Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебно-психологическая экспертиза» для специальности 031002 «юридическая психология»




страница1/3
Дата05.07.2017
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине «Судебно-психологическая экспертиза»

для специальности – 031002 «юридическая психология»

Утвержден на заседании кафедры

практической психологии

« 24 » января 2007 г.

Протокол № 1

Воронеж - 2007



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра практической психологии

Программа учебной дисциплины

«Судебно-психологическая экспертиза »

для специальности – 050706 «Педагогика и психология»

Составитель:

Старший преподаватель Тютюнцев В.М.

Воронеж - 2007




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом исследования судебно-психологической экспер­тизы являются психические процессы, состояния, свойства психически здоровых лиц, участвующих в уголовном и гражданском процессах, осо­бенности их психической деятельности, временные (не болезненные) из­менения сознания под влиянием различных факторов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу. То есть, предметом экспертизы являются индивидуально-своеобразные черты психического отражения участниками процесса различных явле­ний окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных или гражданских дел



Теоретические основы судебно-психологической экспер­тизы созданы в следствии активной исследовательской работы ведущих ученых-юристов (А.В. Дулов, Г.М. Минь­ковский, М.М. Коченов, А.Р. Ратинов, Л.И. Рогачевский, Я.М. Яковлев и др.), нацеленной на создание теоретического фундамента и внедрение ее практических рекомендаций в уголовный процесс

Методологическую основу судебно-психологической экспер­тизы составляют общепсихологические научные принципы: детерми­низма, развития психики человека в единстве его сознания и деятель­ности, системности, что предполагает изучение его психической дея­тельности как единого целого. Наряду с общепсихологическими принципами на формирование ме­тодологии судебно-психологической экспертизы оказывают влияние принципы, теоретические положения правовой науки, такие, как теория доказательств, принципы законности, объективности, всесторонности исследования доказательств, принципы справедливости, гуманизма.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы входят:

- определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смягчающим ответственность обстоятельством либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений.

- исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и некоторые другие

Соответственно задачами преподавания курса судебно-психологической экспертизы являются следующие:



  1. изучение теоретических, методологических и организационных основ судебно-психологической экспертизы (организация и проведение судебно-психологической экспертизы);

  2. сформировать адекватные представления о роли и месте судебно-психологическая экспертиза в классификации разделов психологической науки.

  3. изучение вопросов правового обоснования оказания психологической помощи органам правосудия при решении вопросов психологического содержания.

  4. сформировать у студентов систему основных понятий о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение;.

  5. дать ориентировку в структуре юридической психологии как особой психологической дисциплины, связывающей психологическую теорию и практику.

Семестры и методические указания по изучению дисциплины

Судебно-психологическая экспертиза изучается в 8 семестре для студентов очного отделения и 9 семестре для студентов заочного отделения. При изучении дисциплины основным методическим пособием для студентов является настоящая программа.

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентам в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию.

На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа по данному курсу представляет собой время, отведенное на разработку студентами реферативных работ, изучение дополнительной литературы. Практическое выполнение изученных на занятиях методик и технологий и написание отчетов и психолого-педагогических заключений. Данный вид работы может проводится как группами студентов так и индивидуально.

Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельное овладение необходимой информацией, развитие творческих способностей студентов, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.

Рабочая программа ориентирована на содержание вышедших в последние годы учебников

В ходе изучения курса судебно-психологическая экспертиза формой итогового контроля является зачет.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


по дисциплине «Судебно-психологическая экспертиза»

для студентов отделения психологии по специальности 031002 – юридическая психология всех форм обучения

№№ п/п

Наименование темы

Всего часов в трудоемкости

Из них аудиторных

СРС

Всего

Лек-

ции


Семи-нары

л/р

1

2

3

4

5

6

7

8

Дневное отделение

1.

Тема 1. . Предмет судебно-психологической экспертизы,

ее цели, задачи методы



6

4

2

2




2

2.

Тема 2. Этапы разви­тия и становления судебно-психологической экспертизы в России.

4

2




2




2

3.

Тема 3. Состояние судебно-психологической экспертизы в некоторых европейских странах

4

2




2




4

4.

Тема 4. Правовые основы судебно-психологической

экспертизы



5

3

1

2




2

5.

Тема 5. Виды судебно-психологической экспертизы

6

2




2




4

6.

Тема 6 Специальные познания и пределы компетенции

судебного эксперта-психолога.



6

4

2

2




2

7.

Тема 7. Этические проблемы работы экспертов-психологов

7

5

2

3




2

8.

Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза способности

воспринимать важные для дела обстоятельства

и давать о них правильные показания.


8

4

2

2




4

9.

Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших

по делам об изнасиловании



8

6

2

4




2

10.

Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

8

6

2

4




2

11.

Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза аффекта

8

6

2

4




2

12.

Тема 12. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

8

6

2

4




2

13.

Тема 13. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании происшествий, связанных с использованием техники.

6

4




4




2

14.

Тема 14. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы

6

4




4




2

15.

Тема 15. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений

6

2




2




4

16.

Тема 16. Психологические методы судебно-психологической

экспертизы



4

2




2




2

17.

Итого

100

60

15

45




40

18

Зачеты

16

















Заочное отделение

1.

Тема 1. . Предмет судебно-психологической экспертизы,

ее цели, задачи методы



6

1

1







5

2.

Тема 2. Этапы разви­тия и становления судебно-психологической экспертизы в России.

4













4

3.

Тема 3. Состояние судебно-психологической экспертизы в некоторых европейских странах

4

1

1







3

4.

Тема 4. Правовые основы судебно-психологической

экспертизы



5

1

1







4

5.

Тема 5. Виды судебно-психологической экспертизы

6













6

6.

Тема 6 Специальные познания и пределы компетенции

судебного эксперта-психолога.



6

1

1







5

7.

Тема 7. Этические проблемы работы экспертов-психологов

7













7

8.

Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза способности

воспринимать важные для дела обстоятельства

и давать о них правильные показания.


8

2

2







6

9.

Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших

по делам об изнасиловании



8

2

2







6

10.

Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

8

1

1







6

11.

Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза аффекта

8

2

2







6

12.

Тема 12. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

8

2

2







6

13.

Тема 13. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании происшествий, связанных с использованием техники.

6

1

1







5

14.

Тема 14. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы

6













6

15.

Тема 15. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений

6

2

2







4

16.

Тема 16. Психологические методы судебно-психологической

Экспертизы



4













4

17.

Итого

100

16

16







84

18

Зачеты

7


















Примечание: конкретное время на проведение отдельных видов занятий может варьироваться в зависимости от действующего на факультете учебного плана.


Содержание курса учебной дисциплины

«Судебно-психологическая экспертиза»

Тема 1. Предмет судебно-психологической экспертизы,

ее цели, задачи методы

Использование психологических познаний в судебно-психологической практике.

Формы использования специальных психологических познаний.

Объект и предмет деятельности судебно-психологической экспертизы.

Компетенция судебно-психологической экспертизы.

Основные задачи судебно-психологической экспертизы.

Методологические основы судебно-психологической экс­пертизы.
Тема 2. Этапы разви­тия и становления судебно-психологической экспертизы в России.

Первая попытка проведения судебно-психологической экспертизы в России (экспертизой чувств и впечатлений).

Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии.

Экспертное психологическое исследование в 20-х — начале 30-х годов в практике судопроизводства.

Создание теоретического фундамента судебно-психологической экспертизы и внедрение ее практических рекомендаций в уголовный процесс в 60 -70-ых годах.

Современное состояние судебно-психологической экспертизы.


Тема 3. Состояние судебно-психологической экспертизы в некоторых европейских странах

Опыт развития судебно-психологической экспертизы в Германии.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в Польше.

Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого в Чехии.

Проведение комплексной криминологической экспертизы силами социологов, психологов и психиатров в Сербии.
Тема 4. Правовые основы судебно-психологической

экспертизы

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в России согласно Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Уголовно-Процессуальный Кодекса РФ о работе судебной экспертизы (глава 27).

Порядок назначения экспертизы.

Юридические основания производства судебно-психологической экспертизы.

Требования к содержанию постановления (определения) о назначении экспертизы и приобщенным источникам информации.

Поводы для назначения судебно-психологической экспертизы.
Тема 5. Виды судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза по месту и условиям проведения.

Организация проведения амбулаторной экспертизы или в зале судебного заседания.

Проведение стационарной экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза по процессуальному положению подэкспертных, в отношении таких процессуальных фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший.

Предметные виды судебно-психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

Возможности судебно-психологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.


Тема 6. Специальные познания и пределы компетенции

судебного эксперта-психолога.

Специальные познания психолога, используемые в судебной экспертизе и сфера его профессиональной компетенции.

Явления и обстоятельства выходящие за пределы профессиональной компетенции судебного эксперта-психолога

Совокупность определенных прав и обязанностей эксперта-психолога в соответствии с УПК РФ.

Справочно-консультационная и другая деятельность эксперта-психолога.

Требования к оформлению результатов судебно-психологической экспертизы.

Ответственность эксперта-психолога за данное им заключение
Тема 7. Этические проблемы работы экспертов-психологов

Базисные этические ценности судебного эксперта-психолога.

Специфика практического применения этических норм экспертом-психологом.

Профессиональная компетентность эксперта-психолога.

Личностный подход и его этические стандарты (уважение прав личности подэкспертного, уважение чести и достоинства подэкспертного).

Основные компоненты независимости эксперта-психолога (независимость от судебно-следственных органов, от других участников уголовного процесса, от других экспертов-психологов, от себя).

Этический принцип конфиденциальности.

Принципы добровольного, осознанного и информированного согласия и непричинения вреда испытуемому, основа проведения научных психологических исследований на контингенте подэкспертных лиц.


Тема 8. Судебно-психологическая экспертиза способности

воспринимать важные для дела обстоятельства

и давать о них правильные показания.

Способность воспринимать единичные факты на основе чувственного, сенсорного познания действительности.

Общие и индивидуальные особенности органов чувств, процессов протекания ощущений, восприятий, явлений памяти и мышления.

Способность синтетического отражения явлений окружающего мира, включающую в себя установление логических связей и отношений, т.е. опосредствованного отражения действительности.

Специфический вид образной памяти эйдетизм.

Поводы для назначения судебно-психологической экспертизы способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания.

Типовые вопросы для назначения судебно-психологической экспертизы способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания.

Тема 9. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших

по делам об изнасиловании

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному.

Юридический критерий беспомощного состояния.

Классификация причин, видов и форм беспомощного состояния потерпевших.

Основные факторы, обусловливающие неспособность психически здоровых потерпевших понимать значение совершаемых с ними действий.

Необходимые компоненты сохранности способности потерпевших к пониманию характера и значения совершаемых с ними действий.

Уровень психического развития подэкспертной.

Эмоциональное состояние потерпевшей в криминальной ситуации.

Индивидуально-психологические особенности потерпевшей.

Наиболее распространенные ошибки формулировки вопроса к экспертам по делу об изнасиловании.


Тема 10. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

При росте подростковой преступности на современном этапе особое значение имеет необходимость психологической диагностики несовершеннолетних. Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых).

Уголовный Кодекс 1997 года о дифференцированном подходе к наказанию несовершеннолетних обвиняемых, с учетом не только тяжести их деяния, но и психофизиологических и психологических характеристик.

Уголовно-Процессуальный Кодекс РФ (вступил в силу с 1 июля 2002 года) о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Способность несовершеннолетних полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Уровень сознания и самосознания, как показатель психического развития подростка.

Уровень интеллектуального развития несовершеннолетних.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы (проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности с юридической точки зрения).

Индивидуально-типологические особенности личности, юридически значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, наличие агрессивности и др.) и социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида), их проявление в ситуации общественно опасного деяния.

Судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи и т.д.

Типичные ошибки при формулировке вопросов для психолога-эксперта.
Тема 11. Судебно-психологическая экспертиза аффекта

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы аффекта (эмоциональных реакций и состояний) обвиняемого (подсудимого).

Психологическая структура аффекта.

Квалификация патологического аффекта и его особенности.

Различие признаков патологического и физиологического аффектов.

Причины, вызывающие состояние физиологического аффекта у человека.

Аффектогенная конфликтная ситуация.

Индивидуально-психологические особенности предрасполагающие к аффектам.

Характеристика физиологического аффекта и его динамика.

Характеристика методических приемов, которые используются экспертом-психологом при анализе и диагностике аффективного состояния.

Классический физиологический аффект.

Кумулятивный аффект.

Аффект на фоне алкогольного опьянения.

Эмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение.

Эмоциональное напряжение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение.

Типичные ошибки при формулировке вопросов для психолога-эксперта.



Тема 12. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

Юридические основания производства посмертной судебно-психологической экспертизы.

Научно обоснованный метод экспертного распознавания (диагностики) суицида (психологической аутопсии) Лос-Анжелесского Центра превенции суицида (штат Калифорния) доктора Е. Шнейдмана.

Психическое состояние подэкспертного в период, предшествовавший самоубийству (смерти).

Индивидуально-психологические особенности, этико-психологический анализ, диагностика особенностей самосознания, определение черт личности и характера, квалификация типа суицида, выявление мотивов (или психологического смысла) самоубийства, клиническая и психологическая диагностика собственно психического состояния, его возникновения, динамики и развития.

Причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству.

Признаки, позволяющие диагностировать намерения субъекта.

Типичные ошибки при формулировке вопросов для психолога-эксперта.


Тема 13. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании происшествий, связанных с использованием техники.

Назначение инженерно-психологической (технико-психологическая) экспертизы.

Вопросы изучаемые инженерной психологией.

Основные психические компоненты деятельности оператора.

Общая шкала усложнения деятельности в зависимости от сложности задач управления технической системой.

Исследование ошибочных действий оператора.

Этапы деятельности человека-оператора и условия их эффективности. Данные о времени движения различных органов человеческого тела. Данные о времени взаимодействия оператора с органами управления.

Время перехода от восприятия оператором комплексной обстановки до изменения управляемой системы в нормальных условиях.

Основные характеристикам памяти оператора.

Основные функции оперативного мышления.

Инженерно-психологическая экспертиза при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий.

Компетенция судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте.



Тема 14. Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы

Назначение судебно-психологической экспертизы для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза).

Актуальность внедрения внеэкспертных форм специальных психологических познаний в уголовном процессе.

Круг задач внеэкспертных форм специальных психологических познаний.

Оказание общеконсультативной помощи справочного характера.

Консультации по конкретным вопросам, ведущим к принятию совершенно определенных правовых решений.

Привлечение психолога-специалиста для непосредственного участия в производстве следственных действий.

Тема 15. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений

Диагностика взаимоотношений в группе с целью выявления мотивов отдельных членов группы, их социально-психологической роли в общей преступной деятельности.

Определение лидера группы и исполнителей замысла.

Экспертиза психического принуждения.

Подчиняемость и патологическую психическую зависимость.

Критерии патологической зависимости.

Тема 16. Психологические методы судебно-психологической

экспертизы

Специфическая особенность судебно-психологической экспертизы.

Изучение материалов дела. Основные направления в процессе изучения материалов дела.

Беседа с подэкспертным.

Биографический метод изучения личности и закономерностей психического развития человека. Схема изучения биографии.

Эксперимент как общий метод исследования.

Методики исследования личности: ТАТ (Тематический апперцептивный тест), тест Роршаха, тест MMPI, вопросники Айзенка, Кэттела и другие методики.

Методики исследования мышления: рассказ по картинке, раскладывание сюжетных картин, куб Линка, сравнение понятий, метод исключения, классификация предметов, метод пиктограмм.

Методики исследования памяти: заучивание слов, методика исследования процесса зрительного узнавания, метод опосредованного запоминания, методика исследования внушаемости (в сфере памяти), метод обнаружения зрительного эйдетизма.

Методики исследования воображения: методика незаконченных рисунков, составление рассказа на заданные слова, пересказ прочитанного.



Методики исследования восприятия и внимания: исследование восприятия формы предметов, исследование восприятия положения предмета в пространстве, исследование объема внимания.


СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акопов Г.В., Мельченко Н.И., Ефимова О.И. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. - Самара-Ульяновск, 1998.

  2. Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. - Тюмень, 1999;

  3. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987.

  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  5. Виндберг А.И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Волгоград, 1979.

  6. Боброва И.Н., Шишков С.Н. Об уменьшенной (ограниченной) вменяемости // Вопросы теории и организации судебно-психиатрической экспертизы. М., 1988. С. 152-160.

  7. Бородин С.В., Полубчинская С.В. Ограниченная вменяемость в проектах нового уголовного законодательства // Правовые вопросы судебной психиатрии. М., 1990. С. 32-39.

  8. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. М., 1978.

  9. Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970.

  10. Догадина М.А., Смирнова Т.А., Ткаченко А.А. Некоторые особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших - жертв сексуального насилия // Социальная и судебная психиатрия. История и современность. М., 1996. С. 356-358.

  11. Енгалычев В.Ф. Диагностика психического воздействия в процессе судебно-психологической экспертизы. // Методы психологии. Материалы II Всероссийской научной конференции по психологии Российского Психологического Общества. - Ростов-на-Дону, 1997, С. 96-98;

  12. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. 2-е изд. Калуга-Обнинск-Москва. 1997;

  13. Жирное В.Д. К вопросу о предмете и методе медицины // Вестник АМН СССР. 1972. № 3. С. 17-22.

  14. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1985.

  15. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.

  16. Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР. М., 1970.

  17. Калашник Я.М. Патологический аффект // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 220-227.

  18. Калашник Я.М. О некоторых психологических закономерностях при симуляции слабоумия // Проблемы судебной психиатрии. М., 1938. С. 270-288.

  19. Катаева В.Н. Значение посмертной психолого-психиатрической экспертизы виновного лица по делам об убийствах прошлых лет // Российский следователь. — №1. - 2000. -С. 3

  20. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М.,1980.

  21. Коченов М.М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (к постановке проблемы). // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1978. Вып. 29. С. 114-126.

  22. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы / Автореф. дисс.... д-ра психол. наук. М., 1991.

  23. Коченов М.М., Мельник В.В., Романов В.В. Судебно-психологическая экспертиза в практике органов военной юстиции. М., 1982.

  24. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

  25. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.,1988.

  26. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза ограниченной вменяемости: некоторые проблемы и пути их решения // Ограниченная вменяемость. М., 1996. С. 28-40.

  27. Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н., Сафуанов Ф.С., Ерохина М.Б. Некоторые клинические особенности и психологические механизмы регуляции поведения у психопатических личностей в состояниях эмоциональной напряженности // Кратковременные психотические состояния. М., 1983. С. 3-8.

  28. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушения поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения: психологические механизмы и правовые аспекты профилактики // Психологический журнал. 1986. № 5. С. 75-87.

  29. Кудрявцев И.А., Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания. Пособие для врачей. М., 1996.

  30. Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. М., 1977.

  31. Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле / /Советское право. 1927. N2 2/26. С. 84-100;

  32. Лурия А.Р. Психология в определении сле­дов преступления / / Научное слово. 1928. №3. С. 79-104.

  33. Махов В.Н. Сущность и понятие специальных знаний в советском уголовном процессе // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1986. Вып. 44. С. 56-66.

  34. Метелица Ю.Л., Шишков С.Н. Объекты судебно-психиатрической экспертизы // Современное состояние и перспективы развития новых видов судебной экспертизы. М., 1987. С. 143-153.

  35. Морозова Н.Б., Шаихова Б.З. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза малолетних потерпевших. Методические рекомендации. М., 1995.

  36. Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы: методическое письмо. М.: Прокуратура СССР, 1980 (авторы: М.М. Коченов, А.А. Цыганова).

  37. Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. М., 1994.

  38. Ограниченная вменяемость. М., 1996.

  39. Орзих М.Ф. Личность и право. М., 1975.

  40. Ocипoвa H.P. Судебно-психологическая экспертиза малолетних свидетелей // Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

  41. Печерников Т.П., Гульдан В.В., Остришко В.В. Особенности экспертной оценки аффективных реакций в момент совершения правонарушения у психически здоровых и психопатических личностей. Методическое пособие. М., 1983.

  42. Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 96-104.

  43. Поляков Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982. С. 5-28.

  44. Рахунов Р.Д. Теория и практика экспертизы в советском уголовном процессе. М., 1950. С. 55. .

  45. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998 и др.

  46. Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н. Человек в зеркале психоанализа и уголовное право // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 1992. № 3. С. 92-97.

  47. Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н. Экспертиза "правдивости" показаний (возможности психологической экспертизы) // Законность. 1992. № 2. С. 13-14.

  48. Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

  49. Ситковския О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. Методическое пособие. М., 1983.

  50. Строгович Л.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М, 1955. С. 319.

  51. Уголовный кодекс РФ.

  52. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

  53. Фелинская Н.И., Печерникова Т.П. Компетенция комплексных судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз // Социалистическая законность. 1973. № 12. С. 44.

  54. Фелинская Н.И., Станишевская Н.Н. Использование психологических знаний в уголовном процессе // Советская юстиция. 1971. № 7. С. 5-7.

  55. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

  56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  57. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

  58. Шишков С.Н. Формы использования психиатрических познаний на предварительном следствии. Практическое пособие. Железноводск,1996.

  59. Этика практической психиатрии. М., 1996.

  60. Яковлев Я.М. Судебная экспертиза при расследовании половых преступлений. Душанбе, 1966.


Дополнительная литература:

1.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982. Т. 1, 2.

2.Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

3.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,1984.

4.Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.

5.Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

6.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

7.Кабанов ММ., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.

8.Криминальная мотивация. М., 1986.

9.Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации // Психологический журнал. 1991. № 3. С. 57-67.

10.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11.Личность преступника. М., 1975.

12.Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1976.

13.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

14.Общая психодиагностика. М., 1987.

15.Основы психодиагностики. Ростов-на-Дону, 1996.

16.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

17.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1979.

18.Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза личности обвиняемого // Современные проблемы психиатрии. Казань, 1994. С. 48-50.

19.Сафуанов Ф.С. Об основных категориях судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе // Психологический журнал. 1994. Т. 17. № 3. С. 51-54.

20.Сафуанов Ф.С. Проблема нормы и патологии в судебной психиатрии // Вопросы общей и пограничной психиатрии. Екатеринбург, 1995. С. 123-127.

21.Сидоров Б.В. Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение. Казань, 1978.

22.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

23.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Вып. 1-2.

24.Франселла Ф., Банниспгер Д. Новый метод исследования личности. М" 1987.

25.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

26.Шишков С.Н. Конвенционализм в судебной психиатрии // Человек. 1994. № 4. С. 5-15.

27.Шишков С.Н. Предмет судебной психиатрии // Советское государство и право. 1990. № 11. С. 31-38.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Что является предметом судебно-психологической экспертизы?

2. В чем состоит отличие оснований от поводов назначения судебно-психологической экспертизы?

3. Назовите наиболее распространенные методы, используемые экспертом-психоло­гом при проведении экспертизы.

4. Чем определяется компетенция судебно-психологической экспертизы, научная компетенция эксперта?

5. Решение каких вопросов входит в компетенцию эксперта-психолога по уголовным делам о преступлениях против жизни и здоровья граждан?

6. Какие вопросы могут исследоваться экспертом-психологом при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде?

7. Может ли эксперт-психолог высказывать свое мнение о правдивости свидетельских показаний? Обоснуйте вашу точку зрения.

8. Из чего складывается подготовка судебно-психологической экспертизы?

9. Каким требованиям должны отвечать постановление следователя, определение суда, ходатайство адвоката о назначении судебно-психологической экспертизы по делу?

10. В каких целях используется заключение судебно-психологической экспертизы?

11. Что является объектом судебно-психологической экспертизы?

12. Назовите основные вопросы, относящиеся к компетенции судебно-психологической экспертизы.

13. Что является поводом для назначения судебно-психологической экспертизы по поводу установления аффекта?

14.Как проходило разви­тие и становление судебно-психологической экспертизы в России.

15.Что является юридическим основанием производства судебно-психологической экспертизы

16.Как проводится судебно-психологическая экспертиза по месту и условиям проведения.

17.Для чего проводится судебно-психологическая экспертиза по процессуальному положению подэкспертных

18.Какую роль играют общие и индивидуальные особенности органов чувств, процессов протекания ощущений, восприятий, явлений памяти и мышления.

19.Какие исследуются предметные виды судебно-психологической экспертизы.

20.Какие права и обязанности возлагаются на эксперта-психолога в соответствии с УПК РФ.

21.Какова ответственность эксперта-психолога за данное им заключение

22.В чем состоит профессиональная компетентность эксперта-психолога.

23.Назовите основные этические принципы эксперта-психолога.

24.Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

25.Что такое способность воспринимать единичные факты на основе чувственного, сенсорного познания действительности.

26.Что является поводом для назначения судебно-психологической экспертизы способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания.

27.Назовите типовые вопросы для назначения судебно-психологической экспертизы способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания.

28.Судебно-психологическая экспертиза по делам о сексуальных преступлениях: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

29.Назовите классификацию причин, видов и форм беспомощного состояния потерпевших.

30.Какие основные факторы, обусловливающие неспособность психически здоровых потерпевших понимать значение совершаемых с ними действий.

31.Охарактеризуйте необходимые компоненты сохранности способности потерпевших к пониманию характера и значения совершаемых с ними действий.

32. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

33.В чем состоит юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых).

34. Как Вы понимаете проблему психического инфантилизма несовершеннолетних с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности с юридической точки зрения.

35.Какие особенности проведения судебно-психологической экспертизы лиц с сенсорными дефектами — слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи и т.д.

36.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

37.В чем различие признаков патологического и физиологического аффектов.

38.Перечислите причины, вызывающие состояние физиологического аффекта у человека.

39.Дайте характеристику физиологического аффекта и его динамики.

40.Посмертная судебно-психологическая экспертиза: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

41. Какие юридические основания необходимы для производства посмертной судебно-психологической экспертизы.

42. Какие особенности психического состояния подэкспертного в период, предшествовавший самоубийству (смерти).

43.Какая причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству.

44.Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого и мотивов противоправных действий: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

45.Какие признаки, позволяют диагностировать намерения субъекта.

46.Судебно-психологическая экспертиза по делам о присшествиях, связанных с управлением техникой: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

47.Для чего нужно назначение инженерно-психологической (технико-психологическая) экспертизы.

48.Какие вопросы изучаются инженерной психологией.

49.Компетенция судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте.

50.Судебная психолого-лингвистическая экспертиза: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

51.В чем состоит актуальность внедрения внеэкспертных форм специальных психологических познаний в уголовном процессе.

52.Судебно-психологическая экспертиза фонограмм и видеозаписей: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

53.Для чего нужно привлечение психолога-специалиста для непосредственного участия в производстве следственных действий.

54.Судебно-психологическая экспертиза преступной группы: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

55.Какие вопросы изучает судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений. Основные направления в процессе изучения материалов дела. Методики исследования личности, мышления, памяти, воображения, восприятия и внимания.

56. Судебно-психологическая экспертиза по делам о причинении морального вреда: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

57. Судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

58.Судебно-психологическая экспертиза в делах о признании недействительными сделок с пороками воли: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс

59.Комлексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза: понятие, правовые основания, экспертная сущность, экспертно-диагностический процесс


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ
1. Предмет судебно-психологической экспертизы, ее цели, задачи и методологические основы.

2.Этапы разви­тия и становления судебно-психологической экспертизы в России.

3. Состояние судебно-психологической экспертизы в некоторых европейских странах.

4. Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно - экспертной деятельности в России согласно Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

5.Уголовно-Процессуальный Кодекса РФ о работе судебной экспертизы.

6.Порядок назначения экспертизы.

7.Виды судебно-психологической экспертизы

8.Судебно-психологическая экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

9.Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.

10.Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых.

11.Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

12. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний.

13.Возможности судебно-психологической экспертизы по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

14.Специальные познания и пределы компетенции судебного эксперта-психолога.

15.Этические проблемы работы экспертов-психологов.

16.Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений.

17.Поводы факультативного (необязательного) назначения судебно-психологической экспертизы.

18.Психологические методы проведения судебно-психологической экспертизы

19.Судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемого и

мотивов противоправных действий.

20.Судебно-психологическая экспертиза по фактам неправомерного

психического воздействия.

21.Судебная психолого-лингвистическая экспертиза.

22.Судебно-психологическая экспертиза в делах по искам о

возмещении морального вреда.

23.Судебно-психологическая экспертиза в делах о признании

недействительными сделок с пороками воли.

24.Судебно-психологическая экспертиза в делах, возникающих из

обязательственных правоотношений.

25.Судебно-психологическая экспертиза в делах по спорам о праве

на воспитание детей.

26.Судебно-психологическая экспертиза обоснованного риска.

27.Судебно-психологическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

28.Судебно-психологическая экспертиза юридически значимых

эмоциональных состояний


  1   2   3

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  • Воронеж - 2007
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • Тема 15. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений