, 1999, С.341- 379.

3. Проскурникова Т.Б. Антонен Арто - теоретик «театра жестокости». / Т.Б. Проскурникова. // Современное западное искусство. ХХ век. М., 1982, С. 87-95.

4. Максимов В.И. Введение в систему А. Арто. / В.И. Максимов. СПб: Гиперион, 1998, 192 с.

5. Косиков Г.К. Несколько штрихов к портрету Альфреда Жарри./ Г.К. Косиков. // Жарри А. Убю король и другие произведения. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2002, С. 475-488.

6. Киричук Е.В. Комическое в драматургии А. Жарри и М. де Гельдерода. ОмГУ, Омск, 2004.

7. Сурков Е. Путь к Брехту. // Б. Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т.1. М., Искусство, 1963.

8. Фрадкин И. Творческий путь Брехта-драматурга. // Б. Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т.1. М., Искусство, 1963.

9. Спэнкерен К. ван. Американская драматургия. // Краткая история американской литературы. Инф. Агентство США., 1994.

10. Коренева М.М. Творчество Ю. Оʼ Нила и пути американской драмы. М., 1990.

11. Оʼ Нил Ю. Пьесы. Т. Уильямс. Пьесы. Эссе. М., 1985.



  1   2   3

  • Литературный процесс в начале ХХ столетия: эстетика и теория».
  • Тема 1. Модернизм в западноевропейской литературе: литература «потока сознания».
  • Тема 2. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки.
  • Тема 3. Австрийская литература первой половины ХХ века.
  • Тема 4. «Интеллектуальный роман» в литературе ХХ столетия
  • Тема 6. Западноевропейская драматургия первой половины ХХ века.