Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Издательское дело»




страница1/12
Дата07.07.2018
Размер2.64 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Редактирование отдельных видов литературы Практикум Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Издательское дело» Минск 2009 УДК 004.912 (076.5) ББК 76.17 О 23 Составители: Л. И. Петрова, Н. И. Сушко Р е ц е н з е н т ы: кафедра стилистики и литературного редактирования Института журналистики Белорусского государственного университета; кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики и литературного редактирования Института журналистики Белорусского государственного университета П. П. Жолнерович; научный сотрудник Института языка и литературы имени Якуба Коласа и Янки Купалы Национальной академии наук Беларуси, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси С. С. Лавшук; зам. министра информации, доцент кафедры стилистики и литературного редактирования Института журналистики Белорусского государственного университета И. Н. Лаптёнок. Р 23 Редактирование отдельных видов литературы: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Издательское дело» Л. И. Петрова, Н. И. Сушко – Минск: БГТУ, 2009. – 186 с. ISBN 985-434-284-0 Пособие включает 8 тем, посвященных редактированию отдельных видов литературы. Каждая тема содержит теоретическую часть, в которой излагаются основные приемы и методы при подготовке конкретного вида литературы, а также практическую часть, в которой студенту предлагается применить их при редактировании. Издание дает возможность студенту получить необходимые сведения из области редактирования, оценить, насколько хорошо он владеет литературным языком и умеет ли применять знания на практике. Пособие предназначено для студентов специальности «Издательское дело», а также для тех, кто так или иначе связан с работой по созданию текстов и их редактированием, подготовкой к печати. УДК 004.912 (076.5) ББК 76.17 ISBN 985-434-284-0 © УО «Белорусский государственный технологический университет», 2009 © Петрова Л. И., Сушко Н. И., составление, 2009 ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности «Издательское дело». Каждая тема состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части излагаются основные приемы и методы при подготовке отдельного вида литературы. Практическая часть объединяет систему заданий для аудиторных занятий и самостоятельной работы. Тренировочные и творческие задания, связанные с самостоятельной исследовательской работой студентов, располагаются по нарастанию сложности и способствуют развитию навыков и умений грамматически правильной устной и письменной речи. Материал адаптирован для студентов разного уровня знаний. Пособие дает возможность студенту получить необходимые сведения из области редактирования, оценить, насколько хорошо он владеет литературным языком и умеет ли сознательно применять знания на практике. Оно послужит надежным ориентиром в выборе нужных, подходящих, уместных языковых единиц, способов их использования в полном согласии с видом литературы. илол. наук, доценту кафедры редакционно-издательских технологий Л. И. Петровой и доктору техн. наук, профессору М. М. Кане, а также канд. техн. наук, доценту кафедры полиграфии Т. А. Долговой за ценные рекомендации, высказанные при подготовке пособия. ОФИЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Теоретическая часть Официальная литература — это совокупность текстов, функция которых обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Официально-деловой стиль относится к книжно-письменным стилям литературного языка. В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри официально-делового три подстиля: 1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т. д.; устные формы практически не применяются); 2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма — судебная речь); 3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики, доверенности, расписки и т. д.; устные формы — доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение). Дипломатический подстиль обслуживает область международных отношений, так как он связан с осуществлением международной политики государства. Законодательный подстиль используют в юридических документах, которые отличаются большей стилистической и языковой однородностью, чем документы других подстилей. В этих текстах можно отметить широкое использование юридической терминологии (апелляция, истец, трибунал, неприкосновенность, кормилец). В законодательном подстиле используется абстрактная лексика и практически отсутствует экспрессивно-эмоциональные языковые средства, оценочная лексика. Оценочные слова такого рода, как тунеядец, преступный приобретают в юридических текстах терминологическое значение. Здесь много антонимов, так как законодательная речь отражает противоположные интересы, противополагает и сопоставляет понятия: права и обязанности, труд и отдых, личный и общественный, истец и ответчик, преступление и наказание. Управленческий подстиль располагает собственной административно-управленческой терминологией, например: название учреждений, должностей, видов служебных документов. В служебных текстах не рекомендуется пользоваться синонимами, заменяя ими прямые названия предметов и действий. В отличие от законодательного подстиля здесь мало антонимов. В текстах управленческого подстиля часто употребляются аббревиатуры, сложносокращенные слова, различные средства кодификации (названия учреждений и предприятий, марок машин и т. п.). Только в текстах управленческого подстиля употребляются формы глагола в 1-ом лице, иногда личные местоимения. Это связано с конкретизацией, с точным указанием на автора текста (приказываю, прошу командировать меня, сообщаю). В данном подстиле не употребляются глаголы в повелительном наклонении и сравнительно редко — конструкции со словами должен, обязан. Значение долженствования смягчено в текстах применением таких оборотов, как вменить в обязанность, обязать, возложить обязанность. Редактор при работе над текстами официальной литературы должен учитывать языковые черты стиля деловых документов: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише; широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в деле, в силу, в целях, за счет, по линии и др.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и т. п.); повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; долженствующе-предписующий характер изложения (волюнтативность), почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; слабая индивидуализация стиля. В деловом языке расщепленные сказуемые часто используются вместо параллельных им глагольных форм (пишут: произвести ремонт вместо: отремонтировать; произвести расследование вместо: расследовать и т. д.). Расщепленные сказуемые широко проникают в деловой язык в связи с тем, что: а) далеко не все сочетания типа провести опрос или вести следствие имеют параллельные глагольные формы: нельзя заменить глаголами такие выражения, как оказать внимание, установить порядок, провести мероприятие и т. п. (в этом случае использование расщепленных сказуемых становится обязательным); б) сочетание глагол существительное может не совпадать с параллельным ему глаголом по значению. Например, выражение провести соревнование не тождественно глаголу соревноваться (при использовании глаголов нередко изменяются залоговые или видовые оттенки значений); в) в сочетаниях глагол существительное глаголы непросто указывают на факт действия, но выражают и некоторые дополнительные смысловые оттенки. Так, глагол совершить несопоставим по своему значению с глаголом оказать, хотя и тот, и другой устанавливают лишь факт действия, раскрываемого значением существительного; г) в сочетаниях глагол существительное широко используются термины, точно квалифицирующие то или иное явление. Выражение совершить наезд неравнозначно глаголу наехать, так как слово наезд — это термин, официальное (юридическое) наименование определенного вида дорожных происшествий; д) наконец, в сочетания глагол существительное могут вводиться различные определения, например: совершить вынужденный наезд, оказать техническую помощь. Такие сложные сочетания далеко не всегда могут быть заменены конструкциями глагол наречие (ср.: вынужденно наехал, технически помочь). Употребление глагольно-именных сочетаний иногда даже создает условия для речевой экспрессии. Например, сочетание принять горячее участие более емкое по смыслу, чем глагол участвовать. Использование глагольно-именного сочетания вместо глагола может способствовать устранению лексической многозначности глаголов (ср.: дать гудок — гудеть). Некоторые авторы используют отыменные предлоги автоматически, не задумываясь над их значением, которое отчасти в них еще сохраняется. Например: Ввиду отсутствия материалов стройка приостановлена (как будто кто-то предвидел, что материалов не будет, и поэтому стройку приостановили). Неверное употребление таких предлогов нередко ведет к нелогичности высказывания. Нередко увлечение отыменными прадлогами наносит ущерб изложению, отяжеляя слог и придавая ему канцелярскую окраску. Отчасти это объясняется тем, что отыменные предлоги обычно требуют употребления отглагольных существительных, что ведет к нанизыванию падежей. Например: За счет улучшения организации погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии, улучшения культуры обслуживания покупателей должен увеличиться товарооборот в государственных и коммерческих магазинах — скопление отглагольных существительных, множество одинаковых падежных форм сделали предложение тяжеловесным, громоздким. Чтобы выправить текст, необходимо исключить из него отыменный предлог, по возможности заменить отглагольные существительные глаголами. Допустим такой вариант правки: Чтобы увеличить товарооборот в государственных и коммерческих магазинах, нужно своевременно платить зарплату и не задерживать пенсию гражданам, а также повысить культуру обслуживания покупателей. Исключение из текста отыменных предлогов устраняет многословие, помогает выразить мысль более конкретно и стилистически правильно: За последние десять лет в Эфиопии достигнуты достижения в деле искоренения таких извечных врагов человечества, как невежество, болезни, нищета. — За последние десять лет Эфиопия достигла значительных успехов в борьбе с невежеством, болезнями, нищетой. При редактировании текстов официальных документов необходимо учитывать, что действенность языковых средств, в том числе и фразеологии, должна оцениваться только в условиях определенного контекста, только с учетом стиля, вида текста и целей выступления. В официально-деловой литературе часто используются фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности (оставлять желать лучшего; быть, находиться на уровне чего-либо; узкое место — о трудностях, недостатках в работе, на производстве; общее место — об избитых, всем известных вещах, суждениях; называть вещи своими именами — высказывать истину). Частая ошибка в употреблении фразеологизмов — искажение их состава, обычно возникающее в результате различных лексических подмен (замены слов, входящих в оборот, их синонимами). Неправильно: Предложения проектного бюро оказались ниже любой (следует: всякой) критики. Подобные недочеты возникают и при скрещении близких по значению фразеологизмов. Неправильно: Большое значение стали играть сетевые графики, разработанные бюро завода (смешаны обороты играть роль и иметь значение). К ошибке может привести и изменение принятой грамматической формы слов, входящих в оборот: Главный инженер явно покривил в душе (следует: покривил душой), давая обещание завершить оборудованue компрессорно-насосной станции к 15 октября. Плеонастичны такие предложения, как «Листовки неофашистов содержали множество самых низкопробных бранных и ругательных выражений в адрес профсоюзов» (слова бранные и ругательные в данном контексте совпадают по смыслу). Тавтологические сочетания слов делают фразу неблагозвучной, затрудняют ее восприятие. Например: Следует отметить следующие случаи нарушений порядка; Нужно вскрыть сущность явления и степень его проявления. К грамматическим нормам делового стиля, представляющего язык документов, относят унификацию грамматической структуры словосочетания, словоформы. Выбранный вариант закрепляется как эталонный за каждой композиционной частью текста. При этом особенно важно учитывать закрепленность производных предлогов за определенной падежной формой. Как правило, они употребляются либо с родительным, либо с дательным падежом. Самой массовой ошибкой во всех типах документов является использование предлога согласно с родительным падежом вместо дательного: согласно приказа — согласно приказу, согласно положения — согласно положению. Употребляются с Р. п. (чего): в отношении, в сторону, во избежание, в целях, в течение, в продолжение, вследствие, ввиду, в силу, в сопровождении, впредь до, за счет, касательно, насчет, независимо от, относительно, по мере, по линии, по причине, при посредстве, со стороны. Употребляются с Д. п. (чему): благодаря, в отношении к, применительно к, сообразно, согласно, соответственно, вопреки. В глагольно-именных сочетаниях типа оказать поддержку, допустить просчет, одержать победу полузнаменательные глаголы вести, проводить, оказывать, производить, допускать, давать, проявлять и т. д., как правило, могут сочетаться с более или менее ограниченным кругом существительных. Так, глагол одержать может употребляться лишь в сочетаниях одержать победу, одержать верх. В деловом языке глагол одержать нередко используется в сочетании с другими словами, что является нарушением действующей нормы. Такое употребление глагола одержать возникло в результате неоправданной замены этим глаголом слов добиться, достичь. Неправильно: Одержанные (следует: взятые) рубежи должны стать ступенькой в нашем общем непрерывном движении вперед. Глагол допускать (допустить) в значении «сделать что-либо, совершить...» принято сочетать со словами ошибка, просчет, нарушение и некоторыми другими существительными, характеризующими какие-либо отрицательные явления (допустить грубость, допустить чванство), но не называющими конкретного поступка. Поэтому неправильны сочетания типа допускать дефекты, допускать брак, допускать поломки, допускать хищения, в которых существительные указывают на непосредственный результат ошибок, просчетов и т. п. Неправильны предложения, в которых глагол допускать (в указанном выше значении) характеризует работу машин, механизмов, устройств и т. п. Например: Формовочные машины, применяемые в цехе, допускают до 5 брака. В языке правовых документов специфичны формы управления, они нередко являются следствием нарушения норм литературного языка. Например, слово основание в третьем значении (причина чего-либо; то, что объясняет, оправдывает, делает понятным поступки, поведение) управляет существительными в родительном падеже или глаголами в неопределенной форме; в словосочетании оно управляет дательным падежом: «основания к отмене усыновления ребенка». Исправим: для отмены усыновления. Причастие определяемый управляет творительным падежом, значит, в словосочетании определяемых по соглашению допущена ошибка. Надо: определяемых соглашением. Нередко, к сожалению, приходится наблюдать в процессуальных актах употребление уродливых штампов вместо клише, например: «прекратить дело производством», «о прекращении дела производством», «с прекращением дела производством», «уголовное дело производством прекращено», «отложить дело слушанием», «при отложении дела слушанием». В чем здесь ошибки В словосочетаниях перепутаны управляющие и управляемые слова. В праве есть понятие «возбуждение уголовного дела», далее ведется «производство дела». Значит, прекращается производство дела, т. е. прекращается разбирательство, а не само дело. Исправим приведенные штампы: «производство дела прекратить», «о прекращении производства дела», «с прекращением производства дела». Такая же ошибка в штампе «отложить дело слушанием», «при отложении дела слушанием»: назначается слушание дела и откладывается тоже слушание дела. Исправим: «отложить слушание дела», «при отложении слушания дела». Штампы чаще всего появляются в результате избыточных словосочетаний, которые образуются в речи из-за стремления к уточнению каких-либо обстоятельств. Например: следователь следственного отдела — следователь РОВД и прокуратуры работает только в следственном отделе, поэтому следственный отдел — лишнее. «По месту производства усыновления ребенка» — здесь употреблены два отглагольных существительных, обозначающих один и тот же процесс, поэтому допустимо убрать производство. Точность формулирования правовых норм требует четкости изложения. Однако есть случаи неточного выбора однокоренных слов, близких по звучанию, но различающихся оттенками значения (паронимы). Так, в уголовном праве существует понятие «принцип вины». А ведь речь должна идти не о вине, а о виновности, так как «вина» — это какой-либо проступок, промах, неловкость, неучтивость; «виновность» же — серьезный проступок, преступление. Таким образом, понятие определено неточно. В результате смешения паронимов все процессуальные акты грешат подобными ошибками: вину признал, вина доказана и т. д. Без учета значения использовано слово осуществляют: «...жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними». Но осуществлять — приводить в исполнение, воплощать в действительность. В данном случае правильнее употребить совершают, применяют, чинят. Если разговорное слово попрошайничество или эмоционально окрашенное пособник уместны в официальных документах, поскольку точно определяют юридические понятия, то неологизм отмывание денег неуместен в официально-деловом стиле, лучше употребить слово легализация. Просторечное слово бабка, выражающее пренебрежительное отношение к человеку, неуместно в тексте закона. Выражение в пьяном виде закреплено за определенным разговорным стилем, поэтому употребление его в статье об административных правонарушениях неуместно. Кроме того, речь в названной статье идет не о виде человека, а о состоянии опьянения, в котором он находится. Надо: в состоянии алкогольного опьянения. Отмечено в языке права неправильное образование форм слов, например, причастия следуемой с него суммы. Глагол следовать — непереходный, поэтому страдательные причастия от него не образуются. В данном случае лучше употребить причитающейся. В словосочетаниях в крупном размере и в чужом интересе неточно выбрано число имен существительных. Слово размер имеет в данном словосочетании значение: степень развития, величина, масштаб какого-либо явления, события и т. п. и употребляется, как правило, во множественном числе. Следовательно, использованный в тексте закона вариант не соответствует литературной норме. Исправим: в крупных размерах. Слово интерес употреблено в значении: обычно мн. ч. (интересы, -ов) кого, чего или какие. То, что составляет благо кого-, чего-либо, служит на пользу кому-, чему-либо; нужды, потребности. Большую роль в организации текста, в логичном выражении мыслей играет порядок слов. В текстах законов встречаются случаи его нарушения, что порождает двусмысленность, является причиной многословия или нанизывания падежей. Так, в тексте «Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет...». Правильный вариант — «до достижения восемнадцатилетнего возраста». В результате нанизывания падежей в тексте появилась двусмысленность: «Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию». Не следовало разрывать словосочетание признание судом. Неправильное соединение однородных членов предложения ведет к неясности текста. В предложении в качестве однородных членов соединены глаголы разных видов: «При назначении и производстве экспертизы обвиняемый имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения следователя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта». Следует исправить: 1) заявлять; 3) представлять. Ошибкой является несочетаемость одного из однородных членов с тем словом в предложении, с которым связаны два других: «Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, суд вправе обязать ответчика...». Вариант правки: «...является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо последствием иной производственной деятельности». Речевая культура юристов будет оставаться на невысоком уровне до тех пор, пока язык законов не станет эталоном официально-деловой речи. Работа над ним должна приводить к тому, чтобы смысл текста легко доходил до сознания читающего. Статус права слишком высок и ответствен, и его язык является показателем уровня культуры законодателей, показателем их уважения к гражданам, для которых законы написаны. Практическая часть Задание 1. Укажите сочетания, которые не отвечают нормам литературного языка. Объясните и исправьте ошибки. 1) дверь открывается вовнутрь; 2) в данный период времени; 3) оплатите за проезд; 4) отзыв на курсовую работу; 5) согласно приказу; 6) находиться на бюллетене; 7) беспокоиться за сына; 8) тревожиться о дочери; 9) одеть пальто; 10) надеть ребенка; 11) отзыв на фильм; 12) рецензия на роман; 13) уделять внимание вопросу; 14) преимущество над докладчиком; 15) превосходство перед противником; 16) предостеречь об ошибках; 17) тормозить дело; 18) препятствовать успеху; 19) уверенность в правоту; 20) идентичный мнения; 21) сходный со мной; 22) уплатить покупку. Задание 2. Замените неточно употребленное слово. 1. Соревнования были проведены на новом, пятитысячном стадионе. 2. В разборе происшествия приняли участие ответственные лица. 3. Право на очередной отпуск директора техникума возникает через 11 месяцев работы. 4. «Сообщаем наши реквизиты: Минск, Кирова, 4». 5. Участники турпохода просмотрели экспозицию краеведческого музея и прослушали лекцию. 6. Продукция комбината отправляется во многие страны мира. 7. Просим разъяснить, как оплачивается труд руководителей производственной практики студентов-дипломантов технических вузов. 8. Сейчас на фабрике выставляются костюмы из новейшего материала. 9. Защитник предоставил суду весомые доказательства невиновности обвиняемого. 10. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. 11. Когда лицо не может достичь желаемого результата иным способом, кроме указанного, принуждение налицо. 12. На экраны вышли сразу две комедийные ленты. 13. Аудитория, наблюдавшая вчерашний матч, не исчерпывается цифрой зрителей на стадионе. Задание 3. Отметьте случаи неточного употребления слов. Предложите варианты правки. I. Назрела необходимость повысить экономические знания инженерно-технических работников. Депо принялo обязательство повысить формирование и отправку прямых маршрутов. Сейчас несколько повысилось изучение потребительского спроса на местах. Повысилось состояние трудовой дисциплины на фабрике. За счет удобрений получено дополнительно до десяти центнеров прибавки урожая. II. Главное управление разослало инструктивное письмо, в котором остро ставится вопрос о мероприятиях по борьбе с пожарами нефтепродуктов. Просим разъяснить вопрос об удержании подоходного налога с временных работников пенсионного возраста. На ваш запрос по вопросу о выплате пенсии отвечаем. Задание 4. Объясните и устраните ошибки в управлении, возникшие в результате синонимических подмен. 1. В отдельные годы осадки достигают до двух с половиной тысяч миллиметров в год. 2. Из состава команды освобождены футболисты, нарушившие спортивный режим. 3. Между бригадами проводится смотр за экономию материалов. 4. Хочется предупредить от ошибок, которые всегда возможны в новом деле. 5. Докладчик остановился о трудностях со снабжением. 6. Со стороны заведующего фермой В. И. Шлыка было проявлено халатное отношение к доению и кормлению коров. 7. По окончании ознакомления с достопримечательностями туристам было разрешено их фотографирование. 8. В данный отрезок времени трудное положение сложилось с ликвидацией задолженности предприятиям-поставщикам. 9. В настоящее время взята под неослабный контроль выплата заработной платы горнякам. 10. Большого внимания заслуживают вопросы своевременного сбора налога с предприятий и коммерческих структур. 11. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный оплаченный отпуск административным работникам техникумов. 12. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 13. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. Задание 5. Прочитайте предложения, выбрав из скобок одно из синонимичных слов (или слов-паронимов). 1. В Ивановском педагогическом институте (кончилась — закончилась — завершилась) научная конференции, посвященная памяти писателя Д. А. Фурманова. 2. Круг претендентов на медали (суживается — сокращается — сужается) с каждым туром. 3. Встречу глав правительств арабских государств (можно — возможно) (провести — организовать) в Дамаске. 4. Собрания состоялись в отдельных (рыболовных — рыболовецких — рыбацких) бригадах. 5. Нужно срочно приступить к (наладке — отладке — налаживанию — отлаживанию) новой автоматической линии. 6. Допущенные промахи (выправить — исправить — устранить) будет нелегко. 7. В новом оборудовании, прибывшем на фабрику, разбирались (вместе — совместно — сообща). 8. Поражение команды (итог — результат — плод) тактических (ошибок — промахов — недочетов — просчетов) и технического брака игроков. Задание 6. Укажите плеонастические сочетания, которые приобрели устойчивый характер. Исправьте ошибки. 1. Совместное сотрудничество белоруских и японских ученых станет еще одним звеном в укреплении дружеских связей двух соседей. 2. Человек, совмещающий учебу, работу и общественную жизнь в одно целое, гораздо бережливее относится к своему времени. 3. При составлении графика отпусков по возможности учитываются все просьбы и пожелания. 4. Каждая минута рабочего времени дня у него на учете. 5. Художник обязуется представить пробные рисунки в трех различных вариантах. 6. На Орловщине выращено целое поколение отличных рысистых лошадей. 7. Планы организаторов совещания охватывают целый ряд вопросов внедрения автоматики в производство. 8. На совещании был разработан широкий комплекс практических мероприятий. 9. Для немедленного ремонта аппаратов необходимы трубы, которые полностью на заводе отсутствуют. 10. Работники сберегательных касс обязаны строго придерживаться регламента инструкции. 11. Завод обязан отгрузить в адрес базы четыре вагона порожней тары. 12. В статье коротко, лаконично изложены основные положения теории. Задание 7. Укажите точный терминологический смысл следующих слов, называющих различные виды служебных документов. К какой сфере административно-хозяйственной работы они относятся Аккредитив, бюллетень, директива, коммюнике, лицензия, меморандум, наряд, нота, облигация, ордер, петиция, поручение, предписание, представление, прейскурант, реестр, резолюция, сертификат, статут, ультиматум, ходатайство, циркуляр. Задание 8. Укажите значение следующих заимствованных слов. Подберите к ним слова-синонимы русского происхождения. Амнистировать, аннексировать, аргументировать, ассимилировать, ассоциировать, баллотироваться, бравировать, брошюровать, деградировать, дезавуировать, дезинформировать, денонсировать, дискутировать, доминировать, дублировать, зондировать, идеализировать, имитировать, интерпретировать, идеализировать, компенсировать, конкурировать, констатировать, координировать, корректировать, котироваться, курировать, лимитировать, манкировать, мигрировать, монополизировать, нивелировать, ориентировать, постулировать, провоцировать, саботировать, санкционировать, тарифицировать, фальсифицировать, фиксировать, функционировать, экспроприировать. Задание 9. Отметьте случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления заимствованных слов. Устраните замеченные ошибки. 1. Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. 2. Принятое решение следует квалифицировать по крайней мере как несвоевременное. 3. Дефекты в подготовке кадров лекторов и агитаторов вскроются немедленно, как только они встретятся с избирателями. 4. В докладе были констатированы факты прямых нарушений регламента работы смесовых машин. 5. Участники производственных совещаний должны быть вовремя информированы о повестке дня и времени начала работы. 6. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. Задание 10. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов в следующих предложениях и исправьте замеченные ошибки. 1. Контроль за качеством изделий проводится не только специально отобранными контролерами, но и многими работниками, получившими личное клеймо. 2. Органы страхования проявляют повседневную заботу и помощь многим пенсионерам, обращающимся к инспекторам по месту жительства. 3. Это позволяет достигать главного — содержания оборудования в отличном состоянии. 4. Прожектористы регулярно проводят рейды качества, ведут наглядную агитацию в борьбе с браком. 5. На предприятии давно изжиты факты бесхозяйственности, бюрократизма, канцелярщины. 6. Просим разъяснить изменение оклада лицам, имеющим пятилетний педагогический рабочий стаж. 7. Что касается бассейна «Чайка», имеющего нужные для занятий с больными детьми условия, то лечебные группы и занятия в них до сих пор не восстановлены. 8. В заключение состоялся рекорд в беге на 5000 метров. Задание 11. Отметьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Исправьте недочеты. 1. Решающее значение в распределении мест и в общем успехе белорусских пятиборцев играла стрельба. 2. Решение в крайней мере заставит некоторых задуматься. 3. Развитие хозяйства области ставит в повестку вопрос об использовании в первую очередь местных гидроресурсов. 4. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 5. Предложения о подготовке научных кадров и сближению науки с производством не новы, и тем более поражает упорное молчание тех учреждений, которые призваны развязать этот гордиев узел. 6.  Химические волокна занимают большой удельный вес в шелковой промышленности. 7. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия. 8. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сев зерновых по хозяйствам области будет завершен к сроку, при этом особое внимание будет уделено качеству работ, глубине заделки семян, подкормке посевов и т. д. 9. Опубликованные документы проливают свет на действия английского кабинета министров накануне второй мировой войны. 10. Несмотря на то что на сооружении линии главного конвейера достигнуты ощутимые успехи, часто дает себя знать отставание в сооружении кузнечно-прессового и литейных цехов. Задание 12. Прочитайте предложения из юридических текстов. Объясните и исправьте ошибки. 1. Передача дела от органа дознания. 2. При осуждении к лишению свободы. 3. Производство по делу. 4. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. 5. Время отбытия ограничения свободы. 6. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. 7. Следователь вправе также получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у свидетеля или потерпевшего. 8. Суд, вынесший приговор о конфискации имущества, после вступления его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю... 9. Основания к отмене усыновления ребенка. 10. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, суд вправе обязать ответчика... 11. Из уголовного дела по обвинению. Задание 13. Выберите нужную форму и употребите ее в следующих контекстах. 1. На личном (счете — счету) многих работников значительное перевыполнение плана. 2. Самолет совершил посадку в (аэропорте — аэропорту) Шереметьево. 3. До сих пор в (цехе — цеху) нет уголка чистоты. 4. На комбинате построено термическое отделение объемной закалки (рельс — рельсов). 5. База отгрузила магазину четыре тонны (помидор — помидоров). 6. Производство замшевых (шорт — шортов) будет скоро налажено. 7. Детскому дому было передано двести комплектов одеял, наволочек и (простынь — простыней). 8. Радарные установки засекли (истребитель — истребителя) на высоте двенадцати километров. 9. Следует призвать к ответственности (лица — лиц), которые нарушают общественный порядок. 10. Режиссерам и постановщикам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, связанных с Голливудом, не следует рассчитывать на (звезды — звезд) американского экрана. Задание 14. Отметьте случаи стилистически не оправданного употребления существительных женского рода — наименований лиц. Устраните замеченные ошибки. 1. Письмо пришло на имя управляющей 3-м отделением совхоза Т. Николаевой. 2. Главная бухгалтер отказалась подписать акт. 3. Директор дал указания перевести на другую работу лаборанток кафедры счетных устройств Юнусову и Козырь. 4. Кассирша секции готового платья несвоевременно сдавала дневную выручку. 5. Переходящий приз был вручен юниорам Могилевщины. 6. Среди конькобежек особой популярностью пользовалась наша Титовa. Задание 15. Объясните и исправьте недочеты. 1. Прошу выделить из фонда треста балку швеллерную в количестве 550 кг. 2. Расширяется стекольный завод, открывший новый цех по производству молочной бутылки. 3. К концу года будет отремонтировано до 200 комплектов тракторного пускача. 4. На базе имеется костюма шерстяного трикотажного 38 штук. 5. Значительно сокращена потеря зерна на разгрузке и взвешивании. 6. Розничная цена на велосипеды, фотоаппараты и стиральную машину снижена на 10—12. 7. Совершенствование способа борьбы с городскими шумами становится задачей № 1 в охране здоровья миллионов людей. 8. Все офицеры подразделения имеют дипломы инженера или техников. 9. Комбинированные материалы по прочностным данным приближаются к лучшим сортам легированных сталей. 10. Конструкторы решают задачу поднятия значений температур и давлений рабочего тела агрегатов. 11. Речь идет о расширении обменов торговыми, культурными и научными делегациями. 12. Знаменитые спортсмены решили совершенствовать свои знания русского языка. 13. Основные объемы работ будут завершены к моменту перекрытия русла реки. 14. Ракеты способны поражать соперника на удалениях, измеряемых тысячами километров. 15. Рост рабочих режимов машин будет обеспечен внедрениями новых комбинированных и сконструированных материалов. Задание 16. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного. I. 1. Данная задача при сложившемся положении (неразрешима — неразрешимая). Данная задача при сложившемся положении оказывается (неразрешима — неразрешимая — неразрешимой). 2. Предложенные поправки и дополнения (существенны — существенные). Предложенные поправки и дополнения были (существенны — существенные — существенными). 3. Требования к работникам снабжения завода (своевременны — своевременные). Требования к работникам завода были (своевременны — своевременные — своевременными). 4. Изменение графика отпусков работников цеха (нежелательно— нежелательное). Изменение графика отпусков было (нежелательно — нежелательное — нежелательным). 5. Проведение консультаций со специалистами совершенно (необходимо — необходимое). Проведение консультаций со специалистами сделалось совершенно (необходимо — необходимое — необходимым). II. 1. Ученый (известен — известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Работа (несвободна — несвободная) от некоторых неточностей. 3. Просчеты (очевидны — очевидные) даже для неспециалиста. 4. Окончательный результат (тождествен — тождественен) предварительным расчетам. Задание 17. Перепишите предложения. Цифровые данные замените словами. Используйте сведения, приведенные в скобках. 1. К 12 маю в колхозе вспахано более 1750 гектаров 2. Урожай картофеля составляет более 240 центнеров с гектара. 3. В ходе боев было захвачено в плен до 380 солдат и офицеров противника. 4. Каждому члену бригады было выплачено по 230 000 рублей. 5. Для школьных мастерских куплено (тиски — 22; клещи— 33; кусачки — 44). 7. Сдано в ремонт (часы — 24). 8. Было уничтожено до (полтора — рота) противника. 9. Лейтенант ушел в разведку с 8 автоматчиками. 10. Ответ пришел только через (52 — сутки, день). 10. На место происшествия инспектор выехал с (4 — помощник). 11. Перед (750 — курсант училища) выступил командующий округом. 12. Участникам конкурса было выдано по (10 — заготовка) деталей. 13. На площади (в — 25 — гектар) было получено (по — 18 — центнер) пшеницы. 14. От (5000 — курица-несушка) за год было получено по (230—250 — яйцо). 15. Прирост производительности труда составляет (четыре и более — больше — процент). 16. Для детей, остающихся в группе продленного дня, организовано (дву — двух) разовое питание. 17. Мотор завелся сразу с (пол-оборота — полуоборота). 18.Завод просит выделить 20 м (дву — двух) тавровых балок № 14. Задание 18. Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных, данными в скобках. Выберите нужные формы числительных и существительных. 1. В пользу проекта высказались (два — двое — профессор). 2. Медалей удостоены (три — трое — советский спортсмен). 3. (Два — двое — итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди. 4. Результат охоты — (четыре — четверо — волк) и (три — трое — лисица). 5. В этот день было продано (четыре — четверо — мотоцикл). 6. Потребовалось (шесть — шестеро — носилки), чтобы оказать помощь пострадавшим. 7. Были взяты в плен (три — трое — немецкий генерал). Задание 19. Отметьте случаи неправильного употребления числительных. Устраните речевые недочеты. 1. Расстояние до цели измеряется примерно семьсот метрами. 2. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестьсот пятидесяти километров. 3. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятидесяти тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 4. Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей на 4,5 процентов. 5. Просим выделить швеллер № 40 количеством 550 кг. 6. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады. 7. Три судьи будут проводить матчи первенства мира в Мексике. 8. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин. Задание 20. Отметьте случаи ошибочного и стилистически не оправданного использования форм времени и наклонения глагола. Устраните замеченные неточности. 1. Во время побелки потолка и стен следовало застелить полы квартиры бумагой. 2. Несмотря на многократные просьбы, резко ослабло снабжение стройки цементом. 3. В последнее время связи завода с подшефной школой заметно ослабли. 4. Буксир-толкач движет баржу, жестко скрепляясь с ней носовой и кормовой фермами. 5. Прочитайте текст, выправите замеченные опечатки. 6. Содержимое пакета высыплите в 3 л горячей (55—60 градусов) воды. Задание 21. Отметьте случаи ошибочного использования видовых глагольных форм. Исправьте замеченные недочеты. 1. В том случае, если после умершего осталось наследство, необходимо извещать об этом соответствующие финансовые органы. 2. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 3. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением. 4. Подытаживать успехи и достижения еще рано. 5. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности. 6. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучить в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 7. Нужно срочно стабилизировать положение с кадрами строителей. 8. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги. 9. Отделение взяло на себя обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не больше чем два дня. Задание 22. Укажите правильный вариант управления, использовав слова, данные в скобках. 1. Решить вопрос (о, с, по — поставка запчастей). 2. Машина (по, для — мойка фляг). 3. Направить (на, в. а адрес — производственное совещание). 4. Отказать (ввиду, из-за, по причине, в связи с — отсутствие мест). 5. Выделяется (в целях, для, с целью, ради, на — создание фонда материалов). 6. Не производятся работы (в связи, из-за, за, по причине — отсутствие электродов). 7. Получить (из, с, от — завод малолитражных автомобилей). 8. Назначить пособие (в связи с, за, из-за, по причине — смерть кормильца). 9. Подать заявление (об, на, по — увольнение). 10. Рекомендации обязательны (для, к, в — исполнение). 11. Меры (к, в отношении, по отношению — работник). 12. Раскрепить (в, на, по — отделение предприятия). 13. Все говорит (о том — за то), что... . 14. Показать себя (в, с — лучшая сторона). 15. Соревнования (в, по — марафонский бег). 16. Разобраться (в, с, в отношении — положение вещей). 17. Отчитываться (в, по, о, за — проделанная работа). 18. Отвечать (за, по, о — безопасность). 19. Изыскать возможности (для, к, по — выделение дополнительного фонда). 20. Окончить техникум (по, с — квалификация техника-экономиста). 21. Распоряжение (о, на, по, для — выделение фонда). 22. Направить рабочих (на, для, в целях, по — досрочное выполнение задания). 23. Отставание (в, с, по — работа слесарей-сборщиков). 24. Нет сомнений (в, о, за, в отношении, по поводу — то, что план будет выполнен). 25. Машина снята с производства (благодаря, в силу, по, из-за, в связи с, за — ее конструктивные недостатки). 26. Ремонт произведен (по, в соответствии с — инструкция). Задание__29.>Задание 23. Отметьте ошибки в употреблении предлогов. Устраните замеченные недочеты. 1. Просим изыскать возможности по изысканию средств для производства работ по ремонту выпарной станции. 2. Приглашение преподавателей по приему вступительных экзаменов производится в соответствии с действующей инструкцией. 3. На автозаводе делаются практические шаги по лучшему использованию производственных отходов. 4. Делегаты конференции разъехались в свои страны. 5. Молодые специалисты, возвращающиеся в свои предприятия, получают оплату за проезд и стоимость провоза багажа. 6. Просим сообщить, распространяются ли льготы по дополнительному оплачиваемому отпуску студентам-заочникам, если они имеют уже законченное высшее образование. 7. В связи с уменьшением расходов бензина на промывку фольги просим снять от фонда 1960 года 35 тонн. 8. Требуются водители для перегона автомашин из г. Орши до г. Смоленска с последующей работой в автобазе. 9. Предоставить Сергеевой Н. Ф. внеочередной неоплачиваемый отпуск сроком с 12.01.2007 пo 30.01.2007 г. согласно личного заявления. 10. Главный агроном предупрежден об ответственности по контролю и организации работ на отделениях. 11. На стальцехе от УКС-а работает всего 15 человек. 12. Под загрузку и отправку картофеля выделено дополнительно 8 вагонов. 13. Для целей повышения производительности на доставке заготовок используем малую механизацию. 14. Применение вакцины повысило сопротивляемость к гриппу и простудным заболеваниям. 15. Прибор специализирован и для автотранспорта. 16. Препровождаем вам акт на аварийное состояние выпарной станции. 17. Отзыв на работу должен быть отпечатан на принтере и представлен в двух экземплярах. 18. Характеристики на поступающих в училище должны быть заверены руководством предприятия. 19. Лекции были прочитаны на предприятиях, учреждениях и школах. 20. Следует усилить надзор и оказание помощи детям, относящимся к категории «трудных». 21. Мы предлагаем сосредоточить в одном месте управление и снабжение подсобных хозяйств по спецфондам. Задание 24. Выберите из скобок нужную форму управляемого существительного. 1. Обвиняемый не удостоил свидетелей обвинения (ни взгляда, ни ответа — ни взглядом, ни ответом). 2. Хочется предупредить (об ошибках — от ошибок), которые допускались на химкомбинате. 3. Руководство (производственной практикой — производственной практики) осуществляется штатными сотрудниками издательства и преподавателями техникума. 4. Дивизию направили в распоряжение командования (фронта — фронтом). 5. На смену (старых станков — старым станкам) приобретены новые механизмы. Задание 25. Выберите нужную форму согласования сказуемого с подлежащим. 1. «Дни Турбиных» (была поставлена — были поставлены) в МХАТ им. А. М. Горького. 2. «Известия» (писала — писали) об охране наших лесных богатств уже не раз. 3. Большинство учащихся (справилось — справились) с контрольным заданием. 4. Озеро Селигер (расположено — расположен) на западе Калининской области. 5. Женщина-врач отлично (справилась — справился) с трудной операцией. 6. До десяти комплектов станков-качалок (имело — имели) какие-либо дефекты. 7. Большинство тех, кто (дал — дали) согласие на отъезд, в дальнейшем (взял — взяли — взяло) свои заявления. Задание 26. Отметьте случаи ошибочного согласования сказуемых с подлежащими. Устраните замеченные недочеты. 1. Большинство избирателей проголосовали до 12 часов дня. 2. Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса. 3. Большинство партий семян соответствуют нормам посевного стандарта. 4. Замок-молния вшита непрочно, неряшливо, что снижает качество и внешний вид изделия. 5. Музей-квартира писателя будет открыта для посетителей в 2008 году. 6. Были сэкономлены большое количество дефицитных материалов и деталей. 7. Любой ребенок, любой подросток: знают, как опасно перебегать улицу перед движущимся транспортом. Задание 27. Выберите нужную форму определения. 1. За два (последние — последних) года В. Н. Кузьминым внесено четыре рационализаторских предложения. 2. Соревнования продлятся (неполные — неполных) две недели. 3. Два вагона, (поступившие — поступивших) под погрузку, требовали срочного ремонта. 4. В апреле (будет открыт — будут открыты; новый — новые) сад-ясли примерно на 200 мест. 5. Рукопись поступила на рецензию к (нашей — нашему) консультанту И. С. Саховой. 6. Четыре (наши — наших) лыжницы, (принимающие — принимающих) участие в гонке, выиграли все первые места. Задание 28. Отметьте случаи стилистически не оправданного использования однородных членов предложения. Исправьте неудачно построенные фразы. 1. Выпуск мужской и женской обуви, а также изделий современных фасонов, изготовленных из новых материалов, будет резко увеличен. 2. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы, сумки на ступени движущихся лестниц. 3. Книги, задержанные сдачей, а также утерянные, должны быть возвращены не позднее 30 декабря текущего года. 4. Прием на комиссию радиоаппаратуры и приемников высших классов, а также иномарок временно прекращен. 5. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля. 6. Руководство поблагодарило и премировало лучших ценными подарками. 7. Отношения тренера с футболистами должны строиться на основе сознательной дисциплины: взаимоуважения, дружбы, выполнения рекомендаций тренера, изучения творческих возможностей каждого игрока команды. Задание 29. Отметьте ошибки в образовании причастий. Устраните замеченные недочеты. 1. По итогам рейда проверки качества, проводящегося на заводе с августа месяца, было установлено, что процент брака удалось снизить в целом более чем на четыре процента. 2. Школа просит передать ей часть излишков оборудования, заактируемую заводом по списанию. 3. К заявлению с просьбой о внеочередном отпуске, переданном начальнику цеха, была приложена справка из поликлиники. 4. Обещание того, что затребуемый нами материал будет предоставлен, было подтверждено и старшим специалистом лаборатории. Задание 30. Отметьте случаи стилистически не оправданного использования отглагольных существительных. Отредактируйте предложения. 1. Участковый уполномоченный не раз предупреждал жильцов о том, что прожитие в течение длительных сроков без соответствующего оформления прописки является нарушением паспортного режима и подлежит мерам административного взыскания. 2. Правление кооператива предупреждает, что застрой участков временными строениями может производиться только с разрешения правления. 3. Рассмотрение заявления т. Исаковой о предоставлении ей двухкомнатной квартиры на улучшение жилищных условий в связи с увеличением семьи будет рассмотрено после получения ею соответствующего решения цехового собрания. 4. Подписание акта о списании дефектного оборудования и передаче его подшефной школе было проведено по указанию главного инженера мастерских. Задание 31. Обратите внимание на правильность и целесообразность использования действительных, страдательных и безличных оборотов речи. Устраните замеченные ошибки. 1. Для ремонта клуба требовались всего несколько килограммов гвоздей и немного пиломатериалов. 2. Товарищи зрители! Просим блюсти порядок, так как шум мешает выступлению спортсменов. 3. Наличие в лодке запрещенных снастей будет подвергнуто штрафу. 4. Полученная нами документация будет возвращаться по мере использования. 5. К сожалению, Ваша просьба не может удовлетвориться. 6. В настоящее время срываются сроки реконструкции и пуска печей электронагрева. Категорически просим ускорения поставки труб нужного диаметра. Задание 32. Отметьте стилистические ошибки, объясните причины их возникновения. Устраните замеченные недочеты. 1. В справках, которые выдаются по личным заявлениям, должны указываться учреждения, которым они предназначаются. 2. Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшую к дорожному происшествию, и пострадавшие при нем, были отправлены в больницу. 3. На новом конвейере сборочного цеха, который начал работу месяц назад, продолжается отладка оборудования. 4. К работе не допускаются ученики, не сдавшие зачеты по технике безопасности, а также которые не прошли стажировки. 5. К соревнованиям не допускаются не заявленные в официальном списке и которые не прошли медосмотра. 6. Для замены кислотной линии просим дать указание: а) о выделении труб нержавеющей стали диаметром 25 мм; б) командировать на наш завод опытного инженера-монтажника; в) оплата монтажной бригады должна производиться по расценкам, установленным для производств с повышенной вредностью. 7. В связи с тем что имеется подозрение, что им (Тунко В. М.) представлена фиктивная копия аттестата, просим сличить данную копию с учебным планом эл.-технических отделений училищ. 8. Просим Вас дать нам полную письменную консультацию по вопросам, за чей счет производится оплата труда руководителям преддипломной практики (средние сроки 3—5 месяцев) студентов-дипломантов технических вузов, которая проводится на предприятиях смежных министерств, а также консультантам дипломных проектов, которые назначаются в соответствии с избираемой темой, однако не являются преподавателями вузов, и какими документами следует руководствоваться по указанным выше вопросам. Задание 33. Установите типы ошибок и недочетов. Предложите варианты правки. 1. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры и Ученый совет должны быть ознакомлены с работой кандидатов на производстве. 2. Катание на лодках, находясь в нетрезвом состоянии, категорически воспрещается. 3. Принимая заказы от населения, работникам мастерской должно быть ясно, что они будут выполнены в срок. 4. Направляя на Ваше усмотрение данный вопрос и чтобы ускорить получение листовой стали, нам необходимо увеличение годового фонда минимум на 40 тонн. 5. Наряду с многочисленными критическими замечаниями и предупреждениями, Сергееву не раз предлагалось изменить свое поведение. 6. Кроме выступлений директора и главного инженера завода, говорилось также и о плохой работе отдела снабжения. 7. Т. Пинчук не раз предупреждался за допускаемые им брак и прогулы. 8. Гражданин, вы нарушили. Прошу уплатить штраф. 9. А. Б. Иванова строго предупредить. 10. Нельзя не заметить ценность данного исследования. 11. Следует строго спросить с нарушителей. 12. В стиле работы производственных совещаний не общие указания и директивы, а непосредственная организация производства, помощь и контроль. 13. Несмотря на трудные условия погоды и низкую видимость, Богданов сумел остановить машину и не совершил наезда. 14. Эта задача стала вполне разрешимая. 15. Особенность бытового обслуживания в том, что оно имеет дело главным образом с индивидуальным заказчиком. 16. Отмеченные комиссией все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки. 17. Выдача справок и оформление бюллетеней больным и нетрудоспособным будет производиться по четным числам недели. 18. С 1997 года гр. Федоров работал на автомобильном заводе в должности крановщика до 2000 года. 19. Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки за продукцию. 20. Прошу изыскать возможность выделить за счет невыбранного фонда нашим предприятием масло веретенное № 2 в количестве 9 тонн. Задание 34. Отметьте ошибки, объясните причины их возникновения. Устраните замеченные недочеты. 1. Почтовые отправления должны приготавливаться к отправке заранее. 2. Просьба не стучаться без необходимости. 3. Прибор легко собирается. 4. С января месяца отстраняется от работы мастер Сазонов. 5. Если место занимается ребенком старше пяти лет, на него должен приобретаться детский билет. 6. Костюм застегивается и расстегивается на фигуре застежкой-молнией. 7. Многие выпускники направляются на работу с учетом сделанных заявок предприятий. 8. Граждане, не застроящие полученные участки в течение трех лет, лишаются права на их владение. 9. Лицам, приобревшим путевки и не выехавшим в срок, путевки продляться не будут. 10. Решения, поддержавшего бы этот почин, так и не было принято. 11. Лидировав на протяжении всего сезона, группа все же уступила первенство. 12. Вопрос с распределением льготных путевок нужно решать по справедливости. 13. На общем собрании накрепко предупредили нарушителей дисциплины. 14. Станционники дали обещание закончить разгрузку состава досрочно на два часа. 15. Таблетку разделить напополам и растворить в горячей воде. Задание 35. Отметьте логические ошибки в следующих доказательствах. 1. Не нужно думать, что предлагаемая система снабжения строек стройматериалами лучше действующей. Но во всяком случае, в совете еще не было ее широкого обсуждения. Не проводились и эксперименты по ее применению. Кроме того, введение новой системы снабжения поставит стройки в затруднительное положение. 2. Порядок проведения студенческих научных конференций необходимо изменить по следующим причинам: а) конференции должны готовиться заранее; б) доклады, представляемые на конференцию, должны тщательно просматриваться ведущими преподавателями; в) следует назначать ответственных за проведение заседаний секций. 3. Победителями этого состязания будут, конечно, ереванцы: во-первых, у них лучшие шансы на победу, к тому же они выступают дома, а дома, как известно, побеждать легче. 4. По состоянию здоровья прошу предоставить мне отпуск за свой счет с 1 июля по 25 июля, так как в профкоме мне выделили путевку в санаторий. Задание 36. Прочитайте характеристику. Какими сведениями ее следует дополнить Характеристика ученицы 11В класса школы-лицея № 88 г. Минска Михайловой Юлии Михайлова Юлия обучалась в школе № 88 в классе медицинского профиля два года. За годы учебы проявила себя ответственной, трудолюбивой, дисциплинированной ученицей. Обладает хорошими способностями, особенно к гуманитарным наукам. Пользуется уважением одноклассников. Характеристика дана для предъявления в институт. Директор школы М. Л. Громов Классный руководитель И. Е. Старикова Задание 37. Отредактируйте текст. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИКАР Почтовый адрес офиса: 623408 Факс: (34378) 2-57-30 г. Липецк, Тел.: 2-65-62, 2-32-29, 2-74-23 Витебской обл. 2-75-83, 2-53-05, 2-41-95 ул. Глебова, 32 09.03.03 № 2051 Заместителю директора по сбыту ЗАО «Контакт» Госпоже Сидоровой Г.А. г. Орша, тел.факс: (81261) 52476 Уважаемая Галина Анатольевна, Мы получили первый вагон с товаром Вашей фирмы, большое спасибо за оперативную и качественную работу. Мы начинаем рекламную компанию и продажу плитки в нашей торговой сети. Уверены, что совместные усилия наших фирм позволят получать как моральное, так и материальное удовлетворение от работы. Направляем наш заказ на напольную плитку. № пп Наименование, тип плитки Цвет Размер плитки Кол-во м. кв. Кол-во ПОДДОНОВ 1 Неглазурованная порфировидная 300 х 300 1012 22 2 Глазурованная мрамор зеленый 250 х 250 690 15 3 Глазурованная мрамор зеленый 300 х 300 460 10 4 Глазурованная мрамор серый 300 х 300 230 5 5 Глазурованная пена белая 300 х 300 230 5 Для полной загрузки вагона до установленной нормы просим добавить плитку поз. 1 и 2. Просим передать по факсу счет для оплаты, а также сообщить в течении какого времени после поступления денег на Ваш счет Вы произведете отгрузку. С уважением, Президент ООО «Икар» Каргер Б. Л. Задание 38. Напишите заявление о выделении вам материальной помощи; о предоставлении вам трехдневного отпуска. Обоснуйте вашу просьбу, используя нужные союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того что, ввиду того что. Задание 39. Проанализируйте определение понятия «близкие родственники» в гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве. Найдите и объясните противоречия. Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь, близкие родственники — это «родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки». Согласно Уголовному процессуальному кодексу Республики Беларусь, «близкие родственники — родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга)». Уголовный исполнительный кодекс еще более расширяет круг лиц, причисляемых к близким родственникам: «Близкие родственники — это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга), а также члены семьи, не являющиеся родственниками». В Уголовном кодексе определено, что «Близкие родственники — это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг (супруга), либо те же родственники супруга». Задание 40. Отметьте недочеты в использовании фактического материала. Цех План, т Фактическое выполнение плана, т Карамельный Конфетный Шоколадный Розничный 24547 5580 6450 370 28462 6038 7109 412 105,9 108,9 110,2 119,4 Задание 41. Отредактируйте текст. На письмо завода от 5-го марта 2003-го года, письмо и телефонный запрос в то же время сообщаем: В письме завод просил согласовать изготовление корпусов емкостей по чертежам ПМ-16-35 и ПМ-16-34 аллюминия марки А-1, и установленных в них изделий из алюминия марки АД-1, так как на заводе имеются только эти материалы. Своим письмом № 11-02-345 мы подтвердили свое согласие изготовления указанных корпусов емкостей из аллюминия марки А-1, и установленных в них изделий из аллюминиевых труб АД-1. Таким образом нами были согласованы все предложения завода в части изменения марок материала, в том числе материала цистерн ПМ-16-35, о которой говорится в письме завода... (Подпись).
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • Редактирование отдельных видов литературы
  • УДК 004.912 (076.5) ББК 76.17 ISBN 985-434-284-0
  • ОФИЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Теоретическая часть
  • Практическая часть Задание 1.
  • Задание 3 .
  • Задание 5 .
  • Задание 12.
  • Задание 17.
  • Задание
  • Задание 25.
  • Задание 27.
  • Задание 29.
  • Задание 30.
  • Задание 31.
  • Задание 37.
  • Задание 40.