Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методическое пособие для студентов философского факультета




Скачать 466.4 Kb.
страница1/3
Дата15.05.2017
Размер466.4 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3


Г.В.Мелихов

Введение в феноменологию: Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Э.Левинас


Учебно-методическое пособие

для студентов философского факультета

Казань — 2010


Рекомендовано к изданию

Учебно-методическим советом философского факультета КГУ

Протокол №1 от 28 января 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Организационно-методические указания………………………………………..4


Содержание разделов дисциплины………………………………………………6
Список литературы………………………………………………………………..7
Конспект лекций курса……………………………………………………………9
Лекция первая. Введение в проблематику курса………………………………13
Вопросы к экзамену……………………………………………………………...31
Глоссарий…………………………………………………………………………32

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


Феноменология — одно из влиятельных направлений в западной философии начала и первой половины ХХ века, основоположником которого является Э.Гуссерль. Интерес европейских мыслителей (М.Шелер и М.Хайдеггер в Германии, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр, Э.Левинас во Франции, Г.Шпет и А.Лосев в России и др.) к феноменологии был связан с поиском путей обновления философии. Гуссерлианский тезис «возвращения к самим вещам» означал, во-первых, извечно философское удивление миру и, во-вторых, желание мыслить самому и с самого начала — стремясь заново продумать основания исконного единства человека и мира. Феноменология в замысле своем направлена на изучение человеческого опыта как опыта открывающего нам нерасторжимую целостность человека и воспринимаемого им мира.
Учебная задача:

Основная задача курса: ознакомить студентов с ключевыми феноменологическими концепциями, раскрывающими содержание человеческого опыта как опыта единства и целостности человека и мира.


Методы проведения аудиторных занятий: лекции, индивидуальные консультации.
Формы самостоятельной работы: чтение и осмысление философских текстов.
1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Введение в феноменологию: Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Э.Левинас»
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • понимать содержание ключевых феноменологических понятий и категорий;

  • обладать основами теоретических знаний в области феноменологии (концепции Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Э.Левинаса);

  • ориентироваться в современных дискуссиях, касающихся изученного предмета;

  • приобрести навыки чтения и понимания специальной литературы.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Форма обучения ______очная______________

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров ____1____

Форма контроля: 1 семестр ___экзамен_________


зачет, экзамен

2 семестр _____—_______

зачет, экзамен


п/п

Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине






2.

Самостоятельная работа







3.

Аудиторных занятий


30







в том числе: лекций

30







семинарских (или лабораторно-практических) занятий





СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Тема 1. Введение: предмет и задачи курса.

Что такое феноменология? Из истории феноменологического движения. Современное состояние феноменологических исследований в России. Цели и задачи курса.





3




2

Тема 2. «Философия – это рефлексия»: Э.Гуссерль.

Биография Э.Гуссерля. Основные работы. Замыслы феноменологии Э.Гуссерля. Этапы творческой биографии. Ключевые понятия концепции Э.Гуссерля. Критика гуссерлианской феноменологии.




9




3

Тема 3. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера.

Биография М.Хайдеггера. Основные работы. Проблематика бытия и метод его исследования: проект феноменологии М.Хайдеггера. «Ранний» и «поздний» Хайдеггер. Проблематика «Бытия и времени». Философия и поэзия в творчестве «позднего» Хайдеггера. Критика фундаментальной онтологии.




9




4

Тема 4. Феноменологическая этика Э.Левинаса.

Биография Э.Левинаса и ключевые работы. Не бытие, но другой: замыслы феноменологической этики. Проблематика «Тотальность и Бесконечное». Основные понятия феноменологической этики Левинаса. Критика философской позиции Левинаса.




9







Итого часов:

30




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базовые учебники



  1. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: Критический анализ. — М.: Наука, 1985.

  2. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1987.

  3. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. — М.: Три квадрата, 2005.

Основная литература



  1. Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  2. Молчанов В. И.  Время и сознание. Критика феноменологической философии. — М.: Высшая школа,1998.

  3. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. — Томск: Водолей, 1999.

  4. Херманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. — Томск: Водолей, 2000.

  5. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. Историческое введение. — М.: Логос, 2002.

  6. Ямпольская А. Вклад Левинаса в феноменологию и в деконструкцию феноменологии // Логос. 1 (41) 2004. — С.88-104.

  7. Ямпольская А.В. Ранний Левинас: проблемы времени и субъективности // Вопросы философии, 2002, №1.

Дополнительная литература



  1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, Ювента, 1998.

  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

  3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. — СПб.: Владимир Даль, 2004.

  4. Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: материалы к семинару. М.: ИФТИ, 2009.

  5. Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997.

  6. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1997.

  7. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М.: Высшая школа, 1991.

  8. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. — М.: Молодая гвардия, 2002.

  9. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

  10. Левинас Э. Тотальность и бесконечность. — М., СПб.: Университетская книга, 2000.

  11. Деррида Ж. Насилие и метафизика. Очерк мысли Э.Левинаса // Деррида Ж. Письмо и различие. — М.: Академический проект, 2000. — С.124-248.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ КУРСА



Тема 1. Введение: предмет и задачи курса. О феноменологии: предмет, культурный контекст и проблемное поле. Феноменология — философская дисциплина, ставящая своей задачей изучение феноменов и смыслов; в зависимости от того или иного понимания природы феномена она может быть:

  • описательная (дескриптивная), изучающая методы описания, применяемые при естественной установке сознания; ограничивается «сферой переживаний соответственно их реальному содержанию» (Гуссерль)

  • мирская (mundane от лат. mundanus – мирской) – согласно Гуссерлю, имеющая дело с реальными феноменами без проведения феноменологической редукции

  • эйдетическая – «интуитивно-априорная наука» (Гуссерль), которая исследует универсальные сущности (эйдосы), их структуры и отношения (возможна только после проведения эйдетической редукции)

  • герменевтическая, которая стремится к раскрытию смысла феноменов посредством их интерпретации

  • конститутивная, исследующая процессы конституирования феноменов (смыслов) в сознании

  • конститутивная естественной установки (А.Щюц), которая исследует процессы индивидуального сознания, участвующие в «осмысленном конституировании» социальных отношений человека

  • трансцендентальная, которая анализирует роль трансцендентальной субъективности в познании и деятельности человека (возможна только после проведения трансцендентальной редукции)

  • структурная (Г.Ромбах), изучающая структуры, идентичные для сознания и реальности

  • «космологическая» (Е.Финк), интересующаяся проблемами миропонимания

  • натуралистическая (М. Фарбер), которая считает, что феноменологический метод следует использовать в научном исследовании как предварительную, чисто описательную методологическую процедуру

Из истории феноменологического движения: Франц Брентано. Проблематика работы «Психология с эмпирической точки зрения». Из истории феноменологии в России: Г.Шпет (феноменология и герменевтика), А.Лосев (феноменология и диалектика). Феноменологические идеи в творчестве С.Франка (философская психология). М.Мамардашвили (феноменология — сопутствующий момент всякой философии). Современное состояние феноменологических исследований в России: В.Молчанов (феноменология как опыт различия), В.Подорога (феноменология тела), А.Пятигорский (феноменология и буддийская философия).

Тема 2. «Философия – это рефлексия»: Э.Гуссерль. Творческая биография Э.Гуссерля: основные труды и эволюция воззрений. Замыслы феноменологии Э.Гуссерля: философия как строгая наука. Идея беспредпосылочного (самоочевидного) знания. Критика психологизма. Идея обновления. Сознание как объект феноменологического анализа. «Феноменологическая редукция»: редукция «естественной установки» и формирование рефлексивной позиции наблюдателя за «деятельностью сознания» в себе. Феноменологический подход как реализация «процесса наблюдения». Наблюдение объекта и наблюдение процесса осознания объекта. (Само)наблюдение и анализ. Рефлексивное наблюдение (Л.Эмбри). Понятие рефлексии. Два типа рефлексии: естественная и трансцендентальная. Три этапа феноменологической редукции: психологическая, эйдетическая и трансцендентальная редукции. Понятия потока сознания и феномена. Анализ сознания времени в гуссерлианской феноменологии. Концепция интенциональности. Ноэма и ноэзис. Идеация – процедура интуитивного усмотрение сущности. Значение интеллектуальной интуиции в феноменологии. «Поздний Гуссерль»: проблематика «жизненного мира» (сфера «непосредственно-очевидного», мир повседневной жизни; жизненный мир, как полагает Гуссерль, является результатом конституирующей деятельности трансцендентальной субъективности, причем эта деятельность протекает совершенно анонимно) и интерсубъективности (взаимоотношения, возникающие между субъектами как результат конституирующей деятельности сознания, протекающей в значительной степени протекающей анонимно). Критика Э.Гуссерля М.Шелером и М.Хайдеггером. Критика трансцендентальной феноменологии Ж.Делезом.

Тема 3. Фундаментальная онтология М.Хайдеггера. Философская биография М.Хайдеггера. Периодизация его творчества и основные работы. «Вопрос о Хайдеггере»: Хайдеггер и нацизм. Замыслы феноменологического проекта М.Хайдеггера: проблематика бытия человека (Dasein) Дазайн — термин, употребляемый М.Хайдеггером для характеристики специфически человеческого способа существования. Онтико-онтологическое различие. Критика гуссерлианского понятия сознания. Герменевтический метод как метод «вслушивания», а не «всматривания» в сущность феномена. Критика принципа очевидности. Истина как открытость/сокрытость. Экзистенциалы — термин, выражающий основные характеристики человеческого существования (например, «забота», «страх», «смерть» и др.). Dasein как присутствие (В.Бибихин). Настроенность. Онтологическая структура Dasein в «Бытии и времени»: забота как бытие присутствия. Подлинное и неподлинное бытие человека. Бытие-к-смерти. Страх. «Люди» и повседневное бытие человека: толки, любопытство, падение и заброшенность. Деструкция метафизики. Критика техники и «калькулирующего мышления». Ницше и Хайдеггер: нигилизм как забвение бытия. Концепция языка как «дома бытия». Обезбоженность: «Только Бог может спасти нас». Философия и поэзия в творчестве «позднего» Хайдеггера. Критика фундаментальной онтологии М.Хайдеггера: М.Хайдеггер и Ж.Деррида, М.Хайдеггер и Э.Левинасом.

Тема 4. Феноменологическая этика Э.Левинаса. Биография Э.Левинаса. Основные труды. Критика хайдеггеровского бытия как безличного: не бытие, но Другой. Этика как первая философия: опыт отношения к другому человеку как исходный момент философствования Э.Левинаса. Критика гуссерлевской аналогизирующей аппрезентации другого (аппрезентация — косвенное перцептуальное представление невидимых сторон предмета на основе восприятия его видимых сторон (например, представление задней стороны дома на основе восприятия его фасада или «другого» субъекта на основе восприятия его тела). Концепция интенциональности и левинасовское «отношение к Другому». Близость. «Лицо Другого» в трактате «Тотальность и Бесконечное». Лицо и слабость человека. Этическое отношение как отношение к слабому. Милосердие. Ассимитричность отношения к лицу другого человека. Критика Э.Левинасом М.Бубера. Э.Левинас и Ф.Розенцвейг. Дорефлексивные пласты экзистенции: феноменологические дескрипции ночи, утомленности, женского, эроса, одиночества, плодовитости, отцовства, жилища. Опыты выхода за пределы феноменологии в трактате «Иное, чем бытие, или за пределами сущности». Э.Левинас и М.Шелер. Э.Левинас и Ж.Деррида.

ЛЕКЦИИ К КУРСУ

Лекция первая. Введение в проблематику курса

(О феноменологии: Гуссерль, Хайдеггер и Шанкара)

Здесь меньше говорят, больше молчат и больше видят – видят и те миры, которые, возможно, вообще невыразимы.

М.Шелер
Всех учили одинаково, но почему же ты, шельмец, стал первым учеником?

Е.Шварц


Меня попросили рассказать что-нибудь о феноменологии. Поскольку времени у нас не так уж и много, а материал по интересующей нас теме необозрим, я бы предложил вам «экономный», что в данном случае означает синтетический, способ повествования. Вместо того чтобы говорить о феноменологии в чисто академическом ключе и, в частности, в привычной нам историко-философской перспективе1, я хочу предложить вам посмотреть на феноменологию как бы «изнутри» и попытаться выделить и описать одно только, но базовое, с моей точки зрения, фундаментальное переживание, которое лежит в основании феноменологической установки.

В свою очередь в реализации этой задачи – о переживании все же идет речь – ориентиром для себя я бы хотел избрать личный опыт в том смысле, что я буду думать о том образе феноменологии, который сложился в моем опыте мысли. Другими словами, все, о чем я буду говорить в этой аудитории, если и претендует на некую общезначимость, то исключительно в той мере, в какой сходные переживания может обнаружить в себе каждый слушатель.



Мне представляется, что такой подход к изложению предмета нашей встречи уместен по двум причинам, одна из которых прямо никак не связана с темой нашей беседы. С нее я, во избежание недоразумений, и начну. Мне всегда казалось, что философия порою напоминает забавную интеллектуальную игрушку: вдоволь наигравшись ею, мы, довольные собой, отправляемся восвояси… А между тем хотелось бы надеяться, что философия заслуживает лучшей участи – ведь находятся же люди, которые безропотно вверяют ей свои жизни. Чудаки! Они думают, что философ вовсе не обязан играть словами как мыслями. Дело, по всей видимости, обстоит гораздо серьезнее – философ убежден, что хорошо «продуманные» мысли укоренены не в словах, а в бытии, то есть мысли существуют независимо от того, кто наблюдает их извне, со стороны (как чужие мысли) или осознает изнутри. Более того, философ верит, что знания, которые он открывает в свете бытия, способны радикально изменить его привычное восприятие и образ жизни. Поэтому философия, с этой, не могу не сказать, странной, точки зрения, представляет собой еще и опыт, опыт мысли и опыт самотрансформации. Должен признаться: чудаки всегда вызывали у меня искреннее уважение – я всецело доверяю всему, что они говорят и делают2. Если они говорят, что философия есть опыт, что ж, значит, так тому и быть. Именно поэтому я рискую выступать в этой аудитории от себя лично.

Одно замечание попутно. Меньше всего мне бы хотелось думать, что все сказанное выше может быть истолковано в том общераспространенном, но малопонятном смысле, что философия якобы занимается изучением человека и его так называемой «жизни». В какой-то очень широкой и отдаленной философской перспективе с этим тезисом, вероятно, и можно согласиться. Но, обратите внимание: Форест Гамп никогда не интересовался своей жизнью, он вообще ничего не имел своего. Может быть именно поэтому он – полный идиот в глазах других людей – оказывался абсолютно уместен в своих «безумных» с обычной человеческой точки зрения действиях. Даже тогда, когда философия непосредственно обращается к человеку, она смотрит на него так, как будто его и нет вовсе. Нет, это не заурядное снобство философствующего – тебя нет, потому что я несоизмеримо лучше. Просто то, что интересует философию в человеке, не является собственно или исключительно человеческим. Поэтому всякого рода экзистенциальные «вкусности» – тоска-одиночество, конечность-заброшенность, счастье-забота и т.д., которыми мы в изобилии – до желудочных колик, до «тошноты» – потчуем себя, все это не имеет прямого отношения к философии и зачастую представляет собой распространенную среди интеллектуалов фобию, называемую на языке гештальттерапии «дефлексией» – болтовней, позволяющей нам оставаться в безопасном контакте с терапевтом (или просто другим человеком) и не говорить о действительных проблемах. Философию интересует не человек и его жизнь, а мысль о чем угодно, в том числе и о человеке, но обладающая свойствами бытия, то есть мысль в форме объективного, и уже поэтому не-человеческого, понимания3. Если философ и берется обсуждать что-то «жизненное», например, страдание, то исключительно в качестве вещи, с которой можно работать, например, его могут интересовать причины страдания. В таком случае философ мыслит уже не жизнь, а саму «мысль о страдании» и реальности (сколь бы далеки они не были от нас) с этой мыслью сопряженные, что, поверьте, представляет собой опыт не менее экзистенциально насыщенный, чем пребывание в гуще повседневной, самой наиреальнейшей «жизни».

Вторая причина, по которой я рискую обращаться к личному опыту при обсуждении нашей темы, заключена в истории феноменологического движения. Дело в том, что феноменологическая философия изначально позиционировала себя как личное дело философствующего4. Феноменология отмечена пафосом самостоятельного и ответственного начинания, продумывания заново фундаментальных оснований знания – понятно, что у такой установки не может быть никаких общепризнанных внешних канонов, кроме предельно общих методологических ориентаций. М.Шелер работал совершенно независимо от Э.Гуссерля, который относился к нему настороженно, хотя и признавал его гениальность. М.Хайдеггер – талантливейший ассистент Э.Гуссерля, «ученик чародея», его надежда и опора в будущем, на деле оказался наибольшим разочарованием «мастера». Позже уже М.Хайдеггеру пришлось открещиваться от «обвинений» в принадлежности к экзистенциальной – насквозь феноменологической – философии… Вот уж ирония судьбы! Поэтому вопрос о существовании феноменологической «школы» является достаточно спорным. Таковой, на мой взгляд, в принципе быть не может, что и констатировал еще в 1914 году М.Шелер: никакой феноменологической «школы» нет, есть лишь группа исследователей, которые разделяют общую феноменологическую позицию и установку5. С тех пор практически ничего не изменилось. Конечно, многое в феноменологическом движении выглядит сегодня основательнее, солиднее, если хотите, – столько имен (М.Хайдеггер, Э.Левинас, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр и др.), огромное, просто необозримое количество работ, посвященных изложению феноменологического метода и бесчисленным приложениям этого метода к самому разному материалу – психологическому, лингвистическому, социологическому, искусствоведческому, религиоведческому и т.д. Но при всем этом можно смело утверждать: как не было прежде, так и ныне нет никакой феноменологической школы. Более того, сегодня как будто нет даже и самой феноменологии… Есть деконструктивизм, есть шизоанализ, есть еще что-то, а вот феноменологии нет! На самом деле, это, конечно же, не так. Ну нет к феноменологии интереса со стороны широкой академической общественности, ну что поделаешь, нет – и не надо. Тем более интересно в этой ситуации, следуя не философской моде, а собственно философскому пафосу начинания самому попробовать на «вкус» – что же это такое феноменология? Тогда, может быть, действительно окажется, что никогда не было феноменологической философии, не было особой «школы», нет «движения», а была и есть особая установка и позиция, которая в существенных чертах совпадает с философией как таковой, в той мере, конечно, в какой философия является опытом работы с мыслью
  1   2   3

  • Форма контроля: 1 семестр ___экзамен_________
  • Количество часов
  • 2. Самостоятельная работа
  • Название темы и ее содержание