Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по курсу «культурологический подход в психоанализе»




Скачать 232.58 Kb.
Дата02.07.2017
Размер232.58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Утверждено

на заседании кафедры метапсихологии, истории и теории психоанализа

от 15 октября 2009 г. протокол № 09/2

Зав.кафедрой метапсихологии, истории и теории психоанализа

Лейбин В.М. _________


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра метапсихологии, истории и теории психоанализа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОАНАЛИЗЕ»

Автор:

Драгунская Л.С. к.м.н..
Москва

2009

Печатается по решению кафедры метапсихологии, истории и теории психоанализа

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Драгунская Л.С.. «Культурологический подход в психоанализе». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», с 20.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Драгунская Л.С. 2009 г.


Содержание
I. Программа курса …………………………………………………………………….. 3- 5

1. Пояснительная записка…………………………………………………….. ….5

2. Содержание курса ……………………………………………………………. 5-10.

II. Распределение часов курса по темам и видам работ……………………………10.

III. Организация самостоятельной работы студентов ……………………………..10-12

.Темы рефератов ………………………………………………………………………12

IV. Вопросы к зачету ………………………………………………………………. 12-15

Список рекомендованной литературы………………………………………….15-17.

Список тем контрольных работ…………………………………………………..16

Список тем коллоквиумов………………………………………………………….17

Список тем рефератов………………………………………………………………...17

Тематический план…………………………………………………………………18-19


I. ПРОГРАММА КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Культурологический подход в психоанализе.
Поскольку принуждение является базовым моментом как социокультурной, так и психологической динамики, постольку и проблема насилия является одним из центральных вопросов, с которой психоаналитик сталкивается при анализе и интерпретации разнообразных феноменов психической жизни и социальной практики. Актуальность проблемы насилия не исчерпывается ролью и местом, которое занимает насилие в истории, в литературе и искусстве (как основной смыслообразующий пункт), в повседневной жизни и особенно в социальной практике обществ, переживающих переходный период и к которым в настоящее время относится и Россия. Насилие и его разнообразные дериваты составляют неотторжимую часть психической жизни человека, во многом формируя специфику ядра личности, которое в процессе онтогенеза играет роль порождающей модели для развертки конкретных форм девиантного и делинквентного поведения. Поэтому изучение глубинных психологических механизмов насилия является своего рода пропедевтикой к исследованию его конкретных манифестаций.

Задачей настоящего курса является анализ насилия как феномена бессознательного, и, далее, выявление связей между разнообразными агрессивными драйвами, сложившимися на ранних этапах развития, их социокультурной морфологией и непосредственными манифестациями на уровне межличностных отношений.

В шести темах данного курса (агрессия и деструктивность; садизм; мазохизм; некрофилия; суицид; насилие над детьми) освещаются различные аспекты насилия и принуждения.

Основное внимание в настоящем курсе уделяется таким базовым психологическим и социокультурным феноменам, как садизм и мазохизм. Роль мазохизма как важнейшего и весьма распространенного феномена бессознательного, во многом ответственного за формирование идентичности, нельзя преуменьшать. Поэтому в данном курсе мы уделяем особое внимание концепции Жиля Делеза и современных ортодоксальных психоаналитиков, которые в своих исследованиях убедительно показывают самостоятельное значение мазохизма, между тем как традиционно мазохизм рассматривается почти исключительно как оборотная сторона садизма в психологическом клише “садо-мазохизма”.

Кроме того, в данном разделе курса специальное внимание уделяется морфологии агрессии, прежде всего в аспекте динамики переходов от агрессивных драйвов к гетероагрессивным и аутоагрессивным манифестациям, что особенно отчетливо проявляется при анализе разнообразных проявлений суицидальности.

Также освещается проблема насилия на конкретном уровне (насилие над детьми, насилие в семье) и рассматриваются психологические механизмы данных явлений.

Материал данного курса изучается на лекциях и в ходе семинаров по пройденным темам. Значительное место занимает самостоятельная работа студентов с литературой.

Формы контроля. Итоговый контроль – зачет. Промежуточный контроль – контрольные работы и коллоквиумы.

По завершении настоящего курса студент должен ориентироваться в широком круге проблем, связанных с бессознательными паттернами насилия и его социокультурной морфологизацией. Студент должен знать основные психоаналитические концепции садизма, мазохизма, суицида. Студент должен уметь выявлять бессознательную основу девиантного и делинквентного поведения - от преступных посягательств на жизнь и здоровье окружающих до скрытых и относительно “мягких” форм так называемого “домашнего насилия”. Этот аспект навыков, которые должен получить студент по завершении курса весьма важен для воспитания практического психолога.

Наконец, умение выявлять и анализировать психологические, и прежде всего бессознательные, механизмы насилия, необходимо для формирования гуманистических ценностей. Анализ негативности во всех ее проявлениях не должен заслонять того факта, что насилие далеко не всегда является “сознательно и расчетливо творимым злом”. Понимание этого особенно актуально в современной социокультурной ситуации.



Отличительной особенностью курса является включение психоаналитических концепций в философский и общегуманитарный контекст.

Авторская концепция преподавания основывается на многолетней педагогической работе на психологическом факультете РГГУ (чтение лекций, ведение семинаров, коллоквиумов ).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. Насилие и деструктивость.

Понятие “танатос” (инстинкт смерти) у Фрейда и развитие этого понятия в современном психоанализе.

Механизмы формирования насилия и деструктивности в онтогенезе.

Развитие представлений о деструктивности в концепциях объектных отношений (от М.Кляйн до О.Кернберга).

Формы деструктивного и агрессивного поведения. Слитность или интеграция механизмов гетеро- и аутоагрессии. Формы сублимации агрессивности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Тема 1:


1. Связь либидинозных и агрессивных механихмов на различных этапах развития.

2. Парадигма агрессии у взрослых и ее связь с особенностями развития.

3. Формы манифестации и символизации агрессии в современном обществе.
ТЕМА 2. Садизм.

История термина. Крафт-Эббинг. Биография и творчество Донасьена Альфонса Франсуа маркиза де Сада.

Анально-садистская стадия развития (Фрейд, “Три очерка...”, 1905).

Социальные факторы, детерминиующие нормальное или патологическое развитие (Д.Пайнс, А.Грин, П..Куттер).

Полярность между маскулинностью, агрессией, вуайеризмом и феминностью, пассивностью, эксгибиционизмом.

Слитность любви и ненависти при садизме.

Реальная или символическая связь жестокости с любовным наслаждением (Жильбер Лели).

Влечения к смерти: влечение к разрушению, влечение к овладению, воля к власти.

Социокультурная морфология садизма.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.


  1. Механизмы садистского переживания героев в романе Д.А.Ф. де Сада «Жюльетта».

  2. Садизм как социокультурный феномен.

ТЕМА 3. Мазохизм.

История термина. Крафт-Эббинг. Биография и творчество Леопольда фон Захер-Мазоха.

Фрейд о первичном мазохизме (“Три очерка...” (1905), “Страх и жизнь влечений” (1915), “Ребенка бьют” (1919)).

Четыре формы мазохизма по Фрейду: эрогенный, женский, инфантильный, моральный.

Вторичный мазохизм как обращение агрессивности на себя (Фрейд, “Скорбь и мелнахолия” (1917), “По ту сторону принципа удовольствия” (1920)).

Концепция мазохизма Фенихеля (1931).

Генез мазохизма по Нахту: фрустрация - агрессивность - страх - мазохизм (1938).

Винникот (1947) - формирование идентичности при мазохизме.

Жиль Делез и его критика концепции садо-мазохизма.

Механизмы самонаказания.

Механизмы ресексуализации. Ресексуализация интроектов.

Социокультурная морфология мазохизма. Мазохизм и право.

Социальные мифы мазохизма.

КОНРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Механизмы мазохистского переживания в романе Л. Фон Захер-Мазоха «Венера в мехах».

2.Универсальность мазохистской идентичности.

ТЕМА 4. Некрофилия.

Дискуссионность представлений о ядерной некрофилии.

Некрофилия как специфический дериват деструктивных драйвов.

Некрофилия и копрофилия.

Некрофилия как форма переживания и как перверсия.

Некрофилия, доминирование и садизм.

Социокультурная морфология некрофилии. “Клинический случай некрофилии” (Э.Фромм).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.


  1. Динамика деструктивности и некрофилия.

  2. «Биофилия» и «некрофилия» по Э.Фромму».

  3. Формы и манифесиации некрофилии.

  4. Некрофилия и искусство.



ТЕМА 5. Суицид.

Суицид как комплексный феномен

Историко-культурный аспект:

Суицид и религия.

Суицид и право. Наказание за суицид и суицидальную попытку

Суицид и система социальных норм.

Социально-психологический аспект.

Инндивидуально-психологический аспект.

Психопатологический аспект.

Взгляд на суицид в различных психологических школах.

Суицид и суицидальная попытка. Классификация суицидов - по завершенности, по способу, по степени жестокости.

Шантажные суициды. Диалогические суициды.

Повторные суициды.

Суицид и аутоагрессия. Самоповреждения.

Парасуицид. Ритуальные парасуициды в некоторых субкультурах.

Суициды в разных странах мира. Статистика. Этнокультурный аспект. Положительная связь частоты суицидов с постиндустриальным развитием, отрицательная - с религиозностью народа (прежде всего с католицизмом). Финно-угорская загадка.

Концепции суицида в психоанализе (К.Меннингеp, "Человек пpотив самого себя", 1938).

Интеpпpетация суицида в pамках теоpии влечений.

Соотношение дестpуктивности, напpавленной вовне, и дестpуктивности, напpавленной на себя.

Бессознательная ответственность за самоpазpушение.

Классификация типов паpасуицидального поведения: аскетизм и мученичество, невpотическая инвалидизация, алкоголизм и наpкомании, антисоциальное поведение, самоповpеждение, "спpовоциpованные" несчастные случаи, полихиpуpгия, соматические и психосексуальные деpиваты, психозы.

Особенности детских и подpостковых суицидов (концепция Дольто).

Социокультуpные аспекты суицида. Работа Дюpкгейма "О самоубийстве".

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ.


  1. Баланс витальных и агрессивных бессознательных тенденций.

  2. Многообразие проявлений суицидальности. Суицид и парасуицид.

  3. Суицид и культура.

  4. Суицидальная биография.

  5. Необходимый объем мер по предупреждению суицида.

  6. Психоаналитические представления о природе суицидального поведения.



ТЕМА 6. Насилие над детьми.

Роль психоаналитических представлений в гуманизации отношений между родителями и детьми.

Ребенок в системе социокультурных координат. Ценность психической и телесной жизни ребенка.

Нарушения триадической связи. Игра, вербальное поведение и психосексуальное развитие.

Пространство ребенка. Безопасность ребенка. Проблема вины и ответственности во взаимоотношениях, родителей, детей и психоаналитика.

Реакции детей на развод родителей: динамика печали, гнева и страха. Детские интерпретации причин развода. Агрессивные фантазии. Чувство собственной вины у ребенка в связи с разводом родителей (Валлерштейн и Келли, 1980). Кризис идентификации. Конфликт лояльности. Родительский страх утраты любви ребенка. Индуцированное отрицание. Регрессия взрослых в ситуации развода. Роль психолога в ситуации развода. Необходимость вербализации. Включение третьего лица. Преодоление кризиса лояльности.

Клинические, психологические, социологические и психоаналитические аспекты детского и подросткового суицида. Суицидогенные и антисуицидальные факторы. Предупреждение суицидального поведения.

Психоаналитические аспекты предупреждения насилия над детьми.

Насилие над детьми - определение термина. Классификация типов насилия над детьми. Пренебрежение. Физическое насилие. Сексуальное насилие. Эмоциональное насилие. Использование в проституции и порнографии. Мифы и реальность сексуального насилия над детьми (Гуггенбюль-Крейг, 1992).

Педофилия родителей и родственников.

"Ролевая амбивалентность" (традиционное "родительское право" и психосоциальная зависимость от ребенка) как источник родительской агрессии. Повиновение родителям и родительская власть. Родительская агрессия как проекция фрустраций. Нарушения социальной идентичности в семьях, где практикуется насилие над детьми.

Связь качества привязанности ребенка к родителям с особенностями предупреждения и психотерапии жестокого обращения (Боулби, 1973, Эйнсворт, 1989). Типы привязанности - безопасная, избегающая, амбивалентно-сопротивляющаяся, дезорганизованная. Взгляды Боулби на использование типологии привязанности в помощи детям, пострадавшим от насилия. Трансформация привязанности и ее реинтеграция в последующие стадии развития (Эйнсворт, 1978). Паттерны привязанности как модели социальных взаимоотношений в зрелом возрасте (Срауфе и Флисон, 1986). Возможность модификации паттернов привязанностей (Боулби, 1988, Паркер, 1992). Соотношение "рабочих" (модифицированных) и "индивидуальных" (первоначальных) паттернов привязанностей (Срауфе, 1988).

Оптимальное поведение родителей. Психотерапия детей, подвергшихся насилию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.


  1. Концепция привязанности Болби и ее практическое значение.

  2. Диагностика качества привязанности.

  3. Структура бессознательного у детей, перенесших насилие.

  4. Дезинтеграция образа тела у детей, перенесших насилие.

  5. Принципы психотерапевтической работы с детьми, перенесшими насилие.



ТЕМА 7. Социокультурная морфология насилия.

Тезис Фрейда об изоморфизме филогенетических и онтогенетических

процессов разворачивается во всех метапсихологических проекциях.

Топический, психоэкономический и динамический принципы организации

психики включают в себя механизмы разрушения как обязательные элементы

каждой из этих структур. Если онтогенетические этапы участия насилия в

формировании различных паттернов переживания досконально описаны в

глубинной психологии, то закономерности филогенетического развития в этом

аспекте являются предметом дискуссии психологов, социологов, культурологов,

философов. Эта проблема является междисциплинарной, ее изучение в равной

степени необходимо психоаналитику-практику и психоаналитику-теоретику.

Особенно важно, что изучение этой проблемы, наряду с другими проблемами

психоаналитической культурологии, в какой-то степени формирует

мировоззрение будущего психоаналитика.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Античные представления о насилии. Отсутствие различий в переживании жизни и смерти.

2.Расщепление в переживании добра и зла в Средние века (Бог и Дьявол, Святой и Ведьма).

3.Глубинно-психологические механизмы классического революционного и постреволюционного тоталитарного насилия.

4.Глубинно-психологическое содержание рефлексий насилия.

5.Современный дискурс насилия. Ре-нарциссизация перверсии.


II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары



















1.

Насилие и деструктивость.




4




2

2.

Садизм.




3




2

3.

Мазохизм




3




4

4.

Некрофилия.




4




4

5.

Суицид.




3

2

4

6.

Насилие над детьми.




4




3

7.

Социокультурная морфология насилия.




4

2

4

Всего: 52

Форма итогового контроля: зачет.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.


Представления античности о зле и насилии.

Рассел, Джеффри Бартон. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПБ, «Евразия» 2001. Гл. IV «Зло в классическом мире». Стр. 143 – 206.


Средневековый образ зла: ведьма.

Рассел, Джеффри Бартон. Колдовство и ведьмы в средние века. СПБ, «Евразия» 2001. Глава IX. Формирование классического образа ведьмы. Гл. X. Ведовство и средневековое мировоззрение. Стр. 291 – 370.


Революционное насилие. Гильотина и расстрел.

Манфред, А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., «Мысль», 1979. Максимилиан Робеспьер. Гл. VIII – XII (стр. 342 – 410).

Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛаг. Ч. I, гл.2 (первая половина), гл. 8.
Эстетизация революционного насилия.

Бабенко. В. Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад. Жизнь, страсти, творчество. М., «Арт-Бизнес-Центр», 1999.

Томас, Д. Маркиз де Сад. Иллюстрированная биография. М., «Крон-Пресс», 1998.

Маяковский, В.В. Послеоктябрьские стихи.


Биологизация насилия и зла.

Крафт-Эбинг. Сексуальные психопатии.

Ломброзо, Чезаре. Гениальность и помешательство.
Психологизация насилия и зла.

Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание.

Стивенсон, Р.Л. Странная история о докторе Джекиле и мистере Хайде.
Социологизация насилия и зла.

Куприн, А.И. Молох.


Романтизация насилия и зла.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра.


Буржуазная трансцендентализация насилия и зла.

Кафка, Ф. Процесс (роман). В исправительной колонии (рассказ).


Насилие и зло в тоталитарных обществах.

Черная книга коммунизма. М., «Три века истории», 2001. Стр. 188 – 214.


Насилие, многопоколенная семья и фантастический мир.

Габриель Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.


Современные представления о насилии.

Савчук, В.В. Насилие в цивилизации комфорта. В кн.: Антропология насилия. СПБ, «Наука», 2001. Стр. 476 – 496.

IV. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

БИЛЕТЫ К ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ НАСИЛИЯ»

1

Религиозные представления о смерти.



Философский смысл произведений маркиза де Сада

2

Религиозные представления о смерти.



Садизм

3

Смерть как философская проблема.



Черты Сверх – Я, характерные для ксенофобии.

4

Смерть как философская проблема.



Причины отсутствия связи агрессивных и либидинозных побуждений при перверсии.

5

Представления С. Шпильрейн о деструкции.



Садизм

6

Представления С. Шпильрейн о деструкции.



Связь психической травмы и навязчивого повторения

7

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема травматического невроза – 1) детская игра; 2) психоаналитическая теория искусства.



Понимание суицида в классической психоаналитической теории

8

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема травматического невроза: 1) детская игра; 2) психоаналитическая теория искусства.



Концепция суицида К. Меннингера

9

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема навязчивых повторений.



Роман Л. фон Захер-Мазоха « Венера в мехах».

10

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема навязчивых повторений.



Работа З. Фрейда «Экономическая проблема мазохизма».

11

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Теория травмы.



Суицид как социокультурный феномен.

12

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Теория травмы.



Учение Э. Дюркгейма о суициде.

13

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема инстинкта смерти.



Суицидальный риск
14

Навязчивые повторения и их причины (в какой работе описаны?)

Садомазохизм

15

З. Фрейд « По ту сторону принципа удовольствия». Проблема инстинкта смерти.



Работа с суицидентом

16

Представления о перверсиях в современной глубинной психологии.



Переписка З. Фрейда с А. Эйнштейном «Почему война

17

Представления о перверсиях в современной глубинной психологии.



Глубинно – психологический смысл моральных исканий Л.Толстого.

18

Особенности переживаний преступника.



Глубинно-психологический смысл переживания обиды («ресентимента»).

19

Особенности переживаний преступника.



М. Шелер о морали.

20

Глубинно – психологические механизмы ксенофобии.



Значение работы З. Фрейда « Влечение и их судьба».

21

Глубинно – психологические механизмы ксенофобии.



Концепции мазохизма

22

Перверсии и влечение к смерти



Содержание мазохизма

23

Перверсии и влечение к смерти



Работа Фрейда «Ребенка бьют»

24

Состояние «Я» и «Сверх-Я» при перверсиях



Формы мазохизма

25

Черты Я и Сверх-Я при мазохизме.



Черты личности (специфика переживаний ценностей) в «Исповеди» Л. Толстого.

26

Черты Я и Сверх –Я при мазохизме.



Глубинно – психологический смысл учения Л. Толстого о непротивлении злу насилием.

27

Современный взгляд на перверсии


Отличие представлений о деструкции С. Шпильрейн и З. Фрейда


28

Современный взгляд на перверсии



Представления о смерти в различных религиях

29

Ценности садизма



Формы парасуицидального поведения.

30

Ценности садизма



Глубинно – психологические аспекты повести Л. Толстого «Крейцерова соната».

31

Формы парасуицидального поведения.



З. Фрейд « Размышления о войне и смерти».
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная

  1. Фрейд, З. Три статьи по теории сексуальности. В кн.: Фрейд, З. "Я" и "Оно", т.2. Тбилиси, 1991. С. 11 – 56 (Или в кн.: Фрейд, З. Либидо. М., 1996).

  2. Фрейд, З. Об особом типе выбора объекта у мужчин. В кн.: Фрейд, З. "Я" и "Оно", т.2. Тбилиси, 1991. С. 62 – 70. (Или в кн.: Фрейд, З. Либидо. М., 1996).

  3. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ. В кн.: А.Фрейд, З.Фрейд. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997. С. 5 – 38.

  4. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия. В кн.: Фрейд, З. "Я" и "Оно", т.1. Тбилиси, 1991. С 132 – 190.



Дополнительная

1. Бион У.Р. Элементы психоанализа. Когито-Центр. Москва, 2009

2.Боулби Джон. Привязанность. Гардарики. Москва. 2000 г. Бион.

Гуггенбюль-Крейг, А. Благо Сатаны. Парадоксы психологии. СПб., 1997.


3.Кляйн М. Айзекс С. Райвери Д. Хайманн П. «Развитие в психоанализе» Академический проект. Москва 2001.

4.Лотман Ю.М. О редукции и развертывании знаковых систем (К проблеме « фрейдизм и семиотическая культурология»).

Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том 1, Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992 .

5.Рикер П. «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.

1995.

6.. Томэ Х., Кэхеле Х. «Современный психоанализ. Т.1. Теория. М: Прогресс, 1997.


7.Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

8.Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

9.Фрейд, З. Семейный роман невротиков. В кн.: Фрейд, З. Художник и фантазирование. М., 1995.

10.Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. В кн.: Фрейд, З. Либидо. М.,

1996.


11.Фрейд, З. Случай фрейлен Элизабет фон Р. // Московский психотерапевтический журнал, 1992, N 1-2.

12.Фромм, Э. Бегство от свободы. М., 1990.

13.Фромм, Э. Злокачественная агрессия: Адольф Гитлер - клинический случай некрофилии. В кн.: Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
14.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., Касталь, 1997.

15. Шпиц. Рене А. В. Годфри Коблинер Первый год жизни.М. 2000.

16.Эриксон, Э. Детство и общество. СПб, 1996.

17.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

18.Эриксон, Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М., 1996.

19.Для чтения классических и современных работ студентам рекомендуется обращаться в «Словарю-справочнику по психоанализу» (СПб., 2001), подготовленному В.М. Лейбиным, имеющемуся в библиотеке Института психоанализа.



СПИСОК ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Направленность агрессии на диадическом и триадическом этапах развития.

2. Концепция привязанности Боулби и ее практическое значение.
СПИСОК ТЕМ КОЛЛОКВИУМОВ

1. Садизм как социокультурный феномен.

2. Универсальность мазохистской идентичности.

3. Клинические и психоаналитические представления о природе суицидального поведения.


СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ

  1. Инстинкт смерти в работах Сабины Шпильрейн.

  2. Инстинкт смерти в работе Фрейда “По ту сторону принципа удовольствия”.

  3. Маркиз де Сад и садизм – история жизни и история термина.

  4. Феноменология мазохизма у Захер-Мазоха.

  5. Фрейд о мазохизме как эротизации насилия.

  6. Жиль Делез о мазохизме.

  7. Мазохизм под маской нарциссизма.

  8. Мазохизм женщины у Фрейда и Винникота.

  9. Превращение мазохизма в идентичность по Грину.

  10. Различные концепции суицида

  11. Суицид в системе социокультурных норм.

  12. Формы суицидального поведения.

  13. Концепция Меннингера.

  14. Метаморфозы родительской власти и насилие над детьми.

  15. Отношение к насилию над детьми в различных культурах.

  16. Проблема педофилии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО теме «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОАНАЛИЗЕ. Негативность в нидивидуальном переживании и в обществе».



Представления античности о зле и насилии.

Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. СПБ, «Евразия» 2001. Гл. IV «Зло в классическом мире». Стр. 143 – 206.


Средневековый образ зла: ведьма.

Рассел, Джеффри Бартон. Колдовство и ведьмы в средние века. СПБ, «Евразия» 2001. Глава IX. Формирование классического образа ведьмы. Гл. X. Ведовство и средневековое мировоззрение. Стр. 291 – 370.


Революционное насилие. Гильотина и расстрел.

Манфред, А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М., «Мысль», 1979. Максимилиан Робеспьер. Гл. VIII – XII (стр. 342 – 410).

Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛаг. Ч. I, гл.2 (первая половина), гл. 8.
Эстетизация революционного насилия.

Бабенко. В. Прекрасный полоумный маркиз Донасьен де Сад. Жизнь, страсти, творчество. М., «Арт-Бизнес-Центр», 1999.

Томас, Д. Маркиз де Сад. Иллюстрированная биография. М., «Крон-Пресс», 1998.

Маяковский, В.В. Послеоктябрьские стихи.


Биологизация насилия и зла.

Крафт-Эбинг. Сексуальные психопатии.

Ломброзо, Чезаре. Гениальность и помешательство.
Психологизация насилия и зла.

Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание.

Стивенсон, Р.Л. Странная история о докторе Джекиле и мистере Хайде.
Социологизация насилия и зла.

Куприн, А.И. Молох


Буржуазная романтизация насилия и зла.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра.


Трансцендентализация насилия и зла.

Кафка, Ф. Процесс (роман). В исправительной колонии (рассказ).


Насилие и зло в тоталитарных обществах.

Черная книга коммунизма. М., «Три века истории», 2001. Стр. 188 – 214.


Насилие, многопоколенная семья и фантастический мир.

Габриель Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества.


Современные представления о насилии.

Савчук, В.В. Насилие в цивилизации комфорта. В кн.: Антропология насилия. СПБ, «Наука», 2001. Стр. 476 – 496.



.