Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию РФ




страница1/9
Дата08.07.2017
Размер1.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию РФ

Учебно-методический совет по психологии

МГУ имени М.В.Ломоносова
ПРОЕКТ

Примерная

основная образовательная программа

высшего профессионального образования


Направление подготовки «Психология»


утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 года № 337

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Нормативный срок освоения программы: 4 года
Форма обучения: очная

Требования к результатам освоения основной образовательной

программы
Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития

современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на

принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных

статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).

Бакалавр должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

практическая деятельность:

способностью и готовностью к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

Педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к:

преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);

использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни
(ПК-19);

просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Организационно-управленческая деятельность:

способностью и готовностью к:

анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки бакалавра по направлению "_Психология_"

Квалификация - бакалавр

Нормативный срок обучения – 4 года

 № п/п

Наименование дисциплин (в том числе практик)

 


Зачетные единицы

Часы

Примерное распределение по семестрам

 Трудоемкость по ФГОС

 Трудоемкость

1-й семестр

 2-й семестр

3-й семестр

 4-й семестр

5-й семестр

 6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

Форма промежуточной

аттестации



количество недель

18

16

18

16

18

16

18

16

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

40

1440































Базовая часть

28

1008































История

2

72
























зачет




Философия

3

108






















Экзамен




Иностранный язык

9

324





















экзамен




Педагогика

2

72
























экзамен




Социология

2

72
























зачет




Правоведение

2

72
























зачет




Культурология

2

72
























зачет




Логика

2

72
























зачет




Профессиональная этика

2

72
























зачет




Религиоведение

2

72
























зачет




Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

12

432










































































































Б.2 Математический и естественнонаучный цикл

23

828

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Базовая часть

14

504




























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13




Математическая статистика

4

144























экзамен




Анатомия ЦНС

2

72
























экзамен




Нейрофизиология

4

144
























экзамен




Современные концепции естествознания

2

72
























зачет




Информационные технологии в психологии

2

72
























зачет








































 

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

9

324



































































Б.3

Профессиональный цикл

148

5328































Базовая (общепрофессиональная часть)

80

2880






































































Общая психология

12

432



















экзамен




История психологии

2

72























экзамен




Методологические основы психологии

2

72
























экзамен




Зоопсихология и сравнительная психология

2

72
























экзамен




Психология личности

4

144
























экзамен




Социальная психология

4

144
























экзамен




Психология труда

4

144
























экзамен




Организационная психология

2

72
























экзамен




Психология развития и возрастная психол

4

144























экзамен




Педагогическая психология

4

144
























экзамен




Введение в клиническую психологию

2

72
























экзамен




Основы нейропсихологии

2

72
























экзамен




Основы патопсихологии

2

72
























экзамен




Психофизиология

2

72
























экзамен




Основы психогенетики

2

72
























зачет




Этнопсихология

2

72
























экзамен




Экспериментальная психология

4

108
























экзамен




Специальная психология

2

72
























зачет




Общий психологический практикум

8

288





















зачет




Психодиагностика

2

72
























экзамен




Практикум по психодиагностике

2

72
























зачет




Математические методы в психологии

4

144
























зачет




Дифференциальная психология

2

72
























зачет




Безопасность жизнедеятельности

2

72
























Зачет




Методика преподавания психологии

2

72
























зачет








































 

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента

68

2448




























Б.4

Физическая культура

2

400















 

 

Зачет

Б.5

Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося)

17

612























экзамен

Б.6.

Итоговая государственнаяаттестация

10 

360 

 

 

 

 

 

 




 

экзамен 












































































Всего:

(указывается в соответствии с ФГОС)

240


8640

( 328)*





























ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Название дисциплины «Психодиагностика»

Рекомендуется для направления подготовки «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины - дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.

Задачи:


  • раскрыть теоретико-методологические и этические принципы психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;

  • сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики (как инструментария дифференциальной психологии и как арсенала методов для решения практических задач);

  • обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности психолога;

  • познакомить с многообразием психодиагностических методов, историей их создания и практикой использования;

  • показать специфику психодиагностических процедур и методов решения профессиональных задач в контексте научной и практической деятельности специалиста (в психологии образования, здравоохранения, организационной психологии, психологии труда и т.п.);

  • способствовать формированию у студентов основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Психодиагностика» является составной частью профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) подготовки (Б.З). Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - психодиагностической деятельности, которая является основополагающим компонентом, определяющим другие виды деятельности такие как коррекция, профилактика и прогноз.

Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно­научного цикла (Б.2), в частности, Анатомия ЦНС, Философия, Современные концепции естествознания и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З): «Общая психология», «Введение в профессию», «Общепсихологический практикум», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии».

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение «Практикума по психодиагностике», в совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Психология личности», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Основы патопсихологии», «Методологические основы психологии» и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-17 (наименование в соответствии с ФГОС ВПО)


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;

  • соотношение психодиагностики и смежных видов диагностической деятельности -медицинской диагностики, педагогического тестирования, профессионально-квалификационного оценивания работников (ассессмента);

  • историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;

  • основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;

  • специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;

  • классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию;

  • принципы построения и конструктивную специфику средств психодиагностического измерения (психометрики);

  • основы тестологии как науки об измерительных диагностических методиках (тестах);

  • основные психометрические характеристики психологических тестов, отвечающие за их качество - репрезентативность, надежность, валидность, достоверность;

  • принципы построения и конструктивную специфику экспертных методов психодиагностики и качественного (клинического) подхода

  • классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения.

Уметь:

  • формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;

  • конструировать психодиагностический процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью;

  • конструировать психодиагностический процесс в ситуации проведения диагностики в интересах организации;

  • соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации - Российском Психологическом Обществе (РПО);

  • оперативно ориентироваться в сложных случаях из психодиагностической практики и эффективно решать психодиагностические задачи;

  • подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;

  • проводить методические процедуры в соответствие с этическими и методическими правилами;

  • дифференцировать модели принятия решения в психодиагностическом процессе;

  • описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации.


Владеть:

- понятийным аппаратом психодиагностики;



  • навыками профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур;

  • навыками саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами;

  • навыками группировки и обработки психодиагностической информации с помощью стандартных компьютерных статистических систем;

  • навыками интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестры

3

4







Аудиторные занятия (всего)

60

28

32







В том числе:
















Лекции

50

24

26







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

10

4

6







Лабораторные работы (ЛР)


















Самостоятельная работа (всего)

60

30

30







В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы







10







Реферат




30

20







Другие виды самостоятельной работы


































Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость часы

Зачетные единицы



120

58

62






















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики (16 часов)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)
  • ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению "_Психология_"
  • Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 40 1440
  • Базовая часть 28 1008
  • Вариативная часть
  • Б.2 Математический и естественнонаучный цикл 23
  • Учебная и производственная практики
  • Итоговая государственнаяаттестация 10 360
  • Всего: (указывается в соответствии с ФГОС) 240 8640
  • 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • 5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики (16 часов)